Сценарий занятия «День Конституции» (Разговоры о важном) 3 – 4 класс
Цель:
сформировать у обучающихся понимание значения Конституции как главного закона Российской Федерации, в котором изложены права и обязанности российских граждан; развивать умение соотносить статьи Конституции с конкретными фактами из реальной жизни, а также с поступками героев литературных сказок.
Формирующиеся ценности: Любовь к Родине, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.
Планируемые результаты:
Личностные:
ü Проявлять интерес в получении знаний о нашей Родине: государственном устройстве, законах о правах и обязанностях граждан;
ü положительно оценивать роль государства в создании условий для реализации прав российских граждан;
ü понимать необходимость и ответственность каждого гражданина за соблюдение законов страны для обеспечения благополучной жизни общества;
ü осознавать, что невыполнение законов является нарушением Конституции.
Метапредметные результаты:
ü понимать синонимичное значение понятий «Родина», «Российская Федерация», «Отечество», «родная страна»;
ü анализировать статьи Конституции Российской Федерации, приводить примеры, их иллюстрирующие;
ü сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль;
ü проявлять активность в диалоге, вступать в дискуссию, высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа на основе воспринимаемой иллюстративной и вербальной информации; выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов:
сценарий,
видеоролики,
интерактивные задания
иллюстративный материал
Содержательные блоки занятия:
1. Мотивационная часть
Видеообращение В.И. Матвиенко. Беседа о главном законе нашей страны. Просмотр видеоролика о Конституции Российской Федерации, об основных правах и обязанностях граждан России.
2. Основная часть
Предлагаются интерактивные задания, цель которых: а) оценка сказочных и реальных ситуаций с точки зрения соблюдения (нарушения) законов Российской Федерации; б) знакомство с текстом Конституции — составление предложений из предложенных текстовых блоков (задание на упорядочивание). В ходе фронтального выполнения задания анализируются обязанности гражданина России.
3. Заключение
Подводятся итоги занятия.
Сценарий занятия
Этап занятия |
Время |
Содержание |
Мотивационная часть |
5 мин |
Вступительное слово Сегодня наш разговор посвящён очень важному празднику, который отмечается именно сегодня, 12 декабря. Кто знает, о каком празднике идёт речь? (Ответы обучающихся). Верно! День Конституции. В начале нашего разговора предлагаю посмотреть обращение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. (демонстрация видеообращения https://razgovor.edsoo.ru/topic/28/grade/34/ Конституция — очень важный в жизни страны документ, самый главный. А почему он самый главный, мы с вами узнаем, посмотрев небольшой видеоролик. Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/topic/28/grade/34/ (приложение 1) |
Основная часть |
20 мин |
Беседа Как же называется главный закон Российской Федерации? Ответы обучающихся Является ли Конституция законом для всех народов, населяющих Россию? Ответы обучающихся Как вы считаете, почему все граждане России должны соблюдать Конституцию? Ответы обучающихся Давайте, назовём какие права есть у граждан России благодаря Конституции? Ответы обучающихся А сейчас я предлагаю выполнить одно интересное задание, справиться с которым вам помогут знания о правах, закреплённых в Конституции России. Перед вами иллюстрации к сказке, вспомните, что произошло с её героем и какое право, закреплённое в Конституции России. Интерактивное задание № 1 (приложение 2). А теперь поговорим об обязанностях жителей нашей страны. Учитель демонстрирует презентацию и просит детей назвать обязанность, которую иллюстрирует каждая фотография. (Приложение 3) Учитель демонстрирует изображение. На стене одного из древних храмов обнаружена вот такая надпись: (Приложение 4) Что бы вы сказали о Васе? Нарушил ли он своими действиями Конституцию Российской Федерации? Ответы обучающихся. А теперь предлагаю вам выполнить вот такое задание. Слова в предложении немного заблудились, оказались не на своём месте. Если их вернуть на свои места, то получится фраза из Конституции. Интерактивное задание № 2 (приложение 5) Обратите внимание на собранную нами последнюю фразу: «Президент Российской Федерации является главой государства». Что она означает? Ответы обучающихся. (Президент самый главный в нашей стране, потому что так решил народ и это правило записано в Конституции Российской Федерации). Почему Конституция называется Основным законом? Ответы обучающихся. (Конституция — самый главный закон страны, ему подчиняются все жители нашей России). |
Заключительная часть |
5 мин |
Подведение итогов занятия В завершение нашего занятия прошу продолжить фразы: На сегодняшнем занятии я понял, что …. Если бы не было Конституции, то …. В конце занятия рекомендуется показать видеоролик про Конституционный диктант с Марией Киселевой. https://razgovor.edsoo.ru/video/1310/ Всероссийская акция (приложение 6) |
Приложение 1
Текст видео
Мы с вами живем в самой большой стране на планете.
