Конспект для учителя музыки. "Формирование духовно - нравственного воспитания через музыку в образовательной школе"
Оценка 4.6

Конспект для учителя музыки. "Формирование духовно - нравственного воспитания через музыку в образовательной школе"

Оценка 4.6
Лекции +1
docx
музыка
4 кл
08.01.2017
Конспект для учителя музыки. "Формирование духовно - нравственного воспитания через музыку в образовательной школе"
Конспект для учителей музыки."Формирование духовно – нравственного воспитания через музыку в образовательной школе."Материал для развития на уроках музыки нравственных личностей у учащихся. Ведь музыка-главное средство для воспитания добра, милосердия, красоты и человечности.Цель конспекта- приобщение учащихся к народной культуре родного Донского края, ее традициям, истокам, возрождению.Формирование духовно - нравственного воспитания через музыку в образовательной школе.
Формирование духовно - нравственн.docx

Формирование духовно – нравственного воспитания через музыку в образовательной школе.

Шевцова Валентина Николаевна – учитель музыки МБОУ ВСОШ №2

 

 

Духовно-нравственное  воспитание  детей является одной из  проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась негативная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, отношении его к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Характерными причинами данной ситуации являются: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения; резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, т.е. тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека; спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи; подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей.

Духовно - нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы, которая состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

     В связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству, как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития.  Воспитание  искусством сегодня как никогда актуально.

Таким образом, особая роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается в способности  музыкального  образования  максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей личности, которые являются фундаментом, внутренним стержнем  личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире, в соответствии с внутренними естественными нравственными законами.

      Музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Она прекрасный воспитатель, и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей. Музыка вдохновляет  человека меняться, и это делает его более восприимчивым  и социально адаптивным, ведь музыка – это чрезвычайно важное и главное, ничем не заменимое средство для воспитания современного человека, умеющего применять свои знания в жизни.

Национальный компонент придает воспитанию стимул, особенно важный в сегодняшних условиях. Судя по данным многочисленных специальных исследований о динамике ценностных ориентаций современной молодежи, отношение к своей национальной культуре и истории народа пока еще занимает  недостаточно высокий ранг. Выявлено также, что установка на всеобщность общечеловеческих ценностей малоэффективна, если она не подкрепляется национальной основой, и в частности, региональными традициями. 
Так, традиционные ценности донского казачества обретают особый смысл и значение для духовно-нравственного развития подрастающего поколения , воспитания гражданственности и патриотизма, формирования социальной, музыкальной культуры в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными традициями своей малой родины. 
Вышеперечисленные аргументы явились стимулом к созданию программы объединения дополнительного образования детей по фольклору донского казачества
.  Цель программы – приобщить учащихся к народной культуре родного края как неотъемлемой части духовной культуры России, обеспечить преемственность между поколениями через приобщение детей к истокам донской духовной культуры вообще и музыкальной в частности; содействовать воспитанию у учащихся интереса к народ­ной музыке.

В нашей школе созданы два фольклорных ансамбля  «Степь Лазоревая» возрастная группа 12-17 лет, «Станица», возрастная группа 9-12 лет, количество участников 45 учащихся. На протяжении 12 лет наши ансамбли  принимают активные участие в различных муниципальных областных мероприятиях г.Азова, Батайска, Старочеркасска, Новочеркасска, Ростова – на Дону. Ансамбли имеют множество дипломов, грамот, благодарностей.

Изучение культуры казачества приобретает все большее значение. Знакомясь с развитием и возрождением  Донской культуры, учащихся через историю малой Родины  расширяют представление о человеческой культуре прошлого. Ощущение себя, как части своего народа немыслимо без знания народной культуры, без приобщения к духовности народа. Это происходит и при исполнении казачьих песен. Народная песня в педагогике есть «носительница» живых индивидуальных основ национального воспитания.

Фольклор - это школа общения и красоты поведения и энциклопедия быта, одежды, обычаев.

Как сказал М.Горький: «Народ- это сила создающая материальные ценности, он единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей, первый во времени, красоте и гениальности творчества».

Донская песня сложилась за несколько столетий русских людей на Дону. Значимое место в ней занимает историческая песня. Донская песня – душа народа, отражающая быт и жизнь донского края, его богатство, историю, гордость казачьего вольного народа.

Занятие в ансамбле имеет ясно выраженную направленность на развитие у учащихся интереса к музыкальной культуре своих предков, своей родины. Развивает артистичность, манеру исполнительства, нравственные нормы, эстетические идеалы, богатейшие возможности для умственного развития, приобретение и накопление знаний об окружающем мире, интереса к народной музыке, традициям и обрядам. Хороший урок музыки – это час вдохновенной работы души и ума, дающий радость, несущий благое мироощущение. Воспитание музыкального вкуса – дело серьёзное и ответственное. Стоит понаблюдать за собой, и можно увидеть, что ум и сердце нередко тянутся к впечатлениям легким и пустым, а душа к праздности. Важно противопоставить вовремя этой пустоте и бездушию достойный нравственно-духовный противовес. Пением можно выразить лучше,  чем словом и жестом, самые потаённые, глубокие душевные состояния – восторг, тревогу, грусть, надежду, радость, умиление, благодарность, благословение.

         Очень важно, чтобы то, к чему взывали мы на уроках музыки, что «вживляли» во внеклассной и внешкольной деятельности, благодатными всходами прорастало во всех сферах жизнедеятельности наших воспитанников, в своём социокультурном пространстве. «Слово  учителя - ничем не заменимый инструмент  воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь  к  человеческому сердцу».

Как прекрасны слова М, Шолохова  «Песня - это не писаная, а спетая история народа. Песни, если они сложены народом, никогда не отступают от правды».

Мы должны помнить, что в настоящее время очень важной составляющей национальной безопасности России является именно народная культура. Защита интересов национальной культуры, сохранение и стимулирование культурной самобытности от нивелирующих внешних воздействий составляет одну из главных задач государства и всех его институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Формирование духовно – нравственного воспитания через музыку в образовательной школе

Формирование духовно – нравственного воспитания через музыку в образовательной школе

Музыка вдохновляет человека меняться, и это делает его более восприимчивым и социально адаптивным, ведь музыка – это чрезвычайно важное и главное, ничем не заменимое средство…

Музыка вдохновляет человека меняться, и это делает его более восприимчивым и социально адаптивным, ведь музыка – это чрезвычайно важное и главное, ничем не заменимое средство…

Занятие в ансамбле имеет ясно выраженную направленность на развитие у учащихся интереса к музыкальной культуре своих предков, своей родины

Занятие в ансамбле имеет ясно выраженную направленность на развитие у учащихся интереса к музыкальной культуре своих предков, своей родины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017