Сценарий занятия «День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками» (10-11 класс)
Цель: формирование у учащихся понимания необходимости сохранения исторической памяти и преемственности поколений на примере истории геноцида мирных советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Задачи:
познакомить учащихся с важнейшими фактами преступлений против мирных граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время;
сформировать ценностное отношение к преступлениям геноцида, бесчеловечной нацистской идеологии и практики; сформировать негативное отношение к нацизму как человеконенавистнической идеологии;
воспитывать личностные качества патриота и гражданина на примерах жизни и деятельности детей и молодежи в годы Великой Отечественной войны; воспитывать чувство сострадания к жертвам военных конфликтов – мирным гражданам;
содействовать сохранению исторической памяти о событиях геноцида советского народа и преемственности поколений путем обсуждения способов сохранения исторической памяти.
Формируемые ценности: жизнь, достоинство, патриотизм, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма занятия: эвристическая беседа с элементами практической работы.
Структура занятия
Мотивационная часть
Сущность понятия «геноцид», 19 апреля - День единых действий в память о геноциде советского народа. Вводное слово педагога. Обсуждение с обучающимися понятия «геноцид.
Основная часть
Факты геноцида советского народа со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны, их морально-нравственная и историческая оценка.
Просмотр видеоролика, знакомство с фактами геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., постановка и обсуждение проблемных вопросов.
Заключительная часть
Историческая память и преемственность поколений в отношении геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны, его судебно-правовая оценка.
Обсуждение с учащимися, их рефлексия в отношении фактов геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и необходимости сохранения исторической памяти о них.
Сценарий занятия
Мотивационная часть
Вступительное слово учителя (Сущность понятия «геноцид»; 19 апреля - День единых действий в память о геноциде советского народа).
В наших разговорах о важном мы обсуждали разные темы. Говорили о семье и музыке, о героях Отечества и современной науке. Но есть особенные дни, особые памятные даты, о которых тоже надо помнить и знать историю их появления.
19 апреля день особенный – это День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. В этот день мы не просто вспоминаем о тех трагических днях, мы объединяемся в борьбе с любыми современными проявлениями нацизма и геноцида.
Из уроков истории вам известно это слово – геноцид. А что оно означает, хорошо ли вы помните?
Ответы обучающихся.
В первую очередь, мы говорим о геноциде, когда вспоминаем события Великой Отечественной войны.
Но какие именно это преступления против человечества, в чем они заключались? Почему их считают геноцидом?
В словаре русского языка дается определение этого понятия. «Геноцид – это истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. Это тягчайшее преступление против человечества». Население нашей страны подверглось геноциду во время Великой Отечественной войны на оккупированных нацистами территориях. В ролике была упомянута блокада Ленинграда, но это далеко не единственный случай.
Можете привести еще примеры, где нацисты совершали преступления против нашего народа?
Ответы обучающихся.
Сегодня на занятии мы вспомним некоторые факты геноцида советского народа на оккупированной нацистами территории Советского Союза в годы Великой Отечественной войны и задумаемся, а нужно ли нам, нашему народу, всему миру сейчас помнить о них.
Основная часть
Перед началом войны германское командование разработало план «Барбаросса». Этот план предполагал полное порабощение других народов на оккупированных территориях Советского Союза. По плану «Барбаросса» земли нашей страны планировалось раздать немцам, а жителей – сделать рабами или уничтожить.
Давайте прочитаем небольшой фрагмент исторического источника – документа, который очень красноречиво говорит о целях нацистов.
Документ
«Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна… образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста. …Каждый образованный человек – это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью… Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год…». Из «Генерального плана Ост»
Вопросы для обсуждения с обучающимися
1. Почему в документе особо акцентируется внимание на этнической принадлежности жителей России?
2. Почему нацисты считали своими врагами образованных людей?
3. Можно ли рассматривать данный документ как призыв к геноциду? Дайте моральную оценку данному документу.
В каждом оккупированном нацистами городе создавались немецкие застенки – тюрьмы (гестапо). Там орудовали гестаповские следователи. Чудовищными пытками и истязаниями они «вытягивали» у заключенных сведения о советских гражданах, подлежащих уничтожению в первую очередь. Пребывание в тюрьмах было недолгим и, как правило, заканчивалось казнью. Особенно широко использовали фашисты для уничтожения советских граждан газвагены, получившие известность под названием душегубок. Это были специально оборудованные грузовые автомашины с герметически закрытыми кузовами. Загнанных в эти фургоны людей отравляли отработанными газами дизельных моторов.
