Сценарий внеклассного мероприятия по функциональной грамотности Тема: «Кто владеет информацией - тот владеет миром. "Как правильно и с пользой воспринимать информацию вокруг нас?»
Оценка 4.9

Сценарий внеклассного мероприятия по функциональной грамотности Тема: «Кто владеет информацией - тот владеет миром. "Как правильно и с пользой воспринимать информацию вокруг нас?»

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
4 кл—6 кл
25.09.2023
Сценарий внеклассного мероприятия  по функциональной грамотности Тема:  «Кто владеет информацией - тот владеет миром. "Как правильно и с пользой  воспринимать  информацию вокруг нас?»
Профессиональные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что фундаментализм в преподавании учебных предметов в рамках школьного обучения часто вызывает вопрос, как у школьников, так и их родителей о востребованности знаний в современном мире. Таким образом, проблема обращения к теме функциональной грамотности заключается в практической потребности разъяснить обучающимся сущность образования и его роль в становлении и развитии личности, эффективной функциональности отдельной личности в глобальном обществе.
Сценарий ВД по функц.грамотности.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»

(МБОУ «СОШ № 10»)

«10 №-а ШÖР ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАН СЬÖMKУД УЧРЕЖДЕНИЕ

 

 

 

Сценарий внеклассного мероприятия

по функциональной грамотности

Логотип группы (ИЯ-А-5 ИКТ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

«Кто владеет информацией - тот владеет миром.

Как правильно и с пользой  воспринимать

информацию вокруг нас?»

 

 

 

 

 

 

г. Инта

2021г.

Введение

      Профессиональные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что  фундаментализм в преподавании учебных предметов в рамках школьного обучения часто вызывает вопрос, как у школьников, так и их родителей о востребованности знаний в современном мире. Таким образом, проблема обращения к теме функциональной грамотности заключается в практической потребности разъяснить обучающимся  сущность образования и его роль в становлении и развитии личности, эффективной функциональности отдельной личности в глобальном обществе.

Актуальность выбранной темы

Современный мир наполняется информацией, которая окружает и сопровождает человека в различных социально-бытовых и  учебных ситуациях. Вопрос о том, как ориентироваться в огромном и нарастающем потоке информации с тем, чтобы вычленять необходимое и востребованное именно для определенного места и времени, все более составляет содержание педагогических раздумий и исследований, практик.

Вопрос о формировании функциональной грамотности с первых ступеней образования стал актуальным и в связи со стремлением России попасть в международные рейтинги школьного образования – такие, как PISA или PIRLS.

Тема внеклассного занятия:

«Кто владеет информацией – тот владеет миром. Как правильно и с пользой  воспринимать информацию вокруг нас?»

Цель: создать условия для эффективного восприятия некоторой окружающей информации для решения  социально-бытовых и учебных задач.

Задачи:

·        Анализировать и систематизировать окружающую информацию в  пределах места проживания обучающихся и основываясь на их жизненном опыте;

·        Определить понятие «функциональная грамотность», ее составляющие и  значение в жизни человека;

·        Определить значение «явная информация» и «неявная информация»;

·        Провести анализ информации в ситуациях: школа, больница, игровая площадка, магазин, общественный транспорт;

·        Выявить значение и роль полученной информации в социально-бытовой и учебной сфере жизни обучающихся;

·        Выявить значение учебных предметов в формировании и развитии отдельных составляющих компонентов функциональной грамотности.

 

Категория обучающихся: 4-6 классы

Форма внеклассного мероприятия: заочная экскурсия на игровую площадку, в магазин, больницу, школу.

Применяемые технологии: элементы технологии сотрудничества, игровая технология, элементы кейс-технологии, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: смысловое чтение  и извлечение информации из читаемых информационных стендов и  иных источников информации, свободная ориентация и восприятие текстов нейтрального и официально-делового стиля. Понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; использование знаково-символичных средства для решения различных  социально-бытовых и учебных задач;

личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно, саморегуляция, умение преодолевать сложности, развитие силы воли, действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации, анализировать  и группировать информацию по смысловым группам.

коммуникативные УУД: 

- участие в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- формулирование собственных мыслей, высказывание и обосновывание своей точки зрения;

- терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

- под руководством учителя участие в организации и осуществлении групповой работы: распределение роли, сотрудничество, оказание взаимопомощи, взаимоконтроля, проявление доброжелательное отношение к партнёрам.

Ожидаемые результаты:

Вызвать познавательный интерес к учению в целом, как средству формирования функциональной грамотности человека и эффективным применением ее в различных социально-бытовых и учебных ситуациях. Определить сущность образования в совокупности всех учебных предметов и роль образования в формировании грамотно-функционирующей личности в современном обществе.

Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал (кейс-пакеты с фотографиями информационных стендов, схем, иной информации), муляжи для имитации экскурсии в магазин.

Основная часть

 

 «Кто владеет информацией – тот владеет миром.

Как правильно и с пользой  воспринимать информацию вокруг нас?»

 

«Функционально грамотный человек

 способен использовать все постоянно

 приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки

для решения максимально широкого диапазона

жизненных задач в различных

сферах деятельности, общения и социальных отношений».
Алексей Алексеевич Леонтьев
(лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук)

Тема: Кто владеет информацией – тот владеет миром. Как правильно и с пользой  воспринимать информацию вокруг нас?

Цель: создать условия для эффективного восприятия некоторой окружающей информации, для решения  социально-бытовых и учебных задач.

Задачи:

·        Анализировать и систематизировать окружающую людей информацию в  пределах места проживания обучающихся;

·        Определить  понятие  «функциональная грамотность», ее составляющие и  значение в жизни человека;

·        Определить значение «явная информация» и «неявная информация»;

·        Провести анализ информации в ситуациях: школа, больница, игровая площадка, магазин, общественный транспорт;

·        Выявить значение и роль полученной информации в социально-бытовой и учебной сфере жизни обучающихся.

Категория обучающихся: 4-6 классы

Форма: заочная экскурсия

Технологии: элементы технологии сотрудничества, игровая технология, элементы кейс-технологии, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Приветствует, создает положительную атмосферу для сотрудничества через отсылку к погоде, собственные позитивные чувства от знакомства, интерес к эмоциональному  состоянию обучающихся

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Делятся своими чувствами и эмоциями.

Этап постановки учебно-проблемных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап постановки учебно-проблемных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап постановки учебно-проблемных задач.

 

 

 

 

 

Учитель ставит проблему:

Ситуация в магазине:

Мама попросила купить сметану, молоко и килограмм сахара.

Вы пришли в магазин.

Проблема 1. Найти  нужный товар.

Как вы ориентируетесь  в отделах товаров?

Разъясняет содержание продуктов  и товаров в отделах, применяя словесные методы (беседа, рассказ), частично-поисковый метод (проблемные вопросы : какие товары покупатель может приобрести в отделе «Дача? Сад»? «Товары для детей?»)

Наглядно-иллюстративный метод (рекламные картинки из больших сетевых магазинов, которые встречаются на территории Инты)

Известно ли вам что продается в отделе  «Бакалея»?

Исходя из ответов обучающихся, учитель демонстрирует наглядность с помощью ИКТ и предлагает через зрительный анализ обучающимся самим определить содержание товаров в отделе «Бакалея».

 

Что из нужных вам товаров можно приобрести в отделе «Бакалея»?

Какие умения нужны нам с вами, чтобы правильно найти нужный отдел?

Учитель подводит промежуточный итог: Читательская грамотность необходима человеку. Способность человека понимать и использовать письменные тексты. (На доске собирает пазл и крепит одну часть с надписью «Читательская грамотность»)

 

Просит к доске выйти одного ученика и поставить галочку около того учебного предмета, который учит читательской грамотности.

На доске список из всех учебных предметов, входящих в учебный план класса.

o   Технология

o   Математика

o   Русский язык

o   Окружающий мир

o   Литература

o   Английский язык

o   Физическая культура

o   Музыка

o   ИЗО

o   и др.

(Приложение 1)

 

Учитель уточняет информацию о необходимом количестве товара:

Проблема 2:

Чтобы правильно выбрать заданное количество товара, нужна ли нам читательская грамотность? (термин вводится с пояснениями)

 

Давайте вспомним, что еще просила купить мама в магазине.

 

Предположите, в какой отдел вам необходимо пойти? (предлагает варианты через наглядность)

Через игровую технологию предлагает выбрать нужный товар. (На столе расставлены упаковки-муляжи молочных продуктов, разные упаковки сахара)

 

Учитель предлагает обосновать выбор товара. Напоминает, что молочные продукты - скоропортящиеся. И указать какой информацией и откуда пользовались обучающиеся.

 

 

Какие умения нам понадобились для выбора нужного товара?

 

 

 

 

 

 

Учитель подводит промежуточный итог: Естественнонаучная грамотность, Математическая грамотность.

(На доске собирает пазл и крепит  части с надписью «Естественнонаучная грамотность, Математическая грамотность»)

Просит к доске выйти одного ученика и поставить галочку около того учебного предмета, который учит Естественнонаучной  и  Математической грамотности.

 

Реагируют на поставленную проблему. Соглашаются решить сложившуюся ситуацию, исходя их собственного опыта.

