Сценарий урока по русскому языку "Русская сказка "Мудрая дева"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.10.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева». Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения; – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Иконка файла материала урок сказка.doc
Тема раздела: «Сказка мудростью богата». Тема: Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева». Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения  аргументировать свою точку зрения; – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний.  Фонетическая разминка. По поднебесью, братцы, медведь летит, Медведь летит, хвостом вертит. У нашего луня, У милого друга, Сорок кадушек Солёных лягушек, Сорок амбаров  Сухих тараканов. Прочитайте с радостью, восхищением, злостью, удивлением,  вопросительно. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  подробно пересказывать  небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. 1­ Что вы прочитали? ­ Как вы думаете, почему для фонетической разминки я выбрала именно  небылицы? ­ Отгадайте, что за фразу зашифровал Афанасий, и вы узнаете тему нашего  урока. АКЗАСА  ДУСОРЬМЮТ  ТОГАБА. Сказка мудростью богата.  ­ С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?  ­ А почему дева? ­ Ребята, а как вы думаете, почему мудрая, а не «умная»? МУДРОСТЬ ­ глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Умный ­ обладающий здравым умом, сообразительностью. Проверка домашнего задания. Чтение сказки по ролям. ­ Сколько героев действует в первой части сказки? (5.) 1. Подготовка к инсценированию 1­й части сказки. – Обязательно ли должен быть автор? (Нет.) Если автора у нас не будет, то его слова  должны принадлежать  героям. Давайте  добавим необходимые слова, составим сценарий: определим, кому и какие принадлежат слова и как их надо произносить, как надо двигаться артистам. Вариант сценария. Спят два брата. Богатый встаёт, видит жеребёнка, будит бедного. Богатый. Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила. Бедный  (вставая,   с   удивлением).   Как   можно,   чтобы   телега   жеребёнка родила? Это моя кобыла принесла. Богатый (хитро). Кабы твоя кобыла принесла, жеребёнок бы подле был. Бедный. Пойдём к царю. Пусть он рассудит нас. II. Развитие  умений. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать  2Богатый. Пошли. Идут по сцене. Приходят к царю. Кланяются. Бедный.  Царь­батюшка, не вели казнить, а вели слово молвить. Рассуди нас, государь, кто прав. Скажи, кому жеребёнок принадлежит: его телеге или моей кобыле. Царь (задумчиво). Вот что я решил. Загадаю вам четыре загадки и сроку дам три дня. На четвёртый приходите, ответ дайте. Кто отгадает, того и жеребёнок.   Вот   слушайте   первую   загадку:   что   всего   в   свете   сильней   и быстрей? А вот остальные: что всего в свете жирнее? Что всего мягче? Что всего милее? Братья   кланяются   и   уходят.   Богатый   идёт,   почёсывает   затылок, останавливается. Богатый (с облегчением). Пойду­ка я к своей куме, совета у неё попрошу.  Дальше по книге, с. 20–22. Инсценирование сказки. Анализ выступлений учащихся: – Доставили ли вам удовольствие артисты своей игрой? – Кто, на ваш взгляд, удачнее передал характер героя? – Что бы вы посоветовали другим исполнителям? ­ а был ли автор? Как мы без него обошлись? Выборочное чтение. ­ Какой персонаж отсутствовал в сценке? КУМА – крестная мать по отношению к родителям. ­ Найдите в тексте, как на загадки ответила кума? Можно сказать, что она глупа?  (Нет, просто для неё важнее всего в жизни её дом, хозяйство, её семья.) Чтение 2 части по ролям. цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать последова­ тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по пред­ ложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. 3Работа с пословицами.  Ум ­ хорошо, а два – лучше.  Умный отличен от глупого.  Полна ума палата.  Смекалка и ум к победе ведут.  