Сценарий занятия литературного кружка «Поэтом можешь ты не быть…»
Оценка 4.6

Сценарий занятия литературного кружка «Поэтом можешь ты не быть…»

Оценка 4.6
doc
25.04.2020
Сценарий занятия литературного кружка «Поэтом можешь ты не быть…»
Поэтом можешь ты не быть... (открытый урок).doc

«Поэтом можешь ты не быть…»

Сценарий занятия литературного кружка

 

                                        

                                            Подготовила: Давидович Зинаида Владимировна,

                    учитель русского языка и литературы

 

 

Тема: «Поэтом можешь ты не быть…»

Цель: создать условия для повторения изученного теоретического материала по стихосложению, для определения промежуточных результатов работы кружка, для выяснения краткого путь от знаний к творчеству.

Оборудование: газета со стихами членов кружка (на доске), памятки по архитектонике (на партах), музыкальное сопровождение: Вивальди «Весна», А. Чуркин «Белорусские картинки», Жинович «Белорусские танцы», П. Чайковский «Вальс цветов».

Ход занятия.

Стихи – полёт на коне,

проза – хождение пешком.

Пешком уйдёшь дальше.

На коне доедешь быстрее.

               Р. Гамзатов

На доске: газета и этапы пути.

    Этап 1. Азы стихосложения.

    Этап 2. Учимся у классиков.

    Этап 3. Буриме.

    Этап 4. Проба пера.

    Этап 5. Соответствуем ли…

1.  Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Прежде, чем садиться на свои места, давайте повернёмся к нашим гостям. Посмотрите, какие у нас замечательные гости, какие открытые и доброжелательные у них лица. Давайте улыбнёмся им, и пусть наши улыбки помогут нам создать тёплую, доброжелательную обстановку на нашем уроке, ибо нам предстоит долгий путь, путь от знаний к творчеству.

Вот и пройден теоретический курс нашего кружка. Сегодня мы с вами попытаемся подвести своеобразный итог. Вспомним все этапы нашей работы, т.е. пройдём краткий путь от знаний к творчеству.

Р. Гамзатов говорил: «Стихи – полёт на коне, проза – хождение пешком. Пешком уйдёшь дальше. На коне доедешь быстрее».

- Как вы понимаете эти слова?     

2. Слово учителя.  

Давайте попытаемся совершить полёт во времени и вернёмся на наши первые занятия по поэзии.  

1)   Азы стихосложения.

         На этом этапе мы изучали теоретический материал. Давайте вспомним:

1.  Что такое архитектоника? (Построение поэтического произведения.)

2.  Какие размеры стихосложения вы знаете? (Двусложные и трёхсложные)

3.  Какие относятся к двусложным? (Ямб, хорей.)

4.  А какие – к трёхсложным? (Дактиль, амфибрахий, анапест)

5.  Какие типы рифм вы знаете? (Парные аа бб, перекрёстные аб аб, охватные аб ба)

6.  Что такое клаузула? И какой она бывает? (Это окончание строки, бывают мужскими и женскими)

2.  Учимся у классиков.

А сейчас мы попробуем свои знания по теории стихосложения применить на практике.

1)           Анализ стихотворения поэта 19 века (один ученик на доске).

Есть жен-щи-ны в рус-ских се-лень-ях       ж        -- -- --/ -- -- --/ -- -- --

С спо-кой-но-ю важ-ность-ю лиц,                м         -- -- --/ -- -- --/ -- --

С кра-си-во-ю си-лой в дви-жень-ях,           ж         -- -- --/ -- -- --/ -- -- --

С по-ход-кой, со взгля-дом ца-риц.               м         -- -- --/ -- -- --/ -- --

                        (3-стопный амфибрахий)

-                Откуда эти строки?  (Поэма «Мороз, красный нос» Н.А. Некрасова.)

А сейчас стихотворение поэта 20 века (один ученик на доске).

-         Нет, ре-бя-та, я не гор-дый.          ж     -- --/ -- --/ -- --/ -- --

Не за-гля-ды-ва-я вдаль,                     м     -- --/ -- --/ -- --/ --

Так ска-жу: за-чем мне ор-ден?        ж     -- --/ -- --/ -- --/ -- --

Я со-гла-сен на ме-даль.                    м     -- --/ -- --/ -- --/ --

                   (4-стопный хорей)

-                А эти строки из какого произведения? (А. Твардовский «Василий Тёркин».)

3) Буриме.

А сейчас попробуем по рифмам, дописав строки, составить четверостишия.

На доске:

…   роз                                  …   кто-то

…   мороз                             …   быть

…   бег                                  …   лето

…   снег                                …   жить

                   Чтение составленных четверостиший.

4)   Проба пера.

         Это наши стихи. Можно ли их назвать действительно стихами? Я думаю, что можно. Ведь мы только пробуем, только пытаемся. И, может быть, со временем кого-то из вас посетит вдохновение, и вы создадите стихи, которые прославят вас. А пока то, что у нас получилось. Мы подобрали к стихам музыку, которая поможет почувствовать то, о чём говорится в стихах. И сейчас прозвучат стихи о весне, целых два стихотворения разных авторов. Постарайтесь уловить разницу в восприятии весны разными людьми.

