Сценарий занятия «Всемирный фестиваль молодежи» (10-11 класс)
Цель занятия: расширение знаний обучающихся о международном молодёжном движении, знакомство с историей Всемирных фестивалей молодёжи, понимание значения предстоящего Всемирного фестиваля молодёжи как возможности установления диалога между молодыми людьми разных стран для созидания мирного будущего, взаимного обогащения культурами и традициями разных народов, воспитание гражданственности и патриотизма.
Формирующиеся ценности: гордость за страну, дружба, взаимоуважение, коллективизм.
Основные смыслы: в целях развития международного молодёжного сотрудничества на территории федерального образовательного центра «Сириус» в марте 2024 г. состоится масштабное событие – Всемирный фестиваль молодёжи.
Всемирный фестиваль молодёжи – это не только возможность показать всему миру успехи и достижения России, уникальность и многообразие нашей страны, но и открытая площадка для обмена мнениями, установления контактов и объединения усилий для построения справедливого многополярного мира.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов и включает интерактивные задания.
Ход занятия
Мотивационная часть
Буквально через несколько дней состоится одно из самых ярких и масштабных мировых событий – Всемирный фестиваль молодёжи. И пройдёт он в России, на черноморском побережье на федеральной территории «Сириус» под девизом «Начнём будущее вместе!». Старт международному молодёжному движению был дан в 1947 году. Как вы думаете, почему первый Всемирный фестиваль молодёжи решено было провести именно в это время? Что это был за период в мировой истории?
Ответы обучающихся.
В сложное послевоенное время необходимо было объединиться в борьбе против фашизма и за сохранение мира. Часть программы первого Фестиваля была посвящена вопросам послевоенного восстановления, сохранению памяти о жертвах войны и её уроках, единению молодёжи в противостоянии будущим угрозам миру.
Кадры кинохроники перед вами.
Демонстрация видеоролика «Хроники Фестиваля».
Как вы полагаете, почему так важно было собрать именно молодых людей и всему миру услышать их голос?
Всемирные фестивали молодёжи проходили в самых разных странах мира, но Россия чаще всего становилась площадкой диалога между молодыми людьми разных стран. Может быть, вы знаете, сколько раз Фестиваль проходил в нашей стране?
Ответы обучающихся.
Трижды Всемирный фестиваль проходил у нас – в 1957, 1985 годы в Москве и 2017 году в Сочи. В этом году мы встречаем Всемирный фестиваль в 4-й раз!
Давайте совершим небольшой экскурс в прошлое и посмотрим кадры тех лет. Демонстрация хроники Всемирных фестивалей молодёжи в России.
Основная часть
С Фестивалями связано большое количество интересных фактов и историй. Давайте узнаем о них, ответив на вопросы небольшой викторины.
Интерактивное задание «Всемирный фестиваль молодёжи».
1.
А почему этот проспект получил такое название? Как это связано с идеей Фестиваля? Какие ещё названия улиц, проспектов, парков, площадей, на ваш взгляд, могли возникнуть после проведения Фестивалей (улица Дружбы, парк Дружбы, улица Счастья, площадь Единства, Площадь свободы, Молодёжная улица и т. п.)?
Ответы обучающихся.
2.
3.
Ответы обучающихся.
Молодёжные фестивали – это не только возможность объединения молодёжи вокруг актуальной международной повестки, но и возможность взаимного обогащения культурами и традициями разных стран и народов.
А ещё фестиваль – это возможность обрести новых друзей и единомышленников из самых разных уголков мира. Мне хотелось бы вам рассказать вам одну историю, которая случилась на Фестивале 2017 года.
Демонстрация видеоролика #КедыДляЭнрике.
Дикторский текст
17 октября 2017 года в соцсетях бразильский участник Фестиваля выложил пост, в котором сообщил, что потерял свои кеды. «Сегодня очень печальный день, я буду скучать по моим кедам!».
На помощь молодому человеку пришёл оргкомитет Фестиваля. Он запустил в Телеграм-канале пост с хештегами: «Энрике Домингес потерял свои кеды и не сможет 21 октября сыграть в футбол! Поддержим парня по тегу #КедыДляЭнрике #SneakersForHenrique».
Менее чем за сутки на предложение о помощи откликнулось несколько сотен человек. Энрике предлагали вместо кед тапки, сланцы, туфли на шпильках, коньки и даже лапти.
Какой вывод вы можете сделать из этой простой истории? Насколько «богаче» стал Энрике, и в чём выразилось это «богатство»?
Ответы обучающихся.
Эмблемами всех трёх Фестивалей, которые проходили в нашей стране, была ромашка с разноцветными лепестками. Что символизировали эти эмблемы? Что означали 5 разноцветных лепестков ромашки?
Ответы обучающихся.
Лепестки символизировали континенты. Красный цвет олицетворял Европу, жёлтый — Азию, синий — Америку, фиолетовый — Африку, зелёный — Австралию. И все они объединены вокруг планеты Земля.
