Сценарий урока "Ленинградская" симфония (7класс, музыка)
Оценка 4.7

Сценарий урока "Ленинградская" симфония (7класс, музыка)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
7 кл
29.06.2018
Сценарий урока "Ленинградская" симфония (7класс, музыка)
Тема заявленного урока «Симфония №7 Ленинградская» по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской запланирована в 7-ом классе в разделе «Особенности драматургии симфонической музыки». Цель урока: формирование эмоционально-ценностного отношения к героической странице в истории нашей страны на основе знакомства с историей создания и восприятия Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича.
Сценарий урока.docx
Сценарий урока «Ленинградская симфония» На   фоне   слайдов   блокадного   Ленинграда   учащийся   читает   отрывок   из «Февральской поэмы» О. Берггольц «А город был в дремучий убран иней...» ­   Ребята,   в   какое   трагическое   событие   в   истории   нашей   страны   переносит   нас стихотворение известной поэтессы Ольги Берггольц? ­ блокада Ленинграда Что вы можете рассказать об этом событии? ­ ответы учащихся. В этом году   27 января наша страна отмечает 74­ую годовщину полного снятия блокады Ленинграда – одну из самых страшных вех той войны. 900 дней – героического сопротивления. 900 дней – голода, холода, сотни тысячи смертей... Но его жители стойко выдержали и устояли перед натиском врага.  Удивительно,   но   как   отмечают   сами   блокадники­ленинградцы   «в   иссушенном организме душа, страдающая и униженная голодом, тоже искала себе пищи.  Жизнь духа продолжалась.   Человек   порой   сам   себе   удивлялся,   своей   восприимчивости   к   слову, музыке, театру. Стали нужны стихи, песни – музыка, которые помогали верить, что не бесполезны и не тщетны его муки беспредельные». И эта музыка явилась! (звучит финал 7 симфонии Шостаковича).  ­ Ребята, знакомо ли вам это произведение?  ­ Ответы учащихся ­Какие чувства и эмоции она у вас  вызывает? ­ звучит драматично,  яростно и т.д.  ­ Какой жанр представлен?  ­ симфония ­ Верно, это симфония. А как вы думаете, чему посвящена эта симфония? ­ возможно, эта симфония посвящена городу Ленинграду. Итак,   сегодня   состоится   знакомство   с       удивительной   судьбой  Симфонии   №7   «Ленинградской»,  написанной   выдающимся   композитором  XX  века,   ленинградцем­ блокадником Д.Д.Шостаковичем. В самом  начале войны он задумал написать симфонию о мужестве   наших   людей   и   о   будущей   победе.   Большая   часть   симфонии   создавалась   в блокадном городе. Закончена она была в городе Куйбышеве (Самара), куда Шостакович был эвакуирован. Там же 5 марта 1942 года состоялась премьера «Ленинградской». Вот, что о своей симфонии нам рассказывает сам автор. (Видеофрагмент с Шостаковичем) Потрясающим   фактом   в   судьбе   Симфонии   было   то,   что   в   августе   1942   г. ленинградцы нашли в себе силы исполнить ее в осажденном городе.  Из воспоминаний поэтессы О. Берггольц, (читает ученица) «Я помнила тот день, когда   в   Москве   впервые   услышала   Ленинградскую   симфонию,   про   которую   говорил Шостакович по радио. Он опоздал на передачу из­за начавшейся бомбежки, а затем спокойно подошел к микрофону и сообщил, что в довольно быстрый срок написал две части симфонии и что если ему удастся закончить третью и четвертую, то тогда можно будет назвать это сочинение 7 симфонией. Помнила фотографию: Дмитрий Шостакович, в костюме пожарника, в медной каске на голове, несет дежурство на крыше Филармонии. Симфония потрясла меня. Вернувшись в Ленинград, возникла идея вопреки   всему   исполнить   это   сочинение   в   осажденном   городе   и   непременно   в Филармонии.   Но   единственный   симфонический   оркестр,   оставшийся   в   Ленинграде, убавился наполовину: люди вымерли от голода. Тогда стали искать музыкантов по частям фронта. Никогда не забыть мне как темным утром тогдашний руководитель радиокомитета Яков Бабушкин диктовал машинистке очередную сводку о состоянии оркестра. ­ Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти... » (читает ученик) 9 августа 1942 года, когда по плану Гитлера Ленинград должен был поднять руки и сдаться, в зале Ленинградской филармонии, который был забит до отказа измученными от голода людьми, оркестр под управлением дирижера Карла Ильича   Элиасберга   играл   7   симфонию!   Во   время   исполнения   симфония транслировалась   по   радио,   а   также   по   громкоговорителям   городской   сети.   Её слышали  не   только  жители  города,  но  и  осаждавшие   Ленинград  немецкие   войска. Выступление симфонического оркестра в осажденном городе потрясло даже врагов. Много позже, бывший солдат вермахта, участвовавший в захвате города, признался: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх  и даже смерть…» (звучит эпизод нашествия) ­   Итак,   ребята   на   чем,   основана   драматургия   симфонии.   