Сценарий познавательного занятия: Улыбка снеговика (занятие I)
ГОБОУ Мурманская КШИ № 3, педагог: Майсей Елена Владимировна
Цель: познакомить с историей появления Снеговика
Задачи:
ü знакомить с народными традициями;
ü развивать коммуникативные навыки в совместной деятельности;
ü способствовать развитию положительных эмоций;
ü наполнять и активизировать словарь;
ü развивать диалогическую речь, память, мышление;
ü расширять кругозор;
ü продолжать учить работать по алгоритму, следовать инструкции, соблюдать ТБ при изготовлении поделки.
Воспитательские задачи:
ü воспитывать интерес к народным традициям, к временам года;
ü формировать нравственные качества: доброжелательность, отзывчивость, уступчивость;
ü развивать познавательный интерес, творческие способности;
ü воспитывать желание выразительно читать.
Словарь:
Всемирный день СНЕГОВИКА, снежная скульптура скульптор, архитектор, поэт, Микеланджело Буонарроти, итальянский художник, святой Франциск, небесный покровитель, мифы и сказки, батюшка, матушка, салазки, карнавал, прививка, злой, злюка, ночные кошмары, луна полная (полнолуние), сказочные страшилки.
Материалы и оборудование:
презентация, мультимедийное устройство, «зима» в картинах художников, заготовки для творческой работы, технологическая карта – задание.
Введение:
Воспитатель: (слайд №)
Ребята:
- какое сегодня число? было вчера? будет завтра?
- какой день недели?
- какое сейчас время года? (ответы ребят).
Верно, сейчас ЗИМА! И наше занятие связано с этой порой. Предлагаю отгадать загадку. Отгадка является темой занятия и названием праздника, который отмечают во всём мире 18 января.
ЗАГАДКА
Лишь зимой он белоснежный, с головы до самых ног,
Он похож на шарик снежный, в глазках чёрный уголёк.
Вместо носа очень ловко, носит сладкую морковку,
И скучать он не привык, это белый… (Снеговик) (слайд №)
Основная часть:
Воспитатель:
Молодцы! Верно. 18 января отмечают Всемирный день СНЕГОВИКА В России тоже есть День Снеговика, правда, он еще не очень распространен. Празднуется он 28 февраля
Предлагаю совершить экскурсию по страничкам истории появления снеговика. Согласны? В путь! (слайд №)
ПЕРВЫЙ СНЕГОВИК БЫЛ ИТАЛЬЯНЦЕМ
Сегодня сложно сказать, кто первым слепил фигуру из снега и в какой стране это произошло. Одни говорят, что первого снеговика слепил скульптор, поэт, архитектор Микеланджело Буонарроти (итальянский художник) в XV веке (1493 г.). (слайд №) Другие, что снеговик придумал святой Франциск, небесный покровитель экологов. Он всюду искал, тех, кому плохо, бедных, больных и помогал им. (слайд №) Историки до сих пор к единому мнению не пришли.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, есть отец у Снегурочки? (ответы ребят).
Если мы откроем книгу «Словари русских мифов и сказок», то прочитаем, что Снеговик является, отцом Снегурочки. (слайд №) а сам он является сыном деда Мороза и великой Снежной Вьюги-Метелицы. (слайд №)
Вспомните, как на Руси называют МОРОЗ? (ответы ребят). Верно: Батюшка Мороз. А ЗИМУ как называют? Матушкой. Красавицей.
(слайд №)
Физминутка:
На зарядку становись!
Вправо-влево покрутись. Начинаем приседать — |
Будто прыгаем мы с горки |
Воспитатель:
Отгадав кроссворд, узнаем, как в старину называли снеговиков.
Кроссворд:
1. эти объекты наблюдаем на небе в тёмное время суток? (звёзды) (слайд №)
2. как в старину называли санки? (салазки) (слайд №)
3. что носят ребята за спиной, когда идут в школу? (рюкзаки) (слайд№)
4. что закрывает лицо участников карнавала? (маска) (слайд №)
5. что делают от гриппа, чтобы не болеть? (прививку) (слайд №)
|
З |
В |
Ё |
З |
Д |
Ы |
||
|
С |
А |
Л |
А |
З |
К |
И |
|
|
Р |
Ю |
К |
З |
А |
К |
||
М |
А |
С |
К |
А |
|
|||
|
П |
Р |
И |
В |
И |
В |
К |
А |
Воспитатель:
Какое слово получилось? (ребята читают и произнося вместе)
СНЕГОВИКИ – ЗЛЮКИ и путь к доброте (слайд №)
Скажите, каким мы представляем Снеговика? (ответы ребят).
