Сценарий урока по русскому языку "Русская сказка "Мудрая дева"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
10.10.2017
Тема: Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева».
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
урок сказка.doc
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева».
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Фонетическая разминка.
По поднебесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит.
У нашего луня,
У милого друга,
Сорок кадушек
Солёных лягушек,
Сорок амбаров
Сухих тараканов.
Прочитайте с радостью, восхищением, злостью, удивлением,
вопросительно.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях.
1 Что вы прочитали?
Как вы думаете, почему для фонетической разминки я выбрала именно
небылицы?
Отгадайте, что за фразу зашифровал Афанасий, и вы узнаете тему нашего
урока.
АКЗАСА ДУСОРЬМЮТ ТОГАБА.
Сказка мудростью богата.
С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
А почему дева?
Ребята, а как вы думаете, почему мудрая, а не «умная»?
МУДРОСТЬ глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.
Умный обладающий здравым умом, сообразительностью.
Проверка домашнего задания.
Чтение сказки по ролям.
Сколько героев действует в первой части сказки? (5.)
1. Подготовка к инсценированию 1й части сказки.
– Обязательно ли должен быть автор? (Нет.) Если автора у нас не будет, то
его слова должны принадлежать героям. Давайте добавим необходимые
слова, составим сценарий: определим, кому и какие принадлежат слова и
как их надо произносить, как надо двигаться артистам.
Вариант сценария.
Спят два брата. Богатый встаёт, видит жеребёнка, будит бедного.
Богатый. Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила.
Бедный (вставая, с удивлением). Как можно, чтобы телега жеребёнка
родила? Это моя кобыла принесла.
Богатый (хитро). Кабы твоя кобыла принесла, жеребёнок бы подле был.
Бедный. Пойдём к царю. Пусть он рассудит нас.
II. Развитие
умений.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
2 Богатый. Пошли.
Идут по сцене. Приходят к царю. Кланяются.
Бедный. Царьбатюшка, не вели казнить, а вели слово молвить. Рассуди
нас, государь, кто прав. Скажи, кому жеребёнок принадлежит: его телеге
или моей кобыле.
Царь (задумчиво). Вот что я решил. Загадаю вам четыре загадки и сроку
дам три дня. На четвёртый приходите, ответ дайте. Кто отгадает, того и
жеребёнок. Вот слушайте первую загадку: что всего в свете сильней и
быстрей? А вот остальные: что всего в свете жирнее? Что всего мягче? Что
всего милее?
Братья кланяются и уходят. Богатый идёт, почёсывает затылок,
останавливается.
Богатый (с облегчением). Пойдука я к своей куме, совета у неё попрошу.
Дальше по книге, с. 20–22.
Инсценирование сказки.
Анализ выступлений учащихся:
– Доставили ли вам удовольствие артисты своей игрой?
– Кто, на ваш взгляд, удачнее передал характер героя?
– Что бы вы посоветовали другим исполнителям?
а был ли автор? Как мы без него обошлись?
Выборочное чтение.
Какой персонаж отсутствовал в сценке?
КУМА – крестная мать по отношению к родителям.
Найдите в тексте, как на загадки ответила кума? Можно сказать, что она
глупа? (Нет, просто для неё важнее всего в жизни её дом, хозяйство, её
семья.)
Чтение 2 части по ролям.
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по пред
ложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
3 Работа с пословицами.
Ум хорошо, а два – лучше.
Умный отличен от глупого.
Полна ума палата.
Смекалка и ум к победе ведут.
Плохи дела – где сила без ума.
Что общего у пословиц?
А какая из пословиц могла бы служить названием сказки «Мудрая
девушка»
ФИЗМИНУТКА (Мультфильм «Небылицы в лицах» Весёлая карусель
выпуск №5)
2. Сопоставление сказок разных народов. Заполнение таблицы.
Были прочитаны три сказки. Какие?
Что их объединяет? (Бытовые)
Прочитайте сказочные приметы, записанные на доске.
На доске: зачин, концовка, волшебные герои, народная мудрость,
троекратный повтор, волшебные события, добро побеждает зло.
Выберите те сказочные приметы, которые есть у бытовых сказок.
