Сценарий занятия "Герои нашего времени" (3-4 класс)

  • docx
  • 16.12.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий занятия «Герои нашего времени» (3-4 класс).docx

Сценарий занятия «Герои нашего времени» (3-4 класс)

 

       Цель занятия: знакомство школьников с историей России, её выдающимися людьми, героями Отечества, обсуждение мотивов совершения мужественных поступков, проявления героизма, воспитание патриотизма, чувства гордости за вклад героев в благополучие людей, сохранение нашей Родины.

 

       Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.

 

       Основные смыслы: герои нашего времени – это самоотверженные и мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны, готовые защищать то, что дорого каждому из нас – свою семью, друзей, дом и многое другое. Анализируя героические поступки, совершённые нашими соотечественниками, обучающиеся на конкретных примерах обсудят, что такое отвага, взаимопомощь, решительность и находчивость в сложных ситуациях, что позволит сделать вывод о мотивах проявления героизма и ценности служения Отечеству.

 

Планируемые результаты.

Личностные:

ü  стремиться узнавать новое о своей стране и её гражданах;

ü  проявлять интерес к оценке своих действий и поступков;

ü  активно участвовать в выполнении творческих заданий в ходе обсуждения представленной информации.

Метапредметные:

ü  работать с информацией: сравнивать и анализировать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде;

ü  участвовать в обсуждении подвигов и достижений россиян;

ü  расширять свой кругозор и эрудицию: знания о важных и ярких событиях общественной жизни страны.

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование презентации и выполнение интерактивного задания.

 

Структура занятия

1.      Мотивационная часть.

Работа с фото- и видеоматериалами, познавательная беседа, направленная на принятие темы занятия.

2.      Основная часть

Обсуждение презентации с материалами о героических поступках, проявленных в сегодняшние дни. Познавательная беседа после представленной презентации раскрывает основные смыслы занятия, а организация и выполнение творческого задания «Открытка герою» помогают выразить благодарность герою сегодняшнего дня.

3.      Заключительная часть

Обобщение материалов занятия, подведение его итогов.

 

Сценарий

Мотивационная часть

         Здравствуйте, ребята. Совсем недавно, 9 декабря, в нашей стране отмечался День Героев Отечества. И сегодня наше занятие посвящено им – героям. А кто такие герои? Ответы обучающихся.

        Само слово пришло из Древней Греции, в переводе оно обозначает «защитник», «хранитель». Вспомним русских богатырей, защитников земли русской. Посмотрим фрагмент мультфильма. В чём проявился героизм Ильи Муромца?

 

Демонстрация фрагмента мультфильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

 

 

        Илья Муромец – исключительный герой, защитник Родины, обладающий огромной силой. Но Россия всегда гордилась своими героями, разных исторических эпох и поколений. Ребята, на наших занятиях мы уже говорили о героях нашей страны.      

 

      Рассмотрите репродукции картин.

        

       Кто на них изображён? Что вы знаете об их подвиге? Расскажите.

Ответы обучающихся.

         Александр Невский, Минин и Пожарский, Суворов и Кутузов. Их имена навсегда вошли в героическую летопись истории России.

 

Герои Родины – как много в том смысла!

И честь, и храбрость в этих двух словах.

         Героями не рождаются, героями становятся в час испытаний. Великая Отечественная война, вспомним её героев.

Ответы обучающихся.

          Николай Масалов, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов и многие другие.

Вечная слава героям!

Слава героям! Слава!..         (Р. Рождественский)

          Всегда Россия гордилась своими героями, всех исторических эпох и поколений. Ратные и трудовые подвиги являются примером несгибаемого духа и настоящего патриотизма. Но говорят, что время героев прошло. Согласны ли вы с этим? Объясните.

Ответы обучающихся.

        Послушаем ребят.

(Отрывки из стихотворения Э. Асадова «Неприметные герои» раздаются обучающимся для выразительного чтения).

Чтец 1.

Я часто слышу яростные споры,

Кому из поколений повезло.

А то вдруг раздаются разговоры,

Что, дескать, время подвигов прошло.

 

Лишь на войне кидают в дот гранаты,

Идут в разведку в логово врага,

По стёклам штаба бьют из автомата

И в схватке добывают «языка»!

 

Чтец 2.

Но споры о различье поколений,

По-моему, нелепы и смешны.

Ведь поколенья, так же как ступени,

Всегда равны по весу и значенью

И меж собой навечно скреплены.

 

Кто выдумал, что нынче не бывает

Побед, ранений, а порой смертей?

Ведь есть ещё подобие людей

И те, кто перед злом не отступают.

