Сценарий занятия 12 декабря «Разговоры о важном» (1-2 класс)
Тема: «День Конституции»
Цель: подвести обучающихся к осознанию того, что главным законом Российской Федерации является Конституция, что государство охраняет права граждан и создаёт условия для выполнения их обязанностей; воспитывать уважение к законам родной страны, желание и потребность их выполнять.
Формирующиеся ценности: Любовь к Родине, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.
Планируемые результаты:
Личностные:
§ проявлять заинтересованность в получении новых знаний о законах нашего государства, о правах и обязанностях граждан;
§ положительно оценивать роль государства в охране прав российских граждан;
§ проявлять уважение к символам России;
§ выполнять правила поведения при исполнении гимна;
§ понимать необходимость выполнения законов страны для благополучной жизни общества и каждого его члена;
§ осознавать, что учение — обязанность каждого школьника.
Метапредметные результаты:
§ понимать синонимичное значение понятий «Родина», «Российская Федерация», «Отечество», «родная страна»;
§ анализировать статьи Конституции Российской Федерации, приводить примеры, их иллюстрирующие;
§ сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль;
§ проявлять активность в диалоге, высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа на основе воспринимаемой иллюстративной
Комплект материалов:
сценарий,
видеоролики,
интерактивные задания
Содержательные блоки занятия:
1. Мотивационная часть
Введение. Видеообращение В.И. Матвиенко. Видеоролик о Конституции Российской Федерации.
2. Основная часть
Предлагается интерактивное задание, цель которого оценка сказочных ситуаций с точки зрения соблюдения (нарушения) законов Российской Федерации. В ходе фронтального выполнения задания анализируются обязанности гражданина России.
3. Заключение
Написание коллективного письма о значимости конституции в жизни страны.
Сценарий занятия
Этап занятия |
Время |
Содержание |
Мотивационная часть |
5 мин |
Ребята, сегодня наш разговор посвящён очень важному празднику, который отмечается именно сегодня, 12 декабря. Кто знает, о каком празднике идёт речь? Ответы обучающихся. Учитель. Верно! День Конституции. Учитель. В начале нашего разговора предлагаю посмотреть обращение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. Конституция — очень важный в жизни страны документ, самый главный. А почему он самый главный, мы с вами узнаем, посмотрев небольшой видеоролик. Просмотр видеоролика (приложение 1) |
Основная часть |
20 мин |
Учитель. Ребята, теперь мы с вами знаем, что Конституция — это Основной закон Российской Федерации, в котором сформулированы наши права и обязанности. Учитель. Назовите, пожалуйста, какие права есть у всех нас в соответствии с Конституцией? Ответы обучающихся. Интерактивное задание № 1 А сейчас я предлагаю выполнить одно интересное задание, справиться с которым вам помогут знания о правах, закреплённых в Конституции России. Перед вами иллюстрация к сказке (название сказки из первого задания), вспомните, что произошло с её героем и какое право, закреплённое в Конституции России (приложение 2) Учитель демонстрирует изображение (приложение 3) На стене одного из древних храмов обнаружена вот такая надпись: Что бы вы сказали о Васе? Нарушил ли он своими действиями Конституцию Российской Федерации? Ответы обучающихся. Учитель. Верно, в нашей Конституции закреплены не только права, но и обязанности каждого гражданина страны. Вася нарушил обязанность охранять (в том числе не портить) памятники культуры и истории. А какие ещё обязанности есть у нас, россиян? Ответы обучающихся. Учитель. Ребята, как мы уже с вами знаем, в Конституции Российской Федерации сформулированы главные правила нашей страны. Почему важно соблюдать эти правила? Ответы обучающихся. Давайте, совершим путешествие в далёкое прошлое. Приложение 4 Представим ситуацию — члену племени поручили охранять огонь. А он ночью заснул, и огонь погас. Какое правило он нарушил? К каким последствиям привело нарушение этого правила? Ответы обучающихся. Учитель. Закон — это правило, которое нельзя нарушать. Нарушение закона может привести к печальным последствиям. Поэтому правила, записанные в Конституции, должен соблюдать каждый житель нашей страны. |
Заключительная часть |
5 мин |
Интерактивное задание № 2 (приложение 5) Учителю с помощью наводящих вопросов желательно помочь обучающимся сформулировать следующие позиции: Конституция является главным законом Российской Федерации; государство охраняет права граждан; необходимо уважать законы родной страны; если соблюдать законы, то в стране будет порядок и благополучие. |
Приложение 1
Текст видео
Мы с вами живем в самой большой стране на планете.
