Сценарий занятия на тему «110 лет со дня рождения С. В. Михалкова» (10-11 класс)

  • docx
  • 11.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий занятия на тему «110 лет со дня рождения С. В. Михалкова» (10-11 класс).docx

Сценарий занятия на тему «110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимна СССР и гимна России С. В. Михалкова» (10-11 класс)

 

Цель: расширение, обобщение и закрепление знаний обучающихся о творчестве С. В. Михалкова; формирование представлений о многогранности его личности; знакомство с историей создания Государственного гимна СССР и Государственного гимна Российской Федерации.

Формирующиеся ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеосюжетов с последующим обсуждением.

Структура занятия

Мотивационная часть.

       Вступительное слово учителя. Актуализация знаний о творчестве С. В. Михалкова, многогранности его творчества.

Основная часть.

      Обсуждение вопросов, связанных с творчеством С. В. Михалкова как автора для детей и взрослых. Знакомство с ролью С. В. Михалкова как общественного деятеля, военного корреспондента, автора стихов Государственного гимна Российской Федерации

Заключительная часть.

       Подведение итогов занятия.

 

Сценарий занятия

Мотивационная часть.

       Вступительное слово учителя.

Предлагаю сегодняшний наш разговор начать с небольшой загадки.

Интерактивное задание «Творчество С. В. Михалкова».

         Посмотрите, пожалуйста, на изображения на экране и попробуйте догадаться, кому будет посвящено сегодняшнее занятие.

 

         13 марта, исполняется 110 лет удивительному, необычайно талантливому человеку – Сергею Владимировичу Михалкову.

         Изображения, по которым вы догадались, о ком сегодня пойдет речь, символизируют разные грани личности и творчества Сергея Михалкова. Великий детский писатель и поэт, военный корреспондент в Великую Отечественную войну, автор слов трех Государственных гимнов нашей страны – все это об одном и том же человеке – С. В. Михалкове.

        Немаловажно, что бесконечная любовь Сергея Владимировича к творчеству передалась всем следующим поколениям большой семьи Михалковых, среди которых есть кинорежиссеры, сценаристы, продюсеры, киноактеры, народные артисты РСФСР: Никита Михалков, Андрей Кончаловский, их дети Егор Кончаловский, Анна Михалкова, Артем Михалков, Надежда Михалкова.

 

Основная часть

        С. В. Михалков – великий детский писатель и поэт.

        Стихи Сергея Михалкова известны каждому ребенку. Еще до школы нам читают его стихи родители, затем мы знакомимся с его произведениями в начальной школе.

Давайте вспомним наиболее известные произведения Михалкова.

Какие фрагменты из них вы помните до сих пор?

Ответы обучающихся.

«Дядя Степа» – в доме восемь, дробь один, у заставы Ильича, жил высокий гражданин, по прозванью Каланча.

«Тридцать шесть и пять» – у меня опять: тридцать шесть и пять! Я быстро градусник беру и меж ладоней долго тру…

«Прививка» – я прививки не боюсь: если надо – уколюсь!

«Щенок» – я сегодня сбилась с ног — у меня пропал щенок!

«А что у вас?» – а у нас в квартире газ. А у вас? А у нас водопровод. Вот.

        Сергей Михалков сам любил читать свои стихи для детей и делал это очень артистично. У нас есть уникальная возможность увидеть такие фрагменты.

 

Демонстрация видео. С.В. Михалков читает свои стихи.

https://razgovor.edsoo.ru/video/2150/

Текст видео (стихи)

Брал в столовой дядя Стёпа

Для себя двойной обед.

Спать ложился дядя Стёпа —

Ноги клал на табурет.

 

Сидя книги брал со шкапа.

И не раз ему в кино

Говорили: — Сядьте на пол,

Вам, товарищ, всё равно!

 

***

Что такое за обман?

Никакого семафора —

У пути стоит Степан.

 

Он стоит и говорит:

— Здесь дождями путь размыт.

Я нарочно поднял руку —

Показать, что путь закрыт.

 

***

Мы с приятелем вдвоём

Просыпаемся, встаём,

Открываем настежь двери,

В школу с книжками бежим…

И гуляют наши звери

По квартирам по чужим.

 

Беседа по вопросам

Что объединяет стихи С. Михалкова? Почему они любимы детьми на протяжении уже почти 100 лет?

Почему, по-вашему, стихи Сергея Михалкова так легко запоминаются?

