Сценарий
урок патриота
«Честь имею»
Цели и задачи: раскрыть моральную сущность чести и достоинства человека; воспитывать чувство ответственности за свои поступки; подвести ребят к мысли о необходимости жить, следуя нравственным правилам жизни, сохраняя свою честь и достоинство; развивать творческие способности и умение вести дискуссию; пропагандировать литературу по теме.
Оформление: по центру слова Ф. Достоевского «Честь и достоинство сильнее всего»; мультимедийный экран и необходимая аппаратура для демонстрации слайд сюжета и презентации; плакаты «Честь и достоинство», «Жизнь-Отечеству, честь-никому!». Выставка литературы с пословицами, поговорками, высказываниями великих людей, литература и фотомонтаж по теме мероприятия «Достоинства военного-суть, отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала»; жетоны и конверты с заданием на деловую игру, дипломы, сувениры.
Участники программы: группа чтецов (8 обучающихся), ведущая, два ассистента и обучающиеся 6-7 классов
Ход урока патриота
Звучит фоновая песня Олега Газманова «Офицеры». Перед началом ведущая проводит для обучающихся армейскую викторину.
Ведущая:
1. Как называется здание, в котором живут солдаты? /казарма/
2. Армейское наказание? /наряд вне очереди/
3. Гусеничная военная машина? /танк/
4. Каких изобретателей огнестрельного оружия вы знаете? /Макаров, Калашников, Токарев/.
5. С помощью какого приспособления можно защищаться от ядовитых газов? /противогаз/
6. Стрелок, владеющий искусством меткой стрельбы? /снайпер/
7. Склад военного снаряжения? /арсенал/
8. Какие головные уборы носят солдаты? /каски, фуражки, пилотки/
9. Какой орден считался самой почетной наградой в России и вручался только военным и офицерам? /орден Святого Георгия, учрежден в 1769 году/.
10. Сколько лет служили в армии в суворовские времена? /25 лет/.
11. Почему 23 Февраля стал Днем Защитника Отечества? /23 февраля - боевое крещение первого отряда Красной Армии под Нарвой/.
12. Почему о саперах говорят, что они ошибаются только один раз? /ошибаясь, они погибают/
13. Крепостное или полевое военное укрепление? /блиндаж/
14. Что такое «карманная артиллерия»? /граната/
15. Второе название гвардейского миномета «БМ -13»? / «Катюша»/
Помощники ведущей вручают за правильные ответы жетоны, и по их количеству определяют победителей. Награждаются победители. Ведущая благодарит всех за активное участие в викторине.
Ведущая: Дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем очередном мероприятии. Сегодня мы проводим урок патриота. Прошу обратить ваше внимание на экран ,где высветился слайд со словами «Честь имею!». Эти слова издавна произносят офицеры русской армии. Наша задача сегодня ознакомиться с традициями русской армии, ее офицерства. Найти ответ на очень важный вопрос, что такое честь и достоинство.
Звучит фоновая музыка на выход чтецов ,они выстраиваются в шахматном порядке
1-й чтец : Мы у отцов и прадедов учились
Суворовской науке побеждать.
2-й чтец: И в ранге полководцев не родились,
Но каждый им по праву может стать!
3-й чтец: Основа кодекса чести русского офицера выражалась в простой фразе: «Жизнь Отчизне, честь никому». Делом чести было следовать этому кодексу, как для гвардейских офицеров, так и для будущих морских офицеров — гардемаринов.
В фонограмме звучит Песня из фильма «Гардемарины, вперед » - музыка В. Лебедева, слова Ю. Ряшенцева
4-й чтец: В конце XVII в. Петр I подписал важный военный указ, по которому для получения офицерского чина солдат должен был прослужить определенный срок простым рядовым в новых полках
5 –й чтец: Считается, что кодекс воинской чести берет свое начало во времена полководца А. В. Суворова.