Если людей оставляли в живых, то для того, чтобы отправить, буквально угнать на принудительные работы в Германию, из них более 2 миллионов погибло от нечеловеческих условий содержания.
Люди самых разных национальностей попадали в концентрационные лагеря (концлагеря). История знает страшные факты, как в них гибли люди.
Несмотря на террор, ужасные условия содержания, все попытки нацистов вытравить из людей все человеческое, узники смогли сохранить в себе лучшие качества и проявляли сопротивление. Их любовь к Родине, к жизни и свободе вдохновляет, восхищает нас и по сей день.
Всему миру известны названия таких концлагерей как Освенцим, Бухенвальд, Майданек, Равенсбрюк и другие.
Но мало кто знает о концлагерях, которые находились на оккупированной территории Советского Союза. Знаете ли вы их названия?
Ответы обучающихся.
Я хочу рассказать об этих лагерях отдельно.
Самое страшное – это лагеря для детей. Да, некоторые концлагеря были полностью детскими. Для самых незащищенных, самых слабых, которых гитлеровская машина не щадила и не жалела.
Казалось бы, зачем содержать в лагере узников, да еще и детей. Надо их кормить, дать им жилье, а это дополнительные траты. Предположите, какую роль отводили нацисты детям в этих лагерях?
Ответы обучающихся.
Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/2474/
(дикторский текст)
В феврале 1942 года в Макеевке, небольшом шахтерском городке, под Донецком, немцы организовали так называемый «приют» «Призрение». Это был настоящий концлагерь, узниками которого стали дети. Фашисты использовали их в качестве доноров для раненных солдат. Как «биологическое сырье». На комто ставили опыты, из кого-то выкачивали кровь.
«В приюте постоянно слышали звуки выстрелов. Это расстреливали людей. Взрослые дети рассказывали нам, младшим, что видели в парке торчащие из-под земли руки и ноги». Это воспоминания Галины Самохиной, одной из немногих узников лагеря, которым повезло остаться в живых. Галя попала в приют «Призрение» вместе с младшим братом. Ей тогда было восемь лет.
«Кормили нас ужасно: свалят прямо во дворе бричку гнилой свеклы или початки сухой кукурузы, от которой аж зубы трещали, а мы все это жадно расхватывали, чтобы не умереть с голоду. Няня приходила ко мне со словами: «Тебе нужно сдать анализ крови», отводила в комнату, где у меня брали кровь. Но однажды я попыталась убежать, потому что после этих анализов мне было очень плохо, несколько дней кружилась голова. Сбежать мне не удалось. Няня схватила меня за руку и потащила в комнату, где находился медицинский кабинет. Пока надзирательница волокла меня по коридору, я увидела, как из той комнаты вынесли безжизненное тело мальчика. После очередной сдачи крови несколько дней я не могла подняться, теряла равновесие и падала.
Однажды я заглянула в нашу кладовую, которая находилась в коридоре, и поняла, что там хранят вовсе не еду...я увидела, что в ней в штабелями сложены тела детей на высоту моего роста»
Самому младшему узнику приюта «Призрение» было 6 месяцев, самому старшему всего 12 лет. В Макеевке находится единственный в мире памятник подневольным детям-донорам.
Не прошу вас представить себя на месте этих малышей. Но прошу подумать – как жить, когда ты просыпаешься и не знаешь, сможешь ли прожить этот день. Куда тебя могут отправить – в лабораторию, где заберут почти всю кровь, или в газовую камеру. Эти дети были настоящим «биологическим сырьем» для раненых солдат гитлеровской армии. Но не только эти «опыты» по выживанию ставили в концентрационных лагерях. Кто-то знает, что еще «проверялось» на узниках лагерей?
Ответы обучающихся.
Заключенные были материалом для проверки человеческого организма на устойчивость. Сколько времени человек выдержит на морозе, какие препараты и в какой дозировке лечат человека, а в какой – убивают. Каким газом или ядом эффективнее уничтожить человека. Да, теперь наука имеет эти сведения. Они были добыты в нацистских концлагерях.
Почему были открыты детские концлагеря? Только потому, что дети не смогли бы дать отпор взрослым солдатам?
Ответы обучающихся.
Убивая детей, фашисты уничтожали будущее нашего народа. Трагедия макеевского приюта «Призрение» – настоящий символ геноцида советских детей в годы войны.