1.            Под музыку Вивальди «Весна» звучит стихотворение:

Звонкой мелодией звенит капель,

Медленно-медленно сползает снег с полей.

Где-то поблизости зажурчал ручей,

Зазвенели звонкие голоса детей.

         На деревьях появились почки,

         А из почек вылезли листочки.

         Стало краше, зеленее всё вокруг,

         Надо мною пролетел какой-то жук.

Ожили листочки,

Расцвели цветочки…

Это в гости к нам пришла

Долгожданная весна.

2.            Под музыку Чуркина «Белорусские картинки» звучит следующее стихотворение:

Весна, весна, любимая!

Тебя мы ждём давно.

Мои мечты красивые

И на душе светло.

     Ведь ждал тебя я долго,

     Подумать только: год.

     И я её дождался,

     И мой родной народ.

Рано утром встану я,

Услышав песню соловья.

Пой, соловушка мой, пой!

Утро встречу я с тобой.

-                Итак, в чём же разница в восприятии? (1 – ожидание весны, журчание  ручья; 2 – мечты о весне, песня соловья.)

3.            Звучит стихотворение «Мой Новый год» под музыку П. Чайковского «Вальс цветов».

На улице трещит мороз

И градусов-то сколько!

Ко мне придёт на Новый год

Старик Мороз и ёлка.

 

Над домом белый дым столбом,

Метелью замело кругом,

А я стою, смотрю в окно,

Ведь снег идёт уже давно.

 

И белым покрывалом снег

Вдруг замедляет ветра бег.

Вот и пришёл мой новый год,

Прибавив снега и хлопот.

4.            Звучит стихотворение «Моя бабушка» под музыку Жиновича «Белорусские танцы».

Я люблю свою бабулю,

Хоть она немолода,

За её любовь и ласку

И за добрые глаза.

         Моя бабка любит радость,

Моя бабка любит смех,

А танцует моя бабка

Ну, конечно, лучше всех.

          И хочу сказать одно вам:

          Не найти другой такой,

          И приветливой, и милой,

          И красивой, и простой.

         Вот такие произведения у нас получились, но это не все. Многие из них составляют материал нашей газеты «Юные таланты».

5) Соответствуем ли…   

1.     Ученик на доске разбирает стихотворение «Моя бабушка».

Я люб-лю сво-ю ба-бу-лю,   ж         -- --/ -- --/ -- --/ -- --

Хоть о-на не-мо-ло-да.          м        -- --/ -- --/ -- --/--

За е-ё лю-бовь и лас-ку         ж        -- --/ -- --/ -- --/ -- --

И за доб-ры-е гла-за.             м        -- --/ -- --/ -- --/ --

                  (4-стопный хорей)

3. Подведение итогов занятия.

Вот, пожалуйста, оказывается, и мы можем писать стихи. Хотя            В.Г. Белинский писал: «Уметь писать стихи не значит быть поэтом».

-                Как вы понимаете эти слова? Что ещё нужно, чтобы быть поэтом?

Да, это только проба пера, но, я думаю, что для первой попытки неплохо. И поэтому к названию нашей темы можно прибавить ещё одну строку и получится (строка дописывается на доске):    

   Поэтом можешь ты не быть,

   Но попытаться ты обязан…

4. Рефлексия.

-                А как вы считаете, ребята, мы выполнили свою задачу? Ведь мы попытались быть поэтами, правда? Как вы оцениваете сами эту попытку?

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ПО АРХИТЕКТОНИКЕ

Двусложные размеры

         Хорейдвусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог.

         Ямбдвусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог.

        

Трёхсложные размеры

         Дактиль трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.

         Амфибрахийтрёхсложный размер с ударением на втором слоге.

                           

         Анапесттрёхсложный размер с ударением на третьем слоге.

                           

 

Рифмаповтор звуков, связывающих окончания двух и более строк.

         1) парные (смежные)   аа бб;

         2) перекрёстные   аб аб;

         3) охватные (опоясанные)   аб ба.

 

Клаузулаокончание, т.е. группа слогов, состоящая из последнего ударного и следующих за ним неударных слогов.

1)    мужские – с ударением на последнем слоге;

2)    женские – с ударением на втором от конца слоге.


3)   

Поэтом можешь ты не быть…» Сценарий занятия литературного кружка

Поэтом можешь ты не быть…» Сценарий занятия литературного кружка

Р. Гамзатов говорил: «Стихи – полёт на коне, проза – хождение пешком

Р. Гамзатов говорил: «Стихи – полёт на коне, проза – хождение пешком

Чтение составленных четверостиший

Чтение составленных четверостиший

Звучит стихотворение «Мой Новый год» под музыку

Звучит стихотворение «Мой Новый год» под музыку

Как вы понимаете эти слова? Что ещё нужно, чтобы быть поэтом?

Как вы понимаете эти слова? Что ещё нужно, чтобы быть поэтом?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020