Сценарий занятия литературного кружка «Поэтом можешь ты не быть…»

  • doc
  • 26.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Поэтом можешь ты не быть... (открытый урок).doc

«Поэтом можешь ты не быть…»

Сценарий занятия литературного кружка

 

                                        

                                            Подготовила: Давидович Зинаида Владимировна,

                    учитель русского языка и литературы

 

 

Тема: «Поэтом можешь ты не быть…»

Цель: создать условия для повторения изученного теоретического материала по стихосложению, для определения промежуточных результатов работы кружка, для выяснения краткого путь от знаний к творчеству.

Оборудование: газета со стихами членов кружка (на доске), памятки по архитектонике (на партах), музыкальное сопровождение: Вивальди «Весна», А. Чуркин «Белорусские картинки», Жинович «Белорусские танцы», П. Чайковский «Вальс цветов».

Ход занятия.

Стихи – полёт на коне,

проза – хождение пешком.

Пешком уйдёшь дальше.

На коне доедешь быстрее.

               Р. Гамзатов

На доске: газета и этапы пути.

    Этап 1. Азы стихосложения.

    Этап 2. Учимся у классиков.

    Этап 3. Буриме.

    Этап 4. Проба пера.

    Этап 5. Соответствуем ли…

1.  Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Прежде, чем садиться на свои места, давайте повернёмся к нашим гостям. Посмотрите, какие у нас замечательные гости, какие открытые и доброжелательные у них лица. Давайте улыбнёмся им, и пусть наши улыбки помогут нам создать тёплую, доброжелательную обстановку на нашем уроке, ибо нам предстоит долгий путь, путь от знаний к творчеству.

Вот и пройден теоретический курс нашего кружка. Сегодня мы с вами попытаемся подвести своеобразный итог. Вспомним все этапы нашей работы, т.е. пройдём краткий путь от знаний к творчеству.

Р. Гамзатов говорил: «Стихи – полёт на коне, проза – хождение пешком. Пешком уйдёшь дальше. На коне доедешь быстрее».

- Как вы понимаете эти слова?     

2. Слово учителя.  

Давайте попытаемся совершить полёт во времени и вернёмся на наши первые занятия по поэзии.  

1)   Азы стихосложения.

         На этом этапе мы изучали теоретический материал. Давайте вспомним:

1.  Что такое архитектоника? (Построение поэтического произведения.)

2.  Какие размеры стихосложения вы знаете? (Двусложные и трёхсложные)

3.  Какие относятся к двусложным? (Ямб, хорей.)

4.  А какие – к трёхсложным? (Дактиль, амфибрахий, анапест)

5.  Какие типы рифм вы знаете? (Парные аа бб, перекрёстные аб аб, охватные аб ба)

6.  Что такое клаузула? И какой она бывает? (Это окончание строки, бывают мужскими и женскими)

2.  Учимся у классиков.

А сейчас мы попробуем свои знания по теории стихосложения применить на практике.

1)           Анализ стихотворения поэта 19 века (один ученик на доске).

Есть жен-щи-ны в рус-ских се-лень-ях       ж        -- -- --/ -- -- --/ -- -- --

С спо-кой-но-ю важ-ность-ю лиц,                м         -- -- --/ -- -- --/ -- --

С кра-си-во-ю си-лой в дви-жень-ях,           ж         -- -- --/ -- -- --/ -- -- --

С по-ход-кой, со взгля-дом ца-риц.               м         -- -- --/ -- -- --/ -- --

                        (3-стопный амфибрахий)

-                Откуда эти строки?  (Поэма «Мороз, красный нос» Н.А. Некрасова.)

А сейчас стихотворение поэта 20 века (один ученик на доске).

-         Нет, ре-бя-та, я не гор-дый.          ж     -- --/ -- --/ -- --/ -- --

Не за-гля-ды-ва-я вдаль,                     м     -- --/ -- --/ -- --/ --

Так ска-жу: за-чем мне ор-ден?        ж     -- --/ -- --/ -- --/ -- --

Я со-гла-сен на ме-даль.                    м     -- --/ -- --/ -- --/ --

                   (4-стопный хорей)

-                А эти строки из какого произведения? (А. Твардовский «Василий Тёркин».)

3) Буриме.

А сейчас попробуем по рифмам, дописав строки, составить четверостишия.

На доске:

…   роз                                  …   кто-то

…   мороз                             …   быть

…   бег                                  …   лето

…   снег                                …   жить

                   Чтение составленных четверостиший.

4)   Проба пера.

