Огурцова И.Н.Сценарий первого урока математики в 5 классе.docx
Сценарий первого урока математики в 5 классе.
Об авторе
Ф.И.О.: Огурцова Ирина Николаевна
Место работы: МБОУ «СОШ №12» г.Астрахани
Урок: «Давайте познакомимся»
Цели:
восстановление основных навыков действия с натуральными
числами, полученными в начальной школе;
развитие интереса к предмету.
Задачи:
вторично осмыслить правила чтения и записи натуральных чисел,
сложения и вычитания натуральных чисел;
развивать навык чтения и записи натуральных чисел;
воспитывать чувство товарищества через работу в парах, группах;
воспитывать умение работать самостоятельно.
Оборудование и материалы:
Мультимедийная проекционная система (возможны различные
комплектации) для демонстрации презентации, сопровождающей урок.
Экран или интерактивная доска. Презентация к уроку «Давайте
познакомимся».
Ход урока.
1. Приветствие, вводная беседа, в процессе которой учитель
сообщает ученикам о том, чтобы начать плодотворную работу, им
необходимо познакомиться, и не только учителю и ученикам, но и
с учебником, который на протяжении всего учебного года будет
им помощником в изучении математики. Для этого им придется
пройти несколько уровней проверки готовности к обучению по
новому учебнику. Этих уровней будет семь.
2. Уровень 1 – Исторический.
Целью уровня является
ознакомление с историческим
фактом развития математики на
Руси.
Форма деятельности на
данном уровне: ученики слушают
рассказ учителя, сопровождаемый
видеофильмом.
Демонстрируется видеоролик
magnitskii.avi (время 1:55), который
можно скачать на сайте
1 «Математические этюды» www.etudes.ru, на странице «Этюды».
(Демонстрационный вариант видеоролика – Арифметика
Магницкого.wmv прилагается).
Историческая справка – рассказ учителя:
Прапрадедушкой вашего учебника был первый отечественный
учебник по математике, который был издан в 1703 год. Автор этого
учебника Леонтий Филиппович Магницкий, а назывался он просто -
"Арифметика".
Труд Леонтия Филипповича не был переводным, аналогов
учебника в то время не существовало. Это была уникальная книга.
Учебник в России вышел при огромном участии Петра I, который
сам вносил правки в учебник. Учебник содержит более 600 страниц и
включает в себя как самые начала — таблицу сложения и умножения
десятичных чисел, так и приложения математики к навигационным
наукам.
Магницкий учит Россию десятичному исчислению. Что интересно,
он приводит таблицу сложения и умножения не в том виде, как ее
принято было издавать на последней страничке 12-листовой тетради, а
только ее половину, без повторений, то есть в применением
переместительных законов.
После тройки первых задач на сложение следующие примеры
содержат уже больше десятка слагаемых.
В учебнике рассматривается и геометрия. Все задачи,
используемые в книге жизненные. Ну а заканчивается "Арифметика"
конечно же приложениями изученного материала к жизни.
Несколько экземпляров "Арифметики" бережно сохранили в Отделе
редких книг и рукописей библиотеки Московского Университета.
3. Уровень 2 – Выразительное чтение.
Целью уровня является
восстановление навыков чтения
натуральных чисел в пределах
сотен тысяч.
Форма деятельности на
данном уровне: фронтальная
работа с классом + работа в
группах по 4 человека (по две
парты, сидящие впереди ненадолго
поворачиваются к сидящим
позади).
Задание «Загадки в
стихах»:
Прочитайте предложенные числа – фронтальная работа.
После это числа выстроятся в слова, которые Вы должны
расшифровать. Внимание! Кодировка самая простая: буква –
номер в алфавите.
Расшифровав текст, отгадайте загадку – работа в группах, для
более динамичной работы распределить слова между
2 группами, даже если не одной группе достанется
расшифровывать одно и то же слово.
Зашифруйте отгадку.
Текст задания «Загадки в стихах».
