Задачи:
1.Развитие творческих способностей, логического мышления детей.
2. Повышение интеллектуального и культурного уровня.
3. Повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету.
4. Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения.
5. Формирование умения работать в разновозрастной группе, в команде.
6. Совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка.
конкурс знатоков русского языка.doc
Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы
Задачи:
1.Развитие творческих способностей, логического мышления детей.
2. Повышение интеллектуального и культурного уровня.
3. Повышение интереса к учебнопознавательной деятельности, к предмету.
4. Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения.
5. Формирование умения работать в разновозрастной группе, в команде.
6. Совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами
русского языка.
Оборудование: презентация
Ход урока:
1. Орг момент
2. Самоопределение к деятельности
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно
связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить, как следует, а его слух уже
ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки,
прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь – человек находится в мире языка.
Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику – саму жизнь. (Беседа
по плакатам на доске)
Знать и изучать русский язык очень интересно и увлекательно.
Сегодня наш турнир посвящён русскому языку.
В турнире участвуют две команды. Они продемонстрируют свои знания, умения,
смекалку и эрудицию в области русского языка. Пожелаем им удачи.
I.
Вступление (подготовленные ученики):
1. Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
2. Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
3. Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык! Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы
4. Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово
Выучи русский язык!
Кто победит, кто проиграет –
Нас эта тайна донимает.
Но мы желаем всем успеха,
Счастья, радости и смеха.
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
Желаю удачи во всех конкурсах!
II. Представление команд.
Каждая команда представляет свое название и девиз.
Команда 1.
Название: “Зоркий глаз”.
Девиз: “ Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется глаз”.
Команда 2.
Название “Чуткое ухо”.
Девиз: “Чтобы речь дошла до слуха, чуткое нам нужно ухо”.
III. Команды занимают свои места за столами. Напоминаю правила игры.
На обсуждение вопроса дается 1 минута.
До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан поднять
Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
Карточки с ответами передаются членам жюри.
За каждый правильно разгаданный болельщиками ребус или вопрос команде
1.
2.
руку.
3.
4.
5.
присуждается дополнительный балл.
ЗАДАНИЯ КОНКУРСА
Задания, оцениваемые в 1 балл.
1.
Отвечают хором)
Задания для команды 1.
“Загадкидобавлялки”. (Задания даются каждой команде по очереди.
1. Серый волк в густом лесу встретил рыжую….
2. Ходит по лесу хорек, хищный маленький ….
3. Вещунья белобока, а зовут ее…… Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы
4. Мед в лесу медведь нашел, мало меда много…. .
Задания для команды 2.
1. Поскорее наливай мне в стакан горячий….
2. Как прекрасно все вокруг, если рядом лучший ….
3. Я собою очень горд, смог испечь громадный….
4. Вот лежит и бел и чист на столе бумажный …. .
2. “Загадкишутки”(Задания даются каждой команде по очереди. Отвечают
хором.)
Назови имена девочек и мальчиков, которые услышишь в последнем слове вопроса.
Задания для команды 1.
1. Кто принес куклу из магазина?
2. Кто не пьет кефира?
3. Кто подскажет, где растет вкусная ежевика?
Задания для команды 2.
1. Кто, заметив паука, спрятался под диван?
2. Кто ждет подарки от деда Мороза?
3. Кто в зоопарке дразнит верблюда?
3. “Слова играют в прятки”.
(Слова даются на карточках каждой команде одинаковые.) Подчеркни.
1. Название, какого животного спряталось в слове?
Даны слова: баранка, икота, Василиса, соленье, скиталец, палисадник, заслонка.
2. В предложении “Женя в воде в очках” определи, кто Женя – девочка или
мальчик. Ответ подчеркни.
Задания, оцениваемые в 3 балла. Задания даются на карточках.
1. Чей нос называется так же, как мелкая монетка?
(А) коровы; (Б) медведя; (В) свиньи.
2. Добавь в рассказ пропущенное слово.
У Лены есть_____. Он весело запрыгал, когда увидел, что Лена собирается гулять.
(А) мяч; (Б) кошка; (В) пес.
3. Какого цвета аленький цветочек в одноименной сказке Аксакова?
(А) красного; (Б) желтого; (В) голубого.