В Макеевке, Донецкой Народной Республики, находится единственный в мире памятник подневольным детям-донорам. Он установлен на месте захоронения 300 детей из приюта «Призрение».
На памятнике написаны слова бывшей узницы Освенцима, макеевчанки Ларисы Симоновой:
«Земля, дай разум всем живущим людям.
Дай силу тем, кто сможет защитить.
Добра тому, кто добр со слабым будет.
Дай память всем, чтобы о прошлом не забыть!»
Вопросы для обсуждения
Какие важные, с точки зрения автора, человеческие качества названы в этом стихотворении? Важны ли они для нас с вами?
Как мы видим, память о тех трагических днях сохраняется в разных формах: люди пишут стихи, проводят уроки, снимают фильмы, создают памятники.
На юге нашей страны есть еще мемориал, напоминающий нам о действиях нацистов во время Великой Отечественной войны против нашего народа.
Кто-нибудь знает мемориал жертвам фашизма под Симферополем? Почему его поставили? Ответы обучающихся.
Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/2475/
(дикторский текст)
Ростов-на-Дону. Змиевская балка. Здесь в августе 42 года фашистами было расстреляно, отравлено или заживо похоронено около 27 000 женщин, детей, стариков.
«Их же гнали колоннами. И детей тащили, и мужья шли. Они же семьями шли сюда. А когда привели их в эту балку, вот тут они уже поняли, что их привели расстреливать. Когда матерей расстреливали, дети кричали «мамочка». Кричали матери детям. Мы это все видели, как их расстреливали. Даже маленьких не расстреливали. Они губы им намазывали и бросали живьем в эти ямы. Это был ужас» (А. Хильченко, свидетель).
За время оккупации фашисты расстреляли и повесили 46 000 мирных жителей Ростова-на-Дону. 42 000 замучили в лагерях. 84 000 человек угнано в рабство. 7 000 погибли при бомбардировках.
К моменту освобождения, в 1943 году, в Ростове-на-Дону осталось всего 170 000 жителей. Фактически, погиб каждый пятый житель города.
Мемориал «Жертвам фашизма» в Ростове-на-Дону связан с этими страшными событиями в Змиёвской балке. Есть еще знаковые места на юге России, связанные с историей геноцида, проводимого нацистами во время войны. Известно ли вам такое место?
Ответы обучающихся.
Это концлагерь «Красный» в Крыму. Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик о его истории и найти ответ на вопрос: почему мы ставим памятники в таких местах? О чем должны помнить люди?
Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/2476/
(дикторский текст)
Крым тоже был оккупирован нацистами. С осени 1941 и до весны 1944 года. Это было страшное время для всех жителей полуострова.
По последним данным, за два с половиной года оккупации полуострова нацисты расстреляли 72 000 мирных жителей, включая женщин и детей. И 19 000 военнопленных. Одним из самых страшных мест, унесшим пятнадцать тысяч жизней наших соотечественников, был лагерь смерти «Красный», под Симферополем.
По разным оценкам, в лагере могло разместиться до 2 000 узников. Многие из них умирали от истощения, непосильного труда, болезней. Гитлеровцы запрягали пленных в телеги и заставляли катать себя по городу. Возили на них землю и камни. Узники сами рыли шахты, куда потом фашисты сбрасывали трупы расстрелянных людей. Порой заключенных сжигали живьем.
8 мая 2015 года, накануне 70-летия Победы, на месте концлагеря был торжественно открыт мемориал. Его ежегодно посещают тысячи студентов, школьников, артековцев.
«Красный» — самый крупный в Крыму концлагерь. До его освобождения Красной Армией в 1944 году, в лагере было замучено около 15 тысяч человек военнопленных, мирных жителей и членов их семей. Итак, для чего нужны такие исторические памятники, которые напоминают нам о жертвах войн?
Ответы обучающихся.
Чтобы сохранить историческую память об этих трагических страницах, не дать новым поколениям забыть о них и повториться вновь на нашей земле, и был создан мемориал на месте концлагеря «Красный».
Заключительная часть
Скоро мы будем отмечать День Победы, победы в одной из самых страшных войн в истории человечества. В нашей стране мы хорошо помним страдания, которые наш народ переживал во время войны в 1941-1945 годах, мы помним, что жертв среди мирного населения именно по причине геноцида нацистов оказалось больше, чем военных – примерно 17 миллионов человек против почти 10 миллионов, и, как мы знаем, эти цифры еще уточняются.
