Сценарий для ДМШ И ДШИ "История и жанры музыкального этюда"
Оценка 5

Сценарий для ДМШ И ДШИ "История и жанры музыкального этюда"

Оценка 5
Мероприятия
docx
музыка
4 кл
17.01.2017
Сценарий для ДМШ И ДШИ "История и жанры музыкального этюда"
Этюды можно сдавать в форме экзамена или зачета, но учащимся интересно узнать что-то новое о формах этюда и композиторах, пианистах, исполняющих их. Для этого использую игровую форму в виде музыкальной гостиной, где ученики так же играют этюды, гаммы и делают это с большим удовольствием.
История и жанры музыкального этюда.docx
История и я жанры музыкального этюда (музыкальная гостиная) Выполнила: преподаватель фортепиано МБУ ДО ЯДМШ Преснякова Наталья Федоровна   Тема   работы:  История   возникновения   и   развития   жанра  музыкального этюда Цели работы:  развитие интересов и способностей учащихся;  удовлетворение потребностей детей в познании, общении, практической деятельности. Задачи:  формирование системы знаний об  истории появления и развития жанра музыкального этюда;  формирование потребности в профессиональном образовании;  развитие общей музыкальной и художественной культуры;  развитие личностных качеств учащихся посредством музыки;  создание условий для творческой самореализации учащихся;  воспитание любви к музыкальной культуре.   от 7 до 14 лет. Возраст участников:   Оборудование:  ноутбук;  проектор;  презентация; Место проведения: учебный кабинет. Форма проведения: тематическая лекция с презентацией, исполнение этюдов учащимися. Время проведения: внеурочное. Подготовительная работа:  сбор информации;  анализ и обработка собранной информации;  составление сценария;  подготовка презентации;  работа над этюдами с учениками.          Структура классного часа: 1 Рассаживание детей. 2 Сообщение темы. 3 Начало лекции с показом презентации 4 Исполнение этюдов учащимися 5 Подведение итогов. Ход классного часа: Слайд №1  Здравствуйте   ребята.   Тема   нашей   музыкальной   гостиной   «История возникновения и развития жанра музыкального этюда». Все вы играете этюды. А   вы   задумывались   когда­нибудь,   что   такое   этюд?   Как   он   возник?   Я постараюсь   ответить   на   эти   вопросы.  Слово  «этюд»   в   переводе   с французского языка ­ «учение, изучение». В музыке так называют пьесы, основанные  на   определенном   приеме   исполнения  и  предназначенные   для развития технического мастерства исполнителя. Слайд №2 Этюд   как   явление   культуры   широко   представлен   в   различных   сферах человеческой деятельности. Как вы помните, мы говорили об этом в прошлой нашей беседе. Давайте повторим.  Этюд ­ в изобразительном искусстве ­ подготовительный набросок для будущего произведения.  Этюд ­ один из видов шахматной композиции.  Этюд ­  в   театральной   педагогике  ­   упражнение   для совершенствования актерской техники.  Этюд ­  в музыке ­  инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма,   основанная   на   частом   применении   какого­либо   трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Слайд №3 Музыкальные произведения для овладения разными приёмами игры, которые еще   не   были   названы   этюдами,   существовали   и   ранее.   До   19­го   века инструментальные   "упражнения"   были   очень   разнообразны,   без   какой­либо системы.   Ранние   учебники,   например   "Разнообразные   уроки   для   лютни", включали в себя простые пьесы и шедевры известных композиторов, порядок расположения мог быть как   от простого к сложному, так и   вперемешку. Упражнения в сборнике "30 упражнений для клавесина" Доменико Скарлатти не отличаются по масштабам от других его клавирных работ. Звук клавесина был довольно громким, звонким, но громкость звучания была одинакова и не зависела   от   силы   нажатия   клавиши.   Это   было   главным   недостатком клавесина. Над преодолением этого недостатка работали многие мастера, но они   стремились   лишь   улучшить   конструкцию   клавесина,   а   это   не   давало ожидаемого   результата.   Преодолеть   главный   недостаток   клавесина   было суждено другому инструменту. Вот как это произошло. В Италии, во Флоренции жил тонкий знаток искусства принц Фердинандо ди Медичи. Его коллекция клавесинов была известна не только в Италии. Хранитель этой коллекции Бартоломео Кристофори однажды, а точнее – в 1709   году   приготовил   принцу   сюрприз   –   новый   музыкальный   инструмент, который   назвал   «пианофорте».   