Сценарий занятия "День Конституции" (Разговоры о важном) 1-2 класс

  • docx
  • 09.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий занятия День Конституции(Разговоры о важном) 1-2 класс.docx

Сценарий занятия 12 декабря «Разговоры о важном» (1-2 класс)

Тема: «День Конституции»

Цель: подвести обучающихся к осознанию того, что главным законом Российской Федерации является Конституция, что государство охраняет права граждан и создаёт условия для выполнения их обязанностей; воспитывать уважение к законам родной страны, желание и потребность их выполнять.

 

Формирующиеся ценности: Любовь к Родине, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

§  проявлять заинтересованность в получении новых знаний о законах нашего государства, о правах и обязанностях граждан;

§  положительно оценивать роль государства в охране прав российских граждан;

§  проявлять уважение к символам России;

§  выполнять правила поведения при исполнении гимна;

§  понимать необходимость выполнения законов страны для благополучной жизни общества и каждого его члена;

§  осознавать, что учение — обязанность каждого школьника.

Метапредметные результаты:

§  понимать синонимичное значение понятий «Родина», «Российская Федерация», «Отечество», «родная страна»;

§  анализировать статьи Конституции Российской Федерации, приводить примеры, их иллюстрирующие;

§  сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль;

§  проявлять активность в диалоге, высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа на основе воспринимаемой иллюстративной

 

Комплект материалов:

сценарий,

видеоролики,

интерактивные задания

 

Содержательные блоки занятия:

1.      Мотивационная часть

Введение. Видеообращение В.И. Матвиенко. Видеоролик о Конституции Российской Федерации.

2.      Основная часть

Предлагается интерактивное задание, цель которого оценка сказочных ситуаций с точки зрения соблюдения (нарушения) законов Российской Федерации. В ходе фронтального выполнения задания анализируются обязанности гражданина России.

3.      Заключение

Написание коллективного письма о значимости конституции в жизни страны.

 

Сценарий занятия

 

Этап занятия

Время

Содержание

Мотивационная часть

5 мин

Ребята, сегодня наш разговор посвящён очень важному празднику, который отмечается именно сегодня, 12 декабря. Кто знает, о каком празднике идёт речь?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно! День Конституции.

Учитель. В начале нашего разговора предлагаю посмотреть обращение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко.

Конституция — очень важный в жизни страны документ, самый главный. А почему он самый главный, мы с вами узнаем, посмотрев небольшой видеоролик.

Просмотр видеоролика (приложение 1)

Основная часть

20 мин

Учитель. Ребята, теперь мы с вами знаем, что Конституция — это Основной закон Российской Федерации, в котором сформулированы наши права и обязанности.

Учитель. Назовите, пожалуйста, какие права есть у всех нас в соответствии с Конституцией?

Ответы обучающихся.

Интерактивное задание № 1

А сейчас я предлагаю выполнить одно интересное задание, справиться с которым вам помогут знания о правах, закреплённых в Конституции России.

Перед вами иллюстрация к сказке (название сказки из первого задания), вспомните, что произошло с её героем и какое право, закреплённое в Конституции России (приложение 2)

Учитель демонстрирует изображение (приложение 3)

На стене одного из древних храмов обнаружена вот такая надпись:

Что бы вы сказали о Васе?

Нарушил ли он своими действиями Конституцию Российской Федерации?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, в нашей Конституции закреплены не только права, но и обязанности каждого гражданина страны. Вася нарушил обязанность охранять (в том числе не портить) памятники культуры и истории.

А какие ещё обязанности есть у нас, россиян?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, как мы уже с вами знаем, в Конституции Российской Федерации сформулированы главные правила нашей страны.

Почему важно соблюдать эти правила?

Ответы обучающихся.

Давайте, совершим путешествие в далёкое прошлое. Приложение 4

Представим ситуацию — члену племени поручили охранять огонь. А он ночью заснул, и огонь погас.

Какое правило он нарушил?

К каким последствиям привело нарушение этого правила?

Ответы обучающихся.

