Приложение 1
СЦЕНАРИЙ УРОКА
на тему:
«Считаем налоги семьи»
(ролевая игра)
Этап 1. Организационный - мотивационный
Проверка явки обучающихся. Проверка готовности обучающихся к занятию (готовность выполнения группой экспертов по налоговой грамотности предварительного задания (Приложение 2) и результатов заполнения анкет для родителей по уплате налогов (Приложение 3)), создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы.
Этап 2. Введение в жизненную ситуацию и постановка практической задачи
Учитель напоминает обучающимся, что ранее изученные темы курса «Основы финансовой грамотности» помогли понять, что такое налоги, почему их нужно платить, какие виды налогов бывают и узнать способы расчета прямых налогов, которыми облагаются физические лица.
Обучающимся предлагается проанализировать результаты заполненных родителями анкет, где представлен их опыт выплаты различных видов налогов. В результате группового обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что налоговые выплаты в семьях разные в зависимости от их состава и финансового положения.
Учитель задает вопрос: «Кому-либо из вас приходилось участвовать в семейном совете, на котором решался вопрос о важном крупном приобретении (например, автомобиле, земельном участке и т.п), которое связано с увеличением расходов семьи по уплате налогов?
Большинство детей отвечают, что не имеют такого опыта.
Учитель задает вопрос: «Как вы думаете, какими умениями и навыками нужно владеть, чтобы грамотно, правильно решать такие вопросы и внести свой вклад в принятие ответственного и обоснованного семейного решения?».
Отвечая на наводящие вопросы учителя, обучающиеся формулируют цель и практическую задачу занятия.
Этап 3. Постановка и решение учебных и практической задач.
На сегодняшнем занятии вы попробуете сами принять решение на семейном совете, стоит ли совершать крупную покупку, с учётом того, как это изменит в бюджете семьи расходы на уплату налогов.
Для этого мы поиграем в ролевую игру «Считаем налоги семьи».
Для игры нам нужно создать 4 игровые «семьи» - семья Орловых, семья Беловых, семья Богдановых и семья Ивановых.
Обучающиеся делятся на 4 команды-семьи (количество членов определяется по составу семьи) и получают инструктаж по участию в игре (Приложение 4).
Каждая команда-семья получает карточку с описанием состава семьи и особенностями ее финансового положения, в которой содержится задание рассчитать общую сумму выплаты налогов, которая составляют часть расходов семьи за год и принять на семейном совете решение либо о совершении задуманной крупной покупки или об отказе от приобретения (Приложение 5).
Так же они получают маршрутные листы, в которых пошагово изложены задания для каждого члена семьи, конечной целью выполнения которых является продуктивное участие в семейном совете по поводу принятия решения о крупном приобретении, связанном с увеличением расходов семьи по уплате налогов (Приложение 6).
Перед началом игры группа экспертов по налоговой грамотности (состав которой был определен заранее – от 4 до 6 учеников, показавших лучшие результаты по итогам изучения предыдущих 4-х тем 3 модуля) в помощь игровым семьям представляют подготовленную заранее презентацию на основе информации ФНС по Тамбовской области, где представлен материал о видах налогов, налоговых базах и налоговых ставках и формулах при исчислении отдельных видов налогов: транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога, налога на доходы физических лиц и др. (Приложение 7).
Также эксперты раздают командам-семьям подготовленные ими заранее памятки «Считаем налоги семьи» (Приложение 8).
В ходе игры команды-семьи заполняют маршрутные листы, последовательно выполняя предложенные задания. Результаты этой работы в виде заполненной итоговой таблицы каждая команда выводит вместе с карточкой с заданием на интерактивную доску. Затем команды-семьи поочередно разыгрывают сценку семейного совета, на котором, опираясь на полученные результаты, должны принять решение - либо о совершении задуманной крупной покупки или об отказе от приобретения с учетом того, как это изменит в бюджете семьи расходы на уплату налогов.
