Сценарий педагогического совета
Оценка 4.7

Сценарий педагогического совета

Оценка 4.7
Документация +1
docx
администрации
СCУЗ, ВУЗ
06.10.2021
Сценарий педагогического совета
сценарий педагогического совета
pedsovet_vystuplenie.docx

 Сценарий педагогического совета

 «Проектирование современного урока в свете внедрения ФГОС»

 

 

Форма проведения: проблемная деловая игра

Цель: спроектировать учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.

 

 

(Слайд 1)

Начать сегодняшний педсовет хотелось бы со слов американского философа Джона Дьюи (Слайд 2 – два раза)

 

 «Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

 

Вдумайтесь в эти слова и ответьте на вопрос: Какова же тема нашего сегодняшнего педсовета? О чем мы сегодня будем говорить?

(Выслушать мнение коллег)

(Слайд 3) с темой

 

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

Современный урок есть протекание сорокапятиминутного  момента жизни как продолжение её, как часть истории личностной судьбы ребёнка.

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Предположите,  какова цель нашего занятия? То есть давайте выдвинем так называемую гипотезу. (Выслушать несколько предполагаемых ответов: требования к современному уроку, разработать урок, спроектировать ….)

(Слайд 4 - два раза)

Цель: спроектировать учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.

 

Уважаемые участники педагогического совета! Сформулируйте  для себя цель, которой вы хотите достигнуть в ходе нашей работы. (Заслушать несколько человек).

 

Как подготовить современный урок – сейчас это один из самых важных вопросов, которые стоят перед учителем.

      Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Предлагаю вам определить одно из важных условий  современного урока. У кого какие предположения? (учителя предлагают варианты). (Слайд 5 – три раза) Результативность, комфорт, творчество.

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

«Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление

«комфорт» – это обстановка,  обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

 Я предлагаю вам поиграть. Игра называется  «Ассоциация». Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт».

 

(Работа в группах) 

 

Результат работы групп. 1-2 минуты

 

К

Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О

Органичность, основательность

Отдача, оптимально

Открытие

Ответственность

Образованный, осознанный

М

моделирование

мотивация

методика

мастер

Ф

Фантазия

формирование

функциональный

фундамент

О

Отдых, осмысленный

Открытие, организованный

обучение

Опора, озарение

Р

Радость

развитие

Рост

Результат, рефлексия

Т

Тепло

Творчество

Талант

темп

 

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Вы скажите, что и раньше мы говорили о таких характеристиках урока. Получается, что ничего не изменилось? А изменилось очень многое.

 

          В  настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Что же такое современный урок?

           (Слайд 6)

        Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе.

     В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.  (Слайд 7)

(Слайд 8 – ЧЕТЫРЕ РАЗА) Виды УУД: личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся; регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности; познавательные – включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем; коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

(Слайд 9) Виды универсальных учебных действий представлены на слайде.

Поэтому признанным подходом в обучении выступает (Слайд 10) системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

- применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; 

- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.   

    И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через

1.     моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

2.     использование активных и интерактивных методик;

3.     участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности;

4.     вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Учащиеся:

- работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;

- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Важной характеристикой  деятельностного  подхода  в работе педагогов является системность.  Системно-деятельностный   подход  осуществляется на различных этапах урока.


   Системно - деятельностный подход предполагает самостоятельное планирование путей достижения целей. Какие пути вы можете предложить для достижения цели сегодняшнего педсовета?

 

Повестка дня

1.     Требования к современному уроку.

2.     Деятельность учителя и обучающихся на уроке, реализующем требования ФГОС.

3.     Методы и приёмы, позволяющие реализовать подходы к  современному уроку в свете требований ФГОС.

4.     Самоанализ урока – эффективный путь к реализации требований к современному уроку.

Так как форма проведения нашего педсовета - проблемная деловая игра, и  мы используем системно - деятельностный подход, который предполагает умение самостоятельно добывать знания и отдает предпочтение групповым формам работы, то предлагаем вам поработать в группах:

  

1.     Требования к современному уроку. Группа №1.

2.     Деятельность учителя и обучающихся на уроке, реализующем требования ФГОС. Группа №2.

3.     Методы и приёмы, позволяющие реализовать подходы к  современному уроку в свете требований ФГОС. Группа №3.

4.     Самоанализ урока – эффективный путь к реализации требований к современному уроку.

5.     Практикум по анализу урока в свете требований ФГОС.

