Сценарий занятия «Экологичное потребление» (5-9 класс)

  • docx
  • 27.04.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий занятия «Экологичное потребление» (5-9 класс).docx

Сценарий занятия «Экологичное потребление» (5-9 класс)

 

Цель: расширение знаний обучающихся об экологической проблематике, повышение уровня экологической культуры обучающихся, формирование экопривычек и экологичного поведения в быту.

 

Формирующиеся ценности: созидательный труд, любовь к Родине.

 

Основные смыслы: экологичное потребление – это разумное и ответственное отношение к природному достоянию, природным ресурсам; осознание их небезграничности; навыки экологичного поведения – это вклад в экономическую мощь страны и здоровье всех россиян, в сохранение природного богатства страны.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Форма занятия: командная игра «Эко ГТО», направленная на повторение и расширение знаний в области экологического потребления.

 

Сценарий

Мотивационная часть

       Наше сегодняшнее занятие называется «Экологичное потребление». Эта тема вам уже знакома, в прошлом году в рамках разговора, посвященного Дню Земли, мы говорили с вами о том, как важно беречь нашу планету, и что от каждого из нас зависит ее будущее. Сегодня спикер нашего занятия - человек, чья профессиональная деятельность посвящена защите природы, Ольга Стрелкова, эколог, путешественник, редактор портала «Экология России»

Демонстрация выступления федерального спикера.

         Давайте вспомним, как каждый из нас может заботиться о природе? Расскажите о своих экопривычках. Какие из них у вас появились после нашего разговора в прошлом году?

Ответы обучающихся

         Вы прекрасно усвоили прошлый урок по экологии! И я считаю, что вам по силам Эко ГТО. Как вы думаете, сдачу каких нормативов оно предполагает?

Ответы обучающихся

         Нормативов бережного отношения к природе, то есть экологичного потребления ее ресурсов. Готовы к Эко ГТО? Тогда начинаем!

 

Основная часть.

Учитель делит класс на 3-5 команд. Игра проходит в несколько туров (учитель может сам определить их количество), перед каждым туром команда получает бланк сдачи нормативов (приложение).

Прохождение каждого тура позволяет командам набрать от 2 до 15 экобаллов. Команды, набравшие 30 и более экобаллов, получают сертификат о сдаче ЭкоГТО с отличием (приложение).

 

Проведение командной игры ЭкоГТО Станция «Экомаркет»

Задание: Команды должны собрать наиболее экологичную потребительскую корзину – выбрать продукт в той упаковке, которая является более экологичной, т.е. сделана из вторсырья, подлежит переработке или является многоразовой. Механика сдачи норматива «Экомаркет»:

1. На экране появляются карточки с парами продуктов, которые широко представлены в любом супермаркете. Команды выбирают из представленной пары наиболее экологичный продукт и записывают его номер в бланк сдачи норматива. 2. После окончания сбора продуктовой корзины, команды меняются бланками ответов, учитель выводит на экран правильные ответы и дает по ним комментарии, за каждый правильный ответ команда получает 1 экобалл, команды подсчитывают баллы и передают бланк учителю.

 

 

Правильный ответ: 1 А Йогурт в пластиковой бутылке более экологичен – эта односоставная упаковка легко перерабатывается, в отличие от тетрапака. Тетрапак – сложный вид упаковки, состоит не из 1 слоя, а из 6! В ней есть и картон, и фольга, и даже полиэтилен! Значит, требуется больше ресурсов для производства.

 

Правильный ответ: 2 Б Выбирайте хлеб без упаковки, особенно если это пластиковый пакет, или используйте свои экомешочки – это самый экологичный способ покупок!

 

Правильный ответ: 3 Б Вода в стеклянной бутылке – лучший выбор. Стекло является самым экологичным материалом, ведь его можно переработать бесконечное количество раз.

Правильный ответ: 4 А Мороженое в пластиковом ведёрке лучше: выбирайте продукты в большой таре, это поможет сократить количество пластика.

Правильный ответ: 5 А Бумажная упаковка для шоколада лучше пластиковой: в большинстве случаев шоколад заворачивают в мягкий пластик с алюминиевым покрытием, который не перерабатывается.

Правильный ответ: 6 Б Выбирайте макароны в картонной упаковке, картон принимают на переработку практически везде.

