Сценарий урока по теме « США: гражданская война есть буржуазная революция!?»(история 8 класс)
Оценка 4.9

Сценарий урока по теме « США: гражданская война есть буржуазная революция!?»(история 8 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история +1
8 кл—10 кл
17.01.2017
Сценарий урока по теме « США: гражданская война есть буржуазная революция!?»(история 8 класс)
1.Сценарий урока по Новой истории в форме дебатов представляет ход дебатов,последовательность выступления обеих сторон,как защиты,так и стороны отрицания. В сценарии введены речевые обороты,которые усваивают учащиеся в ходе дебатов. Дан тексте командам для подготовки своей позиции,для выстраивания аргументов и фактов.В Приложении дана таблица для работы экспертов.
Сценарий урока по теме Гражданская война в США.docx

Сценарий урока по теме « США: гражданская война есть буржуазная революция!?»

Наименование ОУ:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Лицей №1»

ФИО автора:

 Филиппова Ирина Дмитриевна

Должность:

учитель истории и обществознания

Город:

Нефтеюганск

Еденица деятельностного содержания,которую нужно освоить детям: знание того,что гражданская война может быть буржуазной революцией..

Учебный материал: текст-документ

Ключевое задание( Задание –«ловушка»): США: гражданская война  есть (это) буржуазная революция!?.

Средства, имеющиеся у учащихся:

-Знают понятие « гражданская война»

-Знают события гражданской войны 1861-1865гг.

-Знают понятие «буржуазная революция»

-Умеют выстраивать доказательство 

У.

Ребята, мы изучили гражданскую войну в США 1861-1865гг и период после войны.

Я предлагаю вам обобщить знания по данной теме.

У.

Сформулируйте  определение- гражданской войны.

Д

.Гражданская война-это вооружённый конфликт между гражданами одной страны за государственную власть, конфликт  происходящий на территории

данной страны.

 

Форма работы: дискуссия-дебаты.

Таймкипер

Посмотрите на утверждение, « США: гражданская война есть буржуазная революция!?»

 

Я предлагаю обсудить  его в  командах и выстроить доказательство на основе  текста. Распределите роли в группе: первый спикер, второй спикер, третий спикер, секретарь

(работают 10мин. с текстом)

Судьи(эксперты)-……(получают задание)

Вольные слушатели….(получают задание)

Выполнение заданий проходит устно.

Таймкипер

    Слово предоставляется  1команде утверждения (У)

Ученики выступают с доказательством своей позиции

 

Выступление 1 спикера  (4мин)

Мы считаем, что это была гражданская война, потому что

-во первых…

-во вторых …

-в третьих..

В итоге, хотим сказать, что она не являлась революцией. Это была гражданская война

 

Выступление второго спикера команды(У)(3мин)

Я хочу дополнить,что…

Не согласен с тем, что…т,к….

Поэтому наша команда считает, что….

 

Таймкипер.

    Слово предоставляется команде опровержения

2позиция (О)

Выступление 1спикера(4мин)

Я считаю, что это была буржуазная революция, т,к,

-во первых…

-во вторых…

-в  третьих…

Таким образом мы пришли к выводу, что действительно это была буржуазная революция. Но она имела особенность, т.к.произошла  в ходе гражданской войной.

 

Выступление второго спикера команды(О) (3мин)

Я хочу возразить, потому что…

Не согласен с тем, что…т,к….

Вы утверждаете, что…

Таймкипер:

   Слово вновь команде утверждения (2мин)

Выступление третьего спикера команды(У)

Я хочу опровергнуть ваши доводы в том, что…

Факты, которые вы представили не являются убедительными по ряду причин,потому как ….

В итоге хотим сказать, что…

 

Таймкипер:

   Слово вновь команде опровержения

Выступление третьего  спикера команды(О)(2мин)

Я хочу возразить, потому что…

Не согласен с тем, что…т,к….

Вы утверждаете,что…но это  противоречит…

В итоге хотим сказать, что…

 

Таймкипер

-Есть ли вопросы к оппонентам от групп?