Задание 1 группе. Изучить требования к уроку. Заполнить таблицу, отражающую требования к современному уроку в соответствии с ФГОС.

 

Задание 2 группе. Сравнить деятельность учителя и обучающихся во время проведения традиционного и современного урока в свете требований ФГОС. Заполнить таблицу.

 

Виды деятельности

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

 

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

 

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

 

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

 

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

 

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

 

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

 

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

 

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

 


Задание 3 группе. Вам дана опорная таблица для конструирования современного учебного занятия. Ваша задача – заполнить таблицу.

Опорная  таблица для конструирования учебного занятия

Этапы урока

Цель

Эффективные  методы, формы  и приёмы достижения цели

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

 

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

 

3.Постановска учебной задачи.

Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

 

4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

 

5.Первоначальное закрепление  с проговарива-

нием во внешней речи.

Усвоить учащимися новый способ действия.

 

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и  провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

 

7.Включение в систему знаний и повторения

 Включить  новый способ действий в систему знаний  при этом  повторить и закрепить  раннее изученные способы  подготовки к изучению следующих разделов.

 

8.Рефлексия деятельности

Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий

 

                                                                                                                                           Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

              Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются  у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

(Слайд 11)

Учитель на каждом уроке не может обойтись без технологической карты. А технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

(Слайд 12)

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

 

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Учитель должен проанализировать  каждый этап, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы в их совокупности.

 (Раздаю раздаточный материал): Я предлагаю вам изучить матрицу анализа урока с уровневыми показателями оценки. Проанализировать предложенный урок по данной матрице.

 

 

Подведение итогов работы

Так что же для  нас современный урок? Предлагаем каждой группе сформулировать свое видение современного урока в контексте реализации требований ФГОС. Подберите слова, словосочетания  к понятию  «современный  урок». Продолжите: современный урок – это … «например, познание и т.д.».

Ответы:

это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес,  профессионализм, выбор, инициативность, уверенность,  потребность.

 

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

 

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

 

Каждый современный урок учитель, реализующий системно- деятельностный подход в обучении, заканчивает рефлексией.

И нашу проблемную деловую игру мы закончим рефлексией.

 

Рефлексия

На листе бумаги обведите свою ладошку,  

каждый палец – это какая - то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:

       большой – для меня это важно и интересно …

       указательный - я получил конкретные рекомендации…

       средний - мне было трудно (не понравилось)…

       безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

       мизинец - для меня было недостаточно…

Предлагается выступить участникам деловой игры с оценкой своей деятельности по реализации целей, поставленных в начале работы.

 

Решение:

1.     Учителям при проектировании учебных занятий учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта, теоретические и методологические основы современного учебного занятия.

2.     Администрации школы и учителям-предметникам изучить и использовать в работе матрицу анализа и самоанализа урока с уровневыми показателями оценки.  

3.     Учителям-предметникам проанализировать уровневые показатели оценки проводимых уроков в целях приведения их в соответствие с требованиями ФГОС. Предоставить заполненную матрицу самоанализа заместителю директора по УВР.

4.     Спроектировать и провести учебные занятия в соответствии с требованиями ФГОС. Издать сборник «Мой лучший урок по ФГОС».

5.     Организовать в рамках работы МО взаимопосещение уроков учителей с заполнением матрицы самоанализа с уровневыми показателями оценки с целью выявления уровня сформированности у  учителей-предметников умения  проектировать современное учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Сценарий педагогического совета «Проектирование современного урока в свете внедрения

Сценарий педагогического совета «Проектирование современного урока в свете внедрения

Цель: спроектировать учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта

Цель: спроектировать учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта

О Отдых, осмысленный

О Отдых, осмысленный

Слайд 9) Виды универсальных учебных действий представлены на слайде

Слайд 9) Виды универсальных учебных действий представлены на слайде

Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность

Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность

Самоанализ урока – эффективный путь к реализации требований к современному уроку

Самоанализ урока – эффективный путь к реализации требований к современному уроку

Домашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Домашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Включение в систему знаний и повторения

Включение в систему знаний и повторения

Раздаю раздаточный материал):

Раздаю раздаточный материал):

Предлагается выступить участникам деловой игры с оценкой своей деятельности по реализации целей, поставленных в начале работы

Предлагается выступить участникам деловой игры с оценкой своей деятельности по реализации целей, поставленных в начале работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2021