Но правосудие свершилось, после окончания Второй мировой войны нацистских преступников судили за их злодеяния, за геноцид советского народа. Самый известный суд над нацистами – это Нюрнбергский процесс.
Международный военный трибунал в Нюрнберге в 1945–1946 гг. впервые в истории человечества осудил преступления нацистов, виновных в военных преступлениях, преступлениях против мира, человечности.
События Второй мировой и борьбы с фашизмом до сих пор являются актуальной политической повесткой.
Сейчас на экраны вышел новый художественный фильм «Нюрнберг», который можно посмотреть в кинотеатрах. Вы увидите еще много фактов, которые должны оставаться в нашей памяти, чтобы преступления против человечества не повторялись.
Как мы видим, память о тех трагических днях сохраняется в разных формах: люди пишут стихи, проводят уроки, снимают фильмы, создают памятники.
В Российской Федерации в ходе федерального проекта «Без срока давности», который реализуется с 2019 года при поддержке Президента России В.В. Путина, проводится большая работа по сбору материалов о преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны, работают поисковики и находят новые факты уничтожения мирных жителей, проходят судебные процессы по признанию геноцида советского народа, проводятся просветительские мероприятия, увековечивается память о трагедии нашего народа, в том числе в наших умах и сердцах.
Согласно статье I Международной Конвенции 1968 года, срок давности не применяется к военным преступлениям и преступлениям против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время. Преступления нацизма не имеют срока давности, как юридически, так и практически. Поэтому столь символично и название нашего общенародного проекта по сохранению исторической памяти о военных преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны — «Без срока давности».
Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/2484/
(дикторский текст)
Сам термин «геноцид» впервые прозвучал в Нюрнберге. В ходе судебного процесса. Тогда на скамье подсудимых оказались первые лица нацистской Германии, обвиняемые в геноциде и совершении военных преступлений. К сожалению, в работе Нюрнбергского трибунала многие факты так и не получили полной правовой оценки. Лишь спустя десятилетия эта историческая ошибка исправляется на наших глазах и при нашем участии.
20 октября 2022 года Санкт-Петербургский городской суд признал блокаду Ленинграда геноцидом советского народа. В 2020-2023 годах факт геноцида нацистами мирных советских граждан признали суды Крыма, Краснодарского и Ставропольского краев, Белгородской, Брянской, Ленинградской, Новгородской, Орловской, Псковской и Ростовской областей.
И это правильно. Мы должны восстановить историческую справедливость. Справедливость по отношению к миллионам людей, ставших жертвами страшных преступлений нацистов. Преступлений, у которых нет срока давности. 22 марта 2023 года Государственная Дума приняла заявление «О геноциде народов Советского Союза Германией и ее пособниками в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов».
Ведь тогда вместе с немецко-фашистскими захватчиками расстреливали, вешали и пытали советских женщин, детей, стариков нацисты из воинских подразделений, сформированных на территориях Италии, Венгрии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии. Бельгии, Испании, Нидерландов, Норвегии, а также добровольцы из Австрии, Дании, Латвии, Польши, Франции, Чехии и Эстонии.
По сути, наша страна боролась с международным фашизмом. Боролась и победила. Победила тогда - победит и сейчас.
19 апреля в России проводится как День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.
В этот день в 1943 году был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников».
Этот указ был необходим для законной реализации судебных решений в отношении гитлеровских захватчиков и их пособников.
Долг ныне живущих перед павшими — изобличить виновных в геноциде, бережно хранить память о тех страшных событиях и не дать трагедии повториться на нашей земле. И добиться этого можно только нашими едиными действиями!
Мы не забудем! Мы не допустим возрождения нацизма!
Сегодня мы вспомнили о некоторых фактах геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны. Но, к сожалению, человечество плохо помнит уроки прошлого, а некоторые страны пытаются перекроить историю.
Примером может служить Донбасс. Для каждого современного россиянина это особая территория.
Знаковым событием сохранения памяти о героизме наших предков в борьбе с нацизмом, стало восстановление в 2022 году на востоке Донбасса мемориального комплекса «Саур-Могила», разрушенного во время начатых новоиспеченными нацистами боев в 2014 году.
