Сценарий урока-консультации "Задание №2 ОГЭ. Синтаксический анализ.".
Оценка 5

Сценарий урока-консультации "Задание №2 ОГЭ. Синтаксический анализ.".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл—9 кл
21.04.2020
Сценарий урока-консультации "Задание №2 ОГЭ. Синтаксический анализ.".
Синтаксический анализ. Задание 2 ОГЭ. Сценарий урока 1.docx

Сценарий урока 1«Синтаксический анализ предложения»

 

Сдайд

Содержание

1

     Добрый день!

     Сегодня мы разберем одно из самых сложных заданий ОГЭ - «Синтаксический анализ предложения. Грамматическая основа»

2

     Учиться мы будем на примере тестового задания № 2. С этого года задание представлено в совершенно новом формате, близком к заданию ЕГЭ. Нам предстоит вспомнить такие понятия, как грамматическая основа предложения, способы выражения подлежащего, сказуемого, виды предложений.

     Для начала обратимся к формулировке задания: «Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов». Что важно понимать?

     Во-первых, в ответах может быть дана грамматическая основа как одного полного предложения, так и грамматическая основа одной из частей сложного предложения.

     Во-вторых, правильных ответов будет несколько – от 2 и более.

3

Работа с понятиями.

    Чтобы правильно выполнить это задание, надо уметь находить грамматическую основу предложения. Вспомним, что это такое.

4

Грамматическая основа предложения состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.

Подлежащее – это главный член предложения, который называет то, о чём или о ком говорится в предложении. В роли подлежащего может выступать как одно слово, так и словосочетание.

Как одно слово, подлежащее может быть выражено словами разных частей речи, употребляемых в предметном значении.

5

   Например. Оно может выражено именем существительным в именительном падеже.

Любопытная белка не боится грибников. Подлежащее белка выражено именем существительным в им. падеже.

Я люблю осень. Подлежащее Я выражено личным местоимением.

Немного реже в роли подлежащего выступают другие части речи. При этом они приобретают значение существительного в именительном падеже.

Благородное разумно. Подлежащее БЛАГОРОДНОЕ выражено прилагательным в им.падеже.

Сидящий в библиотеке опустил голову. Подлежащее СИДЯЩИЙ выражено причастием в роли существительного.

Наконец пришло и послезавтра. Подлежащее ПОСЛЕЗАВТРА выражено наречием.

 

6

Двое – это уже сила. Подлежащее ДВОЕ выражено собирательным числи

тельным.

Ему одному адресовано это «браво Подлежащее БРАВО выражено междометием.

Подводить итоги прошлому – не наша задача. Подлежащее ПОДВОДИТЬ выражено глаголом в форме инфинитива.

 

7

Составное наименование, фразеологизмы тоже могут выполнять функцию подлежащего.

Например.

Млечный путь вырисовывается на чистом зимнем небе.

Подлежащее МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ выражено составным наименованием.

По дому свободно разгуливают семь кошек. Подлежащее СЕМЬ КОШЕК выражено синтаксически неделимым словосочетанием.

         У него золотые руки. Подлежащее ЗОЛОТЫЕ РУКИ выражено фразеологическим оборотом.

 

8

Запомни! Подлежащее, выраженное

            одиночным  существительным,

            местоимением, прилагательным,

            причастием, числительным ,

ВСЕГДА СТОИТ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ

9

Запомни! В роли подлежащего в придаточной части СПП могут выступать слова

                                    КОТОРЫЙ,  ЧТО:

В комнате были дети, которые слушали сказку.

Она не любила всё, что было связано с её прошлым.

10

Запомни! В простом предложении или в одной из частей сложного предложения может быть

НЕСКОЛЬКО ОДНОРОДНЫХ ПОДЛЕЖАЩИХ.

11

Сказуемое – это второй главный член предложения, который обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он?

 

12

 Следует помнить о структурных типах сказуемого: ПГС, СГС, СИС.

 

13

Например.

Луна ярко освещала всё вокруг. Простое глагольное сказуемое ОСВЕЩАЛА.

Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно. Простое глагольное сказуемое стоит в форме будущего сложного времени.

         Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. Составное глагольное сказуемое представлено глаголом-связкой и глаголом в форме инфинитива.

         На улице похолодало. Составное именное сказуемое выражено безличным глаголом ПОХОЛОДАЛО с нулевой связкой.

ПГС может выражаться фразеологическим оборотом и синтаксически неделимым словосочетанием:

Он родился в рубашке.

 

14

Запомни! Если вторым глаголом, выражающим цель действия, будет инфинитив, то он

рассматривается как обстоятельство цели:

Я вышел прогуляться по улице.