Зачин, концовка, троекратные повторы, народная мудрость, добро
побеждает зло.
В бытовых сказках задумка, вымысел проявляется благодаря необычной
сюжетной ситуации, волшебного элемента подчас не содержится вовсе.
А сейчас мы с вами постараемся определить, чем отличаются эти сказки
друг от друга и что объединяет их.
Учитель делает записи в таблице на доске, дети – в тетрадях на с. 34.
4 Чьи это сказки?
Назовите
правителей этих
стран
Кто был мудрым?
Сколько в сказке
загадок?
Какие?
Кому помогла
мудрость?
Какие концовки у
сказок?
Татарская
Падишах
Киргизская
Хан
Русская
Царь
Старик
3
Девушка
Даанышман
3
Девочка
семилетка
4
как определить,
где находится
камень?
как отличить
молодого коня от
старого?
как определить,
какое из двух
брёвен отпилено
от верхней
половины, а какое
от нижней?
юноше
старику
народу
“Видно и старики
бывают полезны.
Без них тоже не
обойдёшься!”
сказал падишах и
какое
расстояние
между
востоком и
западом?
какое
расстояние
между небом и
землёй?
какое
расстояние
между правдой
и ложью?
джигиту
девушке
Даанышман
Стыдно стало
ему перед
женойумницей.
Он понял, что
был не
что быстрее и
сильнее?
что всего
жирней?
что всего
мягче?
что всего
милей?
старику
Присудил
отдать
жеребёнка
бедному
мужику.
5 Что ценит народ в
героях сказок?
отменил свой
жестокий приказ.
ум
мудрость
справедлив.
ум
мудрость
ум
мудрость
догадку
– Вы заметили, что во всех трёх сказках всесильные правители признали
себя побеждёнными? Почему?
Вывод. Мудрость всегда была в почёте. Все народы во все времена
ценят умных, мудрых людей. Ум, находчивость, метко сказанное слово,
житейская мудрость часто спасали людей в трудные минуты.
3. В сказках загадка нередко использовалась для проверки
сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его
дальнейшую судьбу, а, порой и саму жизнь. Можно вспомнить такие
сказки: «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Царевна,
разрешающая загадки», «Вещий сон», «Мудрые ответы», «Семилетка»).
Похожие сказки есть и у других народов мира.
В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путником,
давала ему право на ночлег.
Издревле на Руси устраивали бои загадок. Участники делились на две
группы и по очереди загадывали и отгадывали загадки. Такое состязание
называется стенка на стенку, как в кулачном бою, поэтому и говорили бой
загадок.
В древнегреческом мифе, злое чудовище Сфинкс всем загадывает
одну и ту же загадку. Сфинкс мифическое чудовище, существо с
головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Она подстерегала
6 путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их
отгадать. Загадка Сфинкс звучала примерно так: «Кто имеет четыре ноги
утром, две днем, три вечером, и бывает самым слабым, когда имеет больше
всего ног?». Не отгадавшего постигала смерть. Разгадал загадку только
Эдип. Ответ таков: это ЧЕЛОВЕК. В младенческом возрасте он ползает, в
расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость.
КРОССВОРД
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
Ребята, а Афанасий Фёдорович хочет вас пригласить в сказку “Умная
внучка” в обработке А.Платонова.
ΙΙΙ
. Итог.
Ι
V. Домашнее
задание (на
выбор).
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
1. Прочитать сказку“Умная внучка” в обработке А.Платонова.
2. Найти в каждой из прочитанных сказок загадки и перечитать их.
Определить самую мудрую.
7 8
Сценарий урока по русскому языку "Русская сказка "Мудрая дева"
Сценарий урока по русскому языку "Русская сказка "Мудрая дева"
Сценарий урока по русскому языку "Русская сказка "Мудрая дева"
Сценарий урока по русскому языку "Русская сказка "Мудрая дева"
Сценарий урока по русскому языку "Русская сказка "Мудрая дева"
Сценарий урока по русскому языку "Русская сказка "Мудрая дева"
Сценарий урока по русскому языку "Русская сказка "Мудрая дева"
Сценарий урока по русскому языку "Русская сказка "Мудрая дева"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.