Сценарий тренинга "Мир денег"
Оценка 5

Сценарий тренинга "Мир денег"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
классное руководство
7 кл—11 кл
14.04.2020
Сценарий тренинга "Мир денег"
извечный вопрос :дети-деньги
мы и деньги.docx

 

Час общения «Извечный  вопрос: ДЕТИ И ДЕНЬГИ»

Автор классный руководитель Сальгириева М.А.

Направление воспитания: нравственно - экономическому воспитанию.

Цели: расширить представление детей о природе денег и культу­ре обращения с ними; раскрыть сущность денег как нравственной кате­гории; формировать критическое отношение к «нетрудовому» богатст­ву; воспитывать положительное отношение к богатству как результату труда человека; способствовать формированию экономического мыш­ления; побуждать детей к экономии, бережливости, сдержанности.

Форма проведения: час общения.

Самый доходный вид физического труда - грести деньги лопатой! (А. Морозов)
Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег! (А. Граф)
Старайтесь быть разумным, а не богатым. Богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой. (Эзоп)
Оформление: на доске  предложения для анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход классного часа

Ведущий : Воспитание правильного отношения к деньгам - важная и трудная задача. Как найти и соблюсти здесь разумную меру? Как выработать у детей разумное отношение к материальной стороне жизни?

Ведущий: (Звучит  музыка из оперы)

Всем известна эта музыка - это куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст». Мефистофель поет о том, что весь род людской на земле поклоняется только одному куми­ру - золотому тельцу, который не признает небесных законов. Из-за этого кумира идут войны, льется кровь, люди истребляют друг друга. О каком кумире идет речь? За какой металл гибнут люди? (ответы детей)

 

Ведущий :Мефистофель поет, что от золо­та - все зло на земле. Может быть, сейчас все переменилось? (ответы детей)

Слова этих куплетов были напи­саны более двух веков назад. Но мы пришли к выводу, что эти слова очень современно звучат и сегодня.

 Путешествие в историю «Таинственная власть денег»

Ведущий:. В старину считали, что деньги - это порождение нечистой силы. Так что же такое деньги: источник прогресса или зло, от которого нужно избавляться? Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе. Начнем с путешествия в историю денег. Приглашаю к доске участников творческой группы (имена, фамилии).

Путешествие в историю денег

Ученик 1. Деньги родились около 7 тыс. лет назад, когда у людей появились излишки изделий и продуктов и можно было обменивать их на другие необходимые вещи. Но тут-то и возникла проблема. Как обменять барана на лепешку? Или яйца на глиняный горшок? Додума­лись наши предки, что надо выбрать какой-то один товар и сравнить его ценность с другими. Этот товар и стал выполнять роль денег. Роль первых денег у многих народов выполняли домашние животные. Их считали по головам. У кого много было голов, тот и был богатым. Слово «капитал» как раз и произошло от латинского caput, что значит «голо­ва». Разные предметы использовались в качестве денег: рыба, меха, жемчужины, зубы собак, кенгуру и дельфинов, бруски соли, железные прутья и т. д. При обмене возникали большие сложности. Например' лодка стоила полкоровы - не будешь ведь рубить скотину пополам!

Ученик 2. И тут появились драгоценные металлы: золото и се­ребро. Они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве. В нашей стране первоначальной де­нежной единицей была гривна - серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было разрубить на 4 части, и тогда получались рубли. А если рубль разбить на 2 части, получались 2 полтины. Дальше рубль можно было рубить на 50 резаней. На сто частей рубль не раз­режешь, поэтому сделали копейку. Эта маленькая монета получила такое название потому, что на ней был изображен святой Георгий на коне и с копьем в руке.

А слово «деньги» произошло от слова «деньга» - это была се­ребряная монета времен Дмитрия Донского. Но деньги из металла создавали новые проблемы: например, Ломоносов, получив от импе­ратрицы премию в 2000 рублей, не смог их в кармане отнести домой - премия тянула на 3 с лишним тонны! А это - целый грузовик! Вот тогда и появились бумажные деньги. Их придумали в Китае в VIII в. А через 1000 лет они появились в России при Екатерине II. Ее портрет украшал сторублевую купюру, которую ласково называли «катенькой».

Ведущий: спасибо за столь интересную экскурсию в историю денег.

Деньги: цель или средство

Приведите примеры из жизни:

Ученик 3:Многие богачи говорят, что деньги для них - не цель, а средство для самоутверждения, для проявления своих способно­стей. Как правило, эти люди живут скромно, не балуют детей, жерт­вуют огромные суммы на религию, образование, помощь бедным. В Америке дети миллионеров не гнушаются стоять за прилавком, ре­монтировать машины, торговать газетами. Это не жестокость, не жад­ность, а норма жизни, признак культуры в обращении с деньгами. В западных странах человек учится обращаться с деньгами с раннего Детства: учится скромности, выдержке, самоограничению. Вот, на­пример, история жизни самого богатого человека Америки Джона Рокфеллера, который родился в бедной семье.

Рокфеллер вошел в двадцатку самых могу­щественных людей страны, был признан самым богатым человеком в мире. Но детей своих он воспитывал очень строго: заставлял колоть дрова, работать в огороде, помогать по дому. Его дети получали по одному кусочку сыра в день, а по воскресеньям не читали ничего, кроме Библии. Компанию Рокфеллера «Стандарт Ойл» называли «ве­личайшей, мудрейшей и самой НЕЧЕСТНОЙ из всех». Богатство Рок­феллера строилось на спекуляциях, аферах и приводило к разорению множества конкурентов. Джон Рокфеллер помог основать Чикагский университет, учреждал стипендии, выплачивал пенсии. Порой он вздыхал: «Богатство - или великое благословение, или проклятие».

