Тема: Такая незнакомая Югра.
Цель урока: воспитание чувства патриотизма, способности понимать и принимать национальную культуру коренных народов ХМАО.
Задачи урока:
1. Образовательные:
· расширить знания учащихся о жизни народов ханты и манси.
· формировать положительные эмоции, чувство успеха и уважения к национальной культуре.
· формировать осознанное отношение к традициям и фольклору коренных народов севера;
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
· Воспитывать интерес и гордость за край в котором живем;
· Воспитывать художественный вкус и уважение к культуре ханты и манси.
· Активизировать эмоциональный отклик на музыку.
Оснащение урока: Карта ХМАО, ЛЭПБУК, маршрут путешествия, термины музыкальных инструментов: «санквылтап». “томра”, “нын-юх”, “наркас-юх”, “тоорых-юх”, фонограмма песни обских девушек, видеоматериал (фольклорный ансамбль “Солнышко”), алгоритм “анализ музыкальных произведений”, фонограмма “Югра – сестра моя” Электронное приложение к ЛЭПБУК в виде презентации.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Музыкальное приветствие. У. Ребята, вы любите путешествовать? У. Кто из вас где был? У. Сегодня на уроке я предлагаю совершить турне по нашему округу. Как называется наш округ? У. Где он находится? У. Что вы можете сказать о музыке севера?
У. Тема нашего урока: «Такая незнакомая Югра». У. Информация о культуре народов крайнего севера, истории зарождения и становления и развития народов Ханты и Манси. У. Есть карта, маршрут, нам нужно выбрать капитана, ответив на три вопроса: - Столица округа? - День рождения округа? - Сколько исполняется лет в этом году? У. Капитан! У нас есть маршрутный лист. Наша цель: достичь в короткий срок той станции, куда лежит маршрут преодолевая преграды и используя наши знания. В этом нам помогут: ЛЭПБУК и знающий капитан. Но чтобы отправиться в путь мы должны выучит путевую попевку, с которой мы будем путешествовать.
У. И так капитан. Куда лежит наш путь?
У. Предлагаю капитану открыть наш путеводитель! Открывает ЛЭПбук и читает текст о Югре, знакомит с жизнью и бытом коренных народов по позициям книги, фото, картинкам. Рассматривает вместе с одноклассниками дары природы ХМАО, виды деятельности коренных народов. У. предлагает капитану выполнить задание из презентации вместе со своей командой
У. Расшифруйте слово БОЙ/СИ/ЩЕТ У. Молодцы ребята, хорошо справились. И так, дальше в путь! У. Рассмотрите Лэпбук и опишите качества материалов из которых шили одежду ханты и манси в условиях Севера. Обратите внимание на их народные костюмы.
У. Вы хорошо справились и с этим заданием. А сейчас слушаем внимательно. Звучит путевая песня обских девушек на родном языке У. Сделайте анализ музыкального произведения и предположите - какие черты характера присущи коренным народам Севера?
У. Какие инструменты вы услышали?
У. Предлагаю посмотреть видеозапись народной песни севера под аккомпанемент санквылтап. Можно ли по мелодии и пению определить смысл песни?
У. И в наше время многие творческие люди обращаются к теме родного края. Мы сейчас с вами послушаем музыкальное произведение, а вы поработайте по алгоритмам «Анализ музыкального произведения». Звучит песня «Югра – сестра моя». У. Это произведение написала композитор Лора Квин. Вы достойно справились с заданием. Каким бы произведением вы хотели бы завершить свое путешествие? У. Как мы должны с вами его исполнить?
Концертное исполнение песни «Родные места» муз. Ю. Антонова У. Музыкальное турне завершается. Какая станция вам больше запомнилась и почему?
У. Какое открытие вы сделали для себя?
У. Д/З. Нарисовать понравившийся инструмент народов севера. |
Музыкальное приветствие. Д. Да.
Д. Ответы детей.
Д. ХМАО – ЮГРА.. Д. На севере. Д. Веселая, задорная, композиторская, народная.
Д. Ханты-Мансийск.(показывают на карте) Д. 10 декабря 1930г Д. 93 года
Дети поют попевку: Ханты-Мансийский округ северные края, Ханты-Мансийский округ родина здесь моя.
Д. К новым знаниям о нашем округе!
Д. Рассказывают о местонахождении округа, его природе и народных инструментах севера и сравнивают их с русскими народными. Томра – духовой, нын-юх – струнный, наркас-юх – струнный, тоорых-юх – струнный.(приложение 1)
Д. Ответы детей (СТОЙБИЩЕ)
Д. Ответы детей мех, кожа, бисер, ткань.. Д. костюмы яркие украшены мехом и бисером
Д. Музыка исполняется мелодично, нежно, звучит празднично. характерны также распевы как в русских народных песнях. Д. Люди трудолюбивые, добрые и спокойные. Д. Музыка современная, композиторская, так как звучат современные электронные инструменты
Д. Да. Ответы детей: качают ребёнка, ухаживают за животными, шьют и вышивают одежду, пекут хлеб. Значит в песнях запечатлены жизнь и быт коренного народа.
Д. Ответы детей
Д. «Родные места»
Д. С любовью, нежностью и трепетом к родному краю.
Д. Мне запомнились все станции, так как я узнала много нового и интересного о родном крае. Д. Мне запомнилась станция Ханты-Мансийск, так как понравилась песня «Югра – сестра моя».
Д. Узнали народные инструменты севера. И музыка севера очень красива и интересна. Под звуки песни «Югра – сестра моя» дети выходят из класса. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.