4. Что не может быть мягким, белым и теплым?
(А) пластилин; (Б) одеяло; (В) молоко; (Г) хлеб.
5. Вот предложение: “Саша и Коля подружились с Юрой, у которого папа
фокусник”.
К какому слову в нем относится слово который?
(А) Саша; (Б) Юра; (В) папа; (Г) фокусник. Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы
6. Юля сказала трем своим подругам: “Приходите ко мне после двух часов
дня”.
Маша пришла к Юле в половине второго, Даша точно в два, а Саша – в десять
минут третьего. Кто из них выполнил просьбу Юли?
(А) Маша; (Б) Саша; (В) Даша.
Задания, оцениваемые в 4 балла. Задания даются на карточках.
1. Англичанин, изучающий русский язык, писал сочинение о весне:
В небе, возвращаясь, ухают журавли.
За окном чирикают голуби.
Под окном воркуют воробьи.
На деревьях курлыкают вороны.
По ночам чирикают филины.
Он перепутал слова, обозначающие голоса птиц. Соедини линией название
птицы и ее голос.
ЖУРАВЛИ УХАЮТ
ГОЛУБИ
ЧИРИКАЮТ
ВОРОБЬИ ВОРКУЮТ
ВОРОНЫ КУРЛЫКАЮТ
ФИЛИНЫ ЧИРИКАЮТ
2. Что не принято называть глубоким? Подчеркни.
(А) уважение; (Б) ночь; (В) осень; (Г) весну.
3. Подчеркни слово, которое можно перенести с одной строки на другую.
ПЕРЬЯ, АРИЯ, ПОЯС, ВЗДОХ, ОСЕЛ.
4. Какой вопрос может помочь в изучении русского алфавита?
(А) Что ешь? (Б) Где еж? (В) Куда идешь?
Задания, оцениваемые в 5 баллов.
1. В какой из этих пар слова по смыслу связаны не так как остальные?
(А) волк – волчица; (Б) петух – курица; (В) ворон – ворона; (Г) кот – кошка.
2. Какое из этих выражений означает не то, что остальные?
(А) во всю прыть; (Б) на всех парусах; (В) во весь опор; (Г) во всю глотку.
3. Закончи пословицу “В огороде бузина, а в Киеве_______.
(А) малина; (Б) бабка, (В) терема; (Г) батька, (Д) дядька
Конкурс для болельщиков.(проводится во время обсуждения вопросов
командами)
Найдите ошибки в пословицах и поговорках.
1. Шило в горшке не утаишь.(в мешке)
2. В семье не без водопровода.(урода)
3. Дитя не плачет – мать наконецто выспалась.(не разумеет) Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы
4. Надоевших гостей клином вышибают.(клин)
5. Волка соседи кормят. (ноги)
6. Не имей сто рублей, а имей миллион.(сто друзей)
7. Умный в гору не пойдёт, умный гору подорвёт.(обойдёт)
8. Что с возу упало, то в лес убежало.(пропало)
9. Волков бояться – под одеялом лежать.(в лес не ходить)
10. Кашу соляркой не испортишь.(маслом)
11. Тяжело в учении, легко на каникулах.(в бою)
12. У мышки глаза велики.(у страха)
13. На ловца и паровоз мчится.(и зверь бежит)
14. Друг познаётся за завтраком.(в беде)
15. На обиженных мухоморы растут.(воду возят)
16. Моя хата с краю – но я не скучаю.(ничего не знаю)
Занимательная пятиминутка:
Ведущий: Ребята, ответьте на вопросы.
1. В каком слове сорок а? (Сорока.)
2. В каких словах по сто согласных?
(Стол, стог, стоп.)
3. Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол — в топливо, шест —в
число? (Сделать мягким конечный согласный.)
4. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать
желанного в доме человека? (Сделать к звонким.)
5. Почему любопытный слоненок из сказки Р. Киплинга (в русском переводе),
когда крокодил схватил его за нос, кричал: — Пустите бедя, бде очень
больдо!
6. Как можно превратить слово семя в слово семья?
7. Вопросышутки.
