Сценарий урока русского языка по теме "Правописание глаголов" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сценарий урока русского языка разработан с использованием игровой квест-технологии. Учащиеся на уроке с опорой на карту, слова-метки находят задания, выполняют и оценивают их, чтобы найти клад. Все задания направлены на обобщение знаний о правописании глагола. Сценарий урока будет интересен учителям, работающим по УМК "Начальная школа XXI века".
Иконка файла материала русский язык.docx
Урок русского языка, 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема: Правописание глаголов Цель: Обобщение знаний учащихся о правописании глаголов через организацию урока в соответствии с  квест­технологией. Задачи: 1) Обобщить знания учащихся о правописании глаголов, упражнять в применении изученных  правил при выполнении заданий. 2) Продолжить работу по формированию умения ­ работать в соответствии с планом, контролировать полученный результат с образцом, оценивать свои  возможности; ­ взаимодействовать с учителем, сверстниками; ­ с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданием. Содержание урока 1. Организационный момент Все учащиеся стоят полукругом у доски. 2. Тема урока, цель. Правила игры ­ Ребята, какой факт из жизни Тома Сойера вас удивил? (Он с ребятами нашёл клад) ­ А вы хотите принять участие в поиске клада?    ­ Найти клад помогают зашифрованные карты. ­ться   4                            1­е  ­тся    5                      4  2­е        2 исключения 6 раздельно    5       слитно ­ Кто уже догадался и сможет сформулировать тему урока. (Правописание глаголов) ­ А определить цель урока? (Повторить правила правописания глаголов и применить их при  выполнении заданий) ­ Посмотрите вокруг. Что вы увидели? (Слова) ­ Это не просто слова – это метки­подсказки, которые помогут вам в поиске клада и при выполнении  заданий. Что возьмём с собой? (Пенал, учебник, тетрадь)  ­ А какие качества ученика будут первыми помощниками? (Внимательность, умение слушать активность) ­ Вы готовы к испытаниям? Тогда начинаем! 3. Деление на группы. Работа в группах ­ Возьмите с полочки карточку со словом. Подумайте и подойдите к тому столу, где вы видите  продолжение вашего слова. ­ ца Тигрица Улица Столица Сахарница Пуговица ­тся Радуется Старается Удивляется Вертится Закругляется ­ться Радоваться Стараться Удивляться Вертеться Закругляться ­ Послушаем, как справилась с заданием ребята первой группы.­ Чтобы узнать, правильно ли выполнили задание ребята второй и третьей групп, вспомним правило  правописания ­тся, ­ться в глаголах. Поможет задание, которое находится на столе. ­ Эту работу предлагаю выполнить в группах. Вставь вместо пропусков ­тся или ­ться:  Смея____, катае____, умывае_____, умыва______, вьё______, улыба______, удивля_____, улыбае_____,  старае______. ­ Проверим, как справились  с заданием.  Смеяться, катается, умывается, умываться, вьётся, улыбаться, удивляться, улыбается, старается ­ Какую подсказку видим на карте?  (4 глагола с ­ться, 5 глаголов с ­тся) ­ Назовите глаголы с ­ться, и с ­тся. ­ Оцените себя. В этом вам поможет таблица самооценки.  Зелёный цвет – знаю правило, жёлтый – не совсем уверен, красный – правило знаю, но не умею его  применять. 1  2  3  4  5  ­ Вернёмся к заданию, с которого начали урок. Читаем слово, задаём вопрос, объясняем правописание. /Учащиеся по очереди читают слова и объясняют правописание/ ­ Продолжаем вспоминать правила правописания глаголов. Следующее задание подскажет слово­метка.  