6 –й чтец: В своей знаменитой книге «Наука побеждать» Александр Васильевич Суворов обобщил основные, неписаные моральные нормы, которые существовали в русской армии на протяжении столетий, начиная с древних славянских дружин.
7-й чтец: «Суть офицера, — определял А. В. Суворов, — есть храбрость. ...
8 –й чтец: Офицеру мало лично быть отважным человеком, он должен в бою или службе умело управлять людьми, командовать, принимать решения и нести ответственность за эти решения».
Звучит «Романс Настеньки» из фильма «О бедном гусаре замолвите слово»
муз. А. Петрова, стихи М. Цветаевой.
1 –й чтец: «Честь имею!» — приветствие русских офицеров. В это выражение все офицеры вкладывали глубокий смысл и, уходя, как бы прощались навсегда. Воинская честь всегда была присуща войску и составляла его характерную черту во все исторические эпохи.
2 –й чтец: В отличие от понятия чести вообще воинская честь - честь коллективная, так как ею обладает не один человек, а коллектив - армия. Всем известны и такие понятия, как честь полка, честь батареи, честь роты. Но если погибали, то жили и живут в нашей памяти..
3 –й чтец: И уходят, ничем не запятнав своего доброго имени. Слова «достоинство» и «честь» — это главные характеристики русского офицера всех времен.
Вернешься – ты будешь героем,
ты станешь бессмертен, иди! –
4 –й чтец: И стало тревожно, не скрою,
и что-то кольнуло в груди,
и рухнул весь мир за плечами:
полшага вперед – и в века…
5-й чтец: Как
это не просто – в молчанье
коснуться рукой козырька,
расправить шинельные складки,
прислушаться к дальней пальбе,
взять светлую сумку взрывчатки
и тут же забыть о себе…
6-й чтец: А
почестей мы не просили,
не ждали наград за дела.
Нам
общая слава России
солдатской наградой была.
7-й чтец: Да
много ли надо солдату,
что знал и печаль и успех:
по
трудному счастью – на брата,
да Красное знамя – на всех.
8-й чтец: «Мы – русские, какой восторг!» -
Однажды
произнес Суворов.
И показали русские свой норов,
То помнит вся Европа до сих пор!
1-й чтец: Да, русские свой показали норов
И сбили Бонапарта спесь,
И Гитлеру ответили сурово,
Чтоб наперед все знали –
Все: Кто мы есть!
1,2 -й чтец:
Мы – русские – крылатые слова!
3,4 –й чтец: Звучат, как музыка, про мужество и честь!
5,6 –й чтец: То нашей Родины первооснова!
7,8 –й чтец: И нам надлежит продолжить эту песнь!
Все встают и поют один куплет песни Олега Газманова «Офицеры» Группа чтецов уходит.
Ведущая: Эта песня «Офицеры! Олега Газманова, полюбилась, не только тем, кто отдавал и отдаёт долг Родине, но и тем, кто не имеет никакого отношения к воинской службе. Ведь слова этой песни заставляют глубоко задуматься над жизненным смыслом, понять цену жизни и научиться её ценить.
Что стоят сотни мудрых слов
На ветер брошенных без дела,
Что значит »родина» и «долг»,
Как защитить и как быть смелым?
Воинский дух, воинская честь - совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме. Это мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость в лишениях, страданиях. Ребята, какой смысл вы вкладываете в понятия «честь» и «достоинство» .
Ответы учащихся:
1-й ... это достойное поведение даже в сложных ситуациях. Выйти с честью и достоинством из любой ситуации — таков мой жизненный девиз.
2-й : Честь — это не только то, что должно властвовать в нашем уме, но в душе и сердце тоже. Благородство мыслей, сердца и поступков обеспечивает человеку чистую совесть. А она дает нам не только нравственное, но и физическое здоровье.
3-й: : - Добросовестный труд для своего блага и общественного считаю делом чести. Моя бабушка всегда говорит: «Живи своим умом, а честь расти трудом».