(Идут вопросы и ответы)

 

Спикеры закончили выступления. Слово предоставляется экспертам…

Эксперты выступают по своему  плану, отмечают веские аргументы той и другой стороны ,сильные и слабые стороны команд, высказывают пожелания, критические замечания и дают оценку в виде баллов.

 

Рефлексия:

Последними выступают вольные слушатели. Они отвечают на вопрос

таймкипера:

  Что вы взяли для себя с урока?( Как менялась ваша точка зрения?)

 …………………………………………………………………………….

Таймкипер:

   .В итоге  хочу всех поблагодарить за участие в дебатах и пожелать успехов

 

Приложение1

Исторический источник:

У.З .Фостер. Очерки политической истории Америки. Издательство иностранной литературы. М.,1953,стр.388-389.

 

В гражданской войне между Севером и Югом погибло более бОО тыс. человек, свыше 1 млн. было ранено, в начавшейся войне .Каждая сторона была уверена в своей быстрой победе. Но война длилась целых 4года В войне участвовали на стороне северян: представители промышленной буржуазии, фермеры, рабочие, бежавшие с Юга рабы, ремесленники. На стороне Южан воевали : выходцы из семей плантаторов- рабовладельцев, части регулярной армии. Всего за войну в армию Севера было призвано 2,7 млн., в армию Юга — 1,1 млн. чел. Основным соединением была пехотная дивизия из 3 бригад по 2 полка (в полку 10 рот по 80—100 чел.), 2—3 дивизии сводились в корпус, 2—5 корпусов объединялись в армию.

Южане считали что рабство -это нормальное явление для негров.. Труд рабов был неэффективен, но дешёвый Рабов использовали на хлопковых плантациях, на плантациях табака, сахарного тростника ,риса. В 1850г.в сельском хозяйстве было занято 2,5 млн.рабов. Всего в стране было 4млн рабов. Плантаторы презирали предпринимателей северян и более всего гордились чистотой своего происхождения. Они не хотели примириться с избранием на пост президента противника рабства-Авраама Линкольна в 1860г.Одиннадцать рабовладельческих штатов принимают решение в 1860 году отделиться от Севера из Союза штатов и образуют Конфедерацию .Столицей становится город Ричмонд в штате Виргиния. Президентом стал плантатор Джефферсон Дэвис. Южан воевали за сохранение рабства на юге страны и её распространение на Юго- Западе. А так же выбрать президента, который являлся сторонником сохранения рабства.

.Северяне считали главным в войне -спасение союза Севера и Юга для развития экономики страны. Они считали, что крупное землевладение и использование рабского труда на Юге мешают внедрению там современных технических достижений в экономику, задерживают

развитие страны по буржуазному пути. Рабство они считали о аморальным явлением для своей нации.

.В войне    буржуазия Севера    хотела сохранить свою власть и единство страны.

.Армию  южан  возглавил  талантливый  полководец  Роберт Ли.,   офицер армии, перешедший из армии северян на сторону южан.

Доп.Англия и Франция были заинтересованы в сохранении рынков южных штатов, были готовы вмешаться в Гражданскую войну. На английских верфях для южных штатов начали строить суда. Британские войска начали перебрасываться в Канаду. Англия выжидала лишь решающих успехов южан, чтобы вступить в войну.

На первом этапе войны южане добились значительных успехов. Командование северян проявляло нерешительность. Северяне считали, что они ведут войну во имя восстановления единства страны.

 

На втором этапе успех сопутствовал северянам. Правительство Авраама Линкольна прибегло к более решительным действиям

В !862году был принят закон о гомстедах - семейных фермах.

Согласно закону, любой американец, имевший 10 долларов, не воевавший против Севера, мог получить участок земли. Если фермер в течение 5 лет обрабатывал эту землю, участок переходил в его собственность. Закон усилил поддержку правительства Севера в аграрных штатах Запада.

Фермеры стали собственниками земли, т.е. сельскими   буржуа. Победил «американский», или фермерский    путь развития    в сельском хозяйстве, который иначе можно назвать капиталистическим путём. Он создал условия для бурного экономического роста в сельском хозяйстве.

