Сценарий занятия «Как найти свое место в обществе» (5-7 класс)
Цели занятия:
§ формирование ценностного отношения обучающихся к самореализации в обществе;
§ формирование чувства ответственности за развитие востребованных навыков: общение, решение проблем, творческое и критическое мышление;
§ формирование и развитие навыков эмпатии: заботы о других, желания быть полезным для других людей, для общества, для нашей страны.
Формирующиеся ценности: дружба, коллективизм, самореализация.
Основные смыслы: найти свое место в обществе – это значит соответствовать его ценностям и традициям, любить то, чем занимаешься и приносить пользу людям, своей стране. Участие в общественной и социально-значимой деятельности, воплощенной, в том числе, через проекты и программы для детей молодежи – возможность получше узнать себя, свою страну, ее людей и историю, развить полезные знания и навыки, чтобы в будущем занять свое место в обществе и быть счастливым.
Форма занятия: беседа, обсуждение, занятие включает просмотр видеоматериалов.
Сценарий
Мотивационная часть
Каждый человек ищет своё место в мире, где он может быть и самим собой, и где он сможет быть нужным другим. Это непростая задача. Какие образы возникают у вас, когда вы думаете о поиске своего места в обществе?
Ответы обучающихся.
Перекрёсток разных дорог, пожалуй, самый яркий и понятный образ.
Как вы думаете, ребята, что это значит – выбрать именно свою дорогу, найти свой путь среди множества других?
Ответы обучающихся.
Что помогает и что мешает человеку делать выбор, определять своё место в обществе?
Ответы обучающихся.
Методический комментарий: важно, чтобы школьники вышли на мысль, что выбор совершает сам человек. Но есть то, что может ему помешать (например, неуверенность в себе, плохое образование, инфантилизм и т. д.). И есть то, что может помочь (поддержка семьи, образование, хобби, талант, хорошее здоровье и т. д.).
Основная часть
Талант, способности есть у каждого человека. Очень важно разглядеть их и помочь им развиваться в нужном вам и людям вокруг направлении. Давайте посмотрим фрагменты фильма о вашем сверстнике, который оказался на той самой развилке дорог.
Главный герой фильма – Олег, которого в школе считали неудачником и слабаком.
Демонстрация видеофрагмента «Первое дело». Часть 1. https://razgovor.edsoo.ru/video/4156/
Что в разговоре мальчика с мамой кажется вам самым важным? Как вы думаете, понимает ли Олег свою маму?
Ответы обучающихся.
Демонстрация видеофрагмента «Первое дело» Часть 2 https://razgovor.edsoo.ru/video/4307/
Как вам кажется, почему всё, что было важно для Олега до истории со щенками, перестало иметь значение? Что теперь стало главным для мальчика? Что в нём изменилось?
Ответы обучающихся.
Демонстрация видеофрагмента «Первое дело» Часть 3 https://razgovor.edsoo.ru/video/4308/
Вы услышали фразу: «Величина человека определяется не толщиной кошелька, а полезными делами». Как вы её понимаете? Всегда ли нужно много денег, чтобы люди тебя уважали? Что в человеке могут ценить и уважать другие люди?
Ответы обучающихся.
Демонстрация видеофрагмента «Первое дело» Часть 4 https://razgovor.edsoo.ru/video/4309/
Как вы думаете, как может реализовать себя Олег и в будущем найти своё место в обществе, если у него такое увлечение?
Ответы обучающихся.
А какие увлечения есть у вас? Как вы думаете, будут ли они связаны с поиском вами своего места в обществе?
Ответы обучающихся.
Давайте посмотрим, как закончилась история Олега.
Демонстрация видеофрагмента «Первое дело» Часть 5
Какие качества, которые были у Олега, но о которых он, возможно, не догадывался, помогли ему реализовать свои способности и стать лучшим в своем деле?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Давайте подумаем все вместе, какими качествами должен обладать человек, чтобы у него получилось найти своё призвание, выйти на дорогу, где он сможет реализовать себя, стать полезным другим, найти своё место в обществе? Предлагаю это обсудить в мини-группах.
Методический комментарий: педагог делит класс на группы. Каждая группа получает карточку с перечнем качеств человека.
Задача: выбрать те качества, которые могут помочь человеку найти своё место в обществе, и защитить своё мнение.
Каждая группа получила карточку с перечнем качеств, из которых вам надо выбрать те, что нужны человеку, чтобы найти своё место в обществе. Посовещайтесь в группе, выберите и защитите свою позицию. После этого спикер каждой группы объяснит свой выбор для всех.
Групповая работа.