Чем кончается день и ночь? (ь)
Что стоит посередине земли? (м)
Чем кончается лето и начинается осень? (о)
Ведущий. Пока уважаемое жюри поводит итоги конкурса, мы вместе с членами
команд и болельщиками попытаемся отгадать пословицу по двум словам:
“свет, тьма”;
“труд, лень”;
“встречают, провожают”;
“погибай, выручай”.
Жюри подводит итоги и объявляет результаты.
Музыкальная пауза Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы
БЛИЦ –ТУРНИР
Вопросы для команды А
1. Речь устная и... (письменная).
2. Букв в русском языке... (33).
3. Звука не обозначают буквы... (ъ,ь)
4. Язык – средство... (общения).
5. Последняя буква русского алфавита... (я).
6. Звуки бывают... (гласные и согласные).
7. «Ча» и «ща» пишутся с буквой... (а).
8. Первое слово предложения пишется... (с большой буквы).
9. Два звука могут обозначать буквы... (е, ѐ, ю, я).
10. Согласный звук может быть... (твердый и мягкий).
11. Видим и пишем мы... (буквы).
12. В слове «коньки» звуков... (5).
13. Слово имеет... (значение).
Вопросы для команды Б
1. Речь письменная и... (устная).
2. Первая буква алфавита... (а).
3. Произносим и слышим мы... (звуки).
4. Наша речь состоит из... (предложений).
5. Сколько в слове гласных, столько и... (слогов).
6. «Жи» и «ши» пиши с буквой... (и).
7. В слове «замок» слогов... (2).
8. Согласные звуки делятся на... (глухие и звонкие).
9. «Чу» и «щу» пиши с буквой... (у).
10. В слове «пальто» звуков... (5)
11. Предложение выражает... (законченную мысль).
12. Звуки на письме обозначаются... (буквами).
13. Имена, фамилии людей, клички животных пишутся... (с большой буквы).
1.Станция «Пословицы»
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему то поучают
И от беды нас берегут.
Закончить пословицу по ее началу. Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы
В гостях хорошо, …(а дома лучше)
Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)
Скучен день до вечера …(коли делать нечего)
Терпение и труд …(все перетрут)
Семь раз отмерь …(один отрежь)
За двумя зайцами погонишься …(ни одного не поймаешь)
Поспешишь … (людей насмешишь)
Любишь кататься …(люби и саночки возить)
Объяснить смысл пословиц.
Скупой платит дважды.
Без грамматики нет и
Для команды А Для команды Б
Аппетит приходит во время еды.
Делано наспех – сделано на смех.
математики.
2.Станция «Весёлый наборщик»
Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну
Только не в начале.
Но сегодня ну и ну!
Все они сбежали.
Угадайте слова.
Брбн, стрт, сткн, рссд, мрк, прт, схр, крндш
(барабан, старт, стакан, рассада, марка, парта, сахар, карандаш)
В течение 5ти минут нужно из букв, составляющих слово РАСПОРЯДОК,
придумать как можно больше слов, имён существительных в ед.ч.
Когда заканчивается время, команда с наименьшим количеством слов говорит первое
слово, если слово повторилось у другой команды, они его вычёркивают. Так по
возрастающему количеству слов прочитываются все слова. Победителем становится
тот, у кого оказалось больше не зачёркнутых слов.
3.Станция «скороговорки»
(Команды рассаживаются двумя параллельными рядами на стульях.)
Ведущий сообщает «по секрету» скороговорку первому из сидящих каждой команды.
По его сигналу тот шёпотом передаёт её второму, далее по цепочке. Последние,
получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести
скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по
цепи и ее представитель точнее произнесёт эту скороговорку вслух). Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы
Скороговорки для команд:
Не доела Нина дыню.
1.
2.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Ворона воровала виноград.
3.
4.
От розы занозы.
Необходимо в течение 2х минут собрать «рассыпавшуюся» скороговорку и
прочитать её правильно.
Скороговорка:
У Тамары тараторки тридцать три скороговорки.
4.Станция «Загадки»
Необходимо отгадать загадку, в словах – отгадках, определить количество
слогов в словеотгадке.