Если мы полетим на самом быстром самолёте с запада на восток, то наше путешествие будет длиться целых 10 часов!
Если мы на таком же быстром самолёте отправимся с самой северной точки России до самой южной, наш полёт будет длиться 5 часов!
Наша страна настолько большая, что в одной её части сейчас утро, а в другой — вечер, где-то ваши сверстники уже играют в снежки, а где-то наслаждаются видом и ароматом цветущих роз.
В России живут представители почти 200 разных народов! У каждого из них своя культура, обычаи и традиции.
Но все-все жители нашей огромной страны, включая самого Президента, подчиняются главному закону — Конституции Российской Федерации. В Конституции записаны самые важные правила, по которым живёт наша страна.
Но также, согласно Конституции, все 150 млн. россиян имеют одинаковые права. И каждый из вас тоже.
Что за права такие? Давайте вместе на них посмотрим.
Вот только что родился малыш, и согласно Конституции, ему гарантировано право на жизнь.
Он просыпается в кроватке в своей комнате — Конституция обеспечивает ему право на жильё.
Заболел наш малыш, доктор его лечит — это его право на охрану здоровья.
Малыш подрос и пошёл в школу — он воспользовался своим правом на бесплатное образование.
Кроме прав у каждого жителя нашей страны, есть ещё и обязанности. Соблюдать законы. Уважать права других людей.
Защищать нашу страну.
Бережно относиться к природе и историческим памятникам.
Родители должны заботиться о своих детях, а взрослые дети — о своих родителях.
Но помните, что в полном объёме свои права и обязанности вы сможете использовать только с 18 лет.
Приложение 2
Вопрос 1/5: какое право, закреплённое в Конституции России, нарушил волк по отношению к поросёнку Ниф-Нифу в сказке Сергея Владимировича Михалкова «Три поросёнка»?
Иллюстрация к сказке С. В. Михалкова «Три поросёнка»
• Право на неприкосновенность жилища
• Право на жизнь
• Право на свободное выражение мысли
Вопрос 2/5: каким правом, закреплённым в Конституции России, воспользовались животные в сказке Корнея Ивановича Чуковского «Айболит»?
Иллюстрация к сказке К. И. Чуковского «Айболит»
• Право на неприкосновенность жилища
• Право на охрану и укрепление здоровья
• Право на свободу и личную неприкосновенность
Вопрос 3/5: какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено по отношению к герою Иванушке в русской народной сказке «Гуси-лебеди»?
Иллюстрация к русской народной сказке «Гуси-лебеди»
• Право на охрану и укрепление здоровья
• Право на свободу и личную неприкосновенность
• Право на жизнь
Вопрос 4/5: каким правом, закреплённым в Конституции России, воспользовался главный герой в русской народной сказке «Колобок»?
Иллюстрация к русской народной сказке «Колобок»
• Право на неприкосновенность жилища
• Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
• Право на свободу перемещения
Вопрос 5/5: какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено по отношению к главному герою сказки Джанни Родари «Чиполлино»?
Иллюстрация к сказке Д. Родари «Чиполлино»
• Право на жизнь
• Право на неприкосновенность жилища
• Право на свободу и личную неприкосновенность
Приложение 3
Учитель просит детей назвать обязанность, которую иллюстрирует каждая фотография.
Защита Отечества является долгом и обязанностью жителей Российской Федерации.
Каждый человек обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Каждый человек должен беречь памятники истории и культуры.
Забота о детях — долг каждого родителя.
Забота о пожилых родителях — долг каждого человека.
Приложение 3
На стене одного из древних храмов обнаружена вот такая надпись:
Приложение 4
Слова в предложении немного заблудились, оказались не на своём месте. Если их вернуть на свои места, то получится фраза из Конституции.
Обучающиеся выполняют задание на упорядочивание: необходимо из предложенных слов составить предложение.
Набор слов
закон
Российской
– Основной
Конституция
Федерации.
Конституция – Основной закон Российской Федерации.
Набор слов
Российской
является
государства.
Федерации
Президент
Главой
Президент Российской Федерации является главой государства.
Приложение 6
Использованный материал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/28/grade/34/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.