Урок русского языка по теме "Повторение. Имя прилагательное". Данный урок проведён по технологии встречных усилий. Занятие состоит из пяти частей, согласно данной технологии.Современная структура образования ориентирует школу на реализацию личностно ориентированного обучения, которое предполагает: -признание ребенка субъектом развития, обучения, воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе образовательных воздействий;-признание способностей ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;-смену позиций педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика.
Безусловно, что при личностно ориентированном обучении на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения - процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность расширяла круг знаний, умений и навыков и обеспечивала, в то же время, личностное самоопределение учащихся, содействовала становлению человека, его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.
Сценарий урока общеметодологической направленности.
Личностно ориентированное обучение. Технология встречных усилий.
Аннотация.
Современная структура образования ориентирует школу на реализацию
личностно ориентированного обучения, которое предполагает: признание
ребенка субъектом развития, обучения, воспитания, реализующим свои
устремления по отношению к внешнему миру в процессе образовательных
воздействий;признание способностей ребенка к саморазвитию и его права на
индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;смену позиций
педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика.
Безусловно, что при личностно ориентированном обучении на одно из ведущих
мест выходит индивидуализация обучения процесс раскрытия
индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности.
Ее цель состоит в том, чтобы учебнопознавательная деятельность расширяла
круг знаний, умений и навыков и обеспечивала, в то же время, личностное
самоопределение учащихся, содействовала становлению человека, его
неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.
Личностно ориентированный подход к образованию предполагает новое
понимание структуры, методов работы на уроке.
Данный урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий,
состоит из 5 основных этапов:
разминка;
контрольноподготовительный;
вызов;
сотворчество;
рефлексия.
На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие
активизировать и соединять усилия субъектов учебной деятельности в процессе
познания. Рассмотрим части урока, построенного по технологии встречных
усилий учителя и учащегося.
11.«Разминка». На данном интегрированном уроке разминкой будет знакомство с
текстом притчи и расстановка прилагательных в тексте. Педагогические приемы
на данном этапе:
«Отсроченная отгадка»
В начале урока учитель предлагает учащимися загадку, отгадка которой (ключик
для понимания) будет открыта в процессе работы над новой темой. Вновь
учитель возвращается к этому в конце урока. В конце данного урока
присутствующие определяют идею притчи и обсуждают её.
2. Контрольно подготовительный этап.
Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для
дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход
требует не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.
Прием «Лови ошибку». Учитель намеренно допускает ошибки. Ученики не
должны соглашаться с суждением. А для того, чтобы школьники помнили, что
это игра, можно сопровождать такие ошибки некоторым условным знаком
(например, вверх поднимается левая рука, раскрытая ладонь и т.д.) При этом
можно рассуждать вслух, как бы сомневаясь в том или ином ходе рассуждения,
побуждая учащихся к поиску правильного решения.
3. Вызов. Подготовка учебной цели, создание ситуации «вызова». Цель «вызова»
заключается в создании ситуации преодоления: учитель сознательно ставит себе
или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий.
Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности,
принятия ответственности за собственные действия, т.е. формирует реальную
субъектную ситуацию в учении и обучении. Приемы, используемые на данном
этапе:
«Вопросы к тексту». Учащиеся делают пометки в тексте: что они знают, что не
знают про прилагательное. Таким образом, они включаются в процесс
организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.
4. Сотворчество как этап урока. Главное это поддержка активности, интереса,
усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и
информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету.
Некоторые приемы данного этапа, используемые на уроке:
а) «Машина времени». События оцениваются с 2 позиций: современной и
соответствующей исторической эпохе.
2б) «Кластер». Этот прием активно использует возможность видеоряда, идеи
группируются вокруг ключевого слова. Кластер может иметь разное количество
блоков и разнообразное геометрическое воплощение, поощряется обогащение
тематического кластера сведениями из других учебных дисциплин. Другими
словами, создается коллективный опорный сигнал по теме. Опорой для
составления кластера могут стать, кроме учебника, разнообразные пособия с
таблицами и схемами. Создать кластер учащиеся смогут дома по теме «Имя
прилагательное».
5. «Рефлексия». Обучающиеся отвечают на вопросы, осмысливая идею притчи и
правописание прилагательных.