Плохи дела – где сила без ума. ­ Что общего у пословиц? ­   А   какая   из   пословиц   могла   бы   служить   названием   сказки   «Мудрая девушка» ФИЗМИНУТКА (Мультфильм «Небылицы в лицах» Весёлая карусель  выпуск №5) 2. Сопоставление сказок разных народов. Заполнение таблицы. ­ Были прочитаны три сказки. Какие? ­ Что их объединяет? (Бытовые) Прочитайте сказочные приметы, записанные на доске.  На доске: зачин, концовка, волшебные герои, народная мудрость,  троекратный повтор, волшебные события, добро побеждает зло. Выберите те сказочные приметы, которые есть у бытовых сказок. Зачин, концовка, троекратные повторы, народная мудрость, добро  побеждает зло. В бытовых сказках задумка, вымысел проявляется благодаря необычной  сюжетной ситуации, волшебного элемента подчас не содержится вовсе. А сейчас мы с вами постараемся определить, чем отличаются эти сказки  друг от друга и что объединяет их. Учитель делает записи в таблице на доске, дети – в тетрадях на с. 34. 4Чьи это сказки? Назовите  правителей этих  стран Кто был мудрым? Сколько в сказке  загадок? Какие? Кому помогла  мудрость? Какие концовки у  сказок? Татарская Падишах Киргизская Хан Русская Царь Старик 3 Девушка  Даанышман 3 Девочка­ семилетка 4 ­ как определить,  где находится  камень? ­ как отличить  молодого коня от  старого? ­как определить,  какое из двух  брёвен отпилено  от верхней  половины, а какое от нижней? ­ юноше ­ старику ­ народу “Видно и старики  бывают полезны.  Без них тоже не  обойдёшься!” ­  сказал падишах и  ­ какое  расстояние  между  востоком и  западом? ­ какое  расстояние  между небом и  землёй? ­ какое  расстояние  между правдой  и ложью? ­ джигиту ­ девушке  Даанышман Стыдно стало  ему перед  женой­умницей. Он понял, что  был не  ­ что быстрее и  сильнее? ­ что всего  жирней? ­ что всего  мягче? ­ что всего  милей? ­старику Присудил  отдать  жеребёнка  бедному  мужику. 5Что ценит народ в  героях сказок? отменил свой  жестокий приказ. ­ ум ­ мудрость справедлив. ­ ум ­ мудрость ­ ум ­ мудрость ­ догадку – Вы заметили, что во всех трёх сказках всесильные правители признали  себя побеждёнными? Почему?  Вывод. Мудрость всегда была в почёте. Все народы во все времена  ценят умных, мудрых людей. Ум, находчивость, метко сказанное слово, житейская мудрость часто спасали людей в трудные минуты. 3. В сказках загадка нередко использовалась для проверки  сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его  дальнейшую судьбу, а, порой и саму жизнь. Можно вспомнить такие  сказки: «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Царевна,  разрешающая загадки», «Вещий сон», «Мудрые ответы», «Семилетка»).  Похожие сказки есть и у других народов мира.      В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путником,  давала ему право на ночлег.         Издревле на Руси устраивали бои загадок. Участники делились на две группы и по очереди загадывали и отгадывали загадки. Такое состязание называется стенка на стенку, как в кулачном бою, поэтому и говорили ­ бой загадок.      В древнегреческом мифе, злое чудовище Сфинкс всем загадывает одну   и   ту   же   загадку.    Сфинкс  ­   мифическое   чудовище,   существо   с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Она подстерегала 6путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Загадка Сфинкс звучала примерно так: «Кто имеет четыре ноги утром, две днем, три вечером, и бывает самым слабым, когда имеет больше всего  ног?». Не отгадавшего постигала смерть. Разгадал загадку только Эдип.  Ответ таков: это ЧЕЛОВЕК. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость. КРОССВОРД –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? Ребята, а Афанасий Фёдорович хочет вас пригласить в сказку “Умная  внучка” в обработке А.Платонова. ΙΙΙ . Итог. Ι V. Домашнее  задание (на  выбор). – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? 1. Прочитать сказку“Умная внучка” в обработке А.Платонова. 2. Найти в каждой из прочитанных сказок загадки и перечитать их.  Определить самую мудрую. 78