Инфинитив в СГС обязательно относится к подлежащему, в противном случае

инфинитив будет второстепенным членом предложения, сказуемое – ПГС:

Я спешу сообщить вам радостное известие.

15

Запомни! Если сказуемое выражается одним словом – наречием или именем с нулевой связкой, то это непременно СИС;

Причастия и краткие прилагательные всегда являются частью СИС;

Основными падежными формами СИС являются именительный и творительный падежи.

16

Запомни! В простом предложении или в одной из частей сложного предложения может быть НЕСКОЛЬКО ОДНОРОДНЫХ СКАЗУЕМЫХ.

17

Помните, что грамматическая основа может содержать оба главных члена, и тогда предложение называется двусоставным.

Например:

Небо вдали потемнело.

Грамматическая основа состоит из подлежащего НЕБО и сказуемого ПОТЕМНЕЛО.

 

Грамматическая основа может состоять из одного главного члена: только подлежащего или только сказуемого, и тогда предложение называется односоставным.

Например:

На улице моросило.

Грамматическая основа состоит из сказуемого МОРОСИЛО.

Ночь.

Грамматическая основа состоит из подлежащего НОЧЬ.

 

18

1.Алгоритм решения задания.

     Теперь мы обсудим, на что нужно обратить внимание, чтобы правильно найти грамматическую основу.

     Это можно сделать двумя способами: от подлежащего или от сказуемого.

 

19

СПОСОБ 1 - от подлежащего.

         Для этого задаем вопрос: О ком или о чем говорится в предложении?

Например:

Уникальность нашей планеты заключается в том, что на ней живем мы.

О чем говорится в предложении? Об уникальности - это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже.

Уникальность что делает? Заключается – это ПГС, выраженное глаголом в изъявительном наклонении.

О ком еще говорится в предложении? О нас. Мы – это подлежащее, выражено личным местоимением.

Мы что делаем? Живем – это ПГС, выражено глаголом в изъявительном наклонении.

 

 

20

СПОСОБ № 2 – от сказуемого.

Для этого задаем вопросы: Какое действие совершается в предложении? Кто или что совершает это действие? Какое состояние описывается?

Например:

Проблема возникновения жизни на Земле до сих пор учеными не решена.

Какое состояние описывается в предложении? Не решена – это составное именное сказуемое, выражено кратким причастием.

Что испытывает это состояние? Проблема – это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже.

Такими же способами находим грамматические основы и в других предложениях.

Затем мы сравниваем найденные грамматические основы с предложенными вариантами в задании.

Совпадающие варианты мы записываем в поле для ответа.

 

21

А теперь потренируемся. Внимательно читаем предложения.

1. Суворов изучил математику, историю, географию, проштудировал все военные книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников. 2. Его ум никогда не отдыхал. 3. Военное дарование – та сторона его облика, в которой наиболее ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь. 4. Суворов еще при жизни стал легендой. 5. Его имя и сегодня хранится в памяти каждого русского человека.               Проштудировать - тщательно изучить.

 

22

Смотрим на задание чуть ниже. Читая формулировку задания, не забываем о подсказке.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.     военные книги изучил

2.     не отдыхал

3.     мощь отразилась

4.     стал легендой

5.     имя хранится

 

23

1. Суворов изучил математику, историю, географию, проштудировал все военные книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников. 2. Его ум никогда не отдыхал. 3. Военное дарование – та сторона его облика, в которой наиболее ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь. 4. Суворов еще при жизни стал легендой. 5. Его имя и сегодня хранится в памяти каждого русского человека.

     Возвращаемся к предложению 1. Суворов изучил математику, историю, географию, проштудировал все военные книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников

СПОСОБ 1 - от подлежащего.

         Для этого задаем вопрос: О ком или о чем говорится в предложении? О Суворове - это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже.

Суворов что сделал – изучил. ПГС, выраженно глаголом в изъявительном наклонении. Следовательно, первый ответ нам не подходит. Ставим -

 

Предложение 2. Его ум никогда не отдыхал.

О чем говорится в предложении? Об уме - это подлежащее, выражено существительным. Подлежащее не вынесено в ответ, следовательно, ответ не подходит. Но давайте уточним.

Что говорится об уме? Не отдыхал – сказуемое, выражено глаголом. Следовательно, и второй ответ нам не подходит. Ставим -

 

Предложение 3. Военное дарование – та сторона его облика, в которой наиболее ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь

Обратимся ко второй части СПП. О чем говорится в предложении? О мощи. Мощь - это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже.

Что говорится о мощи? Отразилась – сказуемое, выражено глаголом. Это правильный ответ. Ставим +

Предложение 4. Суворов еще при жизни стал легендой.