Качества:
• неравнодушие, любовь к миру, любовь к Родине, своей семье, другим людям, всему живому;
• стремление общаться и взаимодействовать с другими людьми, умение работать в команде;
• сила воли, сильный характер, целеустремлённость;
• трудолюбие;
• любопытство, стремление узнавать новое, изучать мир, общество, в котором ты живёшь;
• творческие способности, наличие хобби, увлечённость своим делом;
• желание приносить пользу людям, стране;
• себялюбие, эгоизм и нежелание относиться к себе и результатам своего труда критически;
• жадность, нежелание делиться;
• зависть;
• грубость и высокомерие;
• нетерпеливость и необязательность;
• жестокость, наглость.
Методическая подсказка для учителя: после окончания обсуждения педагог предоставляет слово спикеру каждой группы, который от имени группы защищает «свои» качества. Педагог поддерживает обсуждение, задавая вопросы о том, как эти качества помогут человеку найти своё место в обществе.
Учитель, подводя итого групповой работы. Ребята, качества, которые вы выбрали очень тесно связаны с традиционными российскими ценностями – любовь в Родине, семье, людям, созидательный труд, взаимопомощь, дружба и т.д. А это значит, найти свое место в обществе – это соответствовать его ценностям и традициям, любить то, чем занимаешься и приносить пользу людям, своей стране.
Заключительная часть
Мне кажется, что у нас сегодня состоялся очень интересный разговор. Мы смогли постоять на перекрёстках своих дорог и подумать, по какой дороге мы пойдём, что нам поможет сделать первый шаг. Давайте подумаем, а что подталкивает человека сделать этот шаг? Чем руководствуется человек, выбирая свой путь, определяя своё место в обществе?
Ответы обучающихся.
Знаете, ребята, а в фильме есть ещё один очень интересный фрагмент. Посмотрим его.
Демонстрация видеофрагмента «Первое дело» Часть 6
А какие мотиваторы помогают вам? Придумайте мотиваторы, которые могли бы помочь людям найти своё место в жизни?
Обучающиеся предлагают свои варианты мотиваторов и защищают своё мнение.
Посмотрите, какие разные получились у вас воодушевляющие предложения! Они относятся и к обучению, и к саморазвитию, и к профессиональному совершенствованию.
Вам уже понятно, что нужно много знать, многое уметь, чтобы в будущем найти свое место в обществе. А как же вы можете это сделать уже сейчас?
Ответы обучающихся.
Да, конечно, есть способ – уже сейчас пробовать свои силы в самых разных областях человеческой деятельности. Вы верно сказали – надо себя развивать. Поэтому важно каждому из вас понять, что вам нравится, в какой области вы хотели бы продолжить совершенствовать свои знания.
Каким образом и где вы можете это сделать?
Ответы обучающихся.
Расскажите, кто из вас ходит в кружки, секции, студии и почему? Что дадут вам дополнительные занятия в будущем?
Ответы обучающихся.
Периодически на разных занятиях мы с вами знакомимся с федеральными и региональными проектами и программами для школьников РДДМ, общества «Знания», Российского военно-исторического общества и т.д. Как участие в такого рода проектах могут помочь в поиске своего места в обществе?
Ответы обучающихся
Участие во всероссийских и региональных проектах и программах – это возможность лучше узнать себя, свою страну, ее людей и историю, развить полезные знания и навыки, чтобы в будущем занять свое место в обществе и быть счастливым.
«Путешествие в тысячу лет начинается с одного шага», так говорили древние мудрецы. Не сбиться с выбранного пути помогает вера в себя и в свои силы, поддержка близких людей – вашей семьи, друзей.
Что сегодня в нашем разговоре было для вас самым значимым и важным? О чём вы задумались?
Ответы обучающихся.
Большое спасибо, очень важные слова вы сейчас сказали. Действительно, каждому важно верить в себя, искать своё место в жизни, в обществе. Удачи вам!
Связь с учебными предметами
Литература: изучение художественных произведений о поисках своего места в обществе.
История: знакомство с биографиями писателей, исторических деятелей.
Предметы естественно-научного цикла, математика: знакомство с историей науки, с путём в профессию учёных, о которых идёт речь на страницах учебников (Д. И. Менделеев, М. В. Ломоносов, А. С. Попов, В. И. Вернадский и др.).
Технология: знакомство с профессиями, где пригодятся навыки, полученные школьниками во время изучения учебного предмета.
Дополнительные материалы
1. Сайт «Горячее сердце», Всероссийская общественно-государственная инициатива с международным участием: https://cordis.fondsci.ru/.
2. Сайт Всероссийского конкурса «Моя страна – Моя Россия»: https://moyastrana.ru/.
3. Сайт Движение первых РДДМ «Движение Первых» (xn-- 90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai)).
4. Сайты университетов и колледжей региона, которые готовят к разным профессиям.
5. Сайт проекта «Работа России» https://trudvsem.ru/.
6. Сайт Атласа профессий будущего https://atlas100.ru/catalog/.
7. План основных мероприятий по проведению года Семьи в России: http://government.ru/news/50603/.
Использованный материал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/88/grade/57/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.