Приложение к уроку содержит иллюстративный и дополнительный материал к уроку
МБОУ «Самусьский лицей имени академика В. В. Пекарского»
Учитель начальных классов Сергеева Татьяна Иосифовна
Проектная задача
«Путешествие однородных членов предложения»
Место проектной задачи в учебном плане: проводится в рамках урока.
Вид задачи: Предметная проектная одновозрастная.
Класс: 4
Цель: Совершенствование умений находить однородные члены в
предложениях разных конструкций: с обобщающим словом и без него.
Предполагаемый продукт: текст о путешествие с использованием знаний по
теме «Однородные члены предложения».
Замысел проектной задачи
Центральным действием при решении проектной задачи является
творческая работа учащихся с использованием переноса известных способов
действий в новую для них модельную ситуацию.
В процессе задачи в игровой форме (путешествие) совершенствуются
основные знания темы «Однородные члены предложения»
Описание проектной задачи (сюжет)
Сегодня на нашем уроке русского языка в большое путешествие
отправляются Однородные члены предложения. Это путешествие они
решили совершить на поезде, вагоны которого специализированные: в одних
вагонах могут ехать предложения с однородными членами без обобщающего
слова, в других вагонах предложения с однородными членами с обобщающим
словом. Есть ещё одно условие: поезд предназначен только для предложений с
однородными членами, но если вдруг в списке пассажиров окажутся
пассажиры, которые не отвечают условиям нашего поезда, то для них в этом
поезде предусмотрен общий вагон.
Оказавшись на вокзале, перед билетной кассой однородные члены
предложения призадумались. Как вы думаете почему? Что за проблема у них
могла возникнуть? (Дети формулируют проблему.) Правильно, ребята, они не
могут определиться, в какой вагон купить билет. Значит, какова будет ваша
задача на уроке? (Дети: помочь им это сделать.)
Я предлагаю вам побывать в роли кассиров по продаже билетов на поезд, а
проводниками вагонов будут схемы предложений на вагонах. Вы должны
помочь нашим однородным членам (путешественникам) купить билет в свой
вагон, а проводникисхемы встретят пассажиров у своих вагонов.
Разбейтесь на группы по 4 человека, получите документы: нумерацию
вагонов поезда, списки пассажиров, инструкцию для кассиров на наш
специализированный поезд. (На вагонах поезда есть номер и схема, которая
будет ориентиром для посадки пассажиров; списки пассажиров – этопредложения к заданиям, инструкция для кассиров – это формулировка
заданий для решения проектной задачи). Вспомните признаки однородных
членов предложения, чтобы правильно посадить в поезд всех пассажиров.
Примечание:
Обучающиеся в группах решают предложенные им задания. После
выполнения каждого задания подводится промежуточный итог – коллективно
проверяется выполнение задания. Фиксируются трудности, выясняются
причины неудачи.
Задание 1.
Прочитайте предложение, расставьте знаки препинания, подчеркните
однородные члены предложения, составьте схему и продайте пассажирам
билет в нужный вагон.
На лугах пестрели голубые колокольчики белые ромашки лютики
иванчай.
Вагон №… Ответ: (Вагон №3, схема О, О, О, О )
Задание 2.
Обсудите в группе, какая схема соответствует предложению, в таком вагоне
поедет данный пассажир. Поставьте необходимые запятые.
1) О, О, О и О
2) О и О , О и О
3) и О, и О, и О
Во время поездки мы и играли и пели и читали стихи.
Схема № …. Вагон №… Ответ: (Вагон №5, схема и О, и О, и О )
Задание 3.
Переконструируйте предложение, согласно схеме: О и О, О и О
В наши края прилетают грачи, стрижи, чижи, скворцы.
Вагон № … Ответ: (Вагон № 1, схема О и О, О и О
Задание 4.
Выберите предложение с однородными членами, где не нужна постановка
запятой и продайте билет в нужный вагон.
1. По краям оврагов росли деревья разные кустарники.
2. За полем виднелись пушистые сосны и ели.
Предложение № … Вагон № … Ответ: (Вагон № 4, схема О и О,
предложение №2)
Задание 5.Дополните выделенное слово однородными членами, чтобы предложение
соответствовало схеме О: и О, и О, и О, расставьте знаки
препинания, продайте билет.
На клумбе растут разные цветы.
Вагон № … (Вагон № 2, схема О: и О, и О, и О )
Задание 6.
Составьте предложение с однородными членами, в котором будет
противопоставление с союзом а. Продайте составленному предложению с
однородными членами билет в нужный вагон.
Вагон № … Ответ (Вагон № 7, схема О, а О )
Задание 7.
В какой вагон можно продать билет данному предложению.
Сморщились молодые побеги и цветы завяли.
(Это сложное предложение, в нём нет однородных членов. Это
пассажир поедет в общем вагоне.)
Задание 8.
Найдите предложение с однородными членами, которое должно ехать в
вагоне № 6,расставьте знаки препинания.
1. Дождь стучал по крыше и трепал листья.
2.Через поле вела широкая но грязная дорога.
3. Шумели суетились и хлопотали скворцы у своих скворечников.
4.Водоплавающие птицы дикие утки гуси и белые лебеди готовились к
отлёту на юг.
Предложение № … Ответ: (предложение № 4)
Все пассажиры купили билеты, заняли свои места в вагонах. Поезд
отправляется.
Задание 9
Составьте текст о том, что же могли увидеть наши путешественники во время
поездки, используя конструкции разных предложений с однородными членами
из ваших заданий. Пусть каждая группа представит себя пассажирами одного
из вагонов, и представит свой результат от лица пассажиров данного вагона.
(В приложении имеются бланки для текстов с вагончиками)
Презентация работы (защита полученного результата)
Итак, наша работа подошла к концу. Пришло время представить ваши тексты
о путешествии. (На доске появляется паровозик и к нему прикрепляютсявагоны каждой группы, один участник группы зачитывает составленный
текст)
Есть ли у когото вопросы к выступающему?
Инструкции для проектных групп:
На вагонах поезда есть номер и схема, которая будет ориентиром для посадки
пассажиров; списки пассажиров – это предложения к заданиям, инструкция
для кассиров – это формулировка заданий. Вспомните признаки однородных
членов предложения, чтобы правильно посадить в поезд всех пассажиров.