Фермеры и рабочие поверили всему правительству и стали массово вступать в армию Севера.

Доп. Северянам оказала помощь Россия заинтересованная в существовании сильных США, противостоящих Англии и Франции, которые были её соперниками. Осенью 1863года две русские эскадры прибыли в Нью-Йорк и Сан-Франциско, что было воспринято как дружеский жест в отношении Линкольна. Война велась на трёх фронтах: в Виргинии, в долине Миссисипи и на северном побережье.

1 января 1863 г.правительство Линкольна объявило, что рабы южных штатов являются свободными гражданами без всякого выкупа. Беглым рабам разрешалось вступать в армию северян (всего к концу войны в рядах армии и флота насчитывалось около 200 тыс. негров).

У северян выделились талантливые военачальники — генералы Улисс Грант и Уильям Шерман. Освобожденные рабы бежали с плантаций, создавали партизанские отряды, что привело к дезорганизации экономики Конфедерации. Летом 1863 г. войска Севера добились решительной победы. В апреле 1865 г. пала столица Конфедерации Ричмонд. Армия генерала Ли вынуждена была капитулировать.

В конституцию США была внесена 13 и 14 поправки ,которые законодательно отменяли рабство и предоставляли рабам такое же право голоса, как и белым гражданам

Земли тех плантаторов, которые участвовали в войне на стороне Юга, были проданы с аукционов. В итоге на Юге возросло количество фермерских хо­зяйств. В то же время большинство освободившихся рабов не имели ни земли, ни средств к существованию. В силу низкой квалификации и малограмотно­сти они были вынуждены соглашаться на самую низкооплачиваемую работу. Это становилось источником постоянных конфликтов.

Восстановление Юга укрепило единство внутреннего рынка страны. Началось стремительное развитие США

 

 

 

Сценарий урока по теме

 «Аграрная реформа П.Л.Столыпина оказалась неудачной»(9класс)

Еденица  деятельностного   содержания, которую  нужно   освоить  детям:

знание того, что аграрная реформа П.А.Столыпина являлась прогрессивным

явлением   в  развитии  России,   создала     частично  условия  для  развития

капиталистических отношений в сельском хозяйстве страны, но она была

незавершённой и не могла решить всех поставленных задач.

Учебный материал: текст-документ

Ключевое задание: аграрная реформа П.А.Столыпина оказалась неудачной.

Средства, имеющиеся у учащихся:

Знают содержание аграрной реформы П.А.Столыпина

Знают методы проведения реформы.

Знают итоги реформы.

Умеют выстраивать доказательство.

Имеют исторические источники :

Фёдоров Борисов «Столыпин как историческая личность»

Бондарев В Попов Г.О. «О столыпинской реформе» .

Крыжановский СЕ. «Столыпин»

 

Учитель:

     Мы изучили аграрную реформу П.А.Столыпина.

Я предлагаю вам обобщить знания по данной теме. Форма работы: дискуссия-«Дебаты»

Таймкипер:

     Посмотрите на утверждение «Аграрная реформа П.А.Столыпина оказалась

неудачной». Историки    по- прежнему не пришли к единому мнению о значении этой реформы для   развития   нашей   страны.    Одни   историки   считают,   что   она   была прогрессивной и могла повернуть развитие сельского хозяйства в России  по капиталистическому пути, если бы не   смерть Петра Аркадьевича  от рук террористов. Другие считают, что реформа была неудачной, так как она не затрагивала главного -помещичьего   землевладения   и   была   обречена   на   неудачу. Аграрный вопрос остался не решенным в России.

Я предлагаю обсудить    в    командах    данные точки зрения и выстроить

доказательство на основе текста. Распределите роли в группе: первый спикер, второй спикер, третий спикер, секретарь .(работают  10 мин. с текстом)

Судьи(эксперты) получают задание по заполнению карты.

Вольные слушатели  получают  задание  в  виде  карточки,  где     следует написать свою точку зрения и ответить на вопрос «Изменилась ли ваша точка зрения?»

Выполнение заданий происходит устно.

Таймкипер

Слово предоставляется 1 команде утверждения .(Ученики выступают с доказательством своей позиции .)