Вариант 1, который содержит 6 чисел для чтения и 3 слова в
пословице.
1220 1604 1603 161810
201420 132501 - эти числа
для чтения.
Так они далее на слайде (по щелчку) выстраиваются для
расшифровки, каждому двузначному число сопоставлена буква в
алфавите.
12 20 16
04 16 03 16 18 10 20
14 20 13 25 01
Должен получиться текст: кто говорит молча?
Ответ: книга. Зашифровав, ученики получат 1215100401, можно
попробовать прочесть.
Вариант 2, который содержит 11 чисел для чтения и 3 слова в
пословице.
170 105 3220 19030 62012 1009 161316 20290
61416 150620 1210 - эти числа для чтения.
Так они далее (по щелчку мыши) выстраиваются для расшифровки,
каждому двузначному число сопоставлена буква в алфавите.
17 01 05
32 20
19
03 06 20 12 10
09 16 13 16 20 29 06
14 16 15 06 20
Должен получиться текст: падают с ветки золотые монетки.
Ответ: листья. Зашифровав, ученики получат 131019203033,
можно попробовать прочесть или обязательно прочитывает учитель.
4.Уровень 3 – Чистописание.
Целью уровня является
восстановление навыков записи
натуральных чисел в пределах
десятков тысяч с помощью
математического диктанта.
Форма деятельности на
данном уровне: самостоятельная
работа с взаимопроверкой.
3 Диктант:
304, 840, 1200, 5002, 23000, 4708, 67003, 89089, 10025, 4784
Учащиеся под диктовку записывают числа, после этого меняются
тетрадями с соседом по парте и проверяют записи, потом сверяют
записи с правильным вариантом, который открывается на слайде
презентации. Происходит разбор ошибок, если таковые есть.
5.Уровень 4 – Весь мир в движении.
Целью уровня является восстановление навыков сравнения
натуральных чисел.
Форма деятельности на данном уровне: самостоятельное
осмысливание и физическая разминка «Сели-встали», как рефлексия
задания.
Демонстрируются верно и неверно записанные выражения. Если
выражение верно – ребята садятся, если неверно – встают.
Выражения:
0>45
234<243
1000>100
178>1178
679<670
345>340
1112<112
1003<1003
2040>2004
6. Уровень 5 – В мире
растений и животных.
Целью уровня является восстановление навыков действия с
натуральными числами.
Форма деятельности на данном уровне: коллективная письменная
работа, приглашение нескольких учащихся к доске для
комментированных ответов.
«История» для задания:
Его называют «господином
пустыни». Он является любимым
лакомством слонов. Впервые его
культивировали в Древнем Египте.
Он бывает различной формы:
шарообразной, удлиненной и даже
кубической. Вес отдельных
4 экземпляров достигает 78 кг. В нем содержится много витаминов и
других полезных веществ.
Для того, чтобы узнать, что это такое, нужно выбрать
Результат
буквы, соответствующие выражению с указанными свойствами.
Из этих букв составить слово. Должно получиться слово: арбуз.
Результат
вычисления больше
100
ы
д
у
р
вычисления меньше
100
я
в
з
б
873-733
(56+14)·3
(500-350):5
(3+99):2
(168-68):2
45+55
73+37
178-17
Результат
вычисления равен 0
т
н
а
к
48:8
45:45
(34-34)·5
(23+2):5
5 7. Уровень 6 – Внимание – прежде всего!
Целью уровня является
развитие внимания при чтении,
анализе условия и в ходе решения
задач.
Форма деятельности на
данном уровне: фронтальная работа
с классом.
Учителю необходимо
требовать от учащихся полный
комментированный ответ.
Задачи и возможные
варианты рассуждений.
Задача 1. В люстре горело пять лампочек. Две из них погасли.
Сколько лампочек осталось в люстре?
Рассуждения: Осталось, конечно, пять. Или в задаче умолчали, что 2
перегоревшие вывернули?
