Материал можно использовать для учеников 5 -7 классов, как на уроке, так и во внеурочной деятельности (корточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, театрализованное выступление, блиц-опрос, кроссворды). Позволяет закрепить знания учащихся по курсу фонетики, расширяет кругозор, развивает внимание и артистичность.
Праздник фонетики
Цель: углубить и закрепить знания учащихся по
курсу фонетики, классификации звуков,
несоответствия буквенного и звукового
состава ряда слов;
развивать логическое мышление,
способствовать расширению кругозора
учащихся, развивать умение в разгадывании
шарад, кроссвордов; воспитывать
грамотного нового человека нашей эпохи;
внимательность, артистичность, логическое
мышление учащихся.
Оборудование: плакаты с надписью "Гласные",
"Согласные: звонкие, глухие»;
красные карточки (гласные звуки);
синие (согласные звуки),
фонетический чайворд, алфавит.
Праздник начинается монтажом.
Выходят двадцать шесть учащихся с
карточками-"звуки".
Все участники монтажа хором произносят:
-Мы-не буквы; мы-звуки речи,
Изучает фонетика нас.
-Мы-не буквы; мы-звуки речи,Произносят и слышат нас.
Все мы делимся на две группы:
1-й учащийся: Воздух свободно проходит через
рот.
2-й учащийся: Нет препятствий разных.
- Согласные звуки, в строй! (Построение)
"Гласные" и "согласные звуки", т.е. дети, одетые
в красные(гласные) и синие(согласные) майки,
расходятся в две стороны и становятся под углом
друг к другу.
Учащиеся, стоящие под плакатом,- гласные
1-й учащийся: Воздух свободно проходит через
рот.
2-й учащийся: Нет препятствий разных.
3-й учащийся: Голос участвует.
4-й учащийся: Голос зовет.
Все гласные: Звук получается гласный.
(Поднимают карточки)
Учащиеся, стоящие под плакатом,- согласные
1-й учащийся: Звуки, мы прекрасные.
2-й учащийся: Группы две простые.3-й учащийся: Нас зовут согласные.
Все согласные: Звонкие-глухие!
"Звонкие" и "глухие согласные" поочерёдно
поднимают карточки. Под музыку "звонкие" и
"глухие согласные" строятся под углом друг к
другу.
Глухие согласные:
1-й учащийся: Воздух рвет преграды.
2-й учащийся: Шум получается.
3-й учащийся: Голоса нет совсем.
4-й учащийся: Но звук прорывается.
5-й учащийся: Как называется звук такой.
"Глухие согласные" поднимают карточки.
Звонкие согласные:
1-й учащийся: Шум остался, прибавился голос.
2-й учащийся: И звук по-новому прозвучал.
3-й учащийся: А человек, изучающий звуки...
Все звонкие согласные: Звонким согласным его
называл.
"Звонкие согласные" поднимают карточки.Все согласные (хором)
-Все согласные бывают
Мягкими и твёрдыми.
ж, ш, ц, ч, щ: Только исключаемся
Из обычной нормы мы.
ж, ш, ц: Мы бываем лишь тверды (поднимают
карточки).
ч, щ, (ш): Мы, напротив, лишь мягки (поднимают
карточки).
Все звуки (карточки подняты)
А, в общем, все мы звуки.
Нас долго изучали.
Раздел о нас в науке
Фонетикой назвали.
1-й учащиеся: Чтобы знания получить.
2-й учащиеся: Чтоб пятёрку заслужить.
Все звуки: нужно всех нас хорошенько изучить.
Монтаж окончен.
На сцену выходит ведущий.
-Мы знаем, - говорит он, - что буквы,
расположенные в определённом порядке,называются алфавитом.
-Есть звуки и буквы в родном языке,
Запомнить их нужно и мне и тебе.
Некоторые ребята считают, что звуки и буквы
изучать нужно, а вот ударение в слове поставить
нетрудно, да и значение это большого не имеет.
Посмотрим, правы ли такие ребята.
Открывается занавес.
Комната. В постели лежит мальчик.
Мальчик: Хочется поскорее вернуться в школу.
Нужно сейчас лекарство принять.
Берет бутылку с лекарством. Читает: "Три раза в день по
столовой ложке. После приема пищи"
Начинает пищать, вбегает мама.
Мама: Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
Мальчик: Я лекарство принял. А здесь написано...
(читает)
Мама (улыбаясь): Ах ты, глупышка! Ведь ты
неверно прочёл. Здесь написано "Три раза в день
после приема пищи", то есть после завтрака,
обеда и ужина.
Мальчик: Мамочка! Ты же права. Ведь нам и в
школе говорили, что от перестановки ударения
может меняться их смысл слова...Занавес.
Затем учащимся предлагается фонетическая
викторина.
Из числа учащихся выбирается жюри, которое
садится за стол с табличкой «ЖЮРИ»
Викторина состоит из 12-15 вопросов.
(Интересный материал для неё находим в
статьях В. С. Габо и В. И. Добрянского).
Можно предложить детям такие вопросы:
(За каждый правильный ответ одно очко)
1)В каких случаях жизни люди пользуются
алфавитом?
2) Назвать слово, в котором один слог, четыре
буквы, три звука. Из двух имеющихся согласных
один-твёрдый, парный, глухой, а другой-мягкий,
непарный, звонкий. (пень, конь и др.)
3) Назвать слово, которое состоит из двух
одинаковых, всегда твердых, согласных и одного
гласного. Правописание этого слова
представляет исключения из правила. (Цыц.)