Как вы думаете, благодаря чему у Сергея Михалкова так убедительно получается раскрыть внутренний мир ребенка, рассказать о его чувствах?

Как вы думаете, для кого труднее писать – для детей или взрослых? Какими качествами должен обладать детский поэт или писатель?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

          В продолжение нашего обсуждения предлагаю послушать воспоминания о Сергее Михалкове его сына – Никиты Сергеевича Михалкова, и мы сможем лучше понять, каким человеком был великий детский писатель.       

 

Просмотр видео. Воспоминания Н.С. Михалкова о своем отце. https://razgovor.edsoo.ru/video/2152/

Текст к видео

          Дорогие ребята, вообще говорить про такого человека, как Сергей Михалков, и трудно, и легко, но мне, действительно, и трудно, и легко, потому что, с одной стороны, я понимаю его значение для детской литературы, вообще для нашей культуры, а, с другой стороны, это перемешивается с моим ощущением того, что это твой отец.

        А у нас в семье вообще не было принято такого чинопочитания, чтобы хвалили произведения каждого из нас, или, если я снимался в кино, то папа смотрел с мамой картину, (они) были благосклонны, но особо не хвалили. И мы тоже, в общем, в достаточной степени воспитывались в такой демократичной среде, когда не было такого, так сказать, благоговения: папа работает там, или мама работает...

      А вот со временем, постепенно начинаешь понимать значение и того человека, и тех людей, которые были вокруг него в течение твоего детства, взросления. Я, к моему стыду, признаюсь вам честно: я видел любовь к нему людей, видел, как относятся к «Дяде Стёпе», видел, что печатается огромное количество его произведений, но вот так вот глубоко, по-настоящему, вот совсем по-настоящему я понял, что он действительно, на мой взгляд, великий детский поэт, когда праздновалось его восьмидесятипятилетние или даже девяностолетие, я сейчас точно не вспомню.

       И меня попросили прочесть какие-то его стихи. И я взял сборник и начал читать. И вдруг понял, что, что не стихотворение – то шедевр. Причём, дело не в том, что это хорошие стихи, а дело в том, что ты абсолютно точно понимаешь, что только человек с очень детским чистым сердцем мог писать такие стихи, которые как бы написаны самим ребёнком, то есть это не калямаля, это психология ребёнка. Я узнавал себя в этих стихах: «У меня опять 36,5», или «Я уколов не боюсь, если надо – уколюсь!», или «Я ненавижу слово спать». Всё про меня, я видел, что это всё про меня. Я ненавидел слово «спать», я не боялся якобы уколов, и так далее и так далее.

      Поэтому, конечно же, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии», и я думаю, что вот такого рода поэзия, когда человек пишет от имени ребёнка, и с душой ребёнка – она вечная, потому что все дети, так или иначе, ну, может быть, через какое-то время они будут сидеть все в гаджетах, и у них будет искусственный интеллект, и тогда не понадобится Михалков, но вот до тех пор он будет нужен, и я очень хочу, чтобы вы его читали.

 

        Другой известный детский поэт Самуил Маршак говорил о Сергее Владимировиче так: «Михалкову всегда двенадцать». Что он имел в виду? В чем эта фраза созвучна с рассказом Никиты Сергеевича об отце?

Обсуждение, ответы обучающихся.

        О Сергее Владимировиче Михалкове говорили – «поэт из страны детства», он очень любил детей, понимал их внутренний мир и умел разговаривать с ними на одном языке.  

        Творчество Сергея Михалкова очень разнообразно, его книги выходили большими тиражами, его заслуги перед страной были отмечены и орденами, и медалями.

 

Интерактивное задание «Творчество С. Михалкова». https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mihalkov-1011-2/index.html?back_url=/topic/42/grade/1011/

Узнаем еще больше фактов о творчестве Сергея Михалкова, ответив на несколько вопросов викторины.       

более 500 миллионов экземпляров;

22 года;

Орден Улыбки;

45 лет;

басни;

         Из вопросов нашей викторины вы, наверное, уже поняли, что Сергей Михалков был не только детским писателем. Он писал пьесы для взрослых, а снятая по его сценарию комедийная мелодрама «Три плюс два» стала одним из любимых фильмов в СССР.

        Талант Михалкова многогранен. Он пишет русские тексты к операм чешских композиторов, сочиняет более 200 басен, работает сотрудником газеты «Известия», редактором журнала «Веселые картинки».

