Сценарий занятия «Налоговая грамотность» (5-7 класс)
Цель занятия:
формирование представления о влиянии налогов на качество жизни каждого гражданина государства;
формирование ценностного отношения к конституционной обязанности гражданина – уплате налогов.
Формирующиеся ценности: гражданственность.
Основные смыслы: платя налоги, гражданин страны вносит вклад в благополучие государства и общества, личного благосостояния. Общим трудом мы создаем государство и хотим его сохранять и развивать, поэтому необходимо бережно относиться к тому, что нас окружает.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма занятия: познавательная беседа с выполнением заданий по группам.
Занятие предполагает использование видеоматериалов, игровых элементов.
Сценарий
Мотивационная часть
Перед тем, как начать наше занятие, мы разделимся на команды.
Предлагаю разгадать ребус:
Ответы учащихся по командам.
Сегодня речь пойдет о налогах. Кто может сказать, что это такое?
Ответы учащихся.
Подводя итог можно сделать вывод, что налоги — это установленные законом обязательные платежи, которые должны вносить в бюджет граждане и организации.
Сегодня нам предстоит понять, зачем же нужны налоги.
Рассмотрите картинки и решите, есть ли что-то общее у всех этих объектов?
Все ли жители могут этим пользоваться?
У вас есть 30 секунд, чтобы посовещаться и дать ответ. Засекается время: 30 секунд. Время истекло.
Примерные ответы учащихся по командам:
все объекты выглядят ухоженно, все объекты предназначены для всех жителей, они общие.
Все эти объекты находятся в общем пользовании, любой человек может ими воспользоваться. Для того чтобы создать и поддерживать эти объекты, нужны деньги. Как вы думаете, откуда они берутся?
Ответы учащихся
В этом нам поможет разобраться руководитель Федеральной налоговой службы Егоров Даниил Вячеславович. Послушаем его выступление.
Демонстрация выступления федерального спикера.
Основная часть
А мы продолжаем с вами погружаться в тему. Чтобы нам было проще, к нам присоединятся герои сегодняшнего занятия.
Альбина, которую ребята называют Алей; Дима Фунтов или просто Фунт и Денис. Его обычно зовут Дэном. Эти ребята дружат с первого класса!
Аля увлекается фото- и видеосъемкой, Дэн интересуется киберспортом, а Фунт мечтает стать индивидуальным предпринимателем и открыть свой магазин игрушек. Их мечты, связанные с будущим, так или иначе связаны и с налогами. Поэтому эта тема их очень заинтересовала.
Давайте выясним, что еще мы с вами получаем благодаря налогам. Для этого нужно понять, что означает каждая картинка.
Первой команде нужно расшифровать зеленые значки, второй — голубые, а третьей — белые. Напишите ваши варианты на листочках, чтобы потом их озвучить. На это у вас есть 2 минуты. Время пошло. Засекается время: 2 минуты.
Ребята, время истекло. Прошу зачитать ваши варианты. Команды дают ответы.
Давайте посмотрим один сюжет. Он поможет нам разобраться, почему важно ответственно относиться к уплате налогов.
Фрагмент серии «Налоги» национального проекта «Дружи с финансами». Необходимость просмотра определяет сам учитель.
Описание сюжета:
Саша и Полина вместе с одноклассниками готовят презентацию по теме «Налоги». Ребята проголодались, и Полина предложила заказать пиццу. Саша посчитал, что если все скинутся по 30 рублей, то можно будет заказать большую порцию. Но у кого-то из ребят не было такой суммы, а кто-то не захотел скидываться вовсе. В итоге заказали ту пиццу, на которую хватило собранных денег. Когда ее поделили на всех, то кусочки оказались совсем маленькими. Дома за ужином ребята рассказали историю про пиццу, а папа заметил: «Интересно, что все это произошло как раз, когда вы обсуждали налоги. Точная иллюстрация получилась!».
Как эта ситуация, которая произошла с ребятами, иллюстрирует роль налогов в нашей жизни?
Ответы обучающихся
Когда мы уплачиваем налоги, мы вносим вклад в развитие государства. По сути, все общественные блага (уборка улиц, парки, библиотеки, больницы, школы, площадки и пр.), которыми мы все с вами пользуемся, созданы благодаря ответственной уплате налогов.
На самом деле, ни одно государство за все существование человечества не обходилось без налогов. Здесь можно включить небольшое видео «История налогов». Необходимость просмотра определяет сам учитель.
Налоги имеют очень долгую историю. Государство и налоги разделить невозможно. Древнейшими налоговыми сборами в современном понимании можно считать налоги на землю и скот. Владельцы земли и скота отдавали часть своего урожая и стада в пользу властей.
Перед тем, как отдать налог, нужно сначала что-то получить. Как вы думаете, с чего уплачиваются налоги? Засекается время.
Сегодня мы разберем один из основных налогов, который платят граждане — это налог на доход.
