Тема заявленного урока «Симфония №7 Ленинградская» по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской запланирована в 7-ом классе в разделе «Особенности драматургии симфонической музыки». Цель урока: формирование эмоционально-ценностного отношения к героической странице в истории нашей страны на основе знакомства с историей создания и восприятия Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича.
Сценарий урока.docx
Сценарий урока «Ленинградская симфония»
На фоне слайдов блокадного Ленинграда учащийся читает отрывок из
«Февральской поэмы» О. Берггольц «А город был в дремучий убран иней...»
Ребята, в какое трагическое событие в истории нашей страны переносит нас
стихотворение известной поэтессы Ольги Берггольц?
блокада Ленинграда
Что вы можете рассказать об этом событии?
ответы учащихся.
В этом году 27 января наша страна отмечает 74ую годовщину полного снятия
блокады Ленинграда – одну из самых страшных вех той войны. 900 дней – героического
сопротивления. 900 дней – голода, холода, сотни тысячи смертей... Но его жители стойко
выдержали и устояли перед натиском врага.
Удивительно, но как отмечают сами блокадникиленинградцы «в иссушенном
организме душа, страдающая и униженная голодом, тоже искала себе пищи. Жизнь духа
продолжалась. Человек порой сам себе удивлялся, своей восприимчивости к слову,
музыке, театру. Стали нужны стихи, песни – музыка, которые помогали верить, что не
бесполезны и не тщетны его муки беспредельные».
И эта музыка явилась! (звучит финал 7 симфонии Шостаковича).
Ребята, знакомо ли вам это произведение?
Ответы учащихся
Какие чувства и эмоции она у вас вызывает?
звучит драматично, яростно и т.д.
Какой жанр представлен?
симфония
Верно, это симфония. А как вы думаете, чему посвящена эта симфония?
возможно, эта симфония посвящена городу Ленинграду.
Итак, сегодня состоится знакомство с удивительной судьбой Симфонии №7
«Ленинградской», написанной выдающимся композитором XX века, ленинградцем
блокадником Д.Д.Шостаковичем. В самом начале войны он задумал написать симфонию о
мужестве наших людей и о будущей победе. Большая часть симфонии создавалась в
блокадном городе. Закончена она была в городе Куйбышеве (Самара), куда Шостакович
был эвакуирован. Там же 5 марта 1942 года состоялась премьера «Ленинградской». Вот,
что о своей симфонии нам рассказывает сам автор. (Видеофрагмент с Шостаковичем)
Потрясающим фактом в судьбе Симфонии было то, что в августе 1942 г.
ленинградцы нашли в себе силы исполнить ее в осажденном городе.
Из воспоминаний поэтессы О. Берггольц, (читает ученица) «Я помнила тот день,
когда в Москве впервые услышала Ленинградскую симфонию, про которую говорил
Шостакович по радио. Он опоздал на передачу изза начавшейся бомбежки, а затем
спокойно подошел к микрофону и сообщил, что в довольно быстрый срок написал две
части симфонии и что если ему удастся закончить третью и четвертую, то тогда
можно будет назвать это сочинение 7 симфонией. Помнила фотографию: Дмитрий
Шостакович, в костюме пожарника, в медной каске на голове, несет дежурство на
крыше Филармонии. Симфония потрясла меня. Вернувшись в Ленинград, возникла идея
вопреки всему исполнить это сочинение в осажденном городе и непременно в
Филармонии. Но единственный симфонический оркестр, оставшийся в Ленинграде,
убавился наполовину: люди вымерли от голода. Тогда стали искать музыкантов по
частям фронта. Никогда не забыть мне как темным утром тогдашний руководитель
радиокомитета Яков Бабушкин диктовал машинистке очередную сводку о состоянии
оркестра. Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти... »
(читает ученик) 9 августа 1942 года, когда по плану Гитлера Ленинград должен
был поднять руки и сдаться, в зале Ленинградской филармонии, который был забит до
отказа измученными от голода людьми, оркестр под управлением дирижера Карла
Ильича Элиасберга играл 7 симфонию! Во время исполнения симфония
транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её
слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
Выступление симфонического оркестра в осажденном городе потрясло даже врагов.