4) Какую букву надо вставить в имя мальчика,
чтобы оно превратилась в название короткихшестов с заостренными концами?
(Ь; Коля-колья)
5) Назвать слово, которое состоит из трех
согласных звуков и одного гласного. Слышится
гласный звук ы, пишется буква и. Обозначает
название помещения с амфитеатром для
зрителей и ареной. (Цирк)
6) Какое слово при перестановки ударения с
третьего слога на второй из названия кушаний,
изготовленных из муки, превращаются в
название узких длинных членов, выдолбленных
из столбов деревьев? (Пироги- пироги)
Викторина сменяется фонетическими играми:
«Алфавит»
На двух столах лежат по два комплекта карточек
с нанесенными на них буквами (карточки
положены буквами вниз). В игре участвуют 64
или 32 человека. Участники игры делятся на две
группы. По команде ведущего играющие берут
по одной карточке-букве. Быстро встают в свою
группу на место, соответствующее "месту"
данной буквы алфавита.
(Выигрывает команда, которая сумеет первой
правильно построиться).
«Согласные звуки и буквы»Участвуют 24 человека. Участники игры делятся
на две команды по 12 человек. Внутри каждой
команды-6 пар, соответствующих "парам"
звонких и глухих согласных. Учащиеся получают
карточки:
1 команда 2 команда
1-я пара: б-п б-п
2-я пара: д-т д-т
3-я пара: г-к г-к
4-я пара: з-с з-с
5-я пара: ж-ш ж-ш
6-я пара: в-ф в-ф
Участники игры должны придумать по три слова,
в которых звучит глухой согласный звук, а
пишется звонкая согласная или же звучит
звонкий согласный, а пишется глухая согласная.
Например:
д-т: город -звук т, буква д;
молотьба -звук д, буква т;
плод -звук т, буква д;б-п: столб -звук п, буква б;
дуб -звук п, буква б;
робкий -звук п, буква б;
г-к: стог -звук к, буква г;
когти -звук к, буква г;
пирог -звук к, буква г;
з-с: косьба -звук з, буква с;
мороз -звук с,буква з;
сказка -звук с, буква з;
ж-ш: рожь -звук ш, буква ж;
ёж -звук ш, буква ж;
кружка -звук ш, буква ж;
в-ф: Петров -звук ф, буква в;
остров -звук ф, буква в;
Участники игры, подобрав нужные слова,
выходят с карточками и дают устное объяснение.
Сначала соревнование производится внутри
команд, затем соревнуются победители каждой
команды.
После подвижных игр разгадываются
фонетические шарады.Ведущий объясняет, что при разгадывании
шарады нужно сначала отгадать значение частей
слова, а потом уже - всего слова.
1. 1) Назвать буквы алфавита.
2) Название согласного непарного звонкого
звука.
3) Слог, который повторяется в словах тащить,
парта, проталина.
Целое: слово, состоящее из пяти букв и пяти
звуков. Из двух имеющихся гласных-оба а; одно
из значений слова-чертёж части земной
поверхности. (Ка-р-та)
2. 1) Название шипящей буквы.
2) Ударный слог в слове поезд.
3) Сочетание согласных, в котором никогда не
пишется ь.
4) Первая гласная буква алфавита.
Целое: трёхсложное слово, состоящее из семи
букв и семи звуков. Ударный слог-первый;
обозначает предмет одежды. (Ша-по-чк-а)
3. 1) Глухой парный согласный, при
образовании которого препятствием для воздуха
во рту являются губы.2) Гласная, расположенная в середине
алфавита.
3) Гласный звук, который встречается
большей частью в словах иностранного
происхождения.
4) Глухой парный согласный, который дважды
встречается в слове трактор.
Целое: Двухсложное слово, состоящее из
четырех букв и четырех звуков, из которых
первый и последний - согласные, а второй и
третий-гласные; обозначает деятеле литературы.
4. 1) Непарный звонкий согласный.
2) 16-я буква алфавита.
3) Звонкий парный согласный, который
бывает всегда твердым.
4) Буква, которая не имеет звукового
выражения.
Целое: двухсложное слово, состоящее из
четырех букв и трех звуков. Оба согласных -
звонкие; обозначает злаковое растение. (Р-о-ж-ь.)
Завершить вечер можно решением
фонетического чайнворда.
1) Назвать части слова, включающей в себя одну
гласную букву (Слог.)2) Звук, состоящий из голоса. (Гласный.)
3) Слово, состоящее из гласного, согласного и
полугласного звуков. Обозначает название
дезинфицирующего средства. (Йод.)
4) Слово, состоящее из пяти букв и пяти звуков.
В середине слова есть сочетание букв, в котором
никогда не пишется ь. (Дочка.)
5) Принятый порядок расположения букв.
(Алфавит.)
6) Односложное слово, в котором из 3-х
согласных один твердый, звонкий, непарный, а
два - твердые, глухие, парные. Обозначает
бронированный автомобиль на гусеничном ходу,
вооруженный орудиями и пулеметами, способный
двигаться по пересечённой местности без дорог.
(Танк.)
7) Односложное слово с удвоенной согласной с.
Одно из значений слова - название комнаты, в
которой происходит учебное занятие. (Класс.)
Подведение итогов праздника.
Заключительное слово учителя.Государственное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Ровеньковская специализированная школа №3 им. А. Ф. Бурды»Праздник фонетики
(57 класс)
Составила:
учитель русского языка
Сажнева Л. В.