Сценарий урока «НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПОВЕСТИ В. Г. КОРОЛЕНКО «ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ»
Давидович З.В., учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 14 г.Молодечно»
Цель урока: показать «внутреннее движение» героя, раскрыть для учащихся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей; развитие творческих способностей, речи, критического мышления, памяти; воспитание милосердия, сострадания, взаимовыручки, гуманного отношения к людям.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы завершаем с вами знакомство с повестью В. Г. Короленко «Дети подземелья» А какое еще название существует у этого произведения? Какое настроение осталось у вас после прочтения повести?
-Мы знаем, что писатели и поэты пытаются своим творчеством пробудить в нас добрые чувства. В.Г.Короленко в своих произведениях сумел показать, что самый великий дар человека – чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. И таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей. Современники называли его «нравственным гением».
1. Словарная работа
-А что такое нравственность? Познакомимся с новыми словами (нравственность, милосердие– (толковый словарь) - СЛАЙД
Наша задача – понять, какие изменения происходят в сердце Васи под влиянием общения с новыми друзьями, выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь из произведения.
Урок наш будет не просто занятием, а уроком милосердия и добра.
2. Звучит песня «Генералы песчаных карьеров».
- Какое настроение навевает песня? Что такое трущобы?
- Как вы думаете, кто из героев произведения мог бы петь эту песню? (Валек, Маруся)
- Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко «Дети подземелья» предваряет такая песня?
(Дети вспоминают неординарную личность Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю, живущих среди “серых камней”, а также говорят об отверженных, о голодающих, об их вынужденном родстве. Именно об этом повесть Короленко и об этом поется в песне.)
– О чем именно заставила задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?
(Рассказ о болезни и смерти Маруси, одиночество Васи в родном доме, о его тоске по близкой душе, о потребности любить и быть любимым.)
Учитель: Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.
III. Просмотр слайд-шоу “Темные личности” из “дурного общества” (Слайды 6–13). Слайды демонстрируются на фоне органной музыки А.Вивальди “Адажио”.
Это картины русских художников XIX века: В.Г.Перов “Спящие дети”, “Савояр”, Ф.С.Журавлев “Дети-нищие”, П.П.Чистяков “Нищие дети, Ф.А.Бронников “Старик-нищий” и другие. После просмотра слайд-шоу учащиеся отвечают на вопросы учителя:
1. В чем созвучие полотен русских художников в повести
Короленко?
(Босые избитые ноги спящих детей, разбитые башмаки Савояра, узелки в руках
нищих, печальные глаза деда Василия, лужи и холодный дождь на картине
В.П.Якоби, несчастные лица маленьких нищих на полотнах Чистякова и Журавлева.)
2. Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах
русских художников, в городе Княжье – Вено, где происходят события повести,
называют “дурным обществом” и “темными личностями”. Что же представляет собой
это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Это “несчастные темные
личности”, испуганные, жалкие”, в лохмотьях, едва прикрывающие худые тела,
оставшиеся без крова и куска хлеба, бродяги и воры, нищие и бездонные – те,
кому не нашлось места в пыльном маленьком городке, где тюрьма – “лучшее
архитектурное украшение”. Какое отношение вызывают эти люди у горожан?
(Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним “ с враждебной
тревогой”, по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая
знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им украсть что-либо,
ни спрятаться вблизи человеческого жилья. Город знал, что по его улицам в ненастной
тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и
мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства,
город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы”.)
- Скажите мне, пожалуйста, что объединяет повесть «Дети подземелья» и эти произведения? Можем ли мы сказать, что писатель и художник говорят нам об одном и том же? О чем (о тяжелой доле детей)
- Какие чувства вызывают у вас эти дети? (СОСТРАДАНИЕ)
- Что такое сострадание?
- Но всё-таки мне кажется, что есть в этом произведении светлые тона.
- Попробуем их увидеть. Именно поэтому я предлагаю вам отправиться по дороге, по которой шел через все страницы повести главный герой, дорогой сердца. Мы попробуем вновь испытать те переживания, которые испытал мальчик, и понять, что изменилось в нем после встречи с детьми подземелья.
Помните, как сказал пан Тыбурцый Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».
- Как вы понимаете эти слова?
- Какими качествами или, будем говорить добродетелями, должен быть наделён человек, «имеющий сердце»?
Ребята перечисляют: доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, самопожертвование. Учитель помогает. Эти слова появляются на доске.
- А как вы понимаете эти слова? Попробуйте дать мне лексическое значение этих слов по вариантам.
- Нелегко, не правда ли? Мне в этом помог Толковый словарь Ожегова, а также мысли русских философов, писателей, исследователей.
На доске появляются толкования слов.
Добродетель всякая есть свет душевный.
Любовь -
чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
Без любви добра не бывает.
…возлюби ближнего своего, как самого себя.
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Доброта – это человеческое качество, ценнейшее из всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки.
Д.С.Лихачёв
Милосердие - готовность помочь кому–н. или простить кого–н. из сострадания, человеколюбия.
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–н. несчастьем, горем.
Милосердие и сострадание ближнему есть свет душевный.
Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Совесть есть голос Божий, отвращающий и удерживающий нас от зла.
Самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других.
- А Вася наделён этими добродетелями?
- Найдите в тексте подтверждения этому.
Класс делится на 6 групп, соответственно количеству слов, выделенных на уроке. Ребята приводят цитаты из книги, подтверждающие их мнение.
- Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Мы не можем с быть милосердными без сострадания, любви без самопожертвования не бывает.
- Каким же стал Вася после встречи с Марусей и Валеком? Каким мы видим героя до встречи с ребятами? (его называют хулиганом, бродягой, он убегает из дома) А каким он стал в конце произведения? (после встречи с ними он проявляет лучшие свои качества, а главное он понимает, что рядом с ним близкие, любящие его люди)
- Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
- А что хорошего эта дорога дала Валеку и Маруси?
Вывод учителя:
Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким.
Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.
- Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.
Чтение отрывка «На могиле Маруси»: «Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями. Первыми планами крылатой и честной юности.
Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилкой свои обеты».
- Что же изменилось? (Он вместе со своими близкими; ему спокойно, хорошо)
- Прочитайте те слова, которые помогают понять душевное состояние Васи. В приведенном фрагменте они выделены. (12)
- Почему же, лучше иметь в груди (13) кусочек человеческого сердца, чем холодный камень?
- А вспомните отца Васи, каким было сердце у него в начале произведения? (оно очерствело от горя) Каким стало в конце произведения? Т.е. урок из этой истории вынес не только Вася, но и его отец, который тоже понял своего сына.
- Да, добрый человек отдает добро, любовь и чем больше он отдает, тем больше он приобретает.
- Какой урок получили вы, прочитав это произведение, о чем оно заставило задуматься вас?
Творческая работа- составление синквейнов.
· -Давайте повторим, что такое синквейн. (1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Синквейн 1 в. –Вася Маруся – 2 в.
Одинокий, добрый Грустная, маленькая
Помогает, поддерживает, страдает Голодает, болеет, угасает
Приносит куклу для Маруси Серый камень высасывает жизнь
Милосердие Бедность
Домашнее задание.
1. Приходилось ли вам проявлять соучастие в жизни других. Напишите об этом.
2. Что значит уметь сострадать?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.