«Его восстановление, — по мнению Президента РФ Владимира Путина, — это возрождение памяти о подвигах и героях поколения победителей, о тех, кто не щадя себя освобождал Донбасс от нацистских захватчиков, отважно сражался за донецкие степи и берега Миуса, за высоту древней Саур-Могилы, которая стала важнейшим плацдармом при наступлении Красной армии летом 1943 года».
Однако события, которые происходят там сейчас, – важнейшее напоминание нам: нельзя забывать прошлое. И сегодня мы столкнулись с новыми попытками уничтожения мирного населения. Самый яркий символ и самая светлая память этого – Аллея ангелов в Донецке. Это мемориальный комплекс, открытый в 2015 г. волонтерами, увековечивает память погибших детей Донбасса, погибших сейчас, в XXI веке.
Вопросы для обсуждения
1. Почему преступления нацистов в годы Великой Отечественной войны рассматриваются как геноцид и не имеют срока давности?
2. Какие человеческие качества, нравственные ценности появились в рассмотренных фактах? Как они помогли и помогают россиянам сохранить жизнь, достоинство, бороться за справедливость?
3. Почему мы говорим о важности единых действий в память о геноциде нашего народа?
4. Что делают наши современники, ваши ровесники, что можем сделать мы, чтобы сохранить историческую память о данных событиях?
Для Дня единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны разработан хэштэг-#безсрокадавности. Используя его, мы можем узнать больше о том, что делают другие и показать всем, что делаем мы.
Учитель предлагает обучающимся посмотреть и почитать об этой акции и других на этих интернет-ресурсах:
Учитель может предложить обучающимся принять участие в одном из мероприятий в День единых действий 19 апреля, организовав его в классе или школе (можно предложить и другие):
1. Почтить память жертв геноцида в годы Великой Отечественной войны минутой молчания утром, 19 апреля, перед началом первого урока.
2. Провести операцию «Ветеран живет рядом» - посещение на дому участников, детей войны.
3. Присоединиться к акции «Сад памяти» - высадка деревьев в память о жертвах геноцида в годы Великой Отечественной войны.
4. Возложить цветы к памятному знаку, посвященному жертвам фашизма в микрорайоне, городе.
5. Посетить музей, познакомиться с экспозицией, посвященной Великой Отечественной войне.
6. Провести исследовательскую работу «Семейная память»: рассказать родителям о геноциде советского народа в годы Великой Отечественной войны и узнать, что они знают об этом. Выяснить, были ли среди членов вашей семьи жертвы геноцида, что вы о них знаете.
7. Разместить пост или фотографию в социальных сетях о своем отношении к геноциду с обязательными хештегами: #безсрокадавности, #19апреля.
8. Подготовить устный журнал о преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны.
9. Подготовить информационный листок по тематике Дня единых действий и распространить его среди школьников, учителей, родителей, жителей микрорайона, в социальных сетях.
10. Подготовить стенгазету о геноциде советского народа в годы Великой Отечественной войны.
11. Поучаствовать в литературном марафоне: не переменах читать по очереди стихотворения или фрагменты прозаических текстов, дневников и воспоминаний, посвященных жертвам войны.
12. Поучаствовать в творческом марафоне: подготовить рисунки, плакаты, коллажи, композиции на тему геноцида и увековечения его памяти.
13. Посмотреть и обсудить художественный фильм, по тематике Дня единых действий, например, новый фильм «Нюрнберг».
14. Поучаствовать в одном из мероприятий проекта «Без срока давности», в т.ч. приуроченных ко Дню единых действий.
Список интернет-ресурсов и литературы ко Дню единых действий
Демченко В. Саур-Могила. Курган воинской славы наших предков и современников» (Библиотечка Памяти), М., 2022.
https://xn--80aabgieomn8afgsnjq.xn--p1ai/ - сайт проекта «Без срока давности».
https://xn--80aabgieomn8afgsnjq.xn--p1ai/deyatelnost/den-edinyh-dejstvij/ - страница «День единых действий» на сайте проекта «Без срока давности».
https://memory45.su/ - сайт поддержки образовательно-просветительских мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации в проекте «Без срока давности». http://project7036062.tilda.ws/ - Методический конструктор мероприятий к Дню единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
https://www.kinopoisk.ru/film/905033/ - информация о художественном фильме «Нюрнберг» (2023) 12+.
https://xn--90abhd2amfbbjkx2jf6f.xn--p1ai/ - сайт «Волонтеры победы».
https://rf-poisk.ru/ - сайт общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России».
Использованный материал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/48/grade/1011/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.