Члены незадействованных команд-семей по итогам сценки оценивают вместе с группой экспертов артистичность и убедительность разыгранных семейных ролей (посредством грустных и веселых смайликов). Члены группы экспертов подсчитывают количество веселых смайликов, полученных каждой командой, и производят по заданным учителем критериям (Приложение 9) оценку правильности выполненных командами заданий посредством проверки представленных итоговых таблиц (выполняется проверка на интерактивной доске).
Поводятся итоги ролевой игры «Считаем налоги семьи» путем подсчета полученных каждой командой веселых смайликов и выводов экспертов по правильности выполненных заданий. Команды, набравшие большее количество веселых смайликов и высокую положительную оценку экспертов, являются победителями игры.
Победителям вручаются дипломы семейных консультантов по расчету расходов семьи на уплату налогов, а членам группы экспертов – дипломы экспертов по налоговой грамотности (Приложения 10,11).
Этап 4. Рефлексия.
В завершении игры каждая команда-семья демонстрирует на интерактивной доске основные выводы по результатам выполнения своего задания и озвучивает их. Например, семья Орловых представляет следующий вывод:
1. Семья Орловых ежегодно выплачивает следующие виды налогов: НДФЛ, налог на имущество физических лиц, налог на индивидуальную предпринимательскую деятельность.
2. При покупке автомобиля необходимо предусматривать в семейном бюджете расходы на автомобильный транспортный налог.
3. Величина автомобильного транспортного налога определяется по формуле: действующая ставка налога • количество лошадиных сил (л. с.) • количество полных месяцев владения автомобилем 12 (количество месяцев в году).
Используя сигнальные карточки, отвечают на вопрос: «После сегодняшней игры было бы вам интересно принять участие в семейном совете по вопросам о расходах семьи на уплату налогов и смогли бы вы внести свой вклад в принятие грамотного, правильного семейного решения?».
Этап 5. Творческое задание
Творческое задание для выполнения совместно с родителями (Приложение 12).
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Инструктаж по участию в ролевой игре
«Считаем налоги семьи»
1. Распределение обязанностей в команде.
2. Координация совместных действий.
3. Планирование времени.
4. Принятие совместных решений.
5. Сравнение решений в аналогичных ситуациях.
6. Оценка собственных и чужих действий и решений.
Приложение 5
Приложение 6
Маршрутный лист |
|
Ф.И. обучающегося |
|
Класс |
|
Первый этап финансового планирования |
|
Задание №1 для первого члена семьи |
|
Посчитайте общий доход семьи за год. |
|
Задание №2 для второго члена семьи |
|
Посчитайте годовую сумму всех налоговых выплат. |
|
|
|
Задание №3 для третьего члена семьи |
|
Посчитайте общую сумму всех обязательных расходов семьи помимо налогов. |
|
|
|
Задание №4 для четвертого члена семьи |
|
Определяет сумму «свободных» денег. |
|
Второй этап финансового планирования |
|
Задание № 5 |
|
Определите, сколько времени нужно копить на крупную покупку и на какую сумму увеличатся налоги семьи после его приобретения за счёт налогов? |
|
Рассчитайте: за какое время я могу достичь поставленную цель? |
|
|
|
Какая из выбранных Вами ранее финансовых целей наиболее реальна?
|
|
Третий этап финансового планирования |
|
Задание №6 |
|
Обоснуйте решение, стоит ли делать крупную покупку, высказав необходимые аргументы «за» и «против».
|
|
Задание № 7 |
|
Представьте решение своей «семьи» другим «семьям». |
|
|
Приложение 7
Приложение 8
Памятка
«Считаем налоги семьи»
Приложение 10, 11
вручается
семейному консультанту по расчету
расходов семьи на уплату налогов
________________________
________________________
за отличные результаты
по финансовой грамотности
Тамбов
2019г.
вручается
эксперту по налоговой грамотности
________________________
______________________
за отличные результаты
по финансовой грамотности
Тамбов
2019г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.