Налог на доход — основной налог, который платят граждане. Доходом считается зарплата, выигрыш в лотерею, деньги, полученные от продажи автомобиля, и многое другое. Этот налог исчисляется в процентах от общего дохода физических лиц, например, сотрудники организаций платят 13% с заработной платы. Однако с 2021 года для физических лиц, годовой доход которых превышает 5 млн руб., ставка по НДФЛ составляет 15%. Компании тоже отдают часть своей прибыли государству. Обратите внимание, что плата за квартиру, интернет, воду, отопление, газ и пр. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОМ.
Есть доходы, которые не облагаются налогом.
Например, пенсии, стипендии, пособия на детей. Понятно ли, зачем необходим налог на доход и на что он расходуется?
Ответы учащихся.
Познакомимся с некоторыми видами налогов.
Например, есть налог на имущество.
Попробуйте в ваших командах предположить, кто его платит?
Примерные ответы детей: тот, кто владеет имуществом/недвижимостью.
Его платят владельцы квартир, домов, гаражей, любых других помещений или сооружений. На эти деньги могут быть построены спортивные площадки, благоустроен парк, проведено уличное освещение.
Следующий вид налога — транспортный налог.
Как думаете, кто его платит?
Примерные ответы детей: тот, кто владеет автомобилем/любым другим транспортом. Слайд 17 Учитель: Этот налог платят собственники транспортных средств: автомобилей, мотоциклов, катеров и пр. Собранные деньги расходуются, в том числе и на ремонт дорог.
Итак, мы разобрали с вами некоторые виды налогов и то, на что они идут после сбора.
А знаете ли вы, к кому обращаться за помощью в уплате налогов? Кто следит, чтобы налоги были уплачены вовремя?
Все это контролируют сотрудники Федеральной налоговой службы. Именно ФНС России следит за тем, чтобы граждане и организации вовремя платили налоги и соблюдали закон. Налогоплательщики должны знать: если возникли вопросы, нужно обратиться в налоговую службу.
Им там помогут.
Во время беседы наши друзья получили разные сообщения. Предлагаю первой команде обсудить сообщение от старшей сестры Али, второй — от брата Дэна, а третьей — от подруги Фунта.
Давайте попробуем определить, какой налог в каждом случае требуется оплатить и что отправители сообщений как граждане России смогут благодаря этому налогу получить?
На обсуждение у вас есть 3 минуты. Время пошло! Засекается время: 3 минуты. Эта активность проводится на усмотрение учителя, в случае нехватки времени ее можно опустить.
Итак, время истекло! Готовы ли вы зачитать свои ответы?
Сообщение от старшей сестры Али: сестра Али должна будет уплатить НДФЛ (налог на доход).
Сообщение от дяди Дэна: дядя Дэна стал собственником автомобиля, и теперь он должен уплатить транспортный налог.
Сообщение от подруги Фунта: семья подруги Фунта купила новую квартиру. Это значит, что теперь она должна уплатить налог на имущество.
Благодаря налогоплательщикам — людям, которые платят налоги — появляются общественные блага. К налогоплательщикам относятся и члены вашей семьи! Получается, что вы и ваша семья участвуете в развитии общества и государства.
На самом деле, каждый из нас может делать свой вклад. Мы делаем это, например, уплачивая налоги, бережно относясь к общественным благам, которыми пользуемся. А в результате появляется и поддерживается то, чем мы пользуемся каждый день: остановки, школы, дороги и пр. И всем этим мы можем пользоваться.
Налоги — твой вклад в общее дело.
Я попрошу вас вспомнить, что появляется благодаря нашему вкладу в виде налогов? Опросить учеников по рядам.
Примерные ответы детей: строятся школы, больницы, парки, ремонтируются дороги, выплачиваются пенсии.
Заключительная часть
Наше занятие подходит к концу, и хотелось бы подвести итоги.
Доступны несколько вариантов заключения.
Вариант 1
Существует традиция завершать все деловые встречи рукопожатием. И мы с вами поступим именно так. Но рукопожатие наше будет необычным.
Вам надо завершить 2 фразы, которые вы найдете на ладошках:
- Для меня самым интересным на этой встрече было _______________.
- Главное, что я понял _________________.
Вариант 2
В качестве заключения может быть проведен обычный фронтальный опрос. Давайте мы сейчас с вами выделим:
Какое значение имеют налоги для каждого из нас;
Главное, что вы поняли на встрече.
Вариант 3
В качестве заключения может быть использовано интерактивное задание.
Ответ: налоги
Ответ: пенсия
Ответ: налог на имущество
Ответ: транспортный налог
Ответ: налог не уплачивается
В конце занятия можно раздать плакаты «Налоги – это...».
Связь с учебными предметами:
Обществознание: обсуждение проблематики, связанной с темами трудовой деятельности, видов налогов и сборов, изучения налогового законодательства.
История: работа с информацией, посвященной налоговым реформам XX-XXI веков.
Использованный материал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/78/grade/57/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.