Загадки для команд
1.На бахче у нас растёт,
Как разрежешь сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется…(арбуз)
2.Эту зелень ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь
Неприятна, некрасива,
Называется…(крапива)
3.Ежедневно
В шесть утра,
Я трещу:
Вставать пора!(будильник)
4.Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам
Скажешь здесь,
А слышат там. (телефон)
5.Не смотрел в окошко
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (зеркало) Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы
6.У нашей Катюшки
Прямо на макушке
Не жуки, не птички
Держат две косички. (банты)
5.Станция «Фразеологизмы»
В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений
речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как
приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое
слово употреблено и к месту, и ко времени.
Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом.
Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.
Мчаться на всех парах (стремительно)
Орать во все горло (громко)
Спать мертвым сном (крепко)
Работать, не покладая рук (усердно)
В час по чайной ложке (медленно)
Сделать на скорую руку (наспех)
Вылететь из головы (забыть)
В двух шагах (рядом, близко)
Без году неделя (недавно)
Втирать очки (обманывать)
Каждому фразеологизму подберите соответствующий антоним
(противоположный по значению)
Болтлив как сорока
Хоть пруд пруди
Не видно ни зги
Кричать во всю Ивановскую
Пропустить мимо ушей
Держать в ежовых рукавицах
хоть иголки собирай
нем как рыба
раздва и обчелся
навострить уши
воды в рот набрать
отбиться от рук
6.Станция «Ударная»
Ударный слог, ударный слог –
Он назван так недаром!
Эй, невидимка – молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы
Следи за поведеньем молотка
Держи его в руках озорника.
Командам предлагается задание: правильно расставьте ударение в
предложениях.
Семена гвоздики похожи на гвоздики.
Купи соли и соли капусту.
Трусит трусишки, а ослик трусит.
На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.
Ведущий:
Репка:
Вы хотели бы сегодня
В сказку "Репка" заглянуть?
Да?!
Тогда смелее в путь!
Посадил Дед эту Репку.
(Появляется Репка, садится на стул)
Но засела она крепко.
(Входит Дед, пробует тянуть Репку)
Дед за Репку тянет тянет
Пот струёй со лба бежит:
Репка вдруг и говорит.
Ты, Дедуля, не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Быстрый очень ты какой.
Вот тебе наказ такой:
Ты устал и отдохни
И конвертик разверни.
(Подаёт конверт с заданием)
Дед:
Репка:
Дед:
Вот так диво! Просто диво!
Чтобы Репка говорила?!
И конверты раздавала.
Это лишь всего начало!
Что ж давай его сюда. Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы
Дед:
Бабка:
Дед:
Бабка:
Репка:
(Открывает конверт, читает задание)
1.Составить предложение:
ский я бо рус зык гуч и гат мо
Это вам не ерунда!
Трудно, правда, для меня.
Помогите мне, друзья!
(Дети вместе решают задание с Дедом)
Вот решили! Ну, за дело!
(Пробует тянуть репку опять)
Чтото Репка крепко села!
Позовука Бабку я.
Вмиг управимся тогда.
Бабка, Бабка помоги,
Репку вытащить беги.
(Появляется Бабка. Обходит Репку, рассматривает)
Звал ли ты меня, дружок?
Ват так Репка! Ну, видок!
Не простая это Репка
И засела она крепко.
Не тужи, я помогу
Репку вытащить смогу.
Ты, Бабуля, не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Рядом с Дедом ты садись,
За задание берись.
(Репка даёт второй конверт с заданием Бабке. Бабка
открывает конверт).
Ведущий:
Время, друг мой, не тяни,
Бабке с Дедом помоги.
2. Записать слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось
с последней буквы первого.
Адрес, салют,….
Колос, сапог,…. Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы
Бабка:
Репка:
(Дети выполняют задания. После чего Дед с Бабкой опять
пытаются тянуть Репку).
Ах! Устала, не могу.
Лучше Внучку позову.
Внучка, Внучка! Выручай!
Бабке и Дедом помогай!
(Входит внучка. Рассматривает Репку и пробует её тянуть).
Внучка, Внучка не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Рядом с Бабушкой садись,
За задание берись.
(Репка подаёт Внучке конверт с заданием. Внучка
открывает конверт)
Ведущий:
Здесь задание. И что же?
Внучке мы поможем тоже.
3.Закончи предложения
Голоден как…(волк)
Труслив как… (заяц)
Здоров как… (бык)
Упрям как… (осёл)
Изворотлив как… (уж)
Нем как… (рыба)
Грязный как … (свинья)
Колючий как… (ёж)
(Дети выполняют следующее задание. Герои пробуют
тянуть Репку. У них ничего не получается).