         Это наши стихи. Можно ли их назвать действительно стихами? Я думаю, что можно. Ведь мы только пробуем, только пытаемся. И, может быть, со временем кого-то из вас посетит вдохновение, и вы создадите стихи, которые прославят вас. А пока то, что у нас получилось. Мы подобрали к стихам музыку, которая поможет почувствовать то, о чём говорится в стихах. И сейчас прозвучат стихи о весне, целых два стихотворения разных авторов. Постарайтесь уловить разницу в восприятии весны разными людьми.

1.            Под музыку Вивальди «Весна» звучит стихотворение:

Звонкой мелодией звенит капель,

Медленно-медленно сползает снег с полей.

Где-то поблизости зажурчал ручей,

Зазвенели звонкие голоса детей.

         На деревьях появились почки,

         А из почек вылезли листочки.

         Стало краше, зеленее всё вокруг,

         Надо мною пролетел какой-то жук.

Ожили листочки,

Расцвели цветочки…

Это в гости к нам пришла

Долгожданная весна.

2.            Под музыку Чуркина «Белорусские картинки» звучит следующее стихотворение:

Весна, весна, любимая!

Тебя мы ждём давно.

Мои мечты красивые

И на душе светло.

     Ведь ждал тебя я долго,

     Подумать только: год.

     И я её дождался,

     И мой родной народ.

Рано утром встану я,

Услышав песню соловья.

Пой, соловушка мой, пой!

Утро встречу я с тобой.

-                Итак, в чём же разница в восприятии? (1 – ожидание весны, журчание  ручья; 2 – мечты о весне, песня соловья.)

3.            Звучит стихотворение «Мой Новый год» под музыку П. Чайковского «Вальс цветов».

На улице трещит мороз

И градусов-то сколько!

Ко мне придёт на Новый год

Старик Мороз и ёлка.

 

Над домом белый дым столбом,

Метелью замело кругом,

А я стою, смотрю в окно,

Ведь снег идёт уже давно.

 

И белым покрывалом снег

Вдруг замедляет ветра бег.

Вот и пришёл мой новый год,

Прибавив снега и хлопот.

4.            Звучит стихотворение «Моя бабушка» под музыку Жиновича «Белорусские танцы».

Я люблю свою бабулю,

Хоть она немолода,

За её любовь и ласку

И за добрые глаза.

         Моя бабка любит радость,

Моя бабка любит смех,

А танцует моя бабка

Ну, конечно, лучше всех.

          И хочу сказать одно вам:

          Не найти другой такой,

          И приветливой, и милой,

          И красивой, и простой.

         Вот такие произведения у нас получились, но это не все. Многие из них составляют материал нашей газеты «Юные таланты».

5) Соответствуем ли…   

1.     Ученик на доске разбирает стихотворение «Моя бабушка».

Я люб-лю сво-ю ба-бу-лю,   ж         -- --/ -- --/ -- --/ -- --

Хоть о-на не-мо-ло-да.          м        -- --/ -- --/ -- --/--

За е-ё лю-бовь и лас-ку         ж        -- --/ -- --/ -- --/ -- --

И за доб-ры-е гла-за.             м        -- --/ -- --/ -- --/ --

                  (4-стопный хорей)

3. Подведение итогов занятия.

Вот, пожалуйста, оказывается, и мы можем писать стихи. Хотя            В.Г. Белинский писал: «Уметь писать стихи не значит быть поэтом».

-                Как вы понимаете эти слова? Что ещё нужно, чтобы быть поэтом?

Да, это только проба пера, но, я думаю, что для первой попытки неплохо. И поэтому к названию нашей темы можно прибавить ещё одну строку и получится (строка дописывается на доске):    

   Поэтом можешь ты не быть,

   Но попытаться ты обязан…

4. Рефлексия.

-                А как вы считаете, ребята, мы выполнили свою задачу? Ведь мы попытались быть поэтами, правда? Как вы оцениваете сами эту попытку?

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ПО АРХИТЕКТОНИКЕ

Двусложные размеры

         Хорейдвусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог.

         Ямбдвусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог.

        

Трёхсложные размеры

         Дактиль трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.

         Амфибрахийтрёхсложный размер с ударением на втором слоге.

                           

         Анапесттрёхсложный размер с ударением на третьем слоге.

                           

 

Рифмаповтор звуков, связывающих окончания двух и более строк.

         1) парные (смежные)   аа бб;

         2) перекрёстные   аб аб;

         3) охватные (опоясанные)   аб ба.

 

Клаузулаокончание, т.е. группа слогов, состоящая из последнего ударного и следующих за ним неударных слогов.

1)    мужские – с ударением на последнем слоге;

2)    женские – с ударением на втором от конца слоге.


3)