4-й:- Для меня честь - это мое доброе имя, хорошая, незапятнанная репутация. Я очень серьезно отношусь к этому вопросу (по отношению к себе и другим людям). Мой жизненный девиз: «Береги честь смолоду».
5-й:- Не лгать, не обманывать, быть ответственным, держать данное слово, не проявлять малодушие в трудные минуты - вот что означает для меня быть человеком чести.
6-й:- Быть человеком чести - значит быть уважаемым. Каждого из нас ценят не за то, что он умеет красиво говорить или много обещать.
Ведущая: Что же мы можем с вами отнести к благородным поступкам?
Ответ учащихся:
1-й : Оказать помощь словом и делом, не подвести в трудной ситуации,
2-й: Оказать финансовую помощь и совсем не для того, чтобы о тебе написали или рассказали, не для повышения рейтинга,
3-й: Наша порядочность в поведении и действиях, в отношениях с другими людьми — вот что обеспечивает человеку доброе имя, а значит — и честь.
Ведущая: Вот когда можно смело идти по жизни и чувствовать, что ты ее достоин. Теперь давайте определим, что должно сопровождать нас по жизни.
1-й участник:
Слово дал — сдержи его,
Обязался — выполняй.
И запомни, каков есть,
Такова тебе и честь.
2-й участник:
Живи красиво и достойно,
И в мыслях, и в делах - пристойно,
Тогда пойдет по свету весть:
«Он сохраняет ум и честь!»
3-й участник:
Чувство чести — это глубокое моральное переживание. Это и огромная нравственная сила. Она помогает мне преодолеть жизненные трудности и себя, укрепляя мое личное достоинство как человека.
Ведущая: Очень важно осознавать свое собственное достоинство. Это одна из форм самоконтроля личности. Человек предъявляет к себе определенные требования. Например, поступать так (исходя из норм морали), а не иначе, не унижая своего достоинства. Это возвышает человека, раскрывая его истинно благородный характер.
Тот, кто дошел до должного уровня понимания своего человеческого достоинства, уже не сможет вести себя безнравственно. Соблюдение норм морали становится его внутренней потребностью.
Честь и достоинство имеют большое значение…назовите качества личности
Ответы учащихся :
1-й: Их составными элементами являются честность и скромность,
2-й : выполнение своего долга и ответственность,
3-й : самоуважение,
4-й : гордость .
Ведущая: Мы знаем, что гордость - это очень высокая степень сознания собственного достоинства. Но одно дело, если о человеке говорят, что он гордый, и совсем другое, когда кто-то слишком завышает свою оценку, преувеличивает мнение о себе и своих достоинствах. Как мы можем назвать таких людей.
Ответ учащихся:
1-й: Это уже называется высокомерием, которое никак нельзя назвать благородным качеством.
2-й: «Гордец», «гордячка» - эти слова люди обычно произносят с осуждением.
3-й: Даже народная мудрость гласит: «Дай бог тому честь, кто умеет ее снесть».
Ведущая: Бесчестных людей бывает много среди карьеристов. Притом таких, кто делает карьеру ради карьеры и своего тщеславия, сметая все и вся на своем пути, попирая все нравственные нормы и совершенно не задумываясь об этом.
Ребята, а какие прилагательные вы можете поставить рядом со словом бесчестный?
Предположительные ответы обучающихся: обманывающий, не держащий слово, льстивый, двуличный, недостойный, бессовестный, безответственный, малодушный, неблагородный, непорядочный, безнравственный, тщеславный, недостойный.
Ведущая: Чтобы жить честно и достойно, необходимо осознать моральную сущность чести и достоинства. И не только понять, но и стремиться поступать в соответствии с нравственными нормами. Сознание собственного достоинства находится в теснейшей связи с нашей совестью. А это и является одним из способов осознания человеком своего долга и ответственности, а значит — и достойной жизни. Что для вас значит жить достойно?
