Сценарий открытого урока по музыке "Такая незнакомая Югра" с применением современных технологий и приёмов по формированию функциональной грамотности обучающихся

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытый урок Такая незнакомая Югра.docx

             Тема: Такая незнакомая Югра.

Цель урока: воспитание чувства патриотизма, способности понимать и принимать национальную культуру коренных народов ХМАО.

Задачи урока:

1. Образовательные:

·       расширить знания учащихся о жизни народов ханты и манси.

·       формировать положительные эмоции, чувство успеха и уважения к национальной культуре.

·       формировать осознанное отношение к традициям и фольклору коренных народов севера;

2. Развивающие:

  • развивать волевую, активную сторону личности, связанную с освоением различных видов деятельности на уроке музыки.
  • развивать музыкальные способности у детей, внимание, память, наглядно-образное мышление;
  • развивать навыки самоуправления и самоорганизации общественной активности и дисциплины учащихся.

3. Воспитательные:

·       Воспитывать интерес и гордость за край в котором живем;

·       Воспитывать художественный  вкус  и уважение к культуре ханты и манси.

·       Активизировать эмоциональный отклик на музыку.

Оснащение урока: Карта ХМАО, ЛЭПБУК, маршрут путешествия, термины музыкальных инструментов: «санквылтап». “томра”, “нын-юх”, “наркас-юх”, “тоорых-юх”, фонограмма песни обских девушек, видеоматериал (фольклорный ансамбль “Солнышко”), алгоритм “анализ музыкальных произведений”, фонограмма “Югра – сестра моя” Электронное приложение к ЛЭПБУК  в виде презентации.

 

Ход урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Музыкальное приветствие.

У. Ребята, вы любите путешествовать?

У. Кто из вас где был?

У. Сегодня на уроке я предлагаю совершить  турне по нашему округу. Как называется наш округ?

У. Где он находится?

У. Что вы можете сказать о музыке севера?

 

У. Тема нашего урока: «Такая незнакомая Югра».

У. Информация о культуре народов крайнего севера, истории зарождения и становления и развития народов Ханты и Манси.

У. Есть карта, маршрут, нам нужно выбрать капитана, ответив на три вопроса:

- Столица округа?

- День рождения округа?

- Сколько исполняется лет в этом году?

У. Капитан! У нас  есть маршрутный лист.

Наша цель: достичь в короткий срок той станции, куда лежит маршрут преодолевая  преграды  и используя наши знания. В этом нам помогут: ЛЭПБУК и знающий капитан. Но чтобы отправиться в путь мы должны выучит путевую попевку, с которой мы будем путешествовать.

 

 

У. И так капитан. Куда лежит наш путь?

 

У. Предлагаю капитану открыть наш путеводитель! Открывает ЛЭПбук и читает текст о Югре, знакомит с жизнью и бытом коренных народов по позициям книги, фото, картинкам.  Рассматривает вместе с одноклассниками дары природы ХМАО, виды деятельности коренных народов.

У. предлагает капитану  выполнить задание  из   презентации вместе со своей командой

 

 

У. Расшифруйте слово БОЙ/СИ/ЩЕТ

У. Молодцы ребята, хорошо справились. И так, дальше в путь!

У. Рассмотрите Лэпбук и опишите качества материалов из которых шили  одежду  ханты и манси в условиях Севера. Обратите внимание на их народные  костюмы.

 

 

 

 

У. Вы хорошо справились и  с этим заданием. А сейчас слушаем внимательно.

Звучит путевая песня обских девушек на родном языке

У. Сделайте анализ музыкального произведения и предположите - какие   черты характера присущи коренным народам Севера?

 

У. Какие инструменты  вы услышали? 

 

 

 

У. Предлагаю посмотреть видеозапись народной песни севера под аккомпанемент санквылтап.  Можно ли по мелодии и  пению  определить смысл песни?

 

 

 

У. И в наше время многие творческие люди обращаются к теме родного края. Мы сейчас с вами послушаем музыкальное произведение, а вы поработайте по алгоритмам «Анализ музыкального произведения». Звучит песня «Югра – сестра моя».

У. Это произведение написала композитор Лора Квин. Вы достойно справились с заданием. Каким бы произведением вы хотели бы завершить свое путешествие?

У. Как мы должны с вами его исполнить?

 

Концертное исполнение песни «Родные места» муз. Ю. Антонова

У. Музыкальное турне завершается. Какая станция вам больше запомнилась и почему?

 

 

 

 

У. Какое открытие вы сделали для себя?

 

У. Д/З. Нарисовать понравившийся инструмент народов севера.

Музыкальное приветствие.

Д. Да.

 

Д. Ответы детей.

 

 

 

 

Д. ХМАО – ЮГРА..

Д. На севере.

Д. Веселая, задорная, композиторская, народная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д. Ханты-Мансийск.(показывают на карте)

Д. 10 декабря 1930г

Д. 93 года

 

 

 

 

 

 

Дети поют попевку: Ханты-Мансийский округ северные края, Ханты-Мансийский округ родина здесь моя.

 

 

Д. К новым знаниям о нашем округе!

 

 

 

 

Д. Рассказывают о местонахождении округа, его природе и  народных инструментах севера и сравнивают их с русскими народными. Томра – духовой, нын-юх – струнный, наркас-юх – струнный, тоорых-юх – струнный.(приложение 1)

 

 

 

 

 

 

Д. Ответы детей (СТОЙБИЩЕ)

 

 

 

Д. Ответы детей мех, кожа, бисер, ткань..

Д. костюмы яркие украшены мехом и бисером

 

 

 

 

 

 

 

 

Д. Музыка исполняется мелодично, нежно, звучит празднично. характерны также распевы как в русских народных песнях.

Д. Люди трудолюбивые, добрые  и спокойные.

Д. Музыка современная, композиторская, так как звучат современные электронные инструменты   

 

Д. Да. Ответы детей: качают ребёнка, ухаживают за  животными,  шьют и вышивают одежду, пекут хлеб.  Значит в песнях запечатлены жизнь и быт коренного  народа.

 

 

 

 

 

 

 

Д. Ответы детей

 

 

 

 

Д. «Родные места»

 

 

Д. С любовью, нежностью и трепетом к родному краю.

 

 

Д. Мне запомнились все станции, так как я узнала много нового и интересного о родном крае.

Д. Мне запомнилась станция Ханты-Мансийск, так как понравилась песня «Югра – сестра моя».

 

 

Д. Узнали народные инструменты севера. И музыка севера очень красива и интересна.

Под звуки песни «Югра – сестра моя» дети выходят из класса.