Задача 2. У кошки Мурки родились щенята: один черненький и
два беленьких. Сколько щенят у Мурки?
Рассуждения: Щенят как и сказано 4, да вот только кошка Мурка
какая-то мутант?
Задача 3. Сели на воду три воробья. Один улетел. Сколько
осталось?
Рассуждения: Если воробьи сели на воду, то остался тот , который
улетел…, то есть один, остальные , наверное, все-таки утонули.
Задача 4. На дубе три ветки, на каждом по три яблока. Сколько
всего яблок?
Рассуждения: Всего в мире яблок никто не считал, а если вопрос:
сколько яблок на том дубе, то опять варианты. Если кто-то повесил
яблоки, то 9, а если нет.., то 0.
Задача 5. На Машином платье были вышиты три вишни и два
яблока. Съели одну вишню и два яблока. Сколько фруктов осталось?
Рассуждения: Вопрос, а вишня - фрукт? Если фрукт, то фруктов
осталось на 3 меньше, чем было всего. А сколько фруктов осталось
ВСЕГО – это от платья никак не зависит.
8. Знакомство с учебным
пособием.
Ученики рассматривают,
как составлен учебник, как
изложен материал в учебнике,
пронумерованы главы, темы,
рисунки. Находят, что после
каждой темы есть задания для
самопроверки и главы для тех, кому
интересно. Знакомятся со
справочным материалом форзаца, справочным материалов в конце учебника, изучают принцип
предметного указателя.
Примерные временные рамки этапов урока:
1. Приветствие. 2-3 минуты.
2. Уровень 1 – Исторический. 5 минут.
3 . Уровень 2 –Выразительное чтение. 10 минут.
4. Уровень 3 – Чистописание. 5 минут.
5. Уровень 4 – Весь мир в движении. 2 минуты.
6. Уровень 5 – В мире животных. 7 минут
7. Уровень 6 – Внимание – прежде всего! 7 минут.
8. Уровень 7 – Знакомство с учебником. 4-6 минут.
Рекомендации пользователю:
Обязательно скачать видеоролик magnitskii.avi
(время 1:55), на сайте «Математические
этюды» www.etudes.ru, на странице «Этюды»
или с диска «Дайджест альманаха Вопросы
информатизации образования. Выпуск 4.
Игра, обучение и интернет» с локальной
версией данного сайта. Альманах издается
Некоммерческим
Партнерством
«Современные технологии в образовании и
культуре» при поддержке компании Интелайн
Про.
– Арифметика
Демонстрационный вариант видеоролика
Магницкого.wmv , который прилагается, представляет собой
сжатый (по времени и качеству) вариант прототипа и предложен
только лишь для создания общего представления о содержании
видеофильма.
Количество заданий в уровнях «Чистописание», «Весь мир в
движении», «Внимание-прежде всего» можно изменить.
Задание для диктанта в уровне «Чистописание» можно усложнить.
Примеры на вычисление в уровне «В мире растений и животных»
можно усложнить.
Используемая литература:
• Математика. Предметная неделя в школе./ Авт.-сост.: Г.И.
Григорьева.-Москва: Глобус, 2007.
• Математика: поурочные разработки для 5 класса./Бокарева С.А.,
Смирнова Т.В.-М.: Просвещение, 2009.
Используемые электронные ресурсы и интернет-ресурсы:
Сценарий первого урока математики в 5 классе + презентация «Давайте познакомимся»
Сценарий первого урока математики в 5 классе + презентация «Давайте познакомимся»
Сценарий первого урока математики в 5 классе + презентация «Давайте познакомимся»
Сценарий первого урока математики в 5 классе + презентация «Давайте познакомимся»
Сценарий первого урока математики в 5 классе + презентация «Давайте познакомимся»
Сценарий первого урока математики в 5 классе + презентация «Давайте познакомимся»
Сценарий первого урока математики в 5 классе + презентация «Давайте познакомимся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.