 

Отвечают на поставленный вопрос, ориентируясь на собственный опыт. Воспринимают информацию от учителя.

 

Анализируют представленные рекламные картинки.

 

Отвечают на вопрос.

Обучающиеся анализируют наглядный материал и делают выводы о товарах, которые покупатель может приобрести в отделе «Бакалея»

Отвечают на поставленный вопрос (сахар)

 

Отвечают (уметь читать)

 

Обучающиеся воспринимают информацию о читательской грамотности.

 

 

 

Делают выводы и сопоставляют собственные умения ориентироваться в потоке словесной информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают

(1 килограмм)

 

Отвечают на поставленный вопрос.

 

Отвечают на поставленный вопрос (молоко и сметану)

 

Отвечают (в молоко, сыр, яйца)

 

 Парная работа с предметной наглядностью (муляжи упаковок сметаны и молока)

 

Отвечают (информация указана на упаковке: состав, жирность, сроки годности)

 

Отвечают на вопрос

(умение читать, умение считать, умение понимать «жирность молочного продукта»)

 

Обучающиеся воспринимают информацию о Естественнонаучная грамотности, Математическая грамотности.

 

Делают выводы и сопоставляют собственные умения ориентироваться в потоке словесной информации

Этап целеполагания.

Учитель создает условия для постановки цели занятия:

Как вы считаете, читательская, естественнонаучная и математическая грамотность нужны только лишь для того, чтобы сходить в магазин? В каких ситуациях нужно быть грамотным и уметь правильно пользоваться информацией?

По необходимости  учитель направляет наводящими вопросами: вспомните, какие места вы посещаете (школа, больница, общественный транспорт и другие)

Отвечают, вступают в эффективный диалог. Делают предположения и выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какова тема нашей с вами встречи?

Как правильно и с пользой  воспринимать информацию вокруг нас?

 

С какой целью мы сегодня с вами сегодня собрались исходя из темы?

для обучающихся цель: научиться воспринимать и правильно использовать некоторую окружающую нас информацию для решения  социально-бытовых или учебных задач

По необходимости учитель разъясняет понятия «социально-бытовые или учебные задач»

Ученики предполагают и формулируют тему занятия.

 

 

 

Ученики предполагают и формулируют цель занятия.

Этап предъявления образца работы с кейс-пакетами.

Учитель предъявляет кейс-пакет   (с дублем в электронном виде) и решает ситуационную задачу:

«На игровой площадке»

(Приложение 2)

 

 Предъявляет выводы:

Ментальная карта:

Закон и правила, режим функционирования и обслуживание объекта, безопасность

(Приложение 3)

 

 

 

 

Ученики воспринимают полученную информацию и вступают в эффективную коммуникацию. Отвечают на вопросы. Делают выводы: какой вид грамотности необходимо применить и для чего необходима полученная информация.

Этап самостоятельной работы с предложенной информацией.

Учитель предлагает выбрать каждому обучающему предложенную карточку и  разделиться на мини-группы по 3 человека через случайно деление.

(Приложение 4)

Учитель предлагает совершить заочную экскурсию в привычные места.

Ученики выбирают карточку и объединяются в мини-группы.

 

Ученики принимают заданную форму.

 

 

 

Учитель расшифровывает значение карточек и объявляет ситуационную игру для каждой мини-группы, применяя элементы кейс-технологии:

«Автобус» - работа с информацией, которая размещается в общественном транспорте.

«Больница» - работа с информацией, которая размещается в больницах и амбулаториях.

«Школа» - работа с информацией, которую ученики встречают на территории и в здании школы.

(Приложение 5)

По окончании заданного временного промежутка учитель предлагает сделать выводы о проделанной работе.

 

Учитель сопровождает ответы комментариями и разъяснениями по некоторым видам представленной информации.

 

Ученики принимают пакеты с кейсами.

Изучают содержимое, анализируют и применяют разные виды грамотности для получения определенной информации исходя из ситуации.

 

В каждой группе выбирается докладчик, который представляет выводы по работе с кейсом.

 

 

 

Выводы представляются в виде ментальных карт.

Этап рефлексии и подведения итогов урока.

Спрашивает, было ли занятие полезно для учеников. Какие кейсы можно было бы добавить кроме предложенных.

Почему пазл оказался незавершенным?

 

Учитель принимает точку зрения, по необходимости, направляет к общим выводам вопросами или примерами.

 

 

Научились ли мы с вами правильно воспринимать и   использовать некоторую окружающую нас информацию для решения  социально-бытовых и учебных задач?

Ученики размышляют и отвечают.

