«Поэтом можешь ты не быть…»
Сценарий занятия литературного кружка
Подготовила: Давидович Зинаида Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Тема: «Поэтом можешь ты не быть…»
Цель: создать условия для повторения изученного теоретического материала по стихосложению, для определения промежуточных результатов работы кружка, для выяснения краткого путь от знаний к творчеству.
Оборудование: газета со стихами членов кружка (на доске), памятки по архитектонике (на партах), музыкальное сопровождение: Вивальди «Весна», А. Чуркин «Белорусские картинки», Жинович «Белорусские танцы», П. Чайковский «Вальс цветов».
Ход занятия.
Стихи – полёт на коне,
проза – хождение пешком.
Пешком уйдёшь дальше.
На коне доедешь быстрее.
Р. Гамзатов
На доске: газета и этапы пути.
Этап 1. Азы стихосложения.
Этап 2. Учимся у классиков.
Этап 3. Буриме.
Этап 4. Проба пера.
Этап 5. Соответствуем ли…
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Прежде, чем садиться на свои места, давайте повернёмся к нашим гостям. Посмотрите, какие у нас замечательные гости, какие открытые и доброжелательные у них лица. Давайте улыбнёмся им, и пусть наши улыбки помогут нам создать тёплую, доброжелательную обстановку на нашем уроке, ибо нам предстоит долгий путь, путь от знаний к творчеству.
Вот и пройден теоретический курс нашего кружка. Сегодня мы с вами попытаемся подвести своеобразный итог. Вспомним все этапы нашей работы, т.е. пройдём краткий путь от знаний к творчеству.
Р. Гамзатов говорил: «Стихи – полёт на коне, проза – хождение пешком. Пешком уйдёшь дальше. На коне доедешь быстрее».
- Как вы понимаете эти слова?
2. Слово учителя.
Давайте попытаемся совершить полёт во времени и вернёмся на наши первые занятия по поэзии.
На этом этапе мы изучали теоретический материал. Давайте вспомним:
1. Что такое архитектоника? (Построение поэтического произведения.)
2. Какие размеры стихосложения вы знаете? (Двусложные и трёхсложные)
3. Какие относятся к двусложным? (Ямб, хорей.)
4. А какие – к трёхсложным? (Дактиль, амфибрахий, анапест)
5. Какие типы рифм вы знаете? (Парные аа бб, перекрёстные аб аб, охватные аб ба)
6. Что такое клаузула? И какой она бывает? (Это окончание строки, бывают мужскими и женскими)
2. Учимся у классиков.
А сейчас мы попробуем свои знания по теории стихосложения применить на практике.
1) Анализ стихотворения поэта 19 века (один ученик на доске).
Есть жен-щи-ны в рус-ских се-лень-ях ж -- -- --/ -- -- --/ -- -- --
С спо-кой-но-ю важ-ность-ю лиц, м -- -- --/ -- -- --/ -- --
С кра-си-во-ю си-лой в дви-жень-ях, ж -- -- --/ -- -- --/ -- -- --
С по-ход-кой, со взгля-дом ца-риц. м -- -- --/ -- -- --/ -- --
(3-стопный амфибрахий)
- Откуда эти строки? (Поэма «Мороз, красный нос» Н.А. Некрасова.)
А сейчас стихотворение поэта 20 века (один ученик на доске).
- Нет, ре-бя-та, я не гор-дый. ж -- --/ -- --/ -- --/ -- --
Не за-гля-ды-ва-я вдаль, м -- --/ -- --/ -- --/ --
Так ска-жу: за-чем мне ор-ден? ж -- --/ -- --/ -- --/ -- --
Я со-гла-сен на ме-даль. м -- --/ -- --/ -- --/ --
(4-стопный хорей)
- А эти строки из какого произведения? (А. Твардовский «Василий Тёркин».)
3) Буриме.
А сейчас попробуем по рифмам, дописав строки, составить четверостишия.
На доске:
… роз … кто-то
… мороз … быть
… бег … лето
… снег … жить
Чтение составленных четверостиший.
4) Проба пера.