       Мы считаем, что, «Аграрная Выступление 1 спикера (4мин реформа П.А.Столыпина оказалась неудачной» потому что:

       -Во первых по мнению историка В. Бондарева, реформирование аграрных
отношений, наделение крестьян правом частной собственности на землю
удалось лишь частично, при этом сохранилось антагонистическое
противоречие между крестьянами и помещиками; проведение
землеустроительных работ, отделение крестьян он общины удалось в
незначительной мере- около 10% крестьян выделилось из хутора; переселение крестьян в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток в какой- то степени удалось. Это- выводы, для объективной оценки необходимо обратится к основным цифрам и фактам. Примерно за десять лет только 2,5 млн. крестьянских хозяйств удалось освободится от опеки общины. Движение за упразднение "мирского"
правления на селе достигло наивысшей точки между 1908 и 1909 гг. (около
полмиллиона запросов ежегодно). Однако впоследствии это движение
заметно сократилось.

      -Во вторых случаи полного роспуска общины в целом были крайне
редкими(около130 тыс.человек).

"Свободные" крестьянские землевладения составили лишь 15% общей
площади обрабатываемой земли. Едва ли половине работавших на этих
землях крестьян (1,2 млн.) достались отруба и хутора, закрепленные за ними постоянно, в частную собственность. Собственниками смогли стать лишь 8% общего числа тружеников, но они терялись в масштабах страны.

       В итоге, наша команда считает, что реформа  была  неудачной.

 

Выступление второго спикера команды утверждения (З мин)

       Я считаю, что деятельность крестьянского банка также
не дала желаемых   результатов.Всего за 1906- 1915 гг. банк приобрел для продажи крестьянам 4614 тыс. десятин земли, подняв цены с 105 руб. в 1907 г. до 136 руб. в 1914 г. за десятину земли. Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком на заемщиков,   вели   к   разорению   массы   хуторян  и   отрубников.   Все   это подрывало доверие крестьян к банку, и число новых заемщиков пошло вниз.

         Хочу обратить внимание на переселенческую политику, которая
наглядно продемонстрировала методы и итоги столыпинской аграрной
политики. Переселенцы предпочитали обосновываться в уже обжитых местах,
таких как Урал, Западная Сибирь, нежели заниматься освоением безлюдных
лесных зон. Между 1907 и 1914 гг. 3,5 млн. человек выехали в Сибирь, около
1 млн. их вернулись в европейскую часть России, но уже без денег и надежд,
ибо прежнее хозяйство было продано.

         Одним словом, реформа не удалась. Она не достигла ни экономических, ни
политических целей, которые перед ней ставились. Деревня вместе с
хуторами и отрубами оставалась такой же нищей, как и до Столыпина. Хотя,
необходимо привести цифры, которые приводит Г. Попов- они показывают,
что кое- какие сдвиги в положительную сторону наблюдались: с 1905 по 1913
гг. объем ежегодных закупок сельхозтехники вырос в 2-3 раза. Производство
зерна в России в 1913 г. превышало на треть объем производства зерновых в США, Канаде, Аргентине вместе взятых. Российский экспорт зерна достиг в 1912 г. 15 млн. тонн в год. В Англию масла вывозилось на сумму, вдвое большую, чем стоимость всей ежегодной добычи золота в Сибири. Избыток хлеба в 1916 г. составлял 1 млрд. пудов. Не правда ли, обнадеживающие показатели? Но все же, по мнению Попова, главную задачу- сделать Россию страной фермеров- решить не удалось. Большинство крестьян продолжали жить в общине, и это, в частности, предопределило развитие событий в 1917 году.

             Наш вывод таков: реформа не заставила крестьянина забыть о помещичьей земле, как рассчитывали авторы указа от 9 ноября. Новоиспеченный реформой кулак, грабя общинную землю, держал в уме и помещичью, как и остальные крестьяне. К тому же он становился все более заметным экономическим конкурентом помещика на хлебном рынке, а порой и политическим, прежде всего в земстве. К тому же новая популяция "сильных" хозяев, на которых рассчитывал Столыпин, была недостаточной, чтобы стать опорой царизму...