         А в 1962 году Сергей Михалков становится вдохновителем и главным редактором знаменитого сатирического киножурнала «Фитиль», который, как мы уже узнали из интерактивного задания, демонстрировали в кинотеатрах перед показом художественных фильмов на протяжении 45 лет!

          Давайте посмотрим один из выпусков и обсудим «секрет» успеха киножурнала «Фитиль».

Просмотр выпуска «Фитиль. Не по инструкции» (1964). https://razgovor.edsoo.ru/video/2153/

Текст видео

-Извините, пожалуйста...

- Пожалуйста.

- Понимаете, я выскочил из дома без копейки.

- Ну и что?

- Я прошу вас, пропустите меня, пожалуйста, мне нужно срочно на вокзал.

- Вернитесь домой, возьмите пять копеек.

- Но тогда я не успею, вы понимаете. Поезд отходит через 20 минут, а человек в спешке книжку забыл, а в ней билет, видите.

- Это его дело.

- Ну, конечно, его, но он же без него уехать не сможет, без билета. Ну, поймите, билет у меня, он на вокзале и поезд отходит через 20 минут, а я вот деньги в пиджаке забыл.

- Забыл. Он забыл. Ты забыл. А если все забывать станут? Это что будет? В инструкции указано платить за проезд. Вот. Заплатишь – пройдёшь. Ну, давай-ка не мешай тут проходу людям, иди-иди.

 

Табличка: "Автомат испортился". А может быть, просто проявил человечность?

 

Вопросы для обсуждения:

− Как вы думаете, почему киножурнал был очень популярен?

− Вы тоже сейчас смотрели выпуск киножурнала «Фитиль» с интересом, хотя создан он был почти 60 лет назад. Почему?

− Как вы считаете, легко ли люди узнавали себя в подобного рода сюжетах? Каким образом сатирические ролики влияли на поведение людей?

 

С. В. Михалкова – военный корреспондент.

         Но и этим не исчерпывается талант Сергея Михалкова. Во время Великой Отечественной войны он становится военным корреспондентом. Мы помним, что в эти годы, с 1941 по 1945, на нашу страну легла вся тяжесть борьбы и сражений против нацизма, именно в нашей стране люди совершали подвиги и на фронтах, и в тылу. Чтобы показать доблесть и славу наших воинов, зачастую плечом к плечу с бойцами нашей армии шли военные корреспонденты: они проводили недели в окопах, писали заметки в «Боевые листки» или статьи в газеты, работали в землянках при свете керосиновой лампы, а когда приходилось, участвовали в сражениях.

       Одним из таких военных корреспондентов был Сергей Владимирович Михалков.

          Как вы думаете, любой ли человек мог стать военным корреспондентом? Какими качествами он должен обладать? Какую роль военные корреспонденты сыграли в победе над фашизмом?

Ответы обучающихся.

          Как вы думаете, ребята, изменилась ли тематика стихов Сергея Михалкова в этот период его жизни? О чем он писал?

Ответы обучающихся, обсуждение.

          Конечно, Михалков не прекращал писать стихи и на войне. Стихи о войне – важная часть его жизни, одно из самых проникновенных стихотворений – «Мой боец». Давайте послушаем. Читает его сын поэта – Никита Михалков. https://razgovor.edsoo.ru/video/2154/

Видеоролик. Никита Михалков читает стихи отца «Мой боец»:

Ты зайдешь в любую хату,

Ты заглянешь в дом любой —

Всем, чем рады и богаты,

Мы поделимся с тобой.

 

Потому что в наше время,

В дни войны, в суровый год,

Дверь открыта перед всеми,

Кто воюет за народ.

 

Кто своей солдатской кровью

Орошает корни трав

У родного Приднепровья,

У донецких переправ.

 

Никакое расстоянье

Между нами в этот час

Оторвать не в состоянье,

Разлучить не в силах нас.

 

Ты готовил пушки к бою,

Ты закапывался в снег —

В Сталинграде был с тобою

Каждый русский человек.

 

Ты сражался под Ростовом,

И в лишеньях, и в борьбе

Вся Россия добрым словом

Говорила о тебе.

 

Ты вступил на Украину,

Принимая грудью бой,

Шла, как мать идет за сыном,

Вся Россия за тобой.

 

Сколько варежек связали

В городах и на селе,

Сколько валенок сваляли, —

Только был бы ты в тепле.

 

Сколько скопленных годами

Трудовых своих рублей

Люди честные отдали, —

Только стал бы ты сильней.

 

Землю эту, нивы эти

Всей душой своей любя,

Как бы жили мы на свете,

Если б не было тебя?!

