Сценарий урока "Имя существительное как часть речи" (6 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материалы урока помогут учащимся систематизировать знания по теме "Имя существительное". Цель урока: углубить знания учащихся об имени существительном, показать текстообразующую роль имён существительных, формировать навык правильного определения морфологических признаков имён существительных. Учащимся предлагается выполнить различные задания разноуровневого характера. В конце урока с целью проверки знаний учащиеся выполняют итоговый тест. На уроке используются произведения русских писателей.Сценарий урока по теме "Имя существительное как часть речи"
Иконка файла материала урок сущ. 6 класс.docx
Тема. Имя существительное как часть речи Цели урока: 1. обобщить и систематизировать знания учащихся о существительном как 2. 3. части речи   уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи имён существительных;   способствовать   развитию   внимания,   наблюдательности,   умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге; активизировать   познавательную деятельность   учащихся   на   уроке,   развивать   речь   учащихся,   навыки самоконтроля.  Оборудование:   тесты;  комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»    (отрывок), презентация, карточки с заданиями. Тип урока: урок первичного усвоения знаний. Ход урока   I. Приём «Яркое пятно» Организационный момент.  Чтение сказки. Что такое мир? – спросили маленькая рыбка, белый медвежонок и рыжий верблюжонок.  – Это очень, очень много воды, – ответила рыба­мать.   – Это ледяные горы и ледяные поля и немного воды под ними, – сказала медведица.   –   Это   очень   много   песку,   немного   глины,   немного   травы,   –   пояснила верблюдица.  Мальчик прочитал это и сказал:  – Смешная сказка. Мир не такой. Я это знаю, хотя мало еще, где побывал. Мальчик подошел к окну и увидел за окном строящийся дом. Металлические краны поднимали стены с готовыми окнами. В голубом небе оставил след реактивный самолет.  – Что оказалось важным в мире для маленькой рыбки?   – Вода.  – Без чего не представляет себе мир белый медвежонок?   – Безо льда и воды.  – А что необходимо для жизни рыжему верблюжонку?  – Песок, глина, трава.  – А для мальчика?  – Дом, кран, самолет. 1– Почему все герои этого рассказа назвали разные слова?  – Каждому дорого что­то свое.  – Действительно, мир наш огромен и разнообразен. И чтобы все жили в нем долго и счастливо, нам необходимо сохранить воду, растения, животных и самого человека.  На какие вопросы отвечают все выделенные вами слова?  – Что?  – Что они обозначают?  – Предмет.  – А герои рассказа?   – Кто? II. Операционно­познавательный этап. – А как называется эта часть речи, вы узнаете из телеграммы. Подведение   к   теме   урока.   Каждый   ученик   получает   зашифрованную телеграмму. На доске дан ключ к шифру. Шифр: 3 4 1 5 12 10 2 5 13 6 3 13 2 7 11 8 9 2 Ключ к шифру: 1 2 3 4 5  6  7  8  9 10 11 12 13                            я  е  и  м с  в  л  н  о  щ  ь  у  т  – Итак, тема нашего урока – «Имя существительное». Определяют  цели урока. – Что вам известно об имени существительном? Приём «Закончи предложение». 1. Имя существительное обозначает …. 2. Имя существительное отвечает на…. 3. Имя существительное относится к одному из 3…. 4. Имя существительное изменяется по …, по… 5. Имена существительные бывают мужского, женского, среднего…. 6. Имя существительное может быть … Работа  с учебником с. 98. Учащиеся называют   морфологические признаки имени существительного, на древе познания прикрепляются листочки с признаками.  Чтение рубрики «Это интересно» с.99.  На доске записана цитата: «Имя существительное – хлеб  языка». Докажите справедливость утверждения Л. В.  Успенского.   Учащиеся проводят мини­исследование. Игра «Замени одним словом». Туристы целых шестьдесят минут шли по густому, частому лесу. Они пробирались сквозь заросли дикой розы с ярко­красными ягодами и совсем выбились   из   сил.   Решили   сделать   привал,   разожгли   костер.   Над   огнем 2повесили  сосуд   для   кипячения   воды  и   отправились   к   реке   на   рыбалку. Туристы   поймали  хищную   рыбу   с   острыми   зубами,   из   которой   затем сварили уху. Пообедав, они выпили  полезный напиток из лесных трав  и отправились дальше.  Для справок: час, чащоба, шиповник, чайник, щука, чай,  – Что у вас получилось? Прочитайте. Туристы целый час шли по чащобе. Они пробирались сквозь заросли шиповника   и   совсем   выбились   из   сил.   Решили   сделать   привал,   разожгли костер.   Над   огнем   повесили   чайник   и   отправились   к   реке   на   рыбалку. Туристы поймали щуку, из которой затем сварили уху. Пообедав, они выпили чай и отправились дальше.  – Займемся исследованием.  Посчитайте, сколько слов в тексте. 46 Сколько из них существительных? 16 Итог исследования – существительные в группе самостоятельных частей  речи занимают главенствующее место по частоте употребления.   Имена   существительные   составляют   основу   языка,   называя   все существующие предметы и отвлеченные понятия. К. Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании.   Что   нельзя   было   бы   передать   русским   словом:   звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясности сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия!»   ( Эти слова, прежде всего, относятся к именам существительным, так   как   в   русском   языке   на   каждые   100   слов   приходится   40 существительных.   Недаром   поэт   говорит:   «Давно   живу   я   в   мире этом, даю названия всем предметам ». –  А вы знаете, что с помощью одних только существительных можно написать рассказ, стихотворение, и при этом, стихотворение получится небессмысленным   и   скучным?   Прослушайте   несколько   строк   из стихотворения А. А. Фета.   Ш..пот, ро..кое дыханье,  Трели сол..вья.   Сер..бро и колыханье   Сонного руч..я.  Свет н..чной. Ночные тени,  Тени без конца.   Ряд в..лшебных изм..нений  Милого л..ца. 3–   Ребята,   какую   картину   вы   представили?   (Тишина.   Лунная   ночь. Слышится пение соловья). – Сосчитайте, сколько в этом стихотворении всего слов, сколько имён существительных, имён прилагательных, глаголов и служебных слов  (всего 22 слова, 14 существительных, 6 прилагательных, глаголов нет, 2 служебных слова). Да,   представьте,   какая   получилась   у   Фета   удивительная,   чудесная картина ночи, ночного пейзажа. Л. Толстой так писал об этом стихотворении: “ В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина”. Запишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы. III.Закрепление изученного материала.  «Подскажи словечко!»  Запиши  имена существительные в нужной форме. Задание выполняется по вариантам.        Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе... зонтик.     Через несколько минут опустился... парашют. Елка слишком высока, достает до... потолка. Взял художник краски, рисует на... терраске. Не шумит в реке камыш, не шуршит под полом... мышь.      Темноту замкнув на ключ, месяц вышел из­за... туч. Осень лесу каждый год платит золотом за... вход. Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь... щелку. Раскрывают звезды очи и желают доброй... ночи. Я подошел к окошку и луч поймал в... ладошку. зонтик.  • • парашют.  • до  потолка.  • на терраске.  • мышь.  • из­за туч.  за вход.  • • сквозь щелку.  • доброй  ночи.  • в ладошку.  Определите у выписанных существительных род, число, падеж,  склонение. –  Итак, что же такое  имя существительное?    Давайте послушаем, как определял   имя существительное   Митрофанушка Простаков,   незадачливый   герой   комедии   Д.И.Фонвизина   «Недоросль». 4Митрофанушка очень не любил учиться  и всячески отлынивал от занятий. И вот однажды   ему устроили экзамен.  Инсценирование  отрывка из комедии  Д.И.Фонвизина «Недоросль».    ( Двое учеников разыгрывают заранее подготовленную сценку). Правдин  ( взяв книгу): … Это грамматика. Что же вы в ней  знаете?    Митрофан:    Много. Существительна, да прилагательна… Правдин: Дверь, например, какое имя:  существительное или прилагательное? Митрофан:  Дверь? Котора дверь?  Правдин: Котора дверь!  Вот эта. Митрофан: Эта? Прилагательна. Правдин: Почему же ?  Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не  навешена:  так та покамест  существительна. – Правильно ли ответил Митрофанушка Простаков? – Что  вы расскажите об имени существительном дверь?  Тест по теме «Имя существительное»  1. Какого признака  нет у имени существительного? а) рода; б) падежа; в) времени; г) числа. 2. Укажи верное определение: а) имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая  обозначает признак предмета. б) имя существительное – это самостоятельная неизменяемая часть речи,  которая обозначает предмет. в) имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая  обозначает  предмет. г) имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая указывает  на предмет. 3. Укажи ошибочное определение: а) мяч – существительное мужского рода, ь не пишется; б) радость встреч – существительное встреч в Р.п. мн.ч., ь не пишется; в) ночь –  ь употребляется для смягчения согласного; г) мелочь – ь употребляется для обозначения формы 3 склонения. 4. Укажи верное определение: а) Была создана новая экономичная машина.­ выделенное существительное является дополнением. б) На первое подали суп. ­ выделенное существительное является  подлежащим. в) Писателю в издательстве выплатили гонорар. ­ выделенное  существительное является дополнением. 5г) У детей были в руках цветные фломастеры. ­ выделенное  существительное является обстоятельством. 5. Укажи среди слов существительное 1 склонения: а) мороз б) буква в) метель г) карандаш 6. Укажи среди слов существительное 2 склонения: а) папа б) число в) кошка г) смелость 7. Укажи среди слов существительное 3 склонения: а) правда б) мужчина в) пламя г) трусость 8. Укажи среди слов существительное в форме предложного падежа: а) на ферме б) около рамы в) через ручей г) из газеты . IV. Рефлексия. Красный – справился; Зелёный – нужно поработать;  Жёлтый – не  справился. V. Домашнее задание. 67