Внучка:
Репка:
Ох! Устала. Не могу.
Лучше Жучку позову.
Жучка, Жучка, выручай!
Нам скорее помогай!
(Вбегает Жучка)
Жучка, Жучка не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Рядом с Девочкой садись, Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы
За задание берись.
(Репка подаёт Жучке конверт с заданием. Жучка открывает
конверт)
Ведущий:
Время даром не тяните,
Жучке тоже помогите.
4.Найти «заблудившуюся» букву.
Жучка:
Репка:
Трус своей лени боится.
Сашу маслом не испортишь.
Терпение и пруд всё перетрут.
Два сапога – тара.
(Дети выполняют следующее задание. Герои пробуют
тянуть Репку. У них ничего не получается).
Я устала. Не могу.
Лучше Кошку позову.
Мурка, Мурка, выручай!
Нам скорее помогай!
(Входит Мурка)
Мурка, Мурка не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Рядом с Жучкою садись,
За задание берись.
(Репка подаёт Кошке конверт с заданием. Кошка открывает
конверт)
Ведущий:
Соберёмся мы в кружок
И поможем им, дружок.
Составь слова из букв:
5.
ы, л, о, м е, р, о, п у, р, а, к, ч
(Дети выполняют следующее задание. Герои пробуют
тянуть Репку. У них ничего не получается).
Мурка:
Я устала. Не могу.
Лучше Мышку позову.
Мышка, Мышка, выручай!
Нам скорее помогай!
(Входит Мышка) Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы
Репка:
Мышка, Мышка не спеши,
Лучше силы береги.
Рядом с Муркою садись,
За задание берись.
(Репка подаёт Мышке конверт с заданием. Мышка
открывает конверт)
Ведущий:
Время даром не теряй!
Всем героям помогай!
(Дети выполняю следующее задание).
6. Соедините слова правого и левого столбиков так, чтобы
получились новые слова.
стол
яр
газ
хор
бор
овод
ода
марка
он
яр
Чтоб работа закипела
Вот теперь берись за дело.
Дед и Бабка, Внучка с Жучкой,
Кошка с Мышкой встали дружно.
Друг за друга ухватились,
Поднатужились и вот :
Репка из земли идёт.
Славно все вы потрудились!
Все старались, не ленились.
Всех мы вас благодарим.
герои
И СПАСИБО говорим!
Репка:
Ведущий:
Репка:
Дед:
Бабка:
Все
(хором):
(Участники сказки кланяются и уходят).
1.В каких словах по 100 согласных? (стог, стол, стон, стоп)
Сколько гласных в корне слов: семья, сорока? (2 , 3) Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы
2.Сколько горошин может войти в стакан? (Сами они войти не могут).
Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить.)
3. Каким гребнем не расчешешь голову? (петушиным)
Что самое первое мы делаем утром? (просыпаемся)
4.Когда лошадь покупают, какая она бывает? (мокрая)
Какой рукой лучше размешивать чай? (Никакой – это лучше делать ложкой.)
5. Что произошло 31 февраля? (31 февраля не бывает)
За чем во рту язык? (за зубами)
6.Как разделить 5 картофелин точно на двоих? ( сделать пюре)
Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дадут)
7.Назовите имя первой женщинылётчика? (БабаЯга)
В каком году люди больше едят? (в високосном)
8. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки)
У кого есть шляпка без головы, а нога без сапога? (у гриба)
9. Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)
Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (буква б)
конкурс «Найди и докажи»
Для каждой команды готовится карточка с четырьмя группами слов, среди
которых нужно найти предложения:
Обведите кружком цифру ,где считаете, что это предложение.
1. Однажды поздним осенним вечером.
2. Расцвела под моим окном душистая сирень.
3. В, Бушевала, День, Лесу, Целый, Гроза.
4. Грачи слетелись на вспаханное поле.
1. В нашей реке водятся щуки и окуни.
2. Из, высокого, дым, небо, трубы, в, поднимается.
3. Завтра мы рано утром вчетвером.
4. Ребята читали интересный рассказ.
1. Изпод горы вытекает холодный.