Методических приёмов в «технологии встречных усилий» существует больше, но
описанные выше больше других подошли для использования на данном уроке.
Ход урока.
Цель: Заставить каждого задуматься о возможностях человека вообще, в том
числе, и о своих собственных.
Задачи:
1. Развивать логическое мышление и память, эмоциональную сферу.
2. Обсудить понятие «жизненные ценности»
3. Выявить уровень знаний об имени прилагательном.
Ход урока: В начале урока звучит «Песня о доброте» В. Львовского, являющаяся
своеобразным настроем присутствующих на хорошее и доброе настроение:
http://rutrackplay.ru/playing/detskiepesenki_pesnjaodobrote.html
Сегодня мы с вами поговорим об одной части речи, без которой наш русский
язык не смог бы обойтись. Посмотрите на текст, записанный на доске, и скажите,
о чём же пойдёт речь?
1. Разминка ( приём «Погружение»). Возможен просмотр видео «Притча о
мудреце и бабочке» или слушание текста притчи.
Эта история произошла давнымдавно в ….. городе, в котором жил один великий
мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его …… города. Но был
в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой
вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал …….
бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу ка я у
3мудреца: скажи, ……. , какая бабочка у меня в руках – ……. или …..? Если он
скажет – ……., я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – ……., я
раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас …… ». Так
всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и
отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о
…… , живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был ……
человеком, сказал: «……………………….».
Может, ктото из вас догадался, что сказал мудрец? (Всё в твоих руках).
Приём «Отсроченная загадка».
Притча очень красивая, об её идее мы поговорим в конце урока.
Каких частей речи не хватает для полноты текста?
Конечно же, имени прилагательного!
Расставьте данные слова по своим местам: старинном, мудрейший, родного,
умным, живая, красивую, мёртвая, умнее.
Теперь у нас получился полный текст, с которым мы будем работать весь урок.
2. Контрольноподготовительный этап. Приём «Лови ошибку».
Я буду вам называть сведения об имени прилагательном, а вы должны исправить
ошибки, если чтото неверно:
в тексте нет имён прилагательных, употреблённых в степени сравнения (есть:
мудрейший);
имена прилагательные в предложении являются обстоятельствами (являются
определениями);
в данной притче есть прилагательные, являющиеся антонимами (есть: живая и
мёртвая);
в суффиксах имён прилагательных всегда пишется одна Н (далеко не всегда, в
слове старинный – две Н);
в корнях имён прилагательных не бывает безударных гласных, проверяемых
ударением (бывают: красивая, родном);
человек, пришедший к мудрецу, был очень добрым.
С этим заданием справились, идём дальше.
43. Вызов. «Вопросы к тексту».
Поставьте после каждого прилагательного одну из трёх букв: «И»известный
материал, «З» затруднение, «Н» неизвестный материал.
Учитель осуществляет подсчёт «букв» и делает вывод, какие темы необходимо
вспомнить и закрепить.
4. Сотворчество. «Машина времени» (события оцениваются с двух позиций:
современной и соответствующей исторической эпохе).
Притча известна с древних времён, в начале урока мы с вами не определили идею
притчи. Как вы думаете, чему нас учит этот текст и о чём заставляет
задуматься? Давайте поразмышляем вместе
1. Только ли несколько веков назад человек был хозяином своей судьбы или
это актуально и на сегодняшний день?
2. А что, повашему, находится сейчас в ваших руках?
3. Каким чувством является зависть? Если вы встречались с завистниками,
расскажите об этом.
4. Требовалась ли в жизни кому то ваша помощь?
5. Всегда ли нам хватает доброты и участия?
6. Чем вы можете помочь другим людям?
5. Рефлексия.
Сформулируйте и запишите своё «золотое» правило нравственности. Это и будет
отгадкой к «Отсроченной загадке», о ней мы говорили в начале урока (дети
пишут на фоне песни «Дорогою добра»,Слова Ю. Энтина )
Домашнее задание – разноуровневое:
1. Эссе «Материальные и нравственные ценности в жизни человека»
2. Кластер «Имя прилагательное».
Библиография и ссылки интернет:
1. Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка. М.
Гуманитарный издательский центр «Владос» 2004г.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. М. «Просвещение»
2001г.
53. Львова С. И Русский язык. 6 класс. М. «Мнемозина».2005г.
6