Сценарий урока - обобщения по разделу
«Люби живое».
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по данному разделу.
Формирование УУД.
Обучающие:
1.Обобщить знания по разделу «Люби живое»;
2.Закреплять умение работать над текстом:
а) Выразительно читать тест, пересказывать близко к тексту и сжато в соответствии с картинным планом; отвечать на вопросы.
б) Учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей.
Развивающие:
3.Развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым событиям.
4.Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, творческие способности.
Воспитывающие:
5.Прививать любовь к животным и природе родного края;
6.Воспитывать коллективизм и умение оценивать свою и чужую работу.
Оборудование: портреты писателей : Житков, Драгунский, Белов, Бианки, Дуров, Соколов – Микитов, Пришвин. Презентация, магнитные буквы, карточки с кроссвордом для работы в группах постоянного состава, карточки для исследовательской работы для работы в парах.
Ход урока
I. Этап самоопределения к деятельности
Словесный, беседа.
- Здравствуйте, ребята.
Каждый урок – это море открытий!
К знаниям путь интересный ведет.
Нового много узнать вы хотите?
Значит, пора начинать наш урок!
II. Актуализация знаний и мотивация
Практический: артикуляционные упражнения. (Логопедическая минутка) (Слайд 1)
РИ — ЛИ РИ — ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ .
ША — ЖА ША — ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА .
ЗУ — СУ ЗУ — СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ
ЛА — РА ЛА — РА ОСТРЫ КОГТИ У ОРЛА.
III.Постановка учебной задачи
Практический, упражнение. Словесный, беседа.
- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
(Обобщение по разделу «Люби живое»).
- Какие задачи мы должны решить на этом уроке?
(Нам нужно обобщить и закрепить пройденный материал;
сравнить произведения по данной теме; выявить общую идею.)
IV Актуализация знаний и мотивация
Словесный: беседа; анализ произведения и выборочное чтение ( использование технологии «Диалог культур»)
-Какое произведение вам было задано домой? («Он живой и светится»)
-Кто его автор? (Виктор Драгунский)
- Назовите жанр данного произведения. Докажите.
— Назовите главного героя рассказа. (Денис.) Сколько ему лет? (Дошкольник – 5–6 лет.)
— В какое время суток происходили события? (Вечер.)
— Назовите друга Дениски. (Мишка.) Кто из них вам больше понравился? Почему?
— Почему мама назвала светлячка “червячком”? (Она поняла, что Дениску обманули.)
— Поняла ли мама, почему Дениска променял хорошую игрушку на этого червячка? (Поняла, для нее эта звездочка тоже была волшебством)
-Мог ли Денис поступить по-другому? Почему?
-Какую проблему решал мальчик , совершая «неравный» обмен?
— Что главное в каждой семье?
— Можно ли эту историю назвать сказкой?
— А светлячок - существо настоящее или придуманное автором? (Настоящее, такие светлячки существуют в реальной жизни, ночью в лесу и они действительно светятся).
— Люди смотрят на одно и то же, а видят разное. Надо учиться видеть красоту в окружающем нас мире, ценить эту красоту и самим стараться быть красивыми и внешне и внутренне.
— Как вы думаете кем, когда вырастет, станет Дениска?
– С какой целью В. Драгунский написал этот рассказ? (Учит быть честными, внимательными к окружающей природе и к родным людям.)
- Какие чувства вы испытывали, когда читали этот рассказ? Почему?
-Найдите то место в тексте, где заключается главная мысль этого произведения.
V. Обобщение изученного и систематизация знаний.
Словесный, беседа, отработка зрительных и аудио образов
Работа с книгой,
а) Отработка зрительных образов (на доске: портреты писателей и их фамилии на магнитных карточках)
-Посмотрите на доску. Каким может быть задание? (Соединить портрет с карточкой, на которой написан ФИО писателей.)