Предположительные ответы обучающихся:
1-й: Это значит жить по совести. О совести говорят обычно как о чувстве нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом в целом.
2-й: Совесть — высшая форма нашего морального самоконтроля. Это регулятор нашей человеческой жизни, наших мыслей и поступков.
3-й: Думаю, что многие из нас хоть иногда испытывали эмоциональные переживания под названием «угрызения совести». Не делай того, что осуждает твоя совесть. Совесть — тысяча свидетелей, как говорит моя бабушка. Но это хорошо, когда такие совестливые свидетели у человека есть. Они замучат человека своим беспристрастным допросом, и в следующий раз он, возможно, уже не решится на дурной поступок.
4-й: Хуже, когда совесть «непробиваема». А людей с таким видом совести становится, к сожалению, все больше.
Ведущая: Хочу зачитать вам замечательные строки о совести :
Совесть — взгляд твой на жизнь, и оценка поступков,
Правда жизни и смысл, говорил внуку дед.
Чистой совесть держи ,береги сосуд хрупкий,
Уваженье людей ты заслужишь в ответ.
В фонограмме смена мелодии учащиеся продолжают отвечать на вопросы
5-й: Выполняя свой долг перед родными, близкими, обществом, перед собой, наконец, мы чувствуем, что живем достойно. Мы не просто делаем что-то, а осознаем необходимость и последствия совершаемых поступков для себя лично, других людей и общества как пример: наши успехи в учебе, получение высшего образования и профессии, а затем достойный труд.
Ведущая: Совершенно точно сказано. Таким образом, мы сознательно служим не только своим, но и чужим интересам, способствуем осуществлению как личной, так и общей, значимой для всех цели.
6-й: Жить достойно - значит быть человеком ответственным. Я понимаю ответственность как необходимость, обязанность отвечать за свои дела и поступки.
7-й: Думаю, что ответственность — это выполнение своего морального долга, а также соблюдение правовых норм. Есть ответственность гражданская, административная и уголовная. Но самая важная — моральная. Это ответственность перед самим собой и своей совестью за содеянное.
8-й: Я уверен, что человек должен учиться жить достойно уже с детства. Если мы с малых лет осознаем, насколько пороки уродливы, то мы будем избегать их не только в делах, но даже в мыслях и во взрослой жизни, в какую бы форму они ни были облачены. Ведь в жизни так много соблазнов.
Ведущая: Ребята! Вы же должны понимать, что мостик между отрицательным поступком и совестью часто бывает очень шатким. Да и кто-то неведомый нам иногда нашептывает: «Сделай, это не так уж и плохо, как ты думаешь. Другие же так поступают, и ничего».
9-й: Для меня обучение чести и достоинству началось с детских игр. Предпочитаю не лгать и идти по жизни прямой дорогой, хоть это не всегда просто. Но зато мне не бывает стыдно ни перед людьми, ни перед самим собой. Я испытываю отвращение к обману любого рода ,но правда, есть еще такое понятие, как ложь во благо; но я считаю, что это вопрос спорный и требует отдельного разговора.
10-й : Жить достойно, с чувством ответственности меня учили родители с самого детства. Им всегда было интересно, что я думаю и чувствую. Они сочувствовали моим неудачам, поддерживали меня, советовали. Я не слышал окриков, оскорблений, ругательств и угроз. Мою детскую гордость всегда щадили. С первого года обучения в школе я всегда знал, что ответственность за выполнение домашних заданий лежит исключительно на мне. Мне говорили: «У тебя школа, а у нас — работа. Важно и то, и другое. Каждый должен быть занят своим делом». Мне всегда давали возможность выразить себя как личность, никогда не давили с выбором какого-то занятия. Может, поэтому стараюсь учиться как можно лучше, чтобы осуществить свою мечту. Я хочу быть прежде всего человеком, а это значит чувствовать свою ответственность.
