Сценарий занятия "Традиционные семейные ценности" (10-11 класс)

  • docx
  • 24.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий занятия «Традиционные семейные ценности» (10-11 класс).docx

Сценарий занятия «Традиционные семейные ценности» (10-11 класс)

Цель: формирование у учащихся понимания традиционных российских семейных ценностей; преемственности поколений, взаимоуважения и взаимопомощи в семье; воспитание уважения к институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, к роли женщины в семье.

Формирующиеся ценности: ценность семейных отношений, преемственность поколений в семье, историческая память.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеороликов, презентации, интерактивных заданий, включает анализ визуальной информации.

Структура занятия

Мотивационная часть

Актуализация имеющихся у обучающихся знаний и представлений о крепкой и дружной семье, о семейном древе, о преемственности поколений.

Основная часть

Раскрытие главной темы занятия по основным направлениям: высокие нравственные идеалы, крепкая семья, преемственность поколений, взаимопомощь и взаимоуважение в семье, уважение к институту брака, роль женщины в семье.

Заключение

Подведение итогов. Флешмоб «Спасибо, мама!»

 

Сценарий

 

Этап занятия

Содержание занятия

Мотивационный

Вступительное слово

Сегодня наш разговор о семье.

Что такое дружная, крепкая семья. Почему надо знать историю своей семьи, что такое семейное (генеалогическое) древо, почему люди хотят узнать о своих предках, что это знание дает нам, сегодняшнему поколению, и зачем оно понадобится нашим детям, внукам, правнукам…  

          В начале нашего разговора о важном вспомним, какие есть праздники в нашей стране, посвященные семье, мамам, папам, бабушкам и дедушкам?

Ответы обучающихся.

(День матери, День отца, 8 Марта, День пожилых людей, День любви, семьи и верности – 8 июня, День семьи – 15 мая).

       В слове «семья» можно увидеть два слова: «семь» и «я».

Как вы думаете, случайно это? Что это может означать? Как можно объяснить, что такое семья через эти два слова?

Ответы обучающихся.

(«Семь Я» может еще означать семь поколений. Когда я думаю о своей семье, я думаю, помню о семи поколениях моих предков (моих родителей, бабушек, дедушек, прабабушек и прапрабабушек и т. д.) и о семи поколениях моих потомков (детей, внуков, правнуков и праправнуков).

Вопросы для обсуждения:

Что вы могли бы сказать своим прадедушкам и прабабушкам о себе, о семье, какая она сейчас?

Что бы вы передали своим потомкам о своей семье? Какой бы вы видели ее в будущем?

А на сколько поколений назад вы знаете свою семью? Кто знает, как звали вашу прабабушку или вашего прадедушку? Это прабабушка или прадедушка по чьей линии? По маминой или по папиной? Чем они занимались? Большая ли у них была семья? 

А кто знает, как звали вашу прапрабабушку или вашего прапрадедушку? Что вы о них знаете?

А может быть, кто-то знает даже пра-прапрабабушку или пра-прапрадедушку?

Кто рассказывал вам о ваших прабабушках и прадедушках? Откуда вам известны истории их жизни?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

           Михаил Ломоносов говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», а как эту фразу можно перенести на семью? Какую смысловую нагрузку она будет тогда нести? Ответы обучающихся, обмен мнениями.

       В продолжение нашего обсуждения предлагаю посмотреть видеоролик на данную тему.      

Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/2008/

(Текст приложение)

Вопросы для обсуждения:

Для чего важно создавать семейное древо?

Какую информацию можно разместить в семейной летописи?

Кто вам может рассказать историю рода в своей семье? Как записать историю рода?  Достаточно ли для этого фотографий?

Основной

           Знание истории своей семьи помогает нам лучше понимать историю своей страны, происходившие в прошлом события и отношения людей. Это знание помогает нам хранить традиции, это та самая связь между поколениями, которую легко потерять, если не уметь слушать и слышать друг друга. Эта тесная связь со своим родом.

       Предлагаю посмотреть фрагмент из воспоминаний знаменитого филолога, культуролога академика Дмитрия Сергеевича Лихачева о своем детстве.

Просмотр видеоролика (интервью Д. С. Лихачева о матери) https://razgovor.edsoo.ru/video/2007/  

Вопросы для обсуждения:

Этот сюжет о воспоминаниях, которым более 100 лет, рассказывает о знакомых всем нам чувствах. О какой семейной ценности в нем идет речь?

Что может передаваться через века от одного поколения другому? В чем особая сила семейных традиций?

Какие сохраняются традиции в вашей семье? Какие из них передаются вот уже долгие годы? Какие традиции вы хотели бы передать вашим детям, вашим потомкам?

Как это можно сделать – записать в летопись вашей семьи? Следовать созданным традициям? Говорить о них с детьми, внуками? Создать видеообращение к своим потомкам? К себе самому, пожилому, чтобы не повторять ошибок взрослых в общении с детьми (зная себя и свои пожелания)?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

(семейные традиции не только сохраняют общность поколений внутри одной семьи, но и позволяют будущим поколениям чувствовать свою связь с общей историей семьи, таким образом, историй нашей страны, чувствовать ответственность за судьбу будущих поколений.

          Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент одного художественного фильма, в нем две части.

Просмотр фрагмента из фильма «Однажды 20 лет спустя». Часть 1. https://razgovor.edsoo.ru/video/2005/

          Предположите, чем заканчивается этот сюжет? Какие у вас есть варианты?

Предположения учащихся

        Посмотрим дальше, как разворачивается ситуация «в реальности».

Просмотр фрагмента из фильма «Однажды 20 лет спустя». Часть 2.  https://razgovor.edsoo.ru/video/2012/

Вопросы для обсуждения:

Что хотел показать режиссер фильма «Однажды двадцать лет спустя», когда снимал сцену с детьми, пришедшими поддержать свою маму на съемке?

Что является лейтмотивом в отрывке художественного фильма «Однажды двадцать лет спустя», какое представление о семье и семейных отношениях?

Как вы понимаете фразу «Я работаю мамой»?

За что, по-вашему, нужно уважать работу «мамой», домашней хозяйкой? Какой акцент сделан в фильме, какие именно условия такой работы показаны?

Почему для общества, государства важно, чтобы семья была такой – многодетной, дружной, любящей друг друга?

Если учитель понимает, что класс готов к обсуждению, можно поговорить о демографической проблеме. Пословица гласит: «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын». Как ее понимают ребята? Трое детей – это, по сути, норма, чтобы восстанавливалось население.

         В Конституции Российской Федерации закреплено понятие семьи как союза мужчины и женщины. Также на государственном уровне особое значение имеет поддержка отцовства, материнства и детства, семья, состоящая из родителей и нескольких детей, является основой российского общества.

        На федеральном и региональном уровнях реализуются программы, направленные на поддержку молодых и многодетных семей.

        В нашей стране действует Указ Президента Российской Федерации о духовных ценностях, в котором особое место занимает семья и традиционные семейные ценности.

Заключительный

       Уже совсем скоро особый весенний праздник, с которым мы в первую очередь поздравляем наших любимых мам.

        Самым дорогим подарком для любой мамы являются искренние слова любви и благодарности ее детей.

Интерактивное задание «Спасибо, мама!» https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/familyvalues-1011-1/index.html?back_url=/topic/39/grade/1011/

(интерактивное задание, представляет собой конструктор открытки-благодарности для мамы, демонстрирует как можно сделать свою персональную открытку, начинающуюся со слов «Мама, спасибо за …!». (образец приложение)

        Представлено несколько шаблонов (переход от одного к другому осуществляется с помощью стрелок справа и слева). При нажатии на «загрузить фото» система позволяет выбрать любое изображение с компьютера или телефона. Текст под фото со словами благодарности для мамы редактируется.      

        Сохранение созданной открытки на компьютер или телефон осуществляется нажатием на кнопку в нижнем правом углу Обучающиеся переходят по QR-коду в интерактивное задание, создают свою открытку для мамы и сохраняют на телефоне. QR-код становится доступным при нажатии на кнопку в верхнем правом углу

       Учитель предлагает обучающимся не ждать 8 марта и отправить получившуюся открытку прямо сейчас, поскольку мамы заслуживают благодарности не только в праздничные дни. (Альтернативные варианты выражения благодарности мамам).

Записать видеопоздравление: «Мама, ты самая …» – по одному слову от обучающихся и отправить в родительский чат.

Записать короткое видеопоздравление: «Спасибо, мама …» – от каждого обучающегося и отправить в родительский чат.

      Наш разговор закончим словами Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Семья – это основа основ», «Благополучная, крепкая семья с детьми - это и есть будущее России».

        Я хочу пожелать вам всем в будущем создать крепкие, дружные и счастливые семьи, основанные на любви к детям, родителям, бабушкам и дедушкам. Потому что семья остается с нами навсегда, и большего счастья в мире и в жизни не существует

 

Приложение

Дикторский текст

         За каждым из нас стоят судьбы тысяч родственников, которые мечтали, верили во что-то, создавали новое для лучшего будущего. Они наш фундамент, опора нашего существования.

        История каждой семьи, каждого рода – уникальна. И её важно знать. Эти знания помогают нам выстраивать собственную стратегию жизни. Так, мы узнаём главное – кто мы, откуда и благодаря кому стали теми, кто мы есть.

        Изучение своего родового древа даёт ощущение своей причастности к чему-то большему. Оно даёт нам силы и абсолютно новое ощущение жизни. И ответственность за то, что останется после нас.

        Мы наследники своих родителей, бабушек и дедушек. Их мудрость и жизненный опыт важно сохранить.

         Семейная летопись – книга, в которой вы можете составить генеалогическое древо своей семьи. То есть по крупицам восстановить историю своего рода.

         Так, ни одна история, ни одна частица памяти не останется не сохранённой для потомков.

         Создавайте свои родословные – ведь именно так складывается уникальная история вашей семьи, которая передаётся из поколения в поколение.

Интерактивное задание «Спасибо, мама!»

Использованный материал: https://razgovor.edsoo.ru/topic/39/grade/1011/


 

Скачано с www.znanio.ru