Сценарий урока русского языка разработан с использованием игровой квест-технологии. Учащиеся на уроке с опорой на карту, слова-метки находят задания, выполняют и оценивают их, чтобы найти клад. Все задания направлены на обобщение знаний о правописании глагола. Сценарий урока будет интересен учителям, работающим по УМК "Начальная школа XXI века".
Урок русского языка, 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Правописание глаголов
Цель: Обобщение знаний учащихся о правописании глаголов через организацию урока в соответствии с
квесттехнологией.
Задачи: 1) Обобщить знания учащихся о правописании глаголов, упражнять в применении изученных
правил при выполнении заданий.
2) Продолжить работу по формированию умения
работать в соответствии с планом, контролировать полученный результат с образцом, оценивать свои
возможности;
взаимодействовать с учителем, сверстниками;
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданием.
Содержание урока
1. Организационный момент
Все учащиеся стоят полукругом у доски.
2. Тема урока, цель. Правила игры
Ребята, какой факт из жизни Тома Сойера вас удивил? (Он с ребятами нашёл клад)
А вы хотите принять участие в поиске клада?
Найти клад помогают зашифрованные карты.
ться 4 1е
тся 5
4
2е 2
исключения
6
раздельно
5 слитно
Кто уже догадался и сможет сформулировать тему урока. (Правописание глаголов)
А определить цель урока? (Повторить правила правописания глаголов и применить их при
выполнении заданий)
Посмотрите вокруг. Что вы увидели? (Слова)
Это не просто слова – это меткиподсказки, которые помогут вам в поиске клада и при выполнении
заданий. Что возьмём с собой? (Пенал, учебник, тетрадь)
А какие качества ученика будут первыми помощниками? (Внимательность, умение слушать активность)
Вы готовы к испытаниям? Тогда начинаем!
3. Деление на группы. Работа в группах
Возьмите с полочки карточку со словом. Подумайте и подойдите к тому столу, где вы видите
продолжение вашего слова.
ца
Тигрица
Улица
Столица
Сахарница
Пуговица
тся
Радуется
Старается
Удивляется
Вертится
Закругляется
ться
Радоваться
Стараться
Удивляться
Вертеться
Закругляться
Послушаем, как справилась с заданием ребята первой группы. Чтобы узнать, правильно ли выполнили задание ребята второй и третьей групп, вспомним правило
правописания тся, ться в глаголах. Поможет задание, которое находится на столе.
Эту работу предлагаю выполнить в группах.
Вставь вместо пропусков тся или ться:
Смея____, катае____, умывае_____, умыва______, вьё______, улыба______, удивля_____, улыбае_____,
старае______.
Проверим, как справились с заданием.
Смеяться, катается, умывается, умываться, вьётся, улыбаться, удивляться, улыбается, старается
Какую подсказку видим на карте? (4 глагола с ться, 5 глаголов с тся)
Назовите глаголы с ться, и с тся.
Оцените себя. В этом вам поможет таблица самооценки.
Зелёный цвет – знаю правило, жёлтый – не совсем уверен, красный – правило знаю, но не умею его
применять.
1
2
3
4
5
Вернёмся к заданию, с которого начали урок. Читаем слово, задаём вопрос, объясняем правописание.
/Учащиеся по очереди читают слова и объясняют правописание/
Продолжаем вспоминать правила правописания глаголов. Следующее задание подскажет словометка.
Вспомните, как называется изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)
Спряжение
Склонение
/За карточкой со словом «спряжение» находятся карточки для работы в группах/
Прочитайте задание:
Допиши пропущенные безударные окончания глаголов. В скобках записывай начальную форму и
указывай спряжение глагола.
От гнева ты (________________________) старе_____, а от смеха (_____________________________)
молоде_______.
(_______________________________) Упуст______ минуту – (______________________________)
потеря_______ час.
На час (______________________________) отстан______ – за день не (___________________________)
догон______.
Это задание предлагаю выполнить в группах.
Проверим, как справились с этим заданием.