Ведущая: У человека может быть достаточно хороших качеств. Но достойный этот человек или нет, мы узнаем только тогда, когда увидим, как эти хорошие качества применяются им на деле. Человек есть частица общества, и он имеет право уважать себя только в том случае, если он полезен этому обществу. В противном случае его можно назвать просто тщеславным.
Соблюдение нравственных правил жизни помогает нам, конечно, сохранить свою честь и достоинство. Учитесь повелевать своей совестью, и она будет отслеживать и судить ваши поступки в течение всей жизни. Будьте прежде всего строги и требовательны к себе, а потом уже к другим. «Человек подобен дроби, где числитель - это то, что он действительно собой представляет, а знаменатель - то, что о себе воображает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь; а если знаменатель - бесконечность, то дробь равна нулю»; - говорил Л.Н. Толстой А нуль - он и есть нуль, он не может иметь ни чести, ни достоинства. Никогда не забывайте о том, что мы — люди.
Итак, ребята, сделаем выводы! Честь и достоинство — это...
Предварительные ответы обучающихся: (Хорошая общественная репутация. Доброе имя человека. Хорошая оценка и признание его достоинств другими людьми. Осознание человеком своего престижа в обществе и необходимости его поддержания. Достоинство — это ... Нравственное качество, предполагающее осознание личностной самооценки и социальной значимости. Стремление к совершенствованию своих положительных сторон. Проявление себя в положительных поступках. Положительная репутация и чувство самоуважения. Привычка вести себя достойным образом, которая предполагает умение защитить себя и других от хулиганских действий, оскорблений; оказание помощи людям, попавшим в беду).
Ведущая: Отстоять свою честь и достоинство человек может только благодаря собственным усилиям, т. е. своим поступкам. Честь и личное достоинство — основополагающие нравственные качества, которые определяют нормальную жизнь человека в обществе других людей. Когда-то поэт Федор Тютчев сказал, что Россию в поворотные моменты ее судьбы всегда спасала ее история. Обратим и мы свой взор к истории.
Я предлагаю вашему вниманию презентацию на тему «Воинской славе, доблести и чести посвящается!», подготовленную совместно с учащимися школы. Внимание на экран!
Звучит фоновая музыка на экране идёт показ презентации «Воинской славе, доблести и чести посвящается!»
1-й слайд: Регулярная армия в России появилась при Петре I. Она комплектовалась на основе рекрутского набора, т.е. воинской повинности. Первыми гвардейцами были Семеновский, Преображенский полки, сформированные молодым царем в конце 17 века, а для получения офицерского чина требовалось прослужить определенный срок рядовым в полках.
2-й слайд: В настоящем офицере всегда видели рыцаря. Доблесть, честность, благородство души, чистая совесть - вот те черты, которые в нем особо ценились.
3-й слайд: «Всякий офицер, - подчеркивал Петр I, -как душа в теле человека». Именно при нем складывались армейские традиции и ритуалы. В ту пору трижды переиздавалось «Юности честное зерцало» - пособие для обучения и воспитания дворянских детей. В этой педагогической книге было заложено положение, ставшее основой кодекса чести русского офицера: «Жизнь Родине, честь – никому!». Этому кодексу следовали и гвардейские офицеры, и будущие морские офицеры - гардемарины.
Звучит фоновая песня "Гардемарины, вперед!", муз. Лебедева, сл. Ряшенцева
4-5-й с лайд: Считается, что кодекс воинской чести идет от полководца Суворова. По сути же, в своей знаменитой книге "Наука побеждать" Александр Васильевич в сжатой форме обобщил те неписанные моральные нормы, которые бытовали в русской армии на протяжении столетий, начиная с древних славянских дружин.
«Суть офицера, - определял Суворов, есть храбрость, офицеру мало лично быть храбрым и отважным человеком, он должен в бою или службе умело управлять людьми, командовать, принимать решения».
