Час общения «Извечный вопрос: ДЕТИ И ДЕНЬГИ»
Автор классный руководитель Сальгириева М.А.
Направление воспитания: нравственно - экономическому воспитанию.
Цели: расширить представление детей о природе денег и культуре обращения с ними; раскрыть сущность денег как нравственной категории; формировать критическое отношение к «нетрудовому» богатству; воспитывать положительное отношение к богатству как результату труда человека; способствовать формированию экономического мышления; побуждать детей к экономии, бережливости, сдержанности.
Форма проведения: час общения.
Оформление: на доске предложения для анализа.
Ход классного часа
Ведущий : Воспитание правильного отношения к деньгам - важная и трудная задача. Как найти и соблюсти здесь разумную меру? Как выработать у детей разумное отношение к материальной стороне жизни?
Ведущий: (Звучит музыка из оперы)
Всем известна эта музыка - это куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст». Мефистофель поет о том, что весь род людской на земле поклоняется только одному кумиру - золотому тельцу, который не признает небесных законов. Из-за этого кумира идут войны, льется кровь, люди истребляют друг друга. О каком кумире идет речь? За какой металл гибнут люди? (ответы детей)
Ведущий :Мефистофель поет, что от золота - все зло на земле. Может быть, сейчас все переменилось? (ответы детей)
Слова этих куплетов были написаны более двух веков назад. Но мы пришли к выводу, что эти слова очень современно звучат и сегодня.
Путешествие в историю «Таинственная власть денег»
Ведущий:. В старину считали, что деньги - это порождение нечистой силы. Так что же такое деньги: источник прогресса или зло, от которого нужно избавляться? Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе. Начнем с путешествия в историю денег. Приглашаю к доске участников творческой группы (имена, фамилии).
Путешествие в историю денег
Ученик 1. Деньги родились около 7 тыс. лет назад, когда у людей появились излишки изделий и продуктов и можно было обменивать их на другие необходимые вещи. Но тут-то и возникла проблема. Как обменять барана на лепешку? Или яйца на глиняный горшок? Додумались наши предки, что надо выбрать какой-то один товар и сравнить его ценность с другими. Этот товар и стал выполнять роль денег. Роль первых денег у многих народов выполняли домашние животные. Их считали по головам. У кого много было голов, тот и был богатым. Слово «капитал» как раз и произошло от латинского caput, что значит «голова». Разные предметы использовались в качестве денег: рыба, меха, жемчужины, зубы собак, кенгуру и дельфинов, бруски соли, железные прутья и т. д. При обмене возникали большие сложности. Например' лодка стоила полкоровы - не будешь ведь рубить скотину пополам!
Ученик 2. И тут появились драгоценные металлы: золото и серебро. Они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве. В нашей стране первоначальной денежной единицей была гривна - серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было разрубить на 4 части, и тогда получались рубли. А если рубль разбить на 2 части, получались 2 полтины. Дальше рубль можно было рубить на 50 резаней. На сто частей рубль не разрежешь, поэтому сделали копейку. Эта маленькая монета получила такое название потому, что на ней был изображен святой Георгий на коне и с копьем в руке.
А слово «деньги» произошло от слова «деньга» - это была серебряная монета времен Дмитрия Донского. Но деньги из металла создавали новые проблемы: например, Ломоносов, получив от императрицы премию в 2000 рублей, не смог их в кармане отнести домой - премия тянула на 3 с лишним тонны! А это - целый грузовик! Вот тогда и появились бумажные деньги. Их придумали в Китае в VIII в. А через 1000 лет они появились в России при Екатерине II. Ее портрет украшал сторублевую купюру, которую ласково называли «катенькой».
Ведущий: спасибо за столь интересную экскурсию в историю денег.
Деньги: цель или средство
Приведите примеры из жизни:
Ученик 3:Многие богачи говорят, что деньги для них - не цель, а средство для самоутверждения, для проявления своих способностей. Как правило, эти люди живут скромно, не балуют детей, жертвуют огромные суммы на религию, образование, помощь бедным. В Америке дети миллионеров не гнушаются стоять за прилавком, ремонтировать машины, торговать газетами. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни, признак культуры в обращении с деньгами. В западных странах человек учится обращаться с деньгами с раннего Детства: учится скромности, выдержке, самоограничению. Вот, например, история жизни самого богатого человека Америки Джона Рокфеллера, который родился в бедной семье.
Рокфеллер вошел в двадцатку самых могущественных людей страны, был признан самым богатым человеком в мире. Но детей своих он воспитывал очень строго: заставлял колоть дрова, работать в огороде, помогать по дому. Его дети получали по одному кусочку сыра в день, а по воскресеньям не читали ничего, кроме Библии. Компанию Рокфеллера «Стандарт Ойл» называли «величайшей, мудрейшей и самой НЕЧЕСТНОЙ из всех». Богатство Рокфеллера строилось на спекуляциях, аферах и приводило к разорению множества конкурентов. Джон Рокфеллер помог основать Чикагский университет, учреждал стипендии, выплачивал пенсии. Порой он вздыхал: «Богатство - или великое благословение, или проклятие».
