Сценарий урока "Имя существительное как часть речи" (6 класс)
Оценка 4.7

Сценарий урока "Имя существительное как часть речи" (6 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
14.01.2017
Сценарий урока "Имя существительное как часть речи" (6 класс)
Материалы урока помогут учащимся систематизировать знания по теме "Имя существительное". Цель урока: углубить знания учащихся об имени существительном, показать текстообразующую роль имён существительных, формировать навык правильного определения морфологических признаков имён существительных. Учащимся предлагается выполнить различные задания разноуровневого характера. В конце урока с целью проверки знаний учащиеся выполняют итоговый тест. На уроке используются произведения русских писателей.Сценарий урока по теме "Имя существительное как часть речи"
урок сущ. 6 класс.docx
Тема. Имя существительное как часть речи Цели урока: 1. обобщить и систематизировать знания учащихся о существительном как 2. 3. части речи   уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи имён существительных;   способствовать   развитию   внимания,   наблюдательности,   умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге; активизировать   познавательную деятельность   учащихся   на   уроке,   развивать   речь   учащихся,   навыки самоконтроля.  Оборудование:   тесты;  комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»    (отрывок), презентация, карточки с заданиями. Тип урока: урок первичного усвоения знаний. Ход урока   I. Приём «Яркое пятно» Организационный момент.  Чтение сказки. Что такое мир? – спросили маленькая рыбка, белый медвежонок и рыжий верблюжонок.  – Это очень, очень много воды, – ответила рыба­мать.   – Это ледяные горы и ледяные поля и немного воды под ними, – сказала медведица.   –   Это   очень   много   песку,   немного   глины,   немного   травы,   –   пояснила верблюдица.  Мальчик прочитал это и сказал:  – Смешная сказка. Мир не такой. Я это знаю, хотя мало еще, где побывал. Мальчик подошел к окну и увидел за окном строящийся дом. Металлические краны поднимали стены с готовыми окнами. В голубом небе оставил след реактивный самолет.  – Что оказалось важным в мире для маленькой рыбки?   – Вода.  – Без чего не представляет себе мир белый медвежонок?   – Безо льда и воды.  – А что необходимо для жизни рыжему верблюжонку?  – Песок, глина, трава.  – А для мальчика?  – Дом, кран, самолет. 1 – Почему все герои этого рассказа назвали разные слова?  – Каждому дорого что­то свое.  – Действительно, мир наш огромен и разнообразен. И чтобы все жили в нем долго и счастливо, нам необходимо сохранить воду, растения, животных и самого человека.  На какие вопросы отвечают все выделенные вами слова?  – Что?  – Что они обозначают?  – Предмет.  – А герои рассказа?   – Кто? II. Операционно­познавательный этап. – А как называется эта часть речи, вы узнаете из телеграммы. Подведение   к   теме   урока.   Каждый   ученик   получает   зашифрованную телеграмму. На доске дан ключ к шифру. Шифр: 3 4 1 5 12 10 2 5 13 6 3 13 2 7 11 8 9 2 Ключ к шифру: 1 2 3 4 5  6  7  8  9 10 11 12 13                            я  е  и  м с  в  л  н  о  щ  ь  у  т  – Итак, тема нашего урока – «Имя существительное». Определяют  цели урока. – Что вам известно об имени существительном? Приём «Закончи предложение». 1. Имя существительное обозначает …. 2. Имя существительное отвечает на…. 3. Имя существительное относится к одному из 3…. 4. Имя существительное изменяется по …, по… 5. Имена существительные бывают мужского, женского, среднего…. 6. Имя существительное может быть … Работа  с учебником с. 98. Учащиеся называют   морфологические признаки имени существительного, на древе познания прикрепляются листочки с признаками.  Чтение рубрики «Это интересно» с.99.  На доске записана цитата: «Имя существительное – хлеб  языка». Докажите справедливость утверждения Л. В.  Успенского.   Учащиеся проводят мини­исследование. Игра «Замени одним словом». Туристы целых шестьдесят минут шли по густому, частому лесу. Они пробирались сквозь заросли дикой розы с ярко­красными ягодами и совсем выбились   из   сил.   Решили   сделать   привал,   разожгли   костер.   Над   огнем 2 повесили  сосуд   для   кипячения   воды  и   отправились   к   реке   на   рыбалку. Туристы   поймали  хищную   рыбу   с   острыми   зубами,   из   которой   затем сварили уху. Пообедав, они выпили  полезный напиток из лесных трав  и отправились дальше.  Для справок: час, чащоба, шиповник, чайник, щука, чай,  – Что у вас получилось? Прочитайте. Туристы целый час шли по чащобе. Они пробирались сквозь заросли шиповника   и   совсем   выбились   из   сил.   Решили   сделать   привал,   разожгли костер.   Над   огнем   повесили   чайник   и   отправились   к   реке   на   рыбалку. Туристы поймали щуку, из которой затем сварили уху. Пообедав, они выпили чай и отправились дальше.  – Займемся исследованием.  Посчитайте, сколько слов в тексте. 46 Сколько из них существительных? 16 Итог исследования – существительные в группе самостоятельных частей  речи занимают главенствующее место по частоте употребления.   Имена   существительные   составляют   основу   языка,   называя   все существующие предметы и отвлеченные понятия. К. Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании.   Что   нельзя   было   бы   передать   русским   словом:   звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясности сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия!»   ( Эти слова, прежде всего, относятся к именам существительным, так   как   в   русском   языке   на   каждые   100   слов   приходится   40 существительных.   