Сценарий праздника по русскому языку. "Праздник фонетики" (5-7 класс)

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 21.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал можно использовать для учеников 5 -7 классов, как на уроке, так и во внеурочной деятельности (корточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, театрализованное выступление, блиц-опрос, кроссворды). Позволяет закрепить знания учащихся по курсу фонетики, расширяет кругозор, развивает внимание и артистичность.
Иконка файла материала Фонетический вечер.docx
Праздник фонетики Цель: углубить и закрепить знания учащихся по курсу фонетики, классификации звуков, несоответствия буквенного и звукового состава ряда слов; развивать логическое мышление, способствовать расширению кругозора учащихся, развивать умение в разгадывании шарад, кроссвордов; воспитывать грамотного нового человека нашей эпохи; внимательность, артистичность, логическое мышление учащихся. Оборудование: плакаты с надписью "Гласные", "Согласные: звонкие, глухие»; красные карточки (гласные звуки); синие (согласные звуки), фонетический чайворд, алфавит. Праздник начинается монтажом. Выходят двадцать шесть учащихся с карточками-"звуки". Все участники монтажа хором произносят: -Мы-не буквы; мы-звуки речи, Изучает фонетика нас. -Мы-не буквы; мы-звуки речи,Произносят и слышат нас. Все мы делимся на две группы: 1-й учащийся: Воздух свободно проходит через рот. 2-й учащийся: Нет препятствий разных. - Согласные звуки, в строй! (Построение) "Гласные" и "согласные звуки", т.е. дети, одетые в красные(гласные) и синие(согласные) майки, расходятся в две стороны и становятся под углом друг к другу. Учащиеся, стоящие под плакатом,- гласные 1-й учащийся: Воздух свободно проходит через рот. 2-й учащийся: Нет препятствий разных. 3-й учащийся: Голос участвует. 4-й учащийся: Голос зовет. Все гласные: Звук получается гласный. (Поднимают карточки) Учащиеся, стоящие под плакатом,- согласные 1-й учащийся: Звуки, мы прекрасные. 2-й учащийся: Группы две простые.3-й учащийся: Нас зовут согласные. Все согласные: Звонкие-глухие! "Звонкие" и "глухие согласные" поочерёдно поднимают карточки. Под музыку "звонкие" и "глухие согласные" строятся под углом друг к другу. Глухие согласные: 1-й учащийся: Воздух рвет преграды. 2-й учащийся: Шум получается. 3-й учащийся: Голоса нет совсем. 4-й учащийся: Но звук прорывается. 5-й учащийся: Как называется звук такой. "Глухие согласные" поднимают карточки. Звонкие согласные: 1-й учащийся: Шум остался, прибавился голос. 2-й учащийся: И звук по-новому прозвучал. 3-й учащийся: А человек, изучающий звуки... Все звонкие согласные: Звонким согласным его называл. "Звонкие согласные" поднимают карточки.Все согласные (хором) -Все согласные бывают Мягкими и твёрдыми. ж, ш, ц, ч, щ: Только исключаемся Из обычной нормы мы. ж, ш, ц: Мы бываем лишь тверды (поднимают карточки). ч, щ, (ш): Мы, напротив, лишь мягки (поднимают карточки). Все звуки (карточки подняты) А, в общем, все мы звуки. Нас долго изучали. Раздел о нас в науке Фонетикой назвали. 1-й учащиеся: Чтобы знания получить. 2-й учащиеся: Чтоб пятёрку заслужить. Все звуки: нужно всех нас хорошенько изучить. Монтаж окончен. На сцену выходит ведущий. -Мы знаем, - говорит он, - что буквы, расположенные в определённом порядке,называются алфавитом. -Есть звуки и буквы в родном языке, Запомнить их нужно и мне и тебе. Некоторые ребята считают, что звуки и буквы изучать нужно, а вот ударение в слове поставить нетрудно, да и значение это большого не имеет. Посмотрим, правы ли такие ребята. Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик. Мальчик: Хочется поскорее вернуться в школу. Нужно сейчас лекарство принять. Берет бутылку с лекарством. Читает: "Три раза в день по столовой ложке. После приема пищи" Начинает пищать, вбегает мама. Мама: Что случилось, сынок? Почему ты пищишь? Мальчик: Я лекарство принял. А здесь написано... (читает) Мама (улыбаясь): Ах ты, глупышка! Ведь ты неверно прочёл. Здесь написано "Три раза в день после приема пищи", то есть после завтрака, обеда и ужина. Мальчик: Мамочка! Ты же права. Ведь нам и в школе говорили, что от перестановки ударения может меняться их смысл слова...Занавес. Затем учащимся предлагается фонетическая викторина. Из числа учащихся выбирается жюри, которое садится за стол с табличкой «ЖЮРИ» Викторина состоит из 12-15 вопросов. (Интересный материал для неё находим в статьях В. С. Габо и В. И. Добрянского). Можно предложить детям такие вопросы: (За каждый правильный ответ одно очко) 1)В каких случаях жизни люди пользуются алфавитом? 