 Проблемный вопрос: «Кого считать бедным?»

Ведущий:. Вы услышали рассказ о выдаю­щемся предпринимателе Джоне Рокфеллере. Наблюдая за финансо­вым возвышением Рокфеллера, американский писатель Марк Твен сказал: «Бедность человека определяется не отсутствием у него денег, а его потребностью в них. Каждый раз, когда я вижу господина Рок­феллера, моя рука тянется к карману подать ему 15 центов». 

Ведущий . А согласны ли вы с самой фразой, что бедность - это не отсутствие денег, а потребность в них? Кого тогда называть бедным? (ответы детей)

 

Ведущий :Мне кажется, у нас на доске есть фраза, которая перекликается с высказыванием Марка Твена. Найдите ее! («Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег!»)

Ведущий: закончите фразы «Чего нельзя купить за деньги».)

·          За деньги можно купить часы... (но не время).

·         За деньги можно купить книгу... (но не мудрость).

·         За деньги можно купить телохранителя... (но не друга).

·         За деньги можно купить еду... (но не аппетит).

·         За деньги можно купить дом... (но не семью).

·         За деньги можно купить положение в обществе... (но не уваже­ние людей).

·         За деньги можно купить лекарство... (но не здоровье).

·         За деньги можно купить поцелуй... (но не любовь).

·         За деньги можно купить развлечения... (но не счастье).

·         За деньги можно купить икону... (но не веру).

·         За деньги можно купить целый континент... (но не Родину).

·         За деньги можно купить орден... (но не подвиг, не честь).

·              За деньги можно купить клоунов... (но нехорошее настроение).                                                                                

Ведущий: Как видим, не все на свете продается и покупается. А богатству миллиардеров не стоит завидовать. По словам одного французского писателя, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по кар­ману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, сове­стью. Это слишком дорого!».

Ситуация по теме «Дети и деньги»

Ведущий: предлагаю ситуацию

Двенадцатилетнему Исе  срочно понадобились 300 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказа­лись, потому что Иса совсем недавно уже купил 2 диска.

Тогда Иса придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата- первоклассника Магу и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 300 рублей. Естественно, Мага  проиграл. Но...

Ведущий:Вы познакомились с бизнес-проектом Исы. Давайте разберем, насколько успешен этот проект и почему после остаются сомнения. (ответы детей)

 Ведущий: Вэтой  ситуации Иса захотел получить материальную независимость от родителей. И это похвально. Но культура обращения с деньгами требует, чтобы эти деньги были заработаны честно, не ущемляли ничьих интересов и не содействовали порокам. Тогда вместе с деньгами появляется и то, что за деньги купить нельзя, - уважение к самому себе.

 Дилемма: деньги - зло или благо?

Ведущий: Дилемма, которую мы пытались решить, давно стоит перед мировой философией. И однозначного решения тут действительно быть не может. Сами по себе деньги - это всего лишь бумажки, а добро или зло они несут - зависит от отноше­ния человека к деньгам. Вот и пришло время решить эту дилемму: деньги - зло или благо? Какие будут соображения? (ответы детей)

Осторожно - деньги! Составление правил обращения  с деньгами

Ведущий: Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами?

Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.

·         Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.

·         Зарабатывай честно.

·         Соизмеряй свои «хочу» и «могу».

·         Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги при­людно.

·         Старайся не влезать в долги.

·         Не играй в лотереи, азартные игры.

Можете поделиться своими мудрыми советами, которые вы по­учили от родителей.

(Дети поднимают руки, предлагают свои правила.)

Я бы всем детям посоветовала не забывать пословицу: «Доброе имя дороже богатства».

Ведущий: Помните, что культура обраще­ния с деньгами - это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит серьезно задуматься, откуда берутся деньги и как разумно ими распоряжаться. В заключение нашего разговора о деньгах несколько мудрых мыслей. Они записаны на доске (читает). Первая цитата - это, конечно же, шутка. Второй мы с вами уже нашли пример. А третья принадлежащая античному баснописцу Эзопу, не утратила своего значения и в наши дни: «Чтобы не терять голову от денег, нужно иметь разум». Я от всей души желаю вам его приобрести.

 Рефлексия

Ведущий:  На земле весь род людской чтит один кумир священный,

Он царит над всей Вселенной, тот кумир - телец златой!

В умилении сердечном прославляя истукан,

Люди разных каст и стран пляшут в круге бесконечном,

Окружая пьедестал, окружая пьедестал!

Сатана там правит бал, там правит бал!

Этот идол золотой волю неба презирает,

Насмехаясь, изменяет он небес закон святой!

В угожденье богу злата край на край встает войной;

И людская кровь рекой по клинку течет булата!

Люди гибнут за металл, люди гибнут за металл!

Сатана ликует там, ликует там!

 Я надеюсь ваше отноше­ние к деньгам и богатству после сегодняшней нашей встречи изменится! 

 

 


 

Час общения «Извечный вопрос:

Час общения «Извечный вопрос:

Всем известна эта музыка - это куплеты

Всем известна эта музыка - это куплеты

Георгий на коне и с копьем в руке

Георгий на коне и с копьем в руке

Рок­феллера, моя рука тянется к карману подать ему 15 центов»

Рок­феллера, моя рука тянется к карману подать ему 15 центов»

Тогда Иса придумал бизнес-проект

Тогда Иса придумал бизнес-проект

Ведущий: Помните, что культура обраще­ния с деньгами - это часть общей культуры человека

Ведущий: Помните, что культура обраще­ния с деньгами - это часть общей культуры человека
Скачать файл