Это наши стихи. Можно ли их назвать действительно стихами? Я думаю, что можно. Ведь мы только пробуем, только пытаемся. И, может быть, со временем кого-то из вас посетит вдохновение, и вы создадите стихи, которые прославят вас. А пока то, что у нас получилось. Мы подобрали к стихам музыку, которая поможет почувствовать то, о чём говорится в стихах. И сейчас прозвучат стихи о весне, целых два стихотворения разных авторов. Постарайтесь уловить разницу в восприятии весны разными людьми.
1. Под музыку Вивальди «Весна» звучит стихотворение:
Звонкой мелодией звенит капель,
Медленно-медленно сползает снег с полей.
Где-то поблизости зажурчал ручей,
Зазвенели звонкие голоса детей.
На деревьях появились почки,
А из почек вылезли листочки.
Стало краше, зеленее всё вокруг,
Надо мною пролетел какой-то жук.
Ожили листочки,
Расцвели цветочки…
Это в гости к нам пришла
Долгожданная весна.
2. Под музыку Чуркина «Белорусские картинки» звучит следующее стихотворение:
Весна, весна, любимая!
Тебя мы ждём давно.
Мои мечты красивые
И на душе светло.
Ведь ждал тебя я долго,
Подумать только: год.
И я её дождался,
И мой родной народ.
Рано утром встану я,
Услышав песню соловья.
Пой, соловушка мой, пой!
Утро встречу я с тобой.
- Итак, в чём же разница в восприятии? (1 – ожидание весны, журчание ручья; 2 – мечты о весне, песня соловья.)
3. Звучит стихотворение «Мой Новый год» под музыку П. Чайковского «Вальс цветов».
На улице трещит мороз
И градусов-то сколько!
Ко мне придёт на Новый год
Старик Мороз и ёлка.
Над домом белый дым столбом,
Метелью замело кругом,
А я стою, смотрю в окно,
Ведь снег идёт уже давно.
И белым покрывалом снег
Вдруг замедляет ветра бег.
Вот и пришёл мой новый год,
Прибавив снега и хлопот.
4. Звучит стихотворение «Моя бабушка» под музыку Жиновича «Белорусские танцы».
Я люблю свою бабулю,
Хоть она немолода,
За её любовь и ласку
И за добрые глаза.
Моя бабка любит радость,
Моя бабка любит смех,
А танцует моя бабка
Ну, конечно, лучше всех.
И хочу сказать одно вам:
Не найти другой такой,
И приветливой, и милой,
И красивой, и простой.
Вот такие произведения у нас получились, но это не все. Многие из них составляют материал нашей газеты «Юные таланты».
5) Соответствуем ли…
1. Ученик на доске разбирает стихотворение «Моя бабушка».
Я люб-лю сво-ю ба-бу-лю, ж -- --/ -- --/ -- --/ -- --
Хоть о-на не-мо-ло-да. м -- --/ -- --/ -- --/--
За е-ё лю-бовь и лас-ку ж -- --/ -- --/ -- --/ -- --
И за доб-ры-е гла-за. м -- --/ -- --/ -- --/ --
(4-стопный хорей)
3. Подведение итогов занятия.
Вот, пожалуйста, оказывается, и мы можем писать стихи. Хотя В.Г. Белинский писал: «Уметь писать стихи не значит быть поэтом».
- Как вы понимаете эти слова? Что ещё нужно, чтобы быть поэтом?
Да, это только проба пера, но, я думаю, что для первой попытки неплохо. И поэтому к названию нашей темы можно прибавить ещё одну строку и получится (строка дописывается на доске):
Поэтом можешь ты не быть,
Но попытаться ты обязан…
4. Рефлексия.
- А как вы считаете, ребята, мы выполнили свою задачу? Ведь мы попытались быть поэтами, правда? Как вы оцениваете сами эту попытку?
ПАМЯТКА ПО АРХИТЕКТОНИКЕ
Двусложные размеры
Хорей – двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог.
Ямб – двусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог.
Трёхсложные размеры
Дактиль – трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.
Амфибрахий – трёхсложный размер с ударением на втором слоге.
Анапест – трёхсложный размер с ударением на третьем слоге.
Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк.
1) парные (смежные) аа бб;
2) перекрёстные аб аб;
3) охватные (опоясанные) аб ба.
Клаузула – окончание, т.е. группа слогов, состоящая из последнего ударного и следующих за ним неударных слогов.
1) мужские – с ударением на последнем слоге;
2) женские – с ударением на втором от конца слоге.
3)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.