Учитель. Закон — это правило, которое нельзя нарушать. Нарушение закона может привести к печальным последствиям. Поэтому правила, записанные в Конституции, должен соблюдать каждый житель нашей страны.

Заключительная часть

5 мин

Интерактивное задание № 2 (приложение 5)

           Учителю с помощью наводящих вопросов желательно помочь обучающимся сформулировать следующие позиции: Конституция является главным законом Российской Федерации;

государство охраняет права граждан;

необходимо уважать законы родной страны;

если соблюдать законы, то в стране будет порядок и благополучие.

 

Приложение 1

Текст видео

              Мы с вами живем в самой большой стране на планете.

              Если мы полетим на самом быстром самолёте с запада на восток, то наше путешествие будет длиться целых 10 часов!

              Если мы на таком же быстром самолёте отправимся с самой северной точки России до самой южной, наш полёт будет длиться 5 часов!

              Наша страна настолько большая, что в одной её части сейчас утро, а в другой — вечер, где-то ваши сверстники уже играют в снежки, а где-то наслаждаются видом и ароматом цветущих роз.

             В России живут представители почти 200 разных народов! У каждого из них своя культура, обычаи и традиции.

             Но все-все жители нашей огромной страны, включая самого Президента, подчиняются главному закону — Конституции Российской Федерации. В Конституции записаны самые важные правила, по которым живёт наша страна.

            Но также, согласно Конституции, все 150 млн. россиян имеют одинаковые права. И каждый из вас тоже.

            Что за права такие? Давайте вместе на них посмотрим.

            Вот только что родился малыш, и согласно Конституции, ему гарантировано право на жизнь.

            Он просыпается в кроватке в своей комнате — Конституция обеспечивает ему право на жильё.

           Заболел наш малыш, доктор его лечит — это его право на охрану здоровья.

           Малыш подрос и пошёл в школу — он воспользовался своим правом на бесплатное образование.

          Кроме прав у каждого жителя нашей страны, есть ещё и обязанности. Соблюдать законы. Уважать права других людей.

          Защищать нашу страну.

          Бережно относиться к природе и историческим памятникам.

          Родители должны заботиться о своих детях, а взрослые дети — о своих родителях.    

          Но помните, что в полном объёме свои права и обязанности вы сможете использовать только с 18 лет.

 

Приложение 2

 

Вопрос 1/5: какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено по отношению к зайчику в русской народной сказке «Заюшкина избушка»?

• Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на неприкосновенность жилища

• Право на жизнь

 

Вопрос 2/5: какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено по отношению к Колобку в русской народной сказке «Колобок»?

• Право на свободу перемещения

• Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на жизнь

 

Вопрос 3/5: какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено по отношению к главной героине сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»?

• Право на свободу и личную неприкосновенность

• Право на жизнь

• Право на неприкосновенность жилища

 

Вопрос 4/5: какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено медведем по отношению к зверям в русской народной сказке «Теремок»?

Право на неприкосновенность жилища

• Право на свободу и личную неприкосновенность

• Право на жизнь

Вопрос 5/5: какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено по отношению к главной героине сказки Шарля Перро «Золушка»?

• Право на отдых

• Право на жизнь

• Право на свободу перемещения

 

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

           Где-то в далёком космосе есть небольшая планета, её населяют разнообразные разумные существа. На этой планете недавно стали создаваться государства, у которых ещё нет конституции. Давайте объясним нашим друзьям с далёкой планеты, зачем в каждой стране нужна конституция.

        Ребята, давайте напишем письмо жителям другой планеты, в котором объясним, зачем им нужна конституция.

       Дети называют варианты, учитель вписывает текст в письмо на экране.

После того как письмо готово к отправке, учитель нажимает кнопку «Отправить», инопланетяне получают письмо и благодарят ребят (при желании письмо можно распечатать, нажав на значок принтера в правом верхнем углу интерактивного задания).

 

Использованный материал:

https://razgovor.edsoo.ru/topic/28/grade/12/


 

Скачано с www.znanio.ru