В   этом   инструменте   были   использованы молоточки, обтянутые кожей. Они ударяли по струне, и она звучала. «Этот выскочка никогда не сумеет вытеснить величественного клавесина» ­ такой приговор вынесли новому инструменту. Но мастера уже начали усовершенствовать пианофорте. Молоточки вместо кожи обтянули войлоком, и инструмент зазвучал по­новому: звук стал мягче, инструмент   запел.   Он   чутко   реагировал   на   силу   нажатия   клавиши,  можно было   постепенно   увеличивать   или   уменьшать   громкость   звучания   музыки. Название   тоже   со   временем   изменилось   –   сейчас   мы   называем   этот инструмент фортепиано.  Из­за растущей популярности фортепиано,  как домашнего инструмента, все изменилось   в   начале   19   века. Этюд   сформировался   как   самостоятельный жанр.  Появились   новые   приемы   игры,   новая   аппликатура,   наконец,   новый исполнительский   стиль.   Началась   новая   эра,   где   царил   рояль,   что   значит «королевский». Слайд №4 В   первой   половине   XIX   века   появились   различные   виды   этюдов   ­ инструктивный, характеристический и концертно­художественный. Среди инструктивных этюдов можно выделить этюды на разные виды техники (мелкую, крупную, и т.п.), ритмические этюды. Каждый из них рассчитан на освоение какого­то технического приема, например, игры октавами, техники трелей,   двойных   терций   и   других.  Техника   исполнительская   –   владение различными приемами игры на музыкальных инструментах.   В   музыке   хорошая   техника   музыканта   облегчает   его   труд,   помогает исполнить сложные музыкальные произведения.   А на какую технику играет каждый из вас? (Каждый ученик называет вид техники своего этюда). Слайд № 5  Давайте   вспомним   композиторов,   написавших   инструктивные   этюды,   это ­ Антуан Анри Лемуан, Густав Корнелиус Гурлитт, Карл Альберт Лешгорн, Генри Жером Бертини, Л. Шитте,  Л.Стреаббог и др.   В исполнении        Гаудахановой Лианы   (3 кл.) звучит этюд   Л.Стреаббога «Танцующие капли»     (репетиции) Гуспанова   Даяна     (3   кл.)   исполнит   этюд     К.Гурлитт       «Веселый   кузнец» (двойные ноты) Этюд Л. Шитте  «Кукушка»   исполнит     Шашикова Валя  (3 кл.)  (ловкость в смене пальцев) Шашикова Галя (3кл.) исполнит этюд К.Гурлитт «Ночной шторм» (связная мелодия в партии левой                            руки)  Этюды Ж.Дювернуа ­­  исполнят  Боскина Ирина  (5кл.), (техника арпеджио) и Буйницкая Оксана (6кл.), (разные виды техники). С.Геллер   (гаммообразное движение)   Этюд   Ре   мажор   ­­       исполняет   Белоусов   Максим   (6кл.), С.Майкапар  Тарантелла ­­  звучит в исполнении  Барановой Насти.  композитор,    И, конечно же, мы не можем не сказать о творчестве Карла Черни.   Нет более популярного имени в музыкальном педагогическом мире, чем имя К. Черни.   Он   сопутствует   пианисту   всю   жизнь.   И   когда   молодой   музыкант делает первые шаги, и когда совершенствует свое мастерство. Слайд №6 Карл   Черни   ­   австрийский   пианист   и   педагог.  В детстве учился игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена. Создал одну из   крупнейших   пианистических   школ   первой  половины   XIX   века.   Среди учеников – Ференц  Лист, Теодор Лешетицкий. Важную роль наследия Черни составляют многочисленные этюды и упражнения. Более 800 произведений, связанных   с   разработкой   техники   игры   на   фортепиано,   написано   Карлом Черни. Прозвучат этюды К.Черни в исполнении Майер Милены (2 кл.) и Алексеенко Насти (5кл.) Слайд №7 Композиторы стремились создать музыку, которая могла служить  хорошим средством   обучения  и   имела   музыкальную   ценность   для   исполнения на концертах, эти работы стали называть концертными этюдами. Концертный этюд – это  этюд, предназначенный не для развития техники в учебном классе, а   для   демонстрации   её   в   концертном   зале.   Расцвет   концертного   этюда становится новым этапом развития жанра. Этюды насыщаются программным содержанием,  происходит   укрупнение   формы,  обогащение   ее  концертными элементами.   Тип   концертного   не   программного   этюда   представлен   в творчестве Шопена.  Слайд №8 Фридерик   Шопен   ­   польский композитор, пианист­виртуоз, педагог.   Им написано   27   этюдов.   Шопен   становится   смелым   новатором   в   подходе   к трактовке   жанра:   во­первых,   его   этюдам   свойственны   свобода   и импровизационность исполнения; во­вторых,  композитор воплощает принцип «Мазепа», «пения   на   инструменте».   Почти   все   шопеновские   этюды   подчеркнуто «техничны»,   их   исполнение   требуют   от   пианиста   подлинной артистической виртуозности.   