Тема. Строение сложного предложения
Учитель: Давидович З.В.
Цель: дать общее представление о строении сложных предложений
Задачи:
- создать условия для формирования знаний о сложном предложении;
- формировать умение отличать простые предложения от сложных и составлять схемы сложных предложений;
- способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Я прошу вас не волноваться, работать внимательно, быстро, продуктивно.
2. Актуализация знаний учащихся.
Задание. Сделать синтаксический разбор предложения, объяснить постановку знаков препинания.
1) Лесное озеро, ещё недавно недовольное нашим приходом, смирилось.
2) Оно укутывается в густой туман, готовясь к прохладной ночи.
3. Входной контроль.
Задание. Определите вид предложения по количеству грамматических основ: ПП – простое предложение, СП – сложное.
1) Сыплет дождик, летят мокрые листья.
2) То притихнет дождь, то опять по плащам постукивает.
3) Подул ветер, однако тумана он разогнать не смог.
4) Это чисто лирическая пьеса, проникнутая затаённой, но страстной грустью.
5) Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть.
Ключ.
1. СП
2. ПП
3. СП
4. ПП
5. СП
- Чем отличается сложное предложение от простого?
- Почему возможны ошибки в определении?
4. Проверка домашнего задания. Упражнение 39. (Один ученик читает.)
5. Объяснение нового материала.
1) Наблюдение. (Один ученик работает на интерактивной доске.)
1.
Сыплет дождик, летят мокрые листья.
[__ __ ], [ __ __].
2.
Подул ветер, однако тумана он разогнать не смог.
[__ __], однако [__ __].
3. Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть.
[__ __], (которого __ __).
Задание. Найти в данных предложениях грамматические основы, составить схемы и сделать вывод о средствах связи частей предложения.
2) Работа со схемой.
Сложное предложение
союзное бессоюзные
сложно- сложно-
сочинённое подчинённое
3) Работа с материалом учебника (§ 6 на стр.32-33)
- Что нового узнали? О чём мы с вами не говорили?
6. Минута релаксации.
7. Закрепление изученного материала.
Задание.
Из данных предложений составить текст.
1.
Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина.
2. Наступила осень.
3. Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
4. Птицы собираются и улетают в тёплые края.
Проверка по ключу.
Наступила осень. Птицы собираются и улетают в тёплые края. Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина. Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
- По каким признакам мы определили, что это текст?
- Из каких предложений состоит текст?
- Сравните 2 и 3 предложения. Что вы можете о них сказать?
8. Выходной контроль.
Доброта - вещь удивительная. Она – тот язык, на котором мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.
Вопросы
и задания
1.
Укажите номера простых предложений.
2. Определите вид 2-го предложения.
3. Укажите, чем осложнено 3-е предложение.
4. Укажите, сколько частей в 4-м предложении.
5. Объясните постановку тире в 1-м предложении.
Проверка по ключу.
1. 1,3
2. СПП
3. Однородные дополнения
4. 3
5. Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в И.п.
9. Обобщение и систематизация знаний.
1. Какое предложение называется сложным?
2. На какие группы делятся предложения по способу соединения частей?
3. Как разделяются простые предложения в составе сложного?
10.Домашнее задание. Прочитайте один из параграфов в учебнике истории (географии, биологии, физики) и подсчитайте количество простых и сложных предложений. Каких предложений больше? Почему? Выпишите три сложных предложения, подчеркните грамматические основы и составьте схемы.
11. Рефлексия.
Знаю…
Умею…
Могу…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.