Много позже, бывший солдат вермахта, участвовавший в захвате города, признался:
«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу,
способную преодолеть голод, страх и даже смерть…» (звучит эпизод нашествия)
Итак, ребята на чем, основана драматургия симфонии. Что является толчком для
развития музыкальных образов в симфонии?
Контраст, сопоставление контрастных образов
Какие противоборствующие стороны вы можете выделить симфонии №7 Шостаковича.
Тема войны (захватчиков) и тема Родины (сопротивления).
Используя словарь эмоциональных терминов, дайте характеристику этих образов. Работа
в группах: (образ войны, захватчиков – 1группа, образ Родины – 2 группа, исход войны
(образ плача) 3 группа).
Ответы детей.
А теперь обратимся к Тезаурусу – новое понятие, в котором попытаемся разобраться
сегодня на уроке.
Нам известно, что симфония – это?
Крупное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4 частей.
Формой 1 часто симфонии является сонатное аллегро (строение на доске). Объяснение
материала.
В нотном примере представлены 4 темы 1 части 7 симфонии. Прослушайте, (пропойте) и
подумайте, как композитор выстраивает одну тему за другой. Определите, с какой темы
начинается симфония, совпадет ли ваше представление с автором. Выберите из
предложенных названия к услышанным фрагментам.
ответы учащихся.
Подсказкой нам будут воспоминания автора произведения. Вспоминая процесс
создания симфонии, Шостакович говорил: «Работая над главной партией 1 части, я думал о
величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных
качествах человека…»
Но вот откудато издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и
мелодия: примитивная, похожая на куплеты выражение обыденности и пошлости. Как
будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия» потрясающая картина
вторжения разрушительной силы. Эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а
тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище – адскую машину уничтожения
В тот момент, когда кажется, что железная махина с грохотом движется прямо на
слушателя, происходит неожиданное. Начинается противодействие. Появляется
драматический мотив, который принято называть мотивом сопротивления.
После мощной кульминации реприза звучит сумрачно и мрачно. Тема главной
партии, полна великой силы протеста против зла. Мелодия стала тоскливой и одинокой.
Это плач о жертвах
Итак, сегодня мы познакомились с понятием сонатная форма и с основными темами 1
части симфонии.
Учащийся представит нам фрагмент поэмы Льва Болеславского «Шостакович. Седьмая».
Послушайте внимательно, характеристику какой темы 1 части симфонии дает поэт? Звук.
Лёгкий далёкий звук,
Вдруг
Переходящий в стук.
Мягкий игривый стук,
Вдруг
Переходящий в шаг.
Мерный тяжёлый шаг
Вдруг
Шумом сплошным в ушах,
За каблуком каблук
Тысяч чужих сапог,
Тысячью страшных мук,
Через родной порог,
Жизнь, обращая в прах
ВРАГ! Какие средства музыкальной выразительности помогли вам определить сходство этих
фрагментов?
Ответы учащихся (нарастающая динамика, чеканный ритм стихотворения и т.д.)
Можем ли мы утверждать, что литературный жанр поэма и музыкальный жанр симфония –
созвучны? В чем их схожесть?
В поэме так же как и в симфонии просматривается сопоставление образов.
Используются средства выразительности: темп, динамика, интонация.
Символом чего явилась 7 симфония Дм. Шостаковича жителям блокадного Ленинграда?
Символом мужества, стойкости, героизма и т.д.
Объединяя все, что вы сейчас сказали, выделите основную мысль нашего урока?
– «Ленинградская симфония – поэма мужества и героизма жителей блокадного
Ленинграда».
И в завершении ТЕМЫ предлагаю вам написать обращение поколения 21 века к
блокадникамленинградцам военной эпохи. (Рефлексия)
«Знакомясь с удивительной судьбой «Ленинградской» симфонии, слушая ее музыкальные
фрагменты нас поразило..........
Знакомясь с удивительной судьбой «Ленинградской» симфонии, слушая ее музыкальные
фрагменты, мы были восхищены..........
Знакомясь с удивительной судьбой «Ленинградской» симфонии, слушая ее музыкальные
фрагменты мы бы хотели выразить......»
Домашнее задание: ознакомиться с материалом в учебнике на стр.132134, ответить на
вопросы. Либо выполнить творческое задание – составить песенный репертуар, созвучный
теме сегодняшнего урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.