Правильный ответ: 7 Б Для мытья картошки на производстве тратится намного больше воды, чем дома. Поэтому экологичным вариантом будет немытая картошка.

Правильный ответ: 8 А У банана есть своя природная «упаковка», дополнительный пакет, особенно для одного фрукта, – нечто бессмысленное. Лучше купить фрукт без пакета.

Правильный ответ: 9 Б Самым экологичным вариантом для похода в магазин будет экосумка, а самым неэкологичным – бумажный пакет: дело в том, что у бумажного пакета выше углеродный след, и на его производство затрачивается больше воды.

        Обсуждение после прохождения станции:

      Как наши ежедневные покупки влияют на экологию? Какие выводы вы для себя сделали, сдав первый эконорматив?

Ответы обучающихся

Станция «Экоактивити» (для 8-9 классов)

         Каждая команда получает по 2 карточки с экологическим термином, представителю команды необходимо объяснить остальным командам термин один из способов:

Механика сдачи норматива «Экоактивити»:

1. Команды получают карточки с экологическими терминами.

2. Представитель команды выходит к доске, учитель запускает «вертушку» (интерактивное задание «Экоактивити») и определяет способ объяснения термина.

3. На объяснение термина дается 40 секунд.

4. Команда, которая первой угадала слово, получает 1 экобалл.

Команда, которой удалось объяснить слово тоже получает 1 экобалл.

Набор карточек к станции «Экоактивити»:

Обсуждение после прохождения станции:

        Объяснение какого экотермина для вас оказался наиболее сложным? Почему?

Ответы обучающихся

        Как отгаданные слова связаны экологичным потреблением?

Ответы обучающихся

Станция «Мастерская переработки»

 

Задание: Командам необходимо отгадать, чем были представленные на картинках вещи в «прошлой жизни».

Механика сдачи норматива «Мастерская переработки»:

1. На экране появляется изображение вещи и варианты ответа, из чего она сделана. Команды записывают в бланк сдачи норматива вариант ответа, который, на их взгляд, соответствует тому, чем вещь была в «прошлой жизни».

2. После того как разыграны все карточки, команды меняются бланками ответов, учитель выводит на экран правильные ответы, за каждый правильный ответ команда получает 1 экобалл, команды подсчитывают экобаллы и передают бланк учителю.

Набор карточек к станции «Мастерская переработки»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение после прохождения станции:

          Какие «прошлые жизни» вещей вас удивили? Почему?

Ответы обучающихся

          Как развитие технологий переработки материалов влияют на экологию?

Ответы обучающихся

Станция «Сортировочная»

Задание: Командам необходимо распределить виды отходов на сортируемые (те, которые перерабатываются и должны сдаваться отдельно) и несортируемые.

Механика сдачи норматива «Сортировочная»:

1. На экране появляется пронумерованный список отходов. Команды распределяют в бланк сдачи норматива цифры по двум колонкам «Сортируются»/ «Не сортируются».

2. На выполнение задание дается 1,5 минуты.

3. После окончания времени выполнения задания команды меняются бланками ответов, учитель выводит на экран правильные ответы, за каждый правильный ответ команда получает 1 экобалл, команды подсчитывают экобаллы и передают бланк учителю.

Набор заданий к станции «Сортировочная»:

 

 

Обсуждение после прохождения станции:

       Почему важно сортировать отходы?

Ответы обучающихся

(рекомендуется для 8-9 классов).

Предложите идеи, как сделать так, чтобы как можно больше людей сортировали отходы?

Ответы обучающихся

Станция «Экофакт»

Задание: Командам необходимо определить, какие утверждения являются правдой, а какие мифом.

Механика сдачи норматива «Экофакт»:

1. На экране появляются утверждения. Команды должны определить является ли оно правдой или мифом и занести ответ в бланк сдачи норматива.

2. После того как разыграны все утверждения, команды меняются бланками ответов, учитель выводит на экран правильные ответы и дает по ним комментарии, за каждый правильный ответ команда получает 1 экобалл, команды подсчитывают экобаллы и передают бланк учителю.

Список утверждений у станции «Экофакт»:

 

1)      Правда. Киты обладают способностью поглощать удивительное количество углерода. Каждый кит способен удалить из атмосферы до 33 тонн углерода за свою жизнь, в то время как дерево – всего 2,2 тонны в столетие.