Но   специфика   шопеновских   этюдов   не   в виртуозных сложностях, а как раз в обратном – в их абсолютном подчинении творческим   задачам.   Виртуозная   техника   здесь   выступает не   как   цель,   а как средство раскрытия художественного образа. Слайд №9 Сейчас   ребята,   мы   послушаем   с   вами   этюд   №12(op.10)   Ф.   Шопена, «Революционный». Слайд №10 Программные   концертные   этюды   представлены   в   творчестве   Ференца Листа. Речь   идет   о  цикле   «Двенадцать   этюдов   высшего   исполнительского мастерства» («Блуждающие   «Дикая   охота», «Метель»). Картинность этюдов, заложены композитором в программе этих сочинений, в воплощении образов. Всего им написано 55 этюдов, в которых, как   и   в   шопеновских   этюдах,   виртуозно­технические   задачи   подчинены идейно­художественному   замыслу.   Этюды   явились   вершиной     концертного стиля Листа.  Слайд №11 Слушаем этюд «Блуждающие огни» Ф. Листа. Слайд №12 Особый   путь   проходит   жанр   этюда   в   творчестве   русских   композиторов. Линию листовских этюдов продолжили А.Г. Рубинштейн, С.М. Ляпунов. А этюды А.К. Лядова, A.C. Аренского и А.Н. Скрябина представляют собой фортепианные миниатюры, в которых явно ощутимы традиции Ф. Шопена. На стыке   XIX   и   XX   веков   появляются   этюды   достаточно   масштабные, написанные   на   разные   виды   техники,   вплоть   до   этюдов­картин   C.B. Рахманинова. Слайд №13 Сергей   Васильевич   Рахманинов   –  русский  композитор,  пианист  –   виртуоз, дирижер.   Творческое   наследие   Рахманинова   включает   различные   жанры, однако центральное место в нём принадлежит фортепианным произведениям. Лучшие   произведения   он   написал   для   своего   любимого   инструмента   – фортепиано. В их числе 15 этюдов­картин. Многие из них завоевали широкую популярность на концертной эстраде.  Слайд №14 Сейчас ребята, мы с вами услышим этюд­картина С. Рахманинова   ор.39 в исполнении Дениса Мацуева. Слайд №15 Давайте теперь подведем итог   всему услышанному и увиденному. Ответьте на ряд вопросов:   огни»,  Что такое этюд?  Как   возник   жанр   этюда?  ( Все   изменилось   в   начале   19   века   из­за домашнего растущей инструмента. Этюд сформировался как самостоятельный жанр.)  Какие   виды   этюдов   вы   можете   назвать?   (инструктивный,   популярности фортепиано,  как   характеристический и концертно­художественный.)  Кого из композитор вы запомнили? Дорогие ребята, я надеюсь, что информация, полученная сегодня, поможет вам   осмысленно   подойти   к   работе   над   этюдами.   Вы   будете   с   большим старанием   работать   над   развитием   пианистической   техники   и   сможете   в будущем исполнить прекрасные этюды Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Рахманинова.  Великий немецкий композитор Р. Шуман писал в «Жизненных правилах для музыкантов»: «Не бойся слов теория, гармония, полифония и тому подобных. Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся». Мы   можем   сказать   подобно   Шуману:   «Не   бойтесь   упражнений,   гамм   и этюдов, полюбите их, и они вам непременно улыбнутся». Список использованных источников и литературы: 1 А.Д.Алексеева. История фортепианного искусства. ­ М. Музыка, 1998. 2 Гринштейн   С.   Великие   фортепианные   педагоги   прошлого.   –   СПб.: Композитор – Санкт­Петербург, 2004. – 144с. 3 Маслова   Т.Ю.   Фортепианные   этюды   А.К.Глазунова:   концертная трактовка жанра. // Искусство и образование.­ 2012, №1. 4 Путь   к   совершенству.  Диалоги,   статьи   и   материалы   о   фортепианной технике./Сост.   С.М.   Стуколкина.   –   СПб.:   Композитор   –   Санкт­ Петербург, 2007. – 392 с. 5 Терентьева Н.А. Карл Черни и его этюды. – СПб.: Композитор, 1999. – 68 с.

Сценарий для ДМШ И ДШИ "История и жанры музыкального этюда"

Сценарий для ДМШ И ДШИ "История и жанры музыкального этюда"

Сценарий для ДМШ И ДШИ "История и жанры музыкального этюда"

Сценарий для ДМШ И ДШИ "История и жанры музыкального этюда"

Сценарий для ДМШ И ДШИ "История и жанры музыкального этюда"

Сценарий для ДМШ И ДШИ "История и жанры музыкального этюда"

Сценарий для ДМШ И ДШИ "История и жанры музыкального этюда"

Сценарий для ДМШ И ДШИ "История и жанры музыкального этюда"

Сценарий для ДМШ И ДШИ "История и жанры музыкального этюда"

Сценарий для ДМШ И ДШИ "История и жанры музыкального этюда"

Сценарий для ДМШ И ДШИ "История и жанры музыкального этюда"

Сценарий для ДМШ И ДШИ "История и жанры музыкального этюда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017