_ Правильно, ребята, рядом с портретом автора прикрепите карточку с названием рассказа. (Выполняют у доски)
Михаил Михайлович Пришвин («Моя Родина»)
Иван Сергеевич Соколов-Микитов («Листопадничек»)
Василий Иванович Белов ( «Малька провинилась», «Еще про Мальку»)
Виталий Валентинович Бианки ( «Мышонок Пик»)
Борис Степанович Жидков («Про обезьянку»)
Виктор Петрович Астафьев ( «Капалуха»)
Виктор Юзефович Драгунский («Он живой и светится»)
-Какое произведение вам больше всех запомнилось? Почему?
-Сегодня мы проверим, внимательно ли вы читали произведения этих писателей.
б) Отработка аудио образов. ( Словесн.: словарная работа; беседа
Практич.: чтение по абзацам; выборочное чтение)
-Сейчас мы проверим, как вы знаете произведения этих писателей.
Игра называется «Угадай - ка». По первым строчкам, которые прочитают ребята, определите название и автора произведения:
1. Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка. (Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Листопадничек»)
2. Как-то зимой по снегу, я пошел к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка. (Василий Иванович Белов «Малька провинилась»)
3. Ребята пускали по реке кораблики. Брат вырезал их ножиком из толстых кусков сосновой коры. Сестренка прилаживала паруса тряпочкой. (Виталий Валентинович Бианки «Мышонок Пик»)
4. И вот настала весна. Потеплело. Яшка ожил и еще больше проказил. Очень ему хотелось на двор, на волю. (Борис Степанович Жидков «Про обезьянку»)
5. И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог наглядеться. (Виктор Юзефович Драгунский «Он живой и светится»)
6. Я глянул, и сердце мое забилось от испуга – чуть было не наступил на гнездо. В гнезде было четыре рябоватых, светло - коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. (В. Астафьев «Капалуха»)
7. Моя охота была, как и тогда, и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался. (М. Пришвин «Моя Родина»)
Динамическая пауза (Физминутка ) (Слайд 2)
в) Обогащение и активизация словарного запаса.
(Слайд 3)
- Прочитайте на доске, с какими понятиями мы познакомились в этом разделе.
(Сочувствие, сопереживание.)
- Какие бы вы еще добавили слова, соответствующие темам произведений?
(Милосердие, забота.)
–Найдите значение этих слов в толковом словаре. (Работа со словарем)
г) Отработка навыков беглого выборочного чтения
· чтение отрывка ( распечатанный )
- Прочитайте отрывок. Назовите автора. Почему автор назвал свое произведение «Моя Родина».
· Перескажите этот отрывок, пользуясь картинным планом.
(Картинный план на слайдах 4,5,6,7,8,9)
· Так с чего же начинается у человека Родина?
д) Работа в парах
- Обобщая изученное по разделу, мы с вами отправимся в исследовательское путешествие в мир животных
(Слайд 10 . Заставка «В мире животных»)
· -Можете выполнять движения под музыку(динамическая пауза)
Нам нужно вспомнить животных, с которыми мы встречались в произведениях, отметить интересные факты о них. Объяснить, почему нужно любить всё живое.
Заполнять таблицу вы будете, работая в парах. А нужную информацию вы найдете в отрывках из произведений.
· Проверка учителем первых нескольких пар, остальные оцениваются позже.
е) Работа в группах (работа в группах постоянного состава)
- А теперь давайте проверим, насколько вы внимательно читали произведения раздела. Сейчас вы разделитесь на группы. Посмотрите, картинка, с каким животным приклеена на спинке стула. А теперь подойдите к столу с карточкой этого животного.
-Задание: разгадать кроссворд, назвать ключевое слово. Найти группу с таким же кроссвордом - сверить и оценить свои работы. На выполнение работы вам дается 5-6 минут.
· самостоятельная работа в четвёрках
· проверка и оценивание работы
- Какое ключевое слово у вас получилось? Что такое природа?