Если мы полетим на самом быстром самолёте с запада на восток, то наше путешествие будет длиться целых 10 часов!
Если мы на таком же быстром самолёте отправимся с самой северной точки России до самой южной, наш полёт будет длиться 5 часов!
Наша страна настолько большая, что в одной её части сейчас утро, а в другой — вечер, где-то ваши сверстники уже играют в снежки, а где-то наслаждаются видом и ароматом цветущих роз.
В России живут представители почти 200 разных народов! У каждого из них своя культура, обычаи и традиции.
Но все-все жители нашей огромной страны, включая самого Президента, подчиняются главному закону — Конституции Российской Федерации. В Конституции записаны самые важные правила, по которым живёт наша страна.
Но также, согласно Конституции, все 150 млн. россиян имеют одинаковые права. И каждый из вас тоже.
Что за права такие? Давайте вместе на них посмотрим.
Вот только что родился малыш, и согласно Конституции, ему гарантировано право на жизнь.
Он просыпается в кроватке в своей комнате — Конституция обеспечивает ему право на жильё.
Заболел наш малыш, доктор его лечит — это его право на охрану здоровья.
Малыш подрос и пошёл в школу — он воспользовался своим правом на бесплатное образование.
Кроме прав у каждого жителя нашей страны, есть ещё и обязанности. Соблюдать законы. Уважать права других людей.
Защищать нашу страну.
Бережно относиться к природе и историческим памятникам.
Родители должны заботиться о своих детях, а взрослые дети — о своих родителях.
Но помните, что в полном объёме свои права и обязанности вы сможете использовать только с 18 лет.
Приложение 2
Вопрос 1/5: какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено по отношению к зайчику в русской народной сказке «Заюшкина избушка»?
• Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
• Право на неприкосновенность жилища
• Право на жизнь
Вопрос 2/5: какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено по отношению к Колобку в русской народной сказке «Колобок»?
• Право на свободу перемещения
• Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
• Право на жизнь
Вопрос 3/5: какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено по отношению к главной героине сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»?
• Право на свободу и личную неприкосновенность
• Право на жизнь
• Право на неприкосновенность жилища
Вопрос 4/5: какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено медведем по отношению к зверям в русской народной сказке «Теремок»?
• Право на неприкосновенность жилища
• Право на свободу и личную неприкосновенность
• Право на жизнь
Вопрос 5/5: какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено по отношению к главной героине сказки Шарля Перро «Золушка»?
• Право на отдых
• Право на жизнь
• Право на свободу перемещения
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Где-то в далёком космосе есть небольшая планета, её населяют разнообразные разумные существа. На этой планете недавно стали создаваться государства, у которых ещё нет конституции. Давайте объясним нашим друзьям с далёкой планеты, зачем в каждой стране нужна конституция.
Ребята, давайте напишем письмо жителям другой планеты, в котором объясним, зачем им нужна конституция.
Дети называют варианты, учитель вписывает текст в письмо на экране.
После того как письмо готово к отправке, учитель нажимает кнопку «Отправить», инопланетяне получают письмо и благодарят ребят (при желании письмо можно распечатать, нажав на значок принтера в правом верхнем углу интерактивного задания).
Использованный материал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/28/grade/12/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.