2. Под развесистым зеленым дубом.
3. Ребята гурьбой пошли купаться на речку.
4. Маленькое дело лучше большого безделья.
1. В лесу раздавался топор дровосека.
2. Моя бабушка сегодня рано утром.
3. Усталые охотники вернулись домой.
4. Мы вчера на уроке музыки.
1. Красивый речной пароход быстро.
2. Автомобиль мчался по пыльной дороге.
3. В, бродит, чаще, лесной, медведь.
4. По телевизору показывали новый фильм.
1. В, слышна, жаворонка, небе, высоко, песня.
2. Во время перемены наши дежурные. Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы
3. Летом мы жили в деревне у бабушки.
4. Вчера ученики решали трудную задачу.
1. Не будет скуки, если заняты.
2. На лугу дети собирают щавель.
3. Не, воду, сырую, пейте.
4. Дует сильный ветер.
конкурс «Сочини стихотворение»
Командам предлагается рифма
«солнце – оконце»
«привет – кабинет»
конкурс «Зашифрованные слова»
2 мин (оценивает жюри)
Расшифруйте слова, найдите среди них «лишнее» слово:
Жиыл (лыжи)
ански (санки)
кьионк (коньки)
ноле (слон)
конкурс «Звуки»
Даны слова: рот, утка, конь, шутка.
Запиши слова в таком порядке:
1. слова, состоящие из трёх звуков;
2. слова, состоящие из четырёх звуков;
3. слова, состоящие из пяти звуков;
Допиши в каждый ряд своё слово.
(заранее подготовить на каждую команду листочки)
Пока жюри подводит итоги, мы посмотрим инсценировку по стихотворению
С.Я.Маршака
«Знаки препинания».
У учащихся прикреплены на груди плакаты с нарисованными знаками препинания.
Чтец .
У последней точки на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал Чудак Восклицательный знак.
(Вбегает Восклицательный знак).
Никогда он не молчит. Оглушительно кричит.
Восклицательный знак. Ура! Долой! Караул! Разбой!
Чтец. Притащился кривоносый Вопросительный знак
(Входит Вопросительный знак.)
Задает он всем вопросы.
Вопросительный знак. Кто? Кого? Откуда? Как?
Чтец. Явились запятые, девицы завитые. Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы
(Входят Запятые.)
Живут они в диктовке на каждой остановке.
Запятые. Мы особо занятые,
Не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ.
(Входят Точка с Запятой.)
Точка с Запятой. Если нет над вами точки, запятая знак пустой.
Чтец . Прискакало двоеточие, прикатило многоточие...
(Появляются Двоеточие и Многоточие.)
Двоеточие. Нет. Постой!
Я важней, чем запятая или точка с запятой.
Потому что я в два раза больше точки одноглазой,
В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу.
Чтец. Но сказало многоточие, еле глазками ворочая.
Многоточие. Если вам угодно знать.
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать, ставят многоточие.
Чтец . Вопросительный знак удивился.
Вопросительный знак. То есть как?
Чтец. Восклицательный знак возмутился.
Восклицательный знак. То есть как?
Чтец. И сказала точка, точка одиночка.
Точка. Мной кончается рассказ, значит, я важнее вас.
Итог урока
Нашу встречу я хочу завершить словами К. Паустовского: «С русским языком можно
творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы
передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света,
шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох
морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых,
для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Ребята, любите наш
язык, изучайте наш язык, берегите наш язык!
Рефлексия
Сценарий конкурса знатоков русского языка
Сценарий конкурса знатоков русского языка
Сценарий конкурса знатоков русского языка
Сценарий конкурса знатоков русского языка
Сценарий конкурса знатоков русского языка
Сценарий конкурса знатоков русского языка
Сценарий конкурса знатоков русского языка
Сценарий конкурса знатоков русского языка
Сценарий конкурса знатоков русского языка
Сценарий конкурса знатоков русского языка
Сценарий конкурса знатоков русского языка
Сценарий конкурса знатоков русского языка
Сценарий конкурса знатоков русского языка
Сценарий конкурса знатоков русского языка
Сценарий конкурса знатоков русского языка
Сценарий конкурса знатоков русского языка
Сценарий конкурса знатоков русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.