6-й слайд : Эти неписанные истины русские офицеры под командованием Суворова не раз доказывали и при штурме крепости Исмаил, и при знаменитом переходе через Альпы. И воля солдата работала в унисон с волей командира.
7-10 – слайд: Русскую армию пропитывает дух культуры и духовности нации. Она дала народу не только полководцев суворовского закала, но и корифеев русской науки, культуры, техники: океанолога адмирала Степана Макарова, генералов медслужбы Пирогова и Склифосовского, автора «Толкового словаря великорусского языка» Владимира Даля, поэтов-офицеров Михаила Лермонтова, Гавриила Державина.
11-13-слайд: У доблестного офицера Кутузовской армии Дениса Давыдова есть удивительные строки о чести и достоинстве русского офицера. В его понимании - это служение Родине и ее защита до последней капли крови.
14-15-й слайд : Отечественная война дала нам сотни, тысячи беспримерных подвигов советских солдат и офицеров. Как один из многочисленных примеров - судьба генерал-лейтенанта инженерных войск, профессора, доктора военных наук, Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева. Он имел за плечами огромный военный опыт, был участником русско-японской, I мировой, гражданской войн. В начале Великой Отечественной войны попал в плен и был замучен вместе с 450 узниками в концлагере Маутхаузен. Заключенных загнали в баню, пустили из душа сначала холодную воду, затем горячую, после чего вывели людей на 20 градусный мороз. Из брандспойта ударили перекрещивающиеся ледяные струи. Но и перед смертью он нашел в себе силы обратиться к узникам лагеря: «Бодрей, товарищи, думайте о своей родине, и мужество не покинет нас».
16-й слайд: Армия не состоит из святых, в ней служат разные люди. Но они свято выполняют свой долг в любых обстоятельствах. Кто сегодня в нашем государстве выдерживает историческую тяжесть? Кто опора державы? Это, прежде всего, армия и флот, это мужчины в погонах.
Звучит в фонограмме фоновая песня «Комбат», группы «Любе».
17-19-й слайд : Армия, ее солдаты и офицеры достойны самого глубокого почтения и благодарности за то, что всегда откликаются на любую беду. Лучшая часть русского офицерского корпуса всегда была верна суворовской заповеди: «Не тщись на блистание, но на постоянство».
Постоянство - есть верность Родине. Не красота формы и погонов стала выбором трудного пути, а желание защищать Родину.
20-21 слайд: Прошли грозные годы Великой Отечественной. За ними укрепление наших позиций в мировом сообществе. Но до сих пор в разных уголках нашей огромной земли то там, то тут вспыхивают военные пожары. Поэтому наша армия должна быть сильной, выносливой, способной противостоять любому врагу.
Звучит фоновая музыка и ведущая объясняет условия деловой игры. На столиках находятся конверты с вопросами на которые необходимо ответить. Пока ребята готовятся к ответам, ведущая проводит блиц турнир с остальными участникам программы.
Задание деловой игры в конвертах.
Задание 1. Объясните значение выражений:
1 Честь семьи (доброе имя)
2.Сражаться за честь (отстаивать человеческое достоинство)
3. Честное имя (незапятнанное)
4. Человек чести (гражданское достоинство)
5. Дело чести (дело, которое обязательно необходимо сделать)
6. Честь мундира, белого халата (репутация военного человека, врача).
7. Если вы с честью выходите из затруднительного положения, то это означает, что вы поступаете мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, находите достойный выход из трудного положения.
8. Если вы с честью выполняете порученное вам дело, то это означает, что вы делаете его очень хорошо, добросовестно, ваша работа достойна похвалы.
9. Судом чести называется разбирательство чьей-либо вины, проступка не судебными органами, а членами какой-либо группы людей.
Задание 2. Давайте попробуем объяснить в каких ситуациях мы говорим:
1.Пора и надо честь знать;(Если вы говорите, что пора или надо и честь знать, то это означает, что ваш визит в какое-то место подошёл к концу и вам следует уходить).