2) Правда. По оценкам, только из-за пластика ежегодно гибнет 100 000 морских животных. Часто это происходит из-за запутывания в рыболовных сетях и даже пластиковых пакетах. Однако это касается и предметов, о которых обычно не думают в этом плане, таких как питьевые соломинки и пластиковая обертка.

3) Миф. Искусственные елки делают из металла и пластика, часто с использованием ПВХ, поэтому их практически невозможно переработать. Живая елка более экологична. Питомники замещают эти ели: после вырубки деревьев на этом месте высаживают новые. К тому же, ели часто срубают в тех местах, где их вырубили бы и не под Новый год, например, под линиями электропередачи.

 

4) Миф. Дикие животные, которых подкармливают люди, быстро привыкают к человеку и перестают его бояться. И в итоге часто становятся жертвами браконьеров. Кроме того, если достаточно долго кормить дикое животное, оно может утратить способность добывать пищу самостоятельно так же эффективно, как раньше, или вовсе не научиться это делать, если прикармливать начали с детства.

5) Правда. Среднее время разложения пластмассовых изделий, созданных по разным технологиям, колеблется от 400 до 700 лет, а стекло разлагается более 1000 лет: важно отдавать его в переработку.

6) Миф. К сожалению, это не всегда так. Чаще всего это маркетинговый ход для привлечения людей, следящих за экологией или своим здоровьем. У этого метода даже есть свое название «гринвошинг» – экологическое позиционирование продукта или компании без основания.

7) Правда. Первый заповедник на территории России – Баргузинский – был основан 11 января 1917 года на территории Бурятии. Целью создания заповедника стало сохранение популяции баргузинского соболя и других животных на Байкале.

 

Обсуждение после прохождения станции:

       Какой экофакт вас удивил? Почему?

Ответы обучающихся

 

Станция «Экотермин» (рекомендуется для 8-9 классов)

 

Задание: Командам необходимо определить значение малознакомых экологических терминов. Механика сдачи норматива «Экотермин»:

1. На экране появляется термин. Команды дают версии его значения.

2. На выдвижение версий дается 1 минута.

3. Команда давшая максимально близкий к правильному значению ответ получает 3 экобалла.

Карточки к станции «Экотермин»:

 

 

 

 

 

Обсуждение после прохождения станции:

       Какой экотермин вызвал у вас интерес? Почему?

Ответы обучающихся

 

Заключительная часть

        Подведение итогов сдачи ЭкоГТО, вручение экосертификатов.

        Вы большие молодцы! Эконормативы сданы на высоком уровне!

 

«Экологические проекты».

 

 

        Уверена, что большинство из вас с удовольствием присоединится к всероссийскому юннатскому субботнику, в котором можно поучаствовать как школьной, так и семейной командой.

       И еще одна интересная возможность для тех, кто интересуется экологией. «Зеленая премия», которая вручается за достижения в области защиты окружающей среды, запустило детский трек «Юннаты» для ребят в возрасте от 10 до 18 лет.

Теперь у вас тоже есть возможность заявить о своём проекте на всю страну, получить обратную связь от лучших экспертов в области экологии и найти единомышленников! Учитель. Благодарю вас за отличную работу, вы значительно продвинулись в вопросах экологичного потребления и сделали еще один шаг к сохранению нашей удивительно красивой и уникальной планете Земля! ПОСТРАЗГОВОР − Завершение игры «ЭкоГТО» (в случае если не вес станции пройдены на занятии) − Разработать конкурс «Юные экологи» для школьников 1-4 классов. − Разработать экологический конкурс «Как дети могут изменить мир» для учащихся 5-9 классов − Составить плакат/презентацию «Мне здесь жить» и разместить в классе.

 

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Биология: темы, связанные с формированием представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способах их преодоления.

География: темы, связанные с понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля.

Технология: темы, связанные с изучением экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Российский экологический оператор. Раздел «Просвещение» https://reo.ru/

2. Национальные проекты России. «Экология» https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/ekologiya

3. Проект «Движения первых» «На связи с природой» https://xn--90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai/projects/42

4. Проект «Движения первых» «Береги планету» https://xn--90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai/projects/26

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

Использованный материал:

https://razgovor.edsoo.ru/topic/98/grade/89/


 

Скачано с www.znanio.ru