Что подсказывает карта? (Только два глагола 2ого спряжения, пишется окончание ишь: упустишь,
догонишь)
Назовите глаголы 1ого спряжения: стареешь, молодеешь, потеряешь, отстанешь.
На какое ещё правило эти слова? (Окончания ешь, ишь пишутся с ь)
От гнева ты (стареть, 1е спр.) стареешь, а от смеха (молодеть, 1е спр.) молодеешь.
(Упустить, 2е спр.) Упустишь минуту, (потерять, 1е спр.) потеряешь час.На час (отстать, 1е спр.) отстанешь за день не (догнать, гл.искл., 2е спр.) догонишь.
Работаем с таблицей самооценки:
2ой кружок: оцените, как с помощью начальной формы написали безударную гласную в личных
окончаниях глаголов.
3ий кружок – правописание мягкого знака в окончаниях глаголов 2ого лица единственного числа.
4. Глаголыисключения. Работа в парах
Вернулись к карте. О чём пойдёт речь? (О глаголахисключениях)
Среди словметок ищем глаголисключение. (Догнать)
отстать
догнать
/За карточкой со словом «догнать» находятся карточки для работы в парах/
Прочитайте задание.
Отметь глаголыисключения:
Держать
мёрзнуть
ненавидеть
обидеть
убирать
терпеть
дышать
умножать
лечить
смотреть
Эту работу предлагаю выполнить в парах.
Самопроверка
Чтобы узнать, как вы справились с этим заданием, поможет подсказка на карте. Сколько глаголов
исключений отметили? (6) Зачитайте.
Держать
мёрзнуть
Оцените себя.
глядеть
терпеть
дышать
умножать
ненавидеть
обидеть
лечить
смотреть
5. Правописание частицы Не с глаголами. Самостоятельная работа
Какое ещё правило подсказывает карта? (О слитном и раздельном правописании глаголов).
Что мы узнали о правописании глаголов? (Частица Не с глаголами пишется раздельно, кроме глаголов
исключений)
Отправляемся на поиски глаголов, которые с частицей не пишутся раздельно. Будьте внимательны,
нельзя выбирать карточки с глаголамиисключениями.
/На свободных столах разложены карточки с глаголами, которые написаны с частицей НЕ слитно.
Сначала девочки выбирают по одной карточке с глаголом, затем мальчики/
Слова для задания:
нездоровится
неболеет
недогонит
нерешает
ненавидит
неплачет
непишет
неспит
недоумевает
неунывает
нечитает
неедет
негодует
нешумит
несорит
незнает
невзлюбила
небегает
нерисует
непоёт
Проверим, как справились с этим заданием. Назовите глаголы, которые не употребляются без частицы
не. (Нездоровится, ненавидит, недоумевает, негодует, невзлюбила)
Сколько их? (5)
Оцените, как вы справились с этим заданием. Как пишутся глаголы с частицей не? (Раздельно)
А как написаны слова на карточке? (Слитно)
Можно так оставить слова? Как поступить, чтобы было правильно? (Оторвать частицу от слова)
Научимся это делать с помощью линейки: между частицей и словом положили линейку и оторвали.
6. Итог урока. Рефлексия
Смотрим на карту. Место клада совсем рядом. Переверните частицу НЕ. Что увидели? (Букву и число)
У каждого из вас кусочек записки. Восстановим её с помощью чисел.
1
к
10
е
11
т
15
и
12
р
13
а
14
д
4
д
5
и
6
щ
7
и
2
л
3
а
8
в
9
т
/В тетради на печатной основе вложен текст стихотворения о глаголахисключениях/
Где ищем клад? Что это? (Стихотворение о глаголахисключениях)
Прочитаем его:
Гнать, держать, смотреть и видеть.
Дышать, слышать, ненавидеть.
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на е спрягать нельзя!
Домашнее задание: выучить стихотворение о глаголахисключениях.
Какую цель ставили на урок? (Повторить правила правописания глаголов и применить их при
выполнении заданий)
С помощью таблицы самооценки сделайте вывод, как вы справились с предложенными заданиями?
Какие правила необходимо ещё повторить?
Спасибо за урок!