В жаркий день и в непогоду
Нам всегда приют дает.
Это чудо нас __________( природа)
Удивлять не устает!
VI Итог урока и рефлексия .
Подготовленный ученик читает наизусть
Доверие птиц умею ценить,
Бывает легко на душе, когда
Случайно удастся жизнь сохранить
Птенцу, упавшему из гнезда.
Себя самого узнать не могу.
Осинки в лесу зазря не срублю.
В корнях ручеек, что клад, берегу,
На муравейник не наступлю, -
Люблю всё живое,
Живых всех люблю.
- Давайте подведем итоги сегодняшнего урока.
– Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- За что бы вы похвалили себя?
- Какой раздел мы закончили изучать на уроке?
- Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел?
- Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! Я вами очень довольна! Если урок вам понравился, и вы всё поняли, то поднимите зелёный карандаш, если не всё понятно – жёлтый карандаш, если урок не понравился и ничего не поняли – красный карандаш.
-Откройте свои дневники и запишите домашнее задание
VII Домашнее задание
Словесный: слово учителя
-Ребята, ваше домашнее задание будет творческим и по выбору.
1. Вы можете составить синквейн с ключевым словом природа.
Правила составления синкейна я для напоминания, для тех, кто забыл, добавлю в интернет группе нашего класса.
2.Так же предлагаю написать мини сочинение - размышление на тему « Как стать природе другом?
3. Подготовить выразительное прочтение наиболее понравившегося отрывка из любого произведения этого раздела.
4. А можете выбрать тест и выполнить его в качестве домашнего задания.
Приложение
Таблицы для работы в парах
№ |
Название животных |
Группа животных |
Автор, название произведения |
Интересные факты |
1 |
мышь |
|||
2 |
заяц |
|||
3 |
обезьяна |
|||
4 |
бобр |
|||
5 |
Самка глухаря |
М. Пришвин «Моя Родина» (отрывок) Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.
|
Кроссворд № 1
1.Широкое водное пространство между островами
( « Ёще про Мальку»). (Плесо.)
2. Любимое угощение обезьянки Яшки. (Сахар.)
3. Одежда Яшки. (Жилет.)
4. Враг бобров. (Росомаха.)
5. Пища мышонка Пика. (Сок.)
6. Кто спас Мальку? (Федя.)
7. Жилище у бобров. (Хатка.)
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Кроссворд 2
1. Как звали мышонка в рассказе В.В.Бианки? (Пик)
2. На чём путешествовал мышонок Пик? ( Корабль)
3. Кто написал рассказ про обезьянку? (Житков)
4. Какое лекарство давали обезьянке Яшке? (Касторка)
5. Кто приютил зайчонка Листопадничка?(Бобры)
6. Кто злейший враг бобров? (Выдра)
7. Как в Сибири называют глухарку? (Капалуха).
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Кроссворд 3
1.Площадь для военных
занятий, парадов. (Плац.)
2. У кого жил Листопадничек-зайчонок зимой? (Бобры.)
3. Кто поменял игрушечный самосвал на светлячка? (Мишка.)
4. Как в Сибири называют самку глухаря? (Глухарка.)
5. Враг Яшки. (Кот.)
6. Что увидели мальчики у бугорка с черникой? (Гнездо.)
7. Любимое лакомство Яшки. (Сахар.)
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
||||
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ФИ___________________________________________
Проверочная работа по разделу «Люби живое»
1 вариант.
1. Соедини линией название произведения с его автором
В. Астафьев |
|
«Он живой и светится» |
В. Драгунский |
|
«Мышонок Пик» |
В. Белов |
|
«Про обезьянку» |
В. Бианки |
|
«Капалуха» |
Б. Житков |
|
«Листопадничек» |
И. Соколов-Микитов |
|
«Малька провинилась» |
2. По опорным словам определи название рассказа:
Зайчик, бобр, выдра ______________________ Собака, хозяйка, щенки ____________________
Мышь, ребята, щука ______________________
3. Отметь, о каком животном повествуется в рассказе «Листопадничек»
а) о зайце б) о кошке в) о собаке г) о лисице
4. Отметь рассказ из раздела «Люби живое, который похож на сказку.