2) Назвать слово, в котором один слог, четыре буквы, три звука. Из двух имеющихся согласных один-твёрдый, парный, глухой, а другой-мягкий, непарный, звонкий. (пень, конь и др.) 3) Назвать слово, которое состоит из двух одинаковых, всегда твердых, согласных и одного гласного. Правописание этого слова представляет исключения из правила. (Цыц.) 4) Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилась в название короткихшестов с заостренными концами? (Ь; Коля-колья) 5) Назвать слово, которое состоит из трех согласных звуков и одного гласного. Слышится гласный звук ы, пишется буква и. Обозначает название помещения с амфитеатром для зрителей и ареной. (Цирк) 6) Какое слово при перестановки ударения с третьего слога на второй из названия кушаний, изготовленных из муки, превращаются в название узких длинных членов, выдолбленных из столбов деревьев? (Пироги- пироги) Викторина сменяется фонетическими играми: «Алфавит» На двух столах лежат по два комплекта карточек с нанесенными на них буквами (карточки положены буквами вниз). В игре участвуют 64 или 32 человека. Участники игры делятся на две группы. По команде ведущего играющие берут по одной карточке-букве. Быстро встают в свою группу на место, соответствующее "месту" данной буквы алфавита. (Выигрывает команда, которая сумеет первой правильно построиться). «Согласные звуки и буквы»Участвуют 24 человека. Участники игры делятся на две команды по 12 человек. Внутри каждой команды-6 пар, соответствующих "парам" звонких и глухих согласных. Учащиеся получают карточки: 1 команда 2 команда 1-я пара: б-п б-п 2-я пара: д-т д-т 3-я пара: г-к г-к 4-я пара: з-с з-с 5-я пара: ж-ш ж-ш 6-я пара: в-ф в-ф Участники игры должны придумать по три слова, в которых звучит глухой согласный звук, а пишется звонкая согласная или же звучит звонкий согласный, а пишется глухая согласная. Например: д-т: город -звук т, буква д; молотьба -звук д, буква т; плод -звук т, буква д;б-п: столб -звук п, буква б; дуб -звук п, буква б; робкий -звук п, буква б; г-к: стог -звук к, буква г; когти -звук к, буква г; пирог -звук к, буква г; з-с: косьба -звук з, буква с; мороз -звук с,буква з; сказка -звук с, буква з; ж-ш: рожь -звук ш, буква ж; ёж -звук ш, буква ж; кружка -звук ш, буква ж; в-ф: Петров -звук ф, буква в; остров -звук ф, буква в; Участники игры, подобрав нужные слова, выходят с карточками и дают устное объяснение. Сначала соревнование производится внутри команд, затем соревнуются победители каждой команды. После подвижных игр разгадываются фонетические шарады.Ведущий объясняет, что при разгадывании шарады нужно сначала отгадать значение частей слова, а потом уже - всего слова. 1. 1) Назвать буквы алфавита. 2) Название согласного непарного звонкого звука. 3) Слог, который повторяется в словах тащить, парта, проталина. Целое: слово, состоящее из пяти букв и пяти звуков. Из двух имеющихся гласных-оба а; одно из значений слова-чертёж части земной поверхности. (Ка-р-та) 2. 1) Название шипящей буквы. 2) Ударный слог в слове поезд. 3) Сочетание согласных, в котором никогда не пишется ь. 4) Первая гласная буква алфавита. Целое: трёхсложное слово, состоящее из семи букв и семи звуков. Ударный слог-первый; обозначает предмет одежды. (Ша-по-чк-а) 3. 1) Глухой парный согласный, при образовании которого препятствием для воздуха во рту являются губы.2) Гласная, расположенная в середине алфавита. 3) Гласный звук, который встречается большей частью в словах иностранного происхождения. 4) Глухой парный согласный, который дважды встречается в слове трактор. Целое: Двухсложное слово, состоящее из четырех букв и четырех звуков, из которых первый и последний - согласные, а второй и третий-гласные; обозначает деятеле литературы. 4. 1) Непарный звонкий согласный. 2) 16-я буква алфавита. 3) Звонкий парный согласный, который бывает всегда твердым. 4) Буква, которая не имеет звукового выражения. Целое: двухсложное слово, состоящее из четырех букв и трех звуков. Оба согласных - звонкие; обозначает злаковое растение. (Р-о-ж-ь.) Завершить вечер можно решением фонетического чайнворда. 1) Назвать части слова, включающей в себя одну гласную букву (Слог.)2) Звук, состоящий из голоса. (Гласный.) 3) Слово, состоящее из гласного, согласного и полугласного звуков. Обозначает название дезинфицирующего средства. (Йод.) 4) Слово, состоящее из пяти букв и пяти звуков. В середине слова есть сочетание букв, в котором никогда не пишется ь. (Дочка.) 5) Принятый порядок расположения букв. (Алфавит.) 6) Односложное слово, в котором из 3-х согласных один твердый, звонкий, непарный, а два - твердые, глухие, парные. Обозначает бронированный автомобиль на гусеничном ходу, вооруженный орудиями и пулеметами, способный двигаться по пересечённой местности без дорог. (Танк.) 7) Односложное слово с удвоенной согласной с. Одно из значений слова - название комнаты, в которой происходит учебное занятие. (Класс.) Подведение итогов праздника. Заключительное слово учителя.Государственное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Ровеньковская специализированная школа №3 им. А. Ф. Бурды»Праздник фонетики (5­7 класс) Составила: учитель русского языка  Сажнева Л. В.