Несмотря на санкционную политику западных стран в отношении России, на Фестивале также как и прежде соберётся молодёжь со всех континентов нашей планеты. Мы ждём в гости делегатов из 188 стран мира и готовы к конструктивному взаимодействию во имя нашего общего будущего со всеми, кто разделяет общечеловеческие ценности и смыслы.
Давайте послушаем интервью с участниками из зарубежных стран и узнаем, почему для них важно принять участие в фестивале и их ожидания от фестиваля.
Демонстрация ролика «Говорим о важном с иностранными участниками ВФМ - 2024»
Почему молодежь разных стран стремится участвовать в таких мероприятиях как Всемирный фестиваль молодежи? Почему это важно?
Ответы обучающихся.
А чем предстоящий Фестиваль важен для России? Почему проведение Фестиваля в России особенно важно именно сейчас?
Ответы обучающихся.
Фестивали предоставляют молодежи возможность обсуждать социальные, культурные и политические вопросы, обмениваться идеями и опытом для общего блага.
Россия – страна с богатым опытом взаимодействия различных национальностей и культур, наша страна – пример единства в многообразии. И этот опыт особенно ценен сегодня, когда мир раздирают противоречия и конфликты. И мы готовы им делиться. Мы готовы показать всему миру, что Россия открыта для всех, кто готов строить справедливый и многополярный мир.
Групповая работа «Начнём будущее вместе!»
Сейчас мы разделимся на несколько команд. Каждая команда получит текст – описание смыслового наполнения каждого дня Фестиваля. За каждым из них закреплено своё название.
(Учитель делит класс на несколько команд, каждая команда получает текст – описание смыслового наполнения каждого дня Фестиваля, но без того названия, которое официально закреплено за ним в программе Фестиваля.
Карточки:
Командам необходимо обсудить и соотнести название для каждого дня Фестиваля и его описание. Затем выбрать один и защитить его. Обосновать его актуальность, высказать своё отношение к важности смысловой составляющей Фестиваля для прогрессивного развития всего мира.
Вы придумали отличные названия для каждого дня Фестиваля! Теперь посмотрим, как они обозначены в программе Фестиваля.
Демонстрация эмблемы Всемирного фестиваля молодежи-2024.
Перед вами эмблема Всемирного фестиваля молодежи 2024.
Посмотрите на неё внимательно. Что символизирует эмблема? Какие ценности и смыслы Фестиваля в ней отражены?
Ответы обучающихся.
Можем предположить, что перед нами три разные фигуры – люди разных национальностей, культур, стиля жизни. Они вместе: их объединяет общая мечта – жить в мире, где каждый может жить свободно, оставаться собой, не навязывая свои ценности другим, и при этом развиваться в интересах всего человечества. Вы увидели, что круг из фигур разомкнут. Что это значит, на ваш взгляд?
Ответы обучающихся.
Да. Это свободное пространство, приглашение в общее будущее. Это пространство обеспечивает место взаимодействия людей, стран, государств для их влияния друг на друга, для использования опыта друг друга в решении общих для всего мира задач.
Заключительная часть
А как вы себе представляете будущие Фестивали молодёжи? Какими они будут?
Ответы обучающихся.
Будут ли они проводиться так, как прежде, или развитие IT-технологий как-то изменит их формат?
Ответы обучающихся.
Давайте представим, что вы организатор Всемирного молодёжного фестиваля, который состоится через 20 лет в России. Какие мероприятия вы обязательно бы включили? Какие проблемы для обсуждения подняли бы?
Ответы обучающихся.
Проведение Всемирного фестиваля молодёжи особенно важно именно сейчас. Это уникальная возможность для представителей разных стран рассказать о своих культурных традициях, участники больше узнают о мире и укрепляют взаимопонимание. Это платформа для молодых талантов, стимулирующая творческую активность молодёжи, сотрудничество, общение, умение работать в команде, решать общие проблемы. Фестивали молодёжи предоставляют возможность обсуждать социальные, культурные и политические вопросы, обмениваться идеями и опытом для общего блага и развития молодёжи.
Сегодня мы многое обсудили. У нашего Фестиваля есть и гимн! Думаю, им мы можем закончить наш разговор, пожелать удачи Фестивалю в решении сложных и амбициозных задач, которые молодые люди ставят перед собой!
Гимн Фестиваля «Мы здесь».
Дополнительные материалы:
Сайт Фестиваля https://fest2024.ru/.
Связь с учебными предметами:
На уроках по обществознанию обсуждение тем, связанных с ценностно-смысловым каркасом Фестиваля-2024;
На уроках музыки исполнение и прослушивание песен, музыкальных композиций, связанных со Всемирными фестивалями;
На уроках географии работа с картой мира, на которой можно отметить страны-участницы ВФМ.
Использованный материал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/87/grade/1011/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.