Проблемный вопрос: «Кого считать бедным?»
Ведущий:. Вы услышали рассказ о выдающемся предпринимателе Джоне Рокфеллере. Наблюдая за финансовым возвышением Рокфеллера, американский писатель Марк Твен сказал: «Бедность человека определяется не отсутствием у него денег, а его потребностью в них. Каждый раз, когда я вижу господина Рокфеллера, моя рука тянется к карману подать ему 15 центов».
Ведущий . А согласны ли вы с самой фразой, что бедность - это не отсутствие денег, а потребность в них? Кого тогда называть бедным? (ответы детей)
Ведущий :Мне кажется, у нас на доске есть фраза, которая перекликается с высказыванием Марка Твена. Найдите ее! («Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег!»)
Ведущий: закончите фразы «Чего нельзя купить за деньги».)
· За деньги можно купить часы... (но не время).
· За деньги можно купить книгу... (но не мудрость).
· За деньги можно купить телохранителя... (но не друга).
· За деньги можно купить еду... (но не аппетит).
· За деньги можно купить дом... (но не семью).
· За деньги можно купить положение в обществе... (но не уважение людей).
· За деньги можно купить лекарство... (но не здоровье).
· За деньги можно купить поцелуй... (но не любовь).
· За деньги можно купить развлечения... (но не счастье).
· За деньги можно купить икону... (но не веру).
· За деньги можно купить целый континент... (но не Родину).
· За деньги можно купить орден... (но не подвиг, не честь).
· За деньги можно купить клоунов... (но нехорошее настроение).
Ведущий: Как видим, не все на свете продается и покупается. А богатству миллиардеров не стоит завидовать. По словам одного французского писателя, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого!».
Ситуация по теме «Дети и деньги»
Ведущий: предлагаю ситуацию
Двенадцатилетнему Исе срочно понадобились 300 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Иса совсем недавно уже купил 2 диска.
Тогда Иса придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата- первоклассника Магу и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 300 рублей. Естественно, Мага проиграл. Но...
Ведущий:Вы познакомились с бизнес-проектом Исы. Давайте разберем, насколько успешен этот проект и почему после остаются сомнения. (ответы детей)
Ведущий: Вэтой ситуации Иса захотел получить материальную независимость от родителей. И это похвально. Но культура обращения с деньгами требует, чтобы эти деньги были заработаны честно, не ущемляли ничьих интересов и не содействовали порокам. Тогда вместе с деньгами появляется и то, что за деньги купить нельзя, - уважение к самому себе.
Дилемма: деньги - зло или благо?
Ведущий: Дилемма, которую мы пытались решить, давно стоит перед мировой философией. И однозначного решения тут действительно быть не может. Сами по себе деньги - это всего лишь бумажки, а добро или зло они несут - зависит от отношения человека к деньгам. Вот и пришло время решить эту дилемму: деньги - зло или благо? Какие будут соображения? (ответы детей)
Осторожно - деньги! Составление правил обращения с деньгами
Ведущий: Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами?
Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.
· Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.
· Зарабатывай честно.
· Соизмеряй свои «хочу» и «могу».
· Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.
· Старайся не влезать в долги.
· Не играй в лотереи, азартные игры.
Можете поделиться своими мудрыми советами, которые вы поучили от родителей.
(Дети поднимают руки, предлагают свои правила.)
Я бы всем детям посоветовала не забывать пословицу: «Доброе имя дороже богатства».
Ведущий: Помните, что культура обращения с деньгами - это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит серьезно задуматься, откуда берутся деньги и как разумно ими распоряжаться. В заключение нашего разговора о деньгах несколько мудрых мыслей. Они записаны на доске (читает). Первая цитата - это, конечно же, шутка. Второй мы с вами уже нашли пример. А третья принадлежащая античному баснописцу Эзопу, не утратила своего значения и в наши дни: «Чтобы не терять голову от денег, нужно иметь разум». Я от всей души желаю вам его приобрести.
Рефлексия
Ведущий: На земле весь род людской чтит один кумир священный,
Он царит над всей Вселенной, тот кумир - телец златой!
В умилении сердечном прославляя истукан,
Люди разных каст и стран пляшут в круге бесконечном,
Окружая пьедестал, окружая пьедестал!
Сатана там правит бал, там правит бал!
Этот идол золотой волю неба презирает,
Насмехаясь, изменяет он небес закон святой!
В угожденье богу злата край на край встает войной;
И людская кровь рекой по клинку течет булата!
Люди гибнут за металл, люди гибнут за металл!
Сатана ликует там, ликует там!
Я надеюсь ваше отношение к деньгам и богатству после сегодняшней нашей встречи изменится!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.