2.Имею честь предложить - (Если вы вежливо обращаетесь к кому-то, что-то предлагая или кого-то представляя, то вы говорите имею честь предложить, имею честь представить).
3.Кто-то живет по совести - ( Если кто-то живёт по чести, по совести, то это означает, что этот человек поступает в соответствии с представлениями о чести).
4.Сочту за честь - (Если вы говорите, что вы сочтёте (почтёте) за честь что-то сделать, то это означает, что предстоящее вам дело принимается вами с благодарностью, что вы с радостью возьмётесь за него).
5.Невелика честь - (Если вы говорите о ком-либо или о чём-либо невелика честь, то это означает, что вы считаете этого человека или объект не достойным уважения, не стоящим усилий, внимания и т. п.)
6.Слишком много чести - (Если вы говорите (слишком) много чести кому-либо, значит, вы считаете, что этот человек не достоин, не заслуживает чего-либо).
7.Поступок делает Вам честь - ( Если о вас говорят, что какой-то поступок делает вам честь, то это означает, что он характеризует вас с хорошей стороны).
Ведущая: Так что же честь для каждого из нас?
Честь - моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.
Задание 3.Достоинство.
-Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство». Что означает слово «достоинство»?
Предполагаемые ответы обучающихся:
-Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации.
-Он понимает, что прав и никакая сила не заставит его нарушить обещание .
-Достоинство не позволит ему уронить честь.
-Достоинство стало правом каждого человека на уважение.
- Достоинство помогает осознать собственную ценность.
-В достоинстве выражено представление людей о равенстве.
-Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.
Ведущая: В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного.
Предполагаемые ответы обучающихся: (Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. - О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: «Это достойный человек». -Достоинство позволяет избегать взаимных обид. - В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово. -Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе).
Задание 4. Совесть.
-К чему надо прислушиваться человеку, чтобы ощутить это чувство? ( К голосу совести)
- Какие высокие моральные качества человека можете назвать: (мужество, героизм, смелость, выносливость храбрость, отвага, порядочность, совесть).-
-Дайте определение слову совесть.. Честь и совесть? Что они для человека?
Ведущая: Почему именно эти качества являются важнейшими достоинствами человеческой души, почему они составляют главную ценность человеческой жизни?
Предполагаемые ответы обучающихся: (Являются ли они вечными? Или они уже отжили свое? Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести? Эти вопросы вечны, как вечны честь и совесть, как вечна сама жизнь).
Ведущая: Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.
Вдумайтесь в эти фразы. Что же происходит с те человеком, который не воспитал в себе чувство нравственной ответственности за свое поведение?
Итак, я благодарю вас за активное участие в деловой игре. Помощников прошу вручить участникам дипломы.
Звучит фоновая музыка .Участникам вручают дипломы.
Ведущая: И, наконец, сделаем выводы .
-Воинская честь во все времена составляла важнейшее духовное качество офицера.
-Понятие чести восходит к истории Российской империи, когда офицеры представляли собой особое сословие и являлись носителями воинской чести. -Неукоснительно следовать девизу «Жизнь - Отечеству, честь - никому!» - являлось основным нравственным принципом в офицерской среде.
-Традиционно связанные со служением в армии представления о чести, достоинстве, благородстве обеспечивали высокий престиж офицера в русском обществе.
- Лучшие многовековые традиции русского воинства, их уникальные духовные ценности, единое мировоззрение офицерской корпорации нашли свое отражение в «Кодексе Чести русского офицера», который вырабатывался на протяжении 3-х столетий и являлся по сути дела сводом моральных и этических норм.
- Воинская честь в Кодексе определялась как «внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение.
Надеюсь, что наш урок патриота прошел с пользой и каждый унесёт с собой интересную информацию о понятии чести и доблести от рядового солдата до офицера.
До свидания, до новых встреч!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.