Здесь  ярко  проявляется  основная  причина  неудач   буржуазных  реформ- попытка их проведения в рамках феодальной системы. К слову, скажем, что можно встретить утверждение, будто Столыпиными реформам просто не хватило времени для положительных результатов.

          Поэтому наша команда считает, что эти реформы были неудачными.

Таймкипер.

Слово предоставляется команде опровержения .

Выступление 1спикера(4мин)

     Мы считаем, что аграрная реформа П.А.Столыпина оказалась удачной .

Во первых Г. Попов в своей работе показывают, что сдвиги в положительную сторону   наблюдались:   с   1905   по   1913   гг.   объем   ежегодных   закупок сельхозтехники вырос в 2-3 раза. Производство зерна в России в 1913 г. превышало на треть объем производства зерновых в США, Канаде, Аргентине вместе взятых. Российский экспорт зерна достиг в 1912 г. 15 млн. тонн в год. В Англию масла вывозилось на сумму, вдвое большую, чем стоимость всей ежегодной добычи золота в Сибири. Избыток хлеба в 1916 г. составлял 1 млрд. пудов. И это обнадеживающие показатели.

 Во вторых началось разрушение сельской общины, то что так мешало свободному развитию зажиточных крестьян, формированию сельских буржуа. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года "каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли" . Более того, закон разрешил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861 г. Выход из общины рассматривал сельский сход, если же согласие не выдавалось в течение 30 дней, то выдел осуществлялся земским начальником. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен черезполосых земель отдельный компактный участок- отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно- подворному.

     Таким   образом   мы   пришли   к   выводу, что реформа была  удачной, так как  могла  иметь успех по истечении времени.

Таймкипер.

Слово предоставляется команде опровержения.

Выступление второго спикера команды. (Змин)

     Я хочу возразить команде оппонентов, по нескольким вопросам.

Вы считаете, что финансовая политика кредитного банка ничего не дала. Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной собственности был именно кредитный банк. Посредством него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие государству. При этом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам общине. Между 1905 и 1914 гг. в руки крестьян перешли таким путем 9,5 млн. га земли. Необходимо, однако заметить, что условия продаж были довольно жесткими- за просрочку платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась в банковский фонд для новой продажи. Эта политика была весьма разумной в отношении наиболее работоспособной части крестьян, она помогла им.

        Не согласен с тем, что переселенческая политика потерпела крах. Да, переселенцы предпочитали обосновываться в уже обжитых местах, таких как Урал, Западная Сибирь, нежели заниматься освоением безлюдных лесных

зон. Между тем из выехавших в 1907 - 1914 гг. 3,5 млн. человек в Сибирь, только около 1 млн. вернулись в европейскую часть России. Остальные обосновались там и стали настоящими собственниками земли, сибиряками. Правительство всячески поощряло заселение данных регионов: были устранены все препятствия и создан серьезный стимул для переселения в осваиваемые районы страны. Кредиты, отпускаемые переселенцам, увеличились в четыре раза по сравнению с периодом 1900-1904 гг. Проезд был бесплатным, специальные по конструкции, "столыпинские" вагоны, позволяли везти с собой скот и имущество.

        В итоге наша команда убеждена, что реформы имели успехи и они были бы продолжены, если бы не убийство Столыпина и Первая мировая война.

Таймкипер:

Слово вновь команде утверждения.

Выступление третьего спикера команды. (2мин)

        На наш взгляд можно допустить, что столыпинские реформы, если бы они продолжались, скажем, еще лет 10, принесли бы определенные результаты.Факты, которые вы представили не являются убедительными по ряду причин, потому как реформы были направлены на создание слоя мелких крестьянских собственников- фермеров, да и то в том случае, по выражению Ленина, если "обстоятельства сложились исключительно благоприятно для Столыпина". Но разве не эти самые фермеры в США стали базой для появления одной из наиболее антибюрократических форм демократической республики? На наш взгляд самым реальным результатом было бы создание общественной силы, которая неминуемо привела бы в конце концов  к революции. Но не социалистической, а лишь буржуазной. Но разве можно считать такой итог успешным с точки зрения абсолютизма, в рамках и во имя которого претворялась в жизнь аграрная реформа! ?Помещичье землевладение явилось тормозом в развитии сельского хозяйства по капиталистическому пути и оно не было ликвидировано, поэтому слой богатого «кулака» так и не сложился.

