Сценарий занятия «Налоговая грамотность» (3-4 класс)

  • docx
  • 14.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий занятия «Налоговая грамотность» (3-4 класс).docx

Сценарий занятия «Налоговая грамотность» (3-4 класс)

 

Цель занятия: познакомить учащихся с понятием «налог», формировать представления о влиянии налогов на качество жизни каждого гражданина государства, развивать основы экономического мышления младших школьников, воспитывать финансово грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Формирующиеся ценности: гражданственность.

Основные смыслы: платя налоги, гражданин страны вносит вклад в благополучие государства и общества, личного благосостояния. Общим трудом мы создаем государство и хотим его сохранять и развивать, поэтому необходимо бережно относиться к тому, что нас окружает.

Планируемые результаты

Личностные:

осознавать социальную роль гражданина при уплате налогов;

проявлять познавательный интерес к материалу занятия и стремиться к расширению своих знаний в области налоговой грамотности;

понимать ценность бережного отношения к государственной собственности. Метапредметные:

анализировать содержание различных информационных источников;

принимать участие в творческой деятельности;

формулировать своё мнение в процессе обсуждения представленной информации.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя разнообразную работу с информацией и иллюстрациями, выполнение интерактивного задания.

Сценарий

Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается с погружения в игровой сюжет. Выполнение заданий, связанных с анализом фотографий, и просмотр анимационного видео позволяют обучающимся принять мотив изучения темы занятия. Просмотр видеообращение руководителя Федеральной налоговой службы Егорова Даниила Вячеславовича.

Часть 2. Основная

Познавательная беседа и анализ предложенных изображений помогают обучающимся прийти к осознанию того, что налоги делают нашу жизнь комфортнее и безопаснее. В ходе активного обсуждения обучающиеся на примерах демонстрируют понимание зависимости между благополучием государства, каждого гражданина и уплатой налогов.

Часть 3. Заключение

Подведение итогов занятия, выполнение интерактивного задания и формулирование вывода о том, что налоги помогают делать нашу жизнь лучше.

 

Сценарий занятия

Мотивационная часть

       Сегодня мы с вами будем обсуждать очень важную тему, которая касается каждого жителя нашей большой страны.

        Назовите объекты, которые вы видите на картинках. Благодаря чему они могут появиться?

 

Примерные ответы детей: школа, больница, площадка, стадион. Эти объекты построили взрослые.

       Да, совершенно верно! Но, согласитесь, чтобы построить школу, больницу, стадион, площадки, нужны деньги. А где же их взять?

        Сегодня мы с вами будем разбираться, откуда берутся деньги, которые так нужны для того, чтобы у нас с вами были школы, больницы, детские площадки, автобусы и многое-многое другое; все то, к чему мы привыкли и то, что делает нашу жизнь комфортнее.       

        Помогать нам на занятии сегодня будут замечательные друзья:

Они очень любят узнавать что-то новое и интересное.

       Давайте попробуем разобраться, где же брать деньги на общественные блага, которые делают нашу жизнь комфортной.

         Послушаем спикера нашего занятия. Его зовут Даниил Вячеславович Егоров. Он является руководителем Федеральной налоговой службы.

Демонстрация выступления федерального спикера.

 

Основная часть

        А кто запомнил, что такое налог? Как вы думаете, такой налог платят все, кто работает, или только люди определенных профессий?

Ответы детей. Итак, Аля хорошо сформулировала, что же такое налоги. Налоги — это, конечно же, деньги, которые получает государство в свой кошелек, в государственный бюджет. Налогами называют установленные законом обязательные платежи, которые должны вносить в бюджет граждане и организации. Тех, кто платит налоги, называют налогоплательщиками. Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.       

       Одним из основных налогов, которые платят граждане нашей страны, является подоходный налог. Его размер составляет 13% от дохода. Подоходный налог платят все граждане нашей страны, получающие доход. При этом доходом считается не только заработная плата, но и, например, выигрыш в лотерею или деньги, полученные от сдачи квартиры в аренду и т. п., а вот с пенсии налог не выплачивается.