а) «Моя Родина» б) «Листопадничек» в) «Малька провинилась»
г) «Ещё про Мальку»
5. Укажи, какой «соловей-разбойник» повстречался мышонку Пику.
а) сказочный персонаж б) сорокопут-жулан в) былинный разбойник
г) настоящий разбойник
6. Отметь, кого из животных не слышал около хатки Листопадничек.
а) жадную росомаху б) свирепого медведя в) хитрую лисицу г) злую рысь
7. Узнай героев произведений по описанию. Запиши героя , название произведения и автора.
а) Рассказал он братьям и сёстрам, как бегал за журавлями в тёплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять.
__________________________________________________________________
б) Такая маленькая и беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды!
____________________________________________________________________
8. Напиши название произведения, в котором встречаются данные животные. Указать автора этого произведения.
а) птица _____________________________________________________________
б) обезьянка ________________________________________________________
ФИ___________________________________________
Проверочная работа по разделу «Люби живое»
2 вариант.
1. Соедини линией название произведения с его автором
В. Астафьев |
|
«Он живой и светится» |
В. Драгунский |
|
«Мышонок Пик» |
В. Белов |
|
«Про обезьянку» |
В. Бианки |
|
«Капалуха» |
Б. Житков |
|
«Листопадничек» |
И. Соколов-Микитов |
|
«Малька провинилась» |
2. По опорным словам определи название рассказа:
Зайчик, бобр, выдра ______________________ Собака, хозяйка, щенки ____________________
Мышь, ребята, щука ______________________
3. Отметь, о каком животном повествуется в рассказе «Ещё про Мальку».
а) о зайце б) о кошке в) о собаке г) о лисице
4. Отметь, почему перевернулся кораблик мышонка Пика.
а) налетели чайки б) перевернула щука в) дул сильный ветер
г) птица задела крылом парус
5. Укажи, о ком часто вспоминал Листопадничек долгой зимой.
а) о матери-зайчихе б) о братьях и сёстрах в) о тёплом гнезде г) о долговязых журавлях
6. Отметь рассказ из раздела «Люби живое, который похож на сказку.
а) «Моя Родина» б) «Листопадничек» в) «Малька провинилась»
г) «Ещё про Мальку»
7. Узнай героев произведений по описанию. Запиши героя, название произведения и автора.
а) Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные.
_____________________________________________________________________
б) Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих птенцов, сохраняла для них тепло.
_____________________________________________________________________
8. Напиши название произведения, в котором встречаются данные животные. Указать автора этого произведения.
а) светлячок ____________________________________________________________
б) зайчонок ____________________________________________________________
№ |
1 вариант |
2 вариант |
1 |
В. Астафьев «Капалуха» В. Драгунский «Он живой и светится» В. Белов «Мышонок Пик» В. Бианки «Малька провинилась» Б. Житков «Про обезьянку» И. Соколов-Микитов «Листопадничек» |
|
2 |
«Листопадничек», «Малька провинилась», «Мышонок Пик» |
|
3 |
а |
в |
4 |
б |
г |
5 |
б |
а (б) |
6 |
б |
б |
7 |
а)Зайчонок, И. Соколов-Микитов «Листопадничек» б) Малька, В. Бианки «Малька провинилась» |
а)Яшка, Б. Житков «Про обезьянку» б)Капалуха, В. Астафьев «Капалуха» |
8 |
а) В. Астафьев «Капалуха» б) Б. Житков «Про обезьянку» |
а) В. Драгунский «Он живой и светится» б) И. Соколов-Микитов «Листопадничек» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.