Недаром   поэт   говорит:   «Давно   живу   я   в   мире этом, даю названия всем предметам ». –  А вы знаете, что с помощью одних только существительных можно написать рассказ, стихотворение, и при этом, стихотворение получится небессмысленным   и   скучным?   Прослушайте   несколько   строк   из стихотворения А. А. Фета.   Ш..пот, ро..кое дыханье,  Трели сол..вья.   Сер..бро и колыханье   Сонного руч..я.  Свет н..чной. Ночные тени,  Тени без конца.   Ряд в..лшебных изм..нений  Милого л..ца. 3 –   Ребята,   какую   картину   вы   представили?   (Тишина.   Лунная   ночь. Слышится пение соловья). – Сосчитайте, сколько в этом стихотворении всего слов, сколько имён существительных, имён прилагательных, глаголов и служебных слов  (всего 22 слова, 14 существительных, 6 прилагательных, глаголов нет, 2 служебных слова). Да,   представьте,   какая   получилась   у   Фета   удивительная,   чудесная картина ночи, ночного пейзажа. Л. Толстой так писал об этом стихотворении: “ В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина”. Запишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы. III.Закрепление изученного материала.  «Подскажи словечко!»  Запиши  имена существительные в нужной форме. Задание выполняется по вариантам.        Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе... зонтик.     Через несколько минут опустился... парашют. Елка слишком высока, достает до... потолка. Взял художник краски, рисует на... терраске. Не шумит в реке камыш, не шуршит под полом... мышь.      Темноту замкнув на ключ, месяц вышел из­за... туч. Осень лесу каждый год платит золотом за... вход. Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь... щелку. Раскрывают звезды очи и желают доброй... ночи. Я подошел к окошку и луч поймал в... ладошку. зонтик.  • • парашют.  • до  потолка.  • на терраске.  • мышь.  • из­за туч.  за вход.  • • сквозь щелку.  • доброй  ночи.  • в ладошку.  Определите у выписанных существительных род, число, падеж,  склонение. –  Итак, что же такое  имя существительное?    Давайте послушаем, как определял   имя существительное   Митрофанушка Простаков,   незадачливый   герой   комедии   Д.И.Фонвизина   «Недоросль». 4 Митрофанушка очень не любил учиться  и всячески отлынивал от занятий. И вот однажды   ему устроили экзамен.  Инсценирование  отрывка из комедии  Д.И.Фонвизина «Недоросль».    ( Двое учеников разыгрывают заранее подготовленную сценку). Правдин  ( взяв книгу): … Это грамматика. Что же вы в ней  знаете?    Митрофан:    Много. Существительна, да прилагательна… Правдин: Дверь, например, какое имя:  существительное или прилагательное? Митрофан:  Дверь? Котора дверь?  Правдин: Котора дверь!  Вот эта. Митрофан: Эта? Прилагательна. Правдин: Почему же ?  Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не  навешена:  так та покамест  существительна. – Правильно ли ответил Митрофанушка Простаков? – Что  вы расскажите об имени существительном дверь?  Тест по теме «Имя существительное»  1. Какого признака  нет у имени существительного? а) рода; б) падежа; в) времени; г) числа. 2. Укажи верное определение: а) имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая  обозначает признак предмета. б) имя существительное – это самостоятельная неизменяемая часть речи,  которая обозначает предмет. в) имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая  обозначает  предмет. г) имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая указывает  на предмет. 3. Укажи ошибочное определение: а) мяч – существительное мужского рода, ь не пишется; б) радость встреч – существительное встреч в Р.п. мн.ч., ь не пишется; в) ночь –  ь употребляется для смягчения согласного; г) мелочь – ь употребляется для обозначения формы 3 склонения. 4. Укажи верное определение: а) Была создана новая экономичная машина.­ выделенное существительное является дополнением. б) На первое подали суп. ­ выделенное существительное является  подлежащим. в) Писателю в издательстве выплатили гонорар. ­ выделенное  существительное является дополнением. 5 г) У детей были в руках цветные фломастеры. ­ выделенное  существительное является обстоятельством. 5. Укажи среди слов существительное 1 склонения: а) мороз б) буква в) метель г) карандаш 6. Укажи среди слов существительное 2 склонения: а) папа б) число в) кошка г) смелость 7. Укажи среди слов существительное 3 склонения: а) правда б) мужчина в) пламя г) трусость 8. Укажи среди слов существительное в форме предложного падежа: а) на ферме б) около рамы в) через ручей г) из газеты . IV. Рефлексия. Красный – справился; Зелёный – нужно поработать;  Жёлтый – не  справился. V. Домашнее задание. 6 7

Сценарий урока "Имя существительное как часть речи" (6 класс)

Сценарий урока "Имя существительное как часть речи" (6 класс)

Сценарий урока "Имя существительное как часть речи" (6 класс)

Сценарий урока "Имя существительное как часть речи" (6 класс)

Сценарий урока "Имя существительное как часть речи" (6 класс)

Сценарий урока "Имя существительное как часть речи" (6 класс)

Сценарий урока "Имя существительное как часть речи" (6 класс)

Сценарий урока "Имя существительное как часть речи" (6 класс)

Сценарий урока "Имя существительное как часть речи" (6 класс)

Сценарий урока "Имя существительное как часть речи" (6 класс)

Сценарий урока "Имя существительное как часть речи" (6 класс)

Сценарий урока "Имя существительное как часть речи" (6 класс)

Сценарий урока "Имя существительное как часть речи" (6 класс)

Сценарий урока "Имя существительное как часть речи" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017