Вопросы для обсуждения:

− Это стихотворение Сергей Михалков сочинил в 1943 году, когда была одержана победа в тяжелейшей Сталинградской битве. После нее будет еще очень много тяжелых сражений, которые выпадут на долю нашему народу. Что вы почувствовали, когда Никита Сергеевич читал стихи? Какие эмоции? Почему?

− Почему Никита Сергеевич не сдержал эмоции при чтении строк «В Сталинграде был с тобою каждый русский человек»?

− Почему слова, написанные 80 лет назад, трогают душу каждого из нас сейчас?

Ответы обучающихся, обсуждение.

 

С. В. Михалков – автор слов гимна СССР и гимна России.

          Детский поэт, писатель, сценарист, редактор, военный корреспондент, общественный деятель – это еще не все, чем знаменит Сергей Владимирович Михалков. На картинке, которую мы увидели в начале занятия, было изображение печатного издания Государственного гимна Российской Федерации. Как вы понимаете, автором слов был Сергей Владимирович Михалков. Но современный гимн напоминает нам тот, что существовал в нашей стране раньше. Кто знает, когда была создана предыдущая версия гимна? Кто был ее автором (авторами)?

Ответы обучающихся, обсуждение.

          В 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна Советского Союза, в котором приняли участие около 200 композиторов и поэтов. Сергей Михалков о конкурсе не знал. Он считался детским автором, а на конкурс приглашали только поэтов-песенников. Написать слова нового гимна поэту предложил военный журналист Габриэль Эль-Регистан. И они начали работу.

         Предлагаю послушать рассказ Никиты Сергеевича Михалкова, где он приводит живые факты об истории создания гимна СССР.

Демонстрация видеоролика. Воспоминания Н.С. Михалкова о создании гимна СССР своим отцом. https://razgovor.edsoo.ru/video/2139/

Текст видео

       Гимн Советского Союза был исполнен на Новый год с 1943 на 1944 годы, до этого в качестве гимна был «Интернационал». История гимна вообще довольно занимательна, и там было много всяких деталей.

       Но одну историю, которую рассказывал отец, я расскажу. Они приехали с фронта с его другом Эль-Регистаном и пошли в ресторан «Арагви». В квартиру позвонили, подошла мама, спросили отца. Она сказала, кто просит, мужской голос говорит, что это Поскрёбышев, помощник Сталина. Вот его ищет Сталин. Мама перепугалась, конечно, до смерти, сначала не хотела говорить, потом всё-таки, ну, никуда не деться, сказала, что они в «Арагви». Тут же за ними приехали, привезли их в Кремль.

         Все сидели в приёмной: генералитет, какие-то генералы, сидели военные. И их просто сразу провели к Сталину, но там две двери – тамбур. И первую дверь закрыли, а вторую ещё не открыли, и Эль-Регистан, и отец прежде, чем открыли вторую дверь, синхронно перекрестились по старой привычке дворянской.

          И зашли туда. Там был Сталин, он их ждал, на столе лежал текст. Отец молодой был совсем, Эль-Регистан был взрослее, и мудрее, и солиднее. Сталин говорит, что вот я прочёл текст, хороший текст, но вот тут вот надо, может быть, поменять, это так, либо сделать так... Отец говорит: «Я смотрю, там работы на пять минут. Сталин спрашивает, сколько вам надо времени? Я только... Мне Регистан на ногу – раз. Он говорит: «Час, Иосиф Виссарионович". Он говорит: «Час? Ну, хорошо, проходите в соседнюю комнату».    

          Они прошли в соседнюю комнату. Отец говорит Регистану, чего тут час? Он говорит: «Ты молчи. Это получается, что сейчас поправки, оказывается, такие, что их за пять минут можно сделать, а он нас час ждал».

          Короче, они сделали поправки, действительно, за три минуты, и сидят, ждут. Сидят, ждут. Прошёл ровно час, вошёл Поскрёбышев, сказал, вы готовы? Да. Они вышли, дали текст. Сталин посмотрел и говорит: «Хорошо, но вообще это можно было сделать за пять минут». На этом их, так сказать, разговор был окончен и гимн был принят.       

 

        У истории создания гимна есть продолжение. Вы знаете, что Государственный гимн Российской Федерации был принят не сразу после распада Советского Союза и возникновения нашей страны, России. Впервые новый гимн России прозвучал в Большом Кремлевском дворце в канун Нового 2001 года. Президент Российской Федерации В. В. Путин предложил поэту переработать текст всем хорошо известного гимна Советского Союза. Так появился нынешний гимн России.

