МБДОУ Вахтанский детский сад «Ёлочка»
Сценарий педсовета
«Родитель — заказчик, спонсор, партнер?»
(Форма проведения: круглый стол с элементами деловой игры)
Разработала старший воспитатель
Синявина Елена Геннадьевна
Задачи:
- формировать у педагогов потребность в тесном взаимодействии с семьями воспитанников;
- создать условия для поиска форм, методов и приемов вовлечения родителей в жизнедеятельность детского сада;
- развивать умение рассуждать, анализировать, творчески мыслить.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример тому.
И. Брандт
Заведующий: Добрый день, уважаемые коллеги. Наш педагогический совет сегодня будет посвящен взаимоотношениям педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников. Формирование партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников – одна из годовых задач работы нашего детского сада.
1.Современные родители и педагоги - как важно идти в одном направлении…
Как писал А.С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание». Действительно, в группе все разные – как дети, так и их родители. Ко всем нужно найти индивидуальный подход, выстроить доверительные отношения. Но иногда очень трудно достучаться до мам и пап! Да еще их большая занятость. Нелегко порой бывает объяснить родителям, что на самом деле важно для ребенка в определенный период его развития. Как изменить это? Как заинтересовать родителей в сотрудничестве, создать единое пространство развития в семье и детском саду?
Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих его людей – родителей , воспитателей.
Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников : родителей, педагогов. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями не сложились.
Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируются отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни.
Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Сюда же относятся материальные и бытовые условия, периоды развития, структура семьи, характер отношений между его членами, обычаи семьи.
Факторы, влияющие на развитие ребенка в семье
Сегодня мы попробуем спроектировать современную (идеальную) систему взаимодействия семьи и образовательного учреждения, разработать и принять современные принципы взаимодействия с родителями, так как в настоящее время возникла проблема недостатка взаимопонимания между родителями и воспитателями.
Определим функции семьи и ДОУ
Семья |
создает условия для интеллектуального и физического развития ребенка; Обеспечивает первичную социализацию личности; Создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, условия для эмоционального психического созревания . |
ДОУ |
Создает условия для интеллектуального и физического развития ребенка; Обеспечивает первичную социализацию личности; Создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, условия для эмоционально-психического созревания. |
Вывод: функции семьи и ДОУ одинаковы.
Почему функции одинаковы, а взаимопонимания нет?
(размышления педагогов)
Определим роли педагога и родителей.
Роль педагогов |
учу, развиваю |
Роль семьи |
спонсор, просит педагога обучить, воспитать. Родитель в такой ситуации передает функции педагогу. Родитель - заказчик, педагог – обслуживающий персонал. |
Вывод: ребенок находится между родителями и их требованиями, с одной стороны, и педагогом – с другой стороны. Получаются две точки соприкосновения ребенка со взрослым: ребенок между взрослыми. Графически это можно выразить так: родитель - ребенок - педагог
Определим, почему родители отдают своего ребенка на воспитание педагогу?
- Семья не может успешно выполнять указанные функции, так как в семье нет материально-бытовых средств и условий воспитания, какие есть в ДОУ,
-От необходимости – родители должны работать, не с кем оставить ребенка .
- Семье не хватает педагогических и психологических знаний.
- Семья не может обеспечить ребенку эмоционально-нравственный климат
- Семья не может обеспечить достаточного общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
И вот родители доверили нам воспитание своего чада. И мы, убежденные в педагогической некомпетентности родителей, рьяно взялись за воспитание детей. При этом активно сотрудничая с семьей и используя разные формы работы.
2.«Метод проектов как инновационная форма взаимодействия с родителями» (выступление воспитателя ……..)
3. Внедрение нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в практику ДОУ (доклад воспитателя …….. из опыта работы)
Деловая игра
1страница. Позиция родителя.
В той или иной степени каждый педагог д/сада общается с родителями воспитанников, т.е взаимодействие с семьей происходит в любом случае, все дело в том как, в какой степени осуществляется это взаимодействие.
Задание педагогам: Определить: какую позицию занимают родители в настоящее время в процессе воспитания ребенка, т.е. традиционная позиция и позиция, которую родители должны занимать
традиционная позиция, которая должна
быть у родителей
- зритель - соучастник
- комментатор - партнер
- болельщик - аналитик
- созерцатель - заказчик
- наблюдатель - помощник
- случайный гость - организатор
- слушатель - инициатор
- потребитель - сотрудничество
2 страница «Искусство общения»
Инструкция: Перед каждым воспитателем лежит лист с тезисами. Необходимо прочитать их и подготовить короткий комментарий к ним (по каждому тезису выслушивается и обсуждается мнение нескольких воспитателей).
Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.
Тезисы
1. Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
2. Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
3. Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
4. Родители должны услышать то, что хотел сказать им воспитатель.
5. Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
6. В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
7. Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как о партнерах по общению, чем родители о педагогах.
8. Если Вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
«Памятка воспитателю» «Правила бесконфликтного поведения в нашем саду».
Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем — это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Можно ли их свести к минимуму?
Воспитателю необходимо научиться грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему: "Ваш Петя сегодня здорово рисовал, он у вас замечательный, но есть одна сторона, которая меня очень волнует. Вы своего ребенка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом плане… Я замечаю, что он часто бьет Катю, как вы считаете, с чем это может быть связано? Давайте вместе подумаем, в чем здесь дело и как ему помочь…" Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку.
3 страница. Рекламная.
В настоящее время наша жизнь пронизана рекламой, рекламируют все: товары, услуги, личные достижения
Специалисты подразделяют рекламу на два вида:
- информационную и - стимулирующую
Если с информационным видом рекламы более - менее понятно: это
- рекламные ролики
- рекламные проспекты
- рекламные щиты, плакаты
И цель этой рекламы – заинтересовать, привлечь внимание
А что же такое – стимулирующая реклама, какова её цель? /педагоги высказываются кто как это понимает/
(сообщить как можно больше информации об учреждении, помочь увидеть родителю д/сад «своими глазами»)
- Как Вы думаете, совместимо ли понятие рекламы и д/сада
- Какие мероприятия вы бы отнесли к стимулирующему виду рекламы?(Например, «День открытых дверей»)
- Подумайте, какую рекламу могли бы Вы предложить в нашем д/саду?
4 страница. Практическая.
«Предупреждение конфликтной ситуации»
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями. Необходимо показать развязку данной ситуации.
1 вариант : Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?
2 вариант : Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?
3 вариант: Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
4 вариант: Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?
5 вариант Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но ...наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, "эту бесцельную возню", быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик:
- Сам, сам! Сам!
Мать строго говорит:
- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь "сам".
Вопросы:
1. Правильно ли поступила мама?
2. Каковы последствия поведения мамы?
3. Что бы вы посоветовали маме?
6 вариант Воспитатели нередко слышат от детей своей группы во время игры:
"Будешь слушаться, куплю это", "Будешь хорошо кушать, свожу в зоопарк", "Это тебе за то, что хорошо себя вел" и т. д. Встречая родителей, дети сообщают, что хорошо себя вели, слушались, помогали малышам и тут же спрашивают: "А что ты мне за это купишь?"
Вопросы:
Каково ваше мнение о педагогической ценности подкупа, задабривания, применяемого некоторыми родителями в воспитании.
Формированию каких поступков эти методы способствуют?
5 страница. Информационная.
Старший воспитатель знакомит с итогами тематической проверки "Организация сотрудничества с родителями".
Результаты анкетирования родителей
6 страница. Работа с «Древом педагогических идей»
(заранее выставляются два искусственных дерева)
Каждый педагог на заранее приготовленных листьях дерева пишет предлагаемые методы, приемы, формы работы, мероприятия:
1 дерево - мероприятия с родителями
2 дерево - мероприятия для родителей и детей
7 страница. Поздравительная. Итоги смотра-конкурса «Лучший уголок для родителей». Награждение победителей.
Решение педсовета
1. Активно использовать в работе нетрадиционные формы работы с родителями (круглый стол, вечер вопросов и ответов, родительские вечеринки, переписку с родителями, Родительская почта; презентации…Семейный театр; Семейная гостиная; Семейный клуб; Телефон доверия; Семейная библиотека; Библиотека игр; Походы; Родительские вечеринки; Чайные паузы; Видеоролики; Рекламная информация; Родительская газета; Родительский журнал; Переписка с родителями)
2. С целью дальнейшего вовлечения родителей в орбиту педагогической деятельности, возбуждения у них интереса к воспитательно-образовательному процессу ежегодно в апреле проводить “Неделю открытых дверей” для родителей воспитанников.
3. С помощью анкетирования выявить темы, с которыми родители хотели бы ознакомиться в будущем году. Разработать программу социального партнерства с семьей.
4. Организовать нетрадиционное проведение итоговых групповых родительских собраний в апреле месяце 2015 г., с привлечением родителей к жизни детского сада.
Ответственные: ст. воспитатель, воспитатели групп.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.