        Налогоплательщики уплатили налоги, и теперь государство имеет средства, чтобы улучшить жизнь своих граждан. Рассмотрите картинки и помогите ответить герою на вопрос: «А на что идут налоги?».

Ответы обучающихся.

      Государство использует налоги на обеспечение безопасности каждого из нас, развитие науки и спорта, образование и строительство, на медицину и заботу о пенсионерах, так как пенсия, которую они получают, не облагается налогом.

Представим наш обычный школьный день и подумаем, как это связано с налогами. Рассмотрите рисунки.

Ответы обучающихся.

        Вас встречают учителя и другие работники школы, которые получают зарплату, вы пользуетесь учебниками и посещаете школьную библиотеку, занимаетесь в светлых и просторных классах. Все, кто трудится и получает доход, платят налоги. Школа, в которой мы учимся, спортивные и игровые площадки во дворах, парки и дороги, пенсии, которые получают ваши дедушки и бабушки, и многое другое — все стало возможным благодаря налогам.

Демонстрация видео «Про Фому и налоги».

       А теперь давайте подумаем, каким может быть ваш вклад в общественные блага, которые нас окружают и которые мы получаем благодаря налогам?

Ответы обучающихся.

 

Заключительная часть

 А теперь выполним интерактивное задание.

Выполнение интерактивного задания.

Ответ: бюджет

Ответ: обязательные платежи

Ответ: 2

 

Рассмотрите плакаты, которые нарисовали ваши сверстники. О чём они рассказывают? Объясните.

Ответы обучающихся.

       Развитие нашего государства зависит от того, как мы платим налоги, так как они идут на улучшение нашей жизни.

Аля нашла очень хорошее высказывание Императрицы Екатерины Великой, которое иллюстрирует важность налогов:

 

 

        Действительно, корабль не может плыть, если его паруса не обдуваются ветром. Изменяя положение паруса, можно заставить корабль плыть в нужном направлении. Выходит, что благодаря налогам, мы можем влиять на развитие страны.

        Наш сегодняшний разговор завершается, как бы вы закончили фразы:

 

 

Ответы обучающихся.

       Действительно, налоги – это не просто «деньги», которые вычитаются из доходов человека. Благодаря налогоплательщикам — людям, которые платят налоги, к которым относятся и члены вашей семьи, государство улучшает качество нашей жизни: финансируется оборона страны, строятся и ремонтируются детские сады, школы, больницы, осуществляется помощь многодетным семьям, платятся пенсии и осуществляются многие крупные проекты.

Получается, что вы и ваша семья участвуете в развитии общества и государства.

       Можно с уверенностью сказать: налоги - это наше общее дело!

      До скорых встреч! После занятия можно пройти опрос по QR-коду

Связь с учебными предметами:

Русский язык: работа над составлением мини-словаря по налоговой грамотности (налоги, налогоплательщики, расходы, доходы, бюджет и т.д.).

Математика: работа с графиками и диаграммами, решение практико-ориентированных задач по финансовой грамотности.

Окружающий мир: изучение тем «Значение труда в жизни человека и общества», «Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России», «Особенности труда людей родного края, их профессии».

Технология: ознакомление с современными информационными средствами.

 

Дополнительные материалы:

Комплект плакатов «Налоги – это…»

 

1. Секреты финансовой грамотности. 3 класс / Н.Г. Калашникова, Е.Н. Жаркова, Е.М. Белорукова. – М.: Просвещение, 2022.

2. Секреты финансовой грамотности. 4 класс / Н.Г. Калашникова, Е.Н. Жаркова, Е.М. Белорукова. – М.: Просвещение, 2022.

3. Попова Т. Зачем нужны налоги? – М.: Издательство «Настя и Никита», 2021.

 

Использованный материал:

https://razgovor.edsoo.ru/topic/78/grade/34/