Что   является   толчком   для развития музыкальных образов в симфонии? ­ Контраст, сопоставление контрастных образов ­ Какие противоборствующие стороны вы можете выделить  симфонии №7 Шостаковича. ­ Тема войны (захватчиков) и тема Родины (сопротивления). ­ Используя словарь эмоциональных терминов, дайте характеристику этих образов. Работа в группах: (образ войны, захватчиков – 1группа, образ Родины – 2 группа, исход войны ­ (образ плача) 3 группа). Ответы детей. А теперь обратимся   к Тезаурусу –  новое понятие, в котором попытаемся разобраться сегодня на уроке. Нам известно, что симфония – это? Крупное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4 частей.  Формой 1 часто симфонии является сонатное аллегро (строение на доске). Объяснение материала.  ­ В нотном примере представлены 4 темы 1 части 7 симфонии. Прослушайте, (пропойте) и подумайте, как композитор выстраивает одну тему за другой. Определите, с какой темы начинается   симфония,   совпадет   ли   ваше   представление   с   автором.   Выберите   из предложенных названия  к услышанным фрагментам.   ­ ответы учащихся. Подсказкой   нам   будут   воспоминания     автора   произведения.   Вспоминая   процесс создания симфонии, Шостакович говорил: «Работая над главной партией 1 части, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…»   Но   вот   откуда­то   издалека   раздается   дробь   барабана,   а   потом   появляется   и мелодия: примитивная, похожая на куплеты ­ выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Так начинается  «эпизод нашествия»  ­ потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище – адскую машину уничтожения В тот момент, когда кажется, что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя,   происходит   неожиданное.   Начинается   противодействие.   Появляется драматический мотив, который принято называть мотивом сопротивления. После   мощной   кульминации   реприза   звучит   сумрачно   и   мрачно.   Тема   главной партии, полна великой силы протеста против зла. Мелодия стала тоскливой и одинокой. Это плач о жертвах Итак, сегодня мы познакомились с понятием  сонатная форма и с основными  темами 1 части симфонии.  Учащийся представит нам фрагмент поэмы Льва Болеславского «Шостакович. Седьмая». Послушайте внимательно, характеристику какой темы 1 части симфонии дает поэт? Звук. Лёгкий далёкий звук, Вдруг Переходящий в стук. Мягкий игривый стук, Вдруг Переходящий в шаг. Мерный тяжёлый шаг Вдруг Шумом сплошным в ушах, За каблуком каблук  Тысяч чужих сапог, Тысячью страшных мук, Через родной порог, Жизнь, обращая в прах ­ ВРАГ! ­   Какие   средства   музыкальной   выразительности   помогли   вам   определить   сходство   этих фрагментов?  ­ Ответы учащихся (нарастающая динамика, чеканный ритм стихотворения и т.д.) ­ Можем ли мы утверждать, что литературный жанр поэма и музыкальный жанр симфония – созвучны? В чем их схожесть?   ­  В   поэме   так   же   как   и   в   симфонии   просматривается   сопоставление   образов. Используются средства выразительности: темп, динамика, интонация.  ­ Символом чего  явилась 7 симфония Дм. Шостаковича жителям блокадного Ленинграда?  ­ Символом мужества, стойкости, героизма и т.д. ­ Объединяя все, что вы сейчас сказали,  выделите основную мысль  нашего урока?  –  «Ленинградская симфония – поэма мужества и героизма   жителей блокадного Ленинграда».  И   в   завершении   ТЕМЫ   предлагаю   вам   написать   обращение   поколения   21   века   к блокадникам­ленинградцам военной эпохи. (Рефлексия) «Знакомясь с удивительной судьбой «Ленинградской» симфонии, слушая ее музыкальные фрагменты нас поразило.......... Знакомясь с удивительной судьбой «Ленинградской» симфонии, слушая ее музыкальные фрагменты, мы были восхищены.......... Знакомясь с удивительной судьбой «Ленинградской»   симфонии, слушая ее музыкальные фрагменты мы бы хотели выразить......» Домашнее задание: ознакомиться с материалом в учебнике на стр.132­134, ответить на вопросы. Либо выполнить творческое задание – составить песенный репертуар, созвучный теме сегодняшнего урока.

Сценарий урока "Ленинградская" симфония (7класс, музыка)

Сценарий урока "Ленинградская" симфония (7класс, музыка)

Сценарий урока "Ленинградская" симфония (7класс, музыка)

Сценарий урока "Ленинградская" симфония (7класс, музыка)

Сценарий урока "Ленинградская" симфония (7класс, музыка)

Сценарий урока "Ленинградская" симфония (7класс, музыка)

Сценарий урока "Ленинградская" симфония (7класс, музыка)

Сценарий урока "Ленинградская" симфония (7класс, музыка)

Сценарий урока "Ленинградская" симфония (7класс, музыка)

Сценарий урока "Ленинградская" симфония (7класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2018