         В итоге хотим сказать, что, реформы не имели успех и были неудачными.

Таймкипер:

Слово вновь команде опровержения.

Выступление третьего спикера команды(2мин)

      Я хочу возразить, по поводу того, что реформа ничего не дала России.

1908—1914 гг. — это короткий "золотой век" русского капитализма.. Россия стала самым крупным в мире экспортером зерна, вывозя треть своего урожая за границу. Государственный бюджет был сбалансирован, несмотря на выплаты внешних долгов. Благодаря политической стабильности возросли иностранные инвестиции в российскую экономику. 31%, размеры вкладов в сберегательных кассах и на текущих счетах в банках удвоились.

         По словам Кржижановского как бы ни расценивали аграрную реформу Столыпина, одно бесспорно, что она работала для будущего России, и не какой-нибудь, а России великой. Реформа разрушили общинный строй, так много вреда приносивший России, открыла выход для накопившихся в крестьянстве деятельных сил, и направил их на путь хозяйственного развития и нравственного укрепления. Благодаря заселению Сибири и появилось более здоровое поколение борцов за русское великодержавие.

          Завершить свою мысль хочу следующим: сегодня как никогда видно величие Петра Аркадьевича Столыпина. Он был рачительным хозяином, добрым и отзывчивым человеком, хорошим семьянином. Аграрная реформа позволила России модернизировать свою экономику .

Таймкипер

Есть ли вопросы к оппонентам от групп? (Идут перекрёстные вопросы ответы)

Спикеры закончили выступления. Слово предоставляется экспертам..

Эксперты выступают по своему плану (лист оценки прилагается), отмечают веские аргументы одной и другой стороны ,сильные и слабые стороны команд, высказывают пожелания, критические замечания и дают оценку в виде баллов.

Рефлексия:

Последними выступают вольные слушатели. Они отвечают на вопрос, который был задан в начале урока:

Что вы взяли для себя с урока? Как менялась ваша точка зрения в ходе дискуссии?, что

Слушатель:
Я считаю.........................................

Учитель:

В итоге хочу всех поблагодарить всех за участие в дебатах и пожелать успехов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение II

 

 

  Команда

Как сформулирована позиция

(чётко или нет)?

Какие аргументы и факты понравились, были убедительны?

Какие речевые

обороты  использованы?

Выполнение

правил дискуссии

Оценка

 

(1-5бал.)

 

 

№1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Сценарий урока по теме « США: гражданская война есть буржуазная революция!?»

Сценарий урока по теме « США: гражданская война есть буржуазная революция!?»

Ученики выступают с доказательством своей позиции

Ученики выступают с доказательством своей позиции

В итоге хотим сказать, что…

В итоге хотим сказать, что…

Северяне считали главным в войне -спасение союза

Северяне считали главным в войне -спасение союза

Летом 1863 г. войска Севера добились решительной победы

Летом 1863 г. войска Севера добились решительной победы

Аграрный вопрос остался не решенным в

Аграрный вопрос остался не решенным в

Все это подрывало доверие крестьян к банку, и число новых заемщиков пошло вниз

Все это подрывало доверие крестьян к банку, и число новых заемщиков пошло вниз

Российский экспорт зерна достиг в 1912 г

Российский экспорт зерна достиг в 1912 г

Кредиты, отпускаемые переселенцам, увеличились в четыре раза по сравнению с периодом 1900-1904 гг

Кредиты, отпускаемые переселенцам, увеличились в четыре раза по сравнению с периодом 1900-1904 гг

Завершить свою мысль хочу следующим: сегодня как никогда видно величие

Завершить свою мысль хочу следующим: сегодня как никогда видно величие

Приложение II Команда

Приложение II Команда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017