Вспомните, как называется изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение) Спряжение Склонение /За карточкой со словом «спряжение» находятся карточки для работы в группах/ ­ Прочитайте задание: Допиши пропущенные безударные окончания глаголов. В скобках записывай начальную форму и  указывай спряжение глагола. От гнева ты (________________________) старе_____, а от смеха (_____________________________)  молоде_______. (_______________________________) Упуст______ минуту – (______________________________)  потеря_______ час. На час (______________________________) отстан______ – за день не (___________________________)  догон______. ­ Это задание предлагаю выполнить в группах. ­ Проверим, как справились с этим заданием. ­ Что подсказывает карта? (Только два глагола 2­ого спряжения, пишется окончание ишь: упустишь,  догонишь) ­ Назовите глаголы 1­ого спряжения: стареешь, молодеешь, потеряешь, отстанешь. ­ На какое ещё правило эти слова? (Окончания ­ешь, ­ишь пишутся с ь) От гнева ты (стареть, 1­е спр.) стареешь, а от смеха (молодеть, 1­е спр.) молодеешь. (Упустить, 2­е спр.) Упустишь минуту, (потерять, 1­е спр.) потеряешь час.На час (отстать, 1­е спр.) отстанешь ­ за день не (догнать, гл.­искл., 2­е спр.) догонишь. ­ Работаем с таблицей самооценки:  2­ой кружок: оцените, как с помощью начальной формы написали безударную гласную в личных  окончаниях глаголов.  3­ий кружок – правописание мягкого знака в окончаниях глаголов 2­ого лица единственного числа. 4. Глаголы­исключения. Работа в парах ­ Вернулись к карте. О чём пойдёт речь? (О глаголах­исключениях) ­ Среди слов­меток ищем глагол­исключение. (Догнать) отстать догнать /За карточкой со словом «догнать» находятся карточки для работы в парах/ ­ Прочитайте задание. ­ Отметь  глаголы­исключения: Держать мёрзнуть ненавидеть обидеть убирать терпеть дышать умножать лечить смотреть Эту работу предлагаю выполнить в парах. Самопроверка ­ Чтобы узнать, как вы справились с этим заданием, поможет подсказка на карте. Сколько глаголов­ исключений отметили? (6) Зачитайте. Держать мёрзнуть ­ Оцените себя. глядеть терпеть дышать умножать ненавидеть обидеть лечить смотреть 5. Правописание частицы Не с глаголами. Самостоятельная работа ­ Какое ещё правило подсказывает карта?  (О слитном и раздельном правописании глаголов). ­ Что мы узнали о правописании глаголов?  (Частица Не с глаголами пишется раздельно, кроме глаголов­ исключений)  ­ Отправляемся на поиски глаголов, которые с частицей не пишутся раздельно. Будьте внимательны,  нельзя выбирать карточки с глаголами­исключениями. /На свободных столах разложены карточки с глаголами, которые написаны с частицей НЕ слитно.  Сначала девочки выбирают по одной карточке с глаголом, затем мальчики/ Слова для задания: нездоровится неболеет недогонит  нерешает ненавидит неплачет непишет неспит недоумевает неунывает нечитает неедет негодует нешумит несорит  незнает невзлюбила небегает нерисует непоёт ­ Проверим, как справились с этим заданием. Назовите глаголы, которые не употребляются без частицы  не. (Нездоровится, ненавидит, недоумевает, негодует, невзлюбила) ­ Сколько их? (5) ­ Оцените, как вы справились с этим заданием.­ Как пишутся глаголы с частицей не? (Раздельно) ­ А как написаны слова на карточке? (Слитно) ­ Можно так оставить слова? Как поступить, чтобы было правильно?  (Оторвать частицу от слова) ­ Научимся это делать с помощью линейки: между частицей и словом положили линейку и оторвали. 6. Итог урока. Рефлексия ­ Смотрим на карту. Место клада совсем рядом. Переверните частицу НЕ. Что увидели?  (Букву и число) ­ У каждого из вас кусочек записки. Восстановим её с помощью чисел. 1 к 10 е 11 т 15 и 12 р 13 а 14 д 4 д 5 и 6 щ 7 и 2 л 3 а 8 в 9 т /В тетради на печатной основе  вложен текст стихотворения о глаголах­исключениях/ ­ Где ищем клад? Что это? (Стихотворение о глаголах­исключениях) ­ Прочитаем его: Гнать, держать, смотреть и видеть. Дышать, слышать, ненавидеть. И зависеть, и вертеть,  И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на ­е­ спрягать нельзя! ­ Домашнее задание: выучить стихотворение о глаголах­исключениях. ­ Какую цель ставили на урок? (Повторить правила правописания глаголов и применить их при  выполнении заданий) ­ С помощью таблицы самооценки сделайте вывод, как вы справились с предложенными заданиями?   Какие правила необходимо ещё повторить? ­ Спасибо за урок!

Посмотрите также