Сценарий открытого урока по музыке "Такая незнакомая Югра" с применением современных технологий и приёмов по формированию функциональной грамотности обучающихся
Оценка 4.7

Сценарий открытого урока по музыке "Такая незнакомая Югра" с применением современных технологий и приёмов по формированию функциональной грамотности обучающихся

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 3
4 кл—11 кл +1
17.02.2024
Сценарий открытого урока по музыке "Такая незнакомая Югра" с применением  современных технологий и приёмов по формированию функциональной грамотности обучающихся
Открытый урок Такая незнакомая Югра.docx

             Тема: Такая незнакомая Югра.

Цель урока: воспитание чувства патриотизма, способности понимать и принимать национальную культуру коренных народов ХМАО.

Задачи урока:

1. Образовательные:

·       расширить знания учащихся о жизни народов ханты и манси.

·       формировать положительные эмоции, чувство успеха и уважения к национальной культуре.

·       формировать осознанное отношение к традициям и фольклору коренных народов севера;

2. Развивающие:

  • развивать волевую, активную сторону личности, связанную с освоением различных видов деятельности на уроке музыки.
  • развивать музыкальные способности у детей, внимание, память, наглядно-образное мышление;
  • развивать навыки самоуправления и самоорганизации общественной активности и дисциплины учащихся.

3. Воспитательные:

·       Воспитывать интерес и гордость за край в котором живем;

·       Воспитывать художественный  вкус  и уважение к культуре ханты и манси.

·       Активизировать эмоциональный отклик на музыку.

Оснащение урока: Карта ХМАО, ЛЭПБУК, маршрут путешествия, термины музыкальных инструментов: «санквылтап». “томра”, “нын-юх”, “наркас-юх”, “тоорых-юх”, фонограмма песни обских девушек, видеоматериал (фольклорный ансамбль “Солнышко”), алгоритм “анализ музыкальных произведений”, фонограмма “Югра – сестра моя” Электронное приложение к ЛЭПБУК  в виде презентации.

 

Ход урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Музыкальное приветствие.

У. Ребята, вы любите путешествовать?

У. Кто из вас где был?

У. Сегодня на уроке я предлагаю совершить  турне по нашему округу. Как называется наш округ?

У. Где он находится?

У. Что вы можете сказать о музыке севера?

 

У. Тема нашего урока: «Такая незнакомая Югра».

У. Информация о культуре народов крайнего севера, истории зарождения и становления и развития народов Ханты и Манси.

У. Есть карта, маршрут, нам нужно выбрать капитана, ответив на три вопроса:

- Столица округа?

- День рождения округа?

- Сколько исполняется лет в этом году?

У. Капитан! У нас  есть маршрутный лист.

Наша цель: достичь в короткий срок той станции, куда лежит маршрут преодолевая  преграды  и используя наши знания. В этом нам помогут: ЛЭПБУК и знающий капитан. Но чтобы отправиться в путь мы должны выучит путевую попевку, с которой мы будем путешествовать.

 

 

У. И так капитан. Куда лежит наш путь?

 

У. Предлагаю капитану открыть наш путеводитель! Открывает ЛЭПбук и читает текст о Югре, знакомит с жизнью и бытом коренных народов по позициям книги, фото, картинкам.  Рассматривает вместе с одноклассниками дары природы ХМАО, виды деятельности коренных народов.

У. предлагает капитану  выполнить задание  из   презентации вместе со своей командой

 

 

У. Расшифруйте слово БОЙ/СИ/ЩЕТ

У. Молодцы ребята, хорошо справились. И так, дальше в путь!

У. Рассмотрите Лэпбук и опишите качества материалов из которых шили  одежду  ханты и манси в условиях Севера. Обратите внимание на их народные  костюмы.

 

 

 

 

У. Вы хорошо справились и  с этим заданием. А сейчас слушаем внимательно.

Звучит путевая песня обских девушек на родном языке

У. Сделайте анализ музыкального произведения и предположите - какие   черты характера присущи коренным народам Севера?

 

У. Какие инструменты  вы услышали? 

 

 

 

У. Предлагаю посмотреть видеозапись народной песни севера под аккомпанемент санквылтап.  Можно ли по мелодии и  пению  определить смысл песни?

 

 

 

У. И в наше время многие творческие люди обращаются к теме родного края. Мы сейчас с вами послушаем музыкальное произведение, а вы поработайте по алгоритмам «Анализ музыкального произведения». Звучит песня «Югра – сестра моя».

У. Это произведение написала композитор Лора Квин. Вы достойно справились с заданием. Каким бы произведением вы хотели бы завершить свое путешествие?

У. Как мы должны с вами его исполнить?

 

Концертное исполнение песни «Родные места» муз. Ю. Антонова

У. Музыкальное турне завершается. Какая станция вам больше запомнилась и почему?

 

 

 

 

У. Какое открытие вы сделали для себя?

 

У. Д/З. Нарисовать понравившийся инструмент народов севера.

Музыкальное приветствие.

Д. Да.

 

Д. Ответы детей.

 

 

 

 

Д. ХМАО – ЮГРА..

Д. На севере.

Д. Веселая, задорная, композиторская, народная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д. Ханты-Мансийск.(показывают на карте)

Д. 10 декабря 1930г

Д. 93 года

 

 

 

 

 

 

Дети поют попевку: Ханты-Мансийский округ северные края, Ханты-Мансийский округ родина здесь моя.

 

 

Д. К новым знаниям о нашем округе!

 

 

 

 

Д. Рассказывают о местонахождении округа, его природе и  народных инструментах севера и сравнивают их с русскими народными. Томра – духовой, нын-юх – струнный, наркас-юх – струнный, тоорых-юх – струнный.(приложение 1)

 

 

 

 

 

 

Д. Ответы детей (СТОЙБИЩЕ)

 

 

 

Д. Ответы детей мех, кожа, бисер, ткань..

Д. костюмы яркие украшены мехом и бисером

 

 

 

 

 

 

 

 

Д. Музыка исполняется мелодично, нежно, звучит празднично. характерны также распевы как в русских народных песнях.

Д. Люди трудолюбивые, добрые  и спокойные.

Д. Музыка современная, композиторская, так как звучат современные электронные инструменты   

 

Д. Да. Ответы детей: качают ребёнка, ухаживают за  животными,  шьют и вышивают одежду, пекут хлеб.  Значит в песнях запечатлены жизнь и быт коренного  народа.

 

 

 

 

 

 

 

Д. Ответы детей

 

 

 

 

Д. «Родные места»

 

 

Д. С любовью, нежностью и трепетом к родному краю.

 

 

Д. Мне запомнились все станции, так как я узнала много нового и интересного о родном крае.

Д. Мне запомнилась станция Ханты-Мансийск, так как понравилась песня «Югра – сестра моя».

 

 

Д. Узнали народные инструменты севера. И музыка севера очень красива и интересна.

Под звуки песни «Югра – сестра моя» дети выходят из класса.

 


 

Тема: Такая незнакомая Югра .

Тема: Такая незнакомая Югра .

У. Сегодня на уроке я предлагаю совершить турне по нашему округу

У. Сегодня на уроке я предлагаю совершить турне по нашему округу

У. предлагает капитану выполнить задание из презентации вместе со своей командой

У. предлагает капитану выполнить задание из презентации вместе со своей командой

Звучит песня «Югра – сестра моя»

Звучит песня «Югра – сестра моя»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2024