          И снова обратимся к живому слову, послушаем рассказ Никиты Михалкова о том, как его отец создавал стихи для нового гимна.       

Видеоролик. Воспоминания Никиты Михалкова о создании гимна России. https://razgovor.edsoo.ru/video/2156/

Текст видео

         Много было истории связано с гимном, кстати говоря, и с новым гимном тоже. Возник вопрос, даже не вопрос, такой спор возник: можно ли оставлять фразу «хранимая Богом родная земля». То есть ещё всё-таки, так сказать, атеистические настроения ещё витали в воздухе. И я помню, что потом аргументировали тем, что, ну, как вот... есть ещё и мусульмане, есть буддисты, есть евреи. И отец сказал, что я не буду переделывать, потому что всё равно для каждого, так или иначе, но это Бог. Поэтому «хранимая Богом родная земля», то есть, если для Ислама, то это Мохаммед, а для православных — это Христос, поэтому после, так сказать, достаточно долгих сомнений всё-таки эта фраза осталась. Я считаю, что это очень хорошо, что она осталась, потому что это справедливо, что именно в гимне России эти слова остались. Учите гимн.        

 

        А вы могли бы предположить, почему и в 2000 году Сергею Владимировичу предложили переработать прежний текст гимна, чтобы он стал Государственным гимном России?

Ответы обучающихся, обсуждение.

         Государственный гимн – символ государства, для народа страны его слова говорят о многом – об истории, о великих победах. Гимн СССР был принят в годы Великой Отечественной войны, поэтому он всегда напоминал людям о самой Великой Победе. Поэтому и через 50 с лишним лет было так же важно сохранить нашу историю, и важно, чтобы слова нового гимна были созвучны с предыдущим, чтобы, слушая гимн, мы всегда вспоминали историю своей страны.

       Какие смыслы, идеи, на ваш взгляд, стремился заложить в эти слова его автор? Какие строки гимна вызывают у вас наибольший эмоциональный отклик? Какие чувства вы испытываете при этом?

Ответы обучающихся.

(Среди ответов учитель отмечает те, где речь идет о чувстве гордости за огромную и прекрасную страну, чувстве единения разных, незнакомых друг с другом людей, о возможности самореализации каждого человека в большой многонациональной стране).

 

Заключительная часть.

             Сегодня мы поговорили о жизни, о творчестве знаменитого детского поэта и писателя Сергея Михалкова, чьи произведения на протяжении почти века деликатно и тактично воспитывают порастающие поколения. Человек-эпоха, человек-легенда – так часто называют его сегодня.

           Закончить наше занятие предлагаю фрагментом из разговора Сергея Владимировича Михалкова с его сыном – Никитой Сергеевичем Михалковым.

Просмотр фрагмента фильма Н. С. Михалкова «Отец» (2003). https://razgovor.edsoo.ru/video/2157/

Текст видео

- Скажи, отец, а что для тебя самое главное в жизни?

- Для меня всё-таки главное было творчество. Я вообще считаю, что главное в жизни человека — это творчество. Когда он видит результат своих мучений, своих страданий. Ты понимаешь, не каждый человек может ночью встать и сесть к столу, потому что ему показалось, что он придумал удачную строку. Это очень важно, если ты это можешь. Это значит, ты творец.

 

        Преданность С. Михалкова своему делу – это проявление истинного служения отечественной литературе, культуре, в более широком смысле – служения Отечеству. Российским Фондом Культуры учреждена Памятная Золотая Медаль Сергея Михалкова, которая присуждается за служение Отечеству, отечественной культуре, за гуманистический вклад в воспитание молодого поколения!

        Среди награжденных Памятной Золотой Медалью Сергея Михалкова уже известные вам спикеры «Разговоров о важном» – Сергей Лавров и владыка Тихон (Шевкунов). Учитель (подытоживая занятие).

         Нужно быть очень творческим человеком, любить детей, очень хорошо помнить свое детство, чтобы писать очень понятные детям стихи. Нужно очень любить свой народ, свою Родину, чтобы суметь пронести свой талант через всю жизнь, создать пронзительные стихи о войне, чтобы написать очень важные слова – текст Государственного гимна.

         Это все сделал один человек – Сергей Владимирович Михалков

 

Использованный материал:

https://razgovor.edsoo.ru/topic/42/grade/1011/


 

Скачано с www.znanio.ru