(Большой, толстый, три снежных кома/ большой – живот, средний – грудь, маленький – голова, веточки вместо рук или ручки из снега)
Смешной человечек из снега.
Так было не всегда. Раньше, зимние дни и вечера считались тяжелыми, долгими. Ничего не растёт, кушать нечего. Как выживать? И снеговиков лепили страшными, злобными. При лепке снежной фигуры люди пускали в ход всю свою фантазию Снеговики были страшными, злыми, похожими на страхи и переживания людей. Снежные скульптуры сравнивали с суровой зимой. Существовало много поверий. (слайд №)
Знаете, народные приметы? (ответы ребят)
Народные приметы:
Так норвежцы боялись встретить снеговика вечером. Это сулило несчастье. Поэтому даже из окна уютного дома разглядывать снеговика считалось плохой приметой.
Ребята по очереди читают (или желающие): (слайд №)
· не смотри на снеговика из окна;
· нельзя лепить снеговика, когда луна полная (полнолуние) - будут проблемы, ночные кошмары и неудачи;
· если ночью на пути стоит снежная скульптура, нужно изменить путь и не смотреть на снежную скульптуру…
XIX век. Люди начали учиться, стали грамотными, сказочные страшилки их уже не пугали. И снеговики перестали быть злюками, а стали символом Нового года и Рождества.
Если верить христианской легенде, то Снеговики – это ангелы. Снег – дар Божий. (слайд №) Зимние герои – Снеговики, передают на небеса просьбу – послания людей. Снеговики – посланники небес, помогают бороться с бесами. У них можно просить всё. Важно – вылепить маленького Снеговичка – ангела из чистейшего белого снежка и усердно шептать сокровенные желания, просить его чтоб он услышал и принял просьбу. Считалось, что как только он растает, желание будет доставлено на небо и обязательно сбудется.
Воспитатель:
Практическая деятельность
Мы сейчас слепим (сделаем) своего Снеговичка. Изготовим открытку. (слайд №) Будьте внимательны. Старайтесь четко выполнять работу в той последовательности, какая представлена вам в инструкции.
Рефлексия:
Понравилось вам занятие?
Что нового узнали?
Кем является Снеговик?
Какое желание нужно просить?
На следующем занятии мы с вами поговорим о Снеговиках в России.
Карточка задание
Технологическая карта |
||
Материалы и оборудование |
Ножницы. Клей-карандаш. Цветной картон. Белый лист бумаги. Краски. Кисть. Фломастеры. Трафареты фигур. |
|
1 |
Выбери цветной картон – фон твоей открытки. |
|
2 |
По краям открытки нарисуйте еловые веточки, как показано на картинке. |
|
3 |
Возьмите 2 (два) прямоугольника белой бумаги. Сделайте «гармошки». Гармошки сложите пополам. |
|
4 |
Возьмите клей-карандаш и склейте боковые стороны. Должен получится круг. Круг приклейте по центру открытки. |
|
5 |
Возьмите ножницы и вырежете голову снеговика, маленький кружок, шарфик, нос, глазки и пуговицы. |
|
6 |
Сначала приклейте голову. Затем по центру круга маленький кружок. Далее пуговицы, глазки, нос. |
|
7 |
Возьмите фломастер и нарисуйте рот |
|
8 |
Раскрасьте шапку. Приклейте шарфик. Сделайте надпись. |
|
Информационные источники:
https://pustunchik.ua/holidays/new-year/istorija-snigovyka
https://kulturologia.ru/blogs/211217/37131/
https://fafka.ru/2013/12/24/snowman/
https://vk.com/@bib7_chehov-stihi-poslovicy-zagadki-o-snegovike
https://omolitvah.ru/molitvy/molitvy-svyatogo-frantsiska/
http://chitatetocruto.blogspot.com/2014/12/blog-post_28.html
https://tvorcheskie-proekty.ru/node/3031
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.