 

Ученики предполагают, что жизненных ситуаций, в которые попадает человек неисчислимое множество и наверное существуют еще виды грамотности, которые позволяют решить реальные жизненные задачи.

 

 

 

Рефлексия:

1.Что такое «бакалея»?

2.Имеет ли сахар срок годности?

3.Какая сметана жирнее? 15% или 25%?

4.Зачем в автобусах для пассажиров имеется информация о маршруте автобуса?

5. Зачем в школе размещен уголок по безопасности?

6. Зачем ведется видеонаблюдение в общественном транспорте?

 

Учитель подводит итоги и благодарит за проделанную работу. Желает успехов ученикам. Прощается.

Ученики размышляют и отвечают.

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы

 

 

 

 

Ученики благодарят учителя за занятие. Прощаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

o  Технология

o  Математика

o  Русский язык

o  Окружающий мир

o  Литература

o  Английский язык

o  Физическая культура

o  Музыка

o  ИЗО

Приложение 2

 На игровой площадке

 

IMG-20211011-WA0013.jpgIMG-20211011-WA0014.jpg Площадка.jpg

 

 

 

Приложение 3Скругленный прямоугольник: Больница/общественный транспорт/ школаСкругленный прямоугольник: БезопасностьСкругленный прямоугольник: Режим, обслуживание объектаСкругленный прямоугольник: Закон и правила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

konkurs_shkolnyj_fotootchet.jpg

konkurs_shkolnyj_fotootchet.jpg

konkurs_shkolnyj_fotootchet.jpg

konkurs_shkolnyj_fotootchet.jpg

d3554438c50a65b646f58af0deeddec1.jpg

d3554438c50a65b646f58af0deeddec1.jpg

d3554438c50a65b646f58af0deeddec1.jpg

d3554438c50a65b646f58af0deeddec1.jpg

12691.jpg

12691.jpg

12691.jpg

12691.jpg

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Кейс 1 Больница

 

 

6012540858.jpg 7be1d366dd39d284913459027da1d039.jpgNVZR_ZcRfFU.jpg IMG-20211011-WA0005.jpgIMG-20211011-WA0002.jpg

 

 

 

 

 

Кейс 2 транспорт

IMG-20211005-WA0017.jpg IMG-20211005-WA0018.jpgIMG-20211005-WA0029.jpgIMG-20211005-WA0013.jpgIMG-20211005-WA0027.jpg 1203215_935xp.jpg

 

 

 

 

 

 

Кейс 3 школа

 

DSC_1595.JPGDSC_1597.JPGDSC_1600.JPGDSC_1608.JPGDSC_1615.JPGDSC_1616.JPG

С.А..jpgС.А.1.jpgС.А.2 (1).jpg

 

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Введение Профессиональные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что фундаментализм в преподавании учебных предметов в рамках школьного обучения часто вызывает вопрос, как у школьников, так…

Введение Профессиональные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что фундаментализм в преподавании учебных предметов в рамках школьного обучения часто вызывает вопрос, как у школьников, так…

Категория обучающихся: 4-6 классы

Категория обучающихся: 4-6 классы

Основная часть «Кто владеет информацией – тот владеет миром

Основная часть «Кто владеет информацией – тот владеет миром

Организационный момент.Приветствует, создает положительную атмосферу для сотрудничества через отсылку к погоде, собственные позитивные чувства от знакомства, интерес к эмоциональному состоянию обучающихсяПриветствуют учителя

Организационный момент.Приветствует, создает положительную атмосферу для сотрудничества через отсылку к погоде, собственные позитивные чувства от знакомства, интерес к эмоциональному состоянию обучающихсяПриветствуют учителя

Этап постановки учебно-проблемных задач

Этап постановки учебно-проблемных задач

И указать какой информацией и откуда пользовались обучающиеся

И указать какой информацией и откуда пользовались обучающиеся

Какова тема нашей с вами встречи?

Какова тема нашей с вами встречи?

Учитель расшифровывает значение карточек и объявляет ситуационную игру для каждой мини-группы, применяя элементы кейс-технологии: «Автобус» - работа с информацией, которая размещается в общественном транспорте

Учитель расшифровывает значение карточек и объявляет ситуационную игру для каждой мини-группы, применяя элементы кейс-технологии: «Автобус» - работа с информацией, которая размещается в общественном транспорте

Рефлексия: 1.Что такое «бакалея»? 2

Рефлексия: 1.Что такое «бакалея»? 2

Приложение 1 o Технология o

Приложение 1 o Технология o

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 4

Приложение 5 Кейс 1 Больница

Приложение 5 Кейс 1 Больница

Кейс 3 школа

Кейс 3 школа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2023