О ком говорится в предложении? О Суворове - это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже. Как видим, подлежащее не вынесено в ответ. Следовательно, ответ не подходит. Правильным будет ответ «Суворов стал легендой». Сказуемое – стал легендой, СИС, в состав которого входит модальный глагол СТАТЬ и существительным в творительном падеже.    Четвертый ответ нам не подходит. Ставим -

 

Предложение 5. Его имя и сегодня хранится в памяти каждого русского человека.

О чем говорится в предложении? Об имени - это подлежащее, выражено существительным.

Что говорится об имени? Оно хранится – сказуемое, выражено глаголом. Следовательно, ответ соответствует и нам подходит. Ставим +

         Нам подошли цифры 3 и 5. Ответ 35 по этому заданию. Записываем его без пробелов и запятых в воображаемый бланк. Если какой-то цифры в этом ряду не будет, вам, к сожалению, поставят ноль баллов.

24

Тренируемся!

1. Здесь объявлялись царские указы. 2. На площади перед собором устраивались смотры и парады войск, гулянья и маскарады. 3. Здесь в 1721 году был организован грандиозный праздник по случаю окончания Северной войны и заключения мира со Швецией. 4. Здесь Петру был пожалован титул императора.  5. На колокольне, увенчанной высоким шпилем, укрепили часы, снятые с Сухаревой башни в Москве.

25

Это интересно!

     Титул «император» и понятие «империя» в России существует с первой четверти XVIII века.

     22 октября 1721 года в Петербурге в Троицком соборе царю Петру I был поднесён титул «император».

26

     Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного  предложения текста. Запишите номера ответов:

 

1) объявлялись указы (предложение 1)

2) устраивались смотры (предложение 2)

3) был праздник (предложение 3)

4) был пожалован титул (предложение 4)

5) укрепили часы (предложение 5)

27

     Внимательно читаем формулировку задания, не забываем о подсказке.

Указываем варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.

     Записываем номера ответов без пробелов и запятых в нужное поле воображаемого бланка. Если какой-то цифры в этом ряду не будет, вам, к сожалению, поставят ноль баллов.

28

Нам подошли цифры 1 и 4.

Верный ответ:

    14 или любая комбинация этих цифр.

Записываем их без пробелов и запятых в воображаемый бланк.

29

Тренируемся!

1. О том, что кукушки подбрасывают своих будущих детей в гнёзда других птиц, знают все. 2. Но лишь немногим удавалось наблюдать, как это происходит. 3. Перед тем как положить своё яйцо, кукушка обычно проглатывает чужое. 4. Вернувшаяся хозяйка гнезда не может уловить своим чувствительным брюшком разницы в их количестве. 5. Яйцо чуть больше по размеру, а по окраске отличается мало.

30

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного  предложения текста. Запишите номера ответов:

 

1) кукушки знают (предложение 1)

2) немногим удавалось (предложение 2)

3) положить (предложение 3)

4) хозяйка не уловила (предложение 3)

5) что отложила (предложение

 

31

     Внимательно читаем формулировку задания, не забываем о подсказке.

Указываем варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.

     Записываем номера ответов без пробелов и запятых в нужное поле воображаемого бланка. Если какой-то цифры в этом ряду не будет, вам, к сожалению, поставят ноль баллов.

32

Нам подошли цифры 3 и 5.

 

Верный ответ:

    35 или любая комбинация этих цифр.

Записываем их без пробелов и запятых в воображаемый бланк.

 

33

Мы подробно рассмотрели теорию вопроса, потренировались в выполнении задания.

         Для того чтобы успешно справляться с синтаксическим анализом предложения, необходимо обратиться к учебнику «Русский язык. 8 класс» и повторить темы «Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого».

     Полезные ссылки представлены кьюаркодами, которые обеспечат быстрый доступ к онлайн-тренажёрам

34

     До новых встреч!

 

 


 

Сценарий урока 1 «Синтаксический анализ предложения»

Сценарий урока 1 «Синтаксический анализ предложения»

Двое – это уже сила. Подлежащее

Двое – это уже сила. Подлежащее

Я вышел прогуляться по улице

Я вышел прогуляться по улице

СПОСОБ № 2 – от сказуемого

СПОСОБ № 2 – от сказуемого

Суворов изучил математику, историю, географию, проштудировал все военные книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников

Суворов изучил математику, историю, географию, проштудировал все военные книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников

Тренируемся! 1. Здесь объявлялись царские указы

Тренируемся! 1. Здесь объявлялись царские указы

Внимательно читаем формулировку задания, не забываем о подсказке

Внимательно читаем формулировку задания, не забываем о подсказке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020