 

         И сегодня мы поговорим именно о таких людях, «кто перед злом не отступает». Открывает наш разговор Юрий Гагарин, бывший морской пехотинец, который не смог оставаться в стороне, видя чужое горе, и ушёл добровольцем на Донбасс для защиты мирной жизни людей. Гагарин защищал Мариуполь в то время, когда там шли самые тяжёлые бои, и помогал спасать мирных жителей, его позывной был – Ангел.

        Гагарин придумал использовать «кенгурятники» – рюкзаки-переноски для малышей. Маленьких детей выносили из подвалов на спинах, а руки были свободны для оружия. Так, этот мужественный человек спас 367 детей! Познакомимся с этим героем.

Демонстрация выступления федерального спикера  

 

Основная часть

         За спасение детей Юрий Гагарин был награждён Орденом Мужества. Мы гордимся героями, которые защищают нашу страну. Мы знаем об их подвиге.

Рассмотрите рисунки детей, о защитниках нашей Родины.

         Какие качества и действия героев удалось подчеркнуть ребятам-художникам? Назовите их.

Ответы обучающихся (защищать, оберегать, охранять, заслонять, заступаться, бороться, спасать, закрывать, служить щитом и т. д.)

         А знаете ли вы примеры проявления героизма в мирной жизни?

Ответы обучающихся.

        Подумайте, можно ли считать этих людей героями? Объясните, почему?

(Количество слайдов для обсуждения педагог определяет самостоятельно исходя из уровня подготовленности класса).

Демонстрация презентации

Сюжет 1.

 

Сюжет 2.

Сюжет 3.

 

Сюжет 4.

 

         Какие качества проявили люди в сложных, тяжёлых обстоятельствах? Считали ли они сами себя героями? Как вы думаете, почему?

Ответы обучающихся.

         В народе говорят: «Не тот герой, кто наград ждёт, а тот герой, кто за народ идёт». Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы обучающихся.

         Герой – смелый и отважный человек. Спасая, защищая других людей, он не ждёт награды. Но благодарность всегда находит героев. Давайте вспомним и другие пословицы и поговорки, выполним интерактивное задание.

Интерактивное задание 

        

 

Герой за славой не гонится.

В жизни всегда есть место подвигу.

Хоть ростом маловат, да мужеством богат.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

 

         А как вы думаете, кого называют Героями Труда? Может быть, вы слышали о героях, которые своим трудом доказывают мощь нашей страны, укрепляют её независимость, делают нашу жизнь лучше и комфортнее.

(Педагог знакомит обучающихся с примерами деятельности Героев Труда Российской Федерации).

       Представим, что нам нужно сделать эскиз нового памятника героям. Кто эти герои? Мысленно представьте и опишите этот памятник. Какие слова вы бы написали на монументе? Расскажите.

Ответы обучающихся.

(На занятии желательно использовать информацию о памятниках, монументах, памятных досках, которые установлены в честь героев. На усмотрение учителя рекомендуется включение на любом этапе занятия сюжета о герое – земляке, или о герое, имя которого носит образовательная организация).

Заключительная часть

        Ребята, о ком из героев вы хотели бы рассказать своим родным, друзьям? Расскажите.

Ответы обучающихся.

         Как вы думаете, какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы в сложной ситуации не растеряться, прийти на помощь?

Ответы обучающихся (смелость, решительность, стремление и умение помогать).

        Мы познакомились с героями нашего времени. Они живут среди нас, они скромные, они готовы прийти на помощь, умеют держать слово, беречь своих родных и близких, заботиться о своём здоровье. Знания о героическом прошлом и героях нашей страны помогают лучше узнать историю Отечества.

       А в завершение нашей беседы давайте послушаем «Гимн Героям Отечества».

 

Связь с учебными предметами

Русский язык: работа с толковым словарём: герой, победитель, смелость, воля. Работы с пословицами о героизме: «Героям страх неведом», «Герой народа узнаётся на деле», «Хвалиться герою не годится».

Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений о Великой Отечественной войне; работа с текстами, посвящёнными героям Отечества.

 

Дополнительные материалы

1. Материалы Всероссийского проекта «Открытые уроки», https://disk.yandex.ru/d/ZwfWSjWNxcVpzw.

2. Проект «Подвиг», https://about.kartageroev.ru.

3. О. Колпакова «Александр Невский» - М.: Качели, 2018.

4. С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» – любое издание.

5. «Василёк» – союзмультфильм, 1973 г.

 

Использованный материал:

https://razgovor.edsoo.ru/topic/76/grade/34/


 

Скачано с www.znanio.ru