Сценарий урока русского языка в 4 классе
Оценка 4.6

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
05.04.2018
Сценарий урока русского языка в 4 классе
Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100" по теме "Роль прилагательных-антонимов в речи". Цель: формирование представлений о прилагательных-антонимах, формирование умения самостоятельно строить новый способ действия. Задачи: расширять знания об антонимах в речи, учиться применять прилагательные-антонимы в речи, развивать умение находить прилагательные-антонимы в разных текстах, развивать умение проводить самоанализ деятельности, давать адекватную оценку собственной деятельности и деятельности класса.Тип урока русского языка: урок открытия нового знания. Урок составлен в технологии деятельностного метода обучения образовательной программы "Школа 2000...". Обязательной частью урока является развитие умения обучающихся прохождение алгоритма открытия нового знания, самоаноализ деятельности, адекватная оценка своей деятельности и деятельности всего класса.
УРОК ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ ПАСТУХОВА РЯ.doc
Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа 2100» Учитель: Пастухова Елена Александровна  (муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 27» город Ярославль) Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ) Тема урока: Роль прилагательных­антонимов в речи Цель:  ­ формирование представления о прилагательных­антонимах; ­ формирование умения самостоятельно строить новый способ действия. Задачи: ­ расширять знания об антонимах в речи; ­ учиться применять прилагательные­антонимы в связной речи; ­ развивать умения находить прилагательные­антонимы в разных видах текстов; ­ развивать умение проводить самоанализ деятельности, давать адекватную  оценку своей деятельности на уроке и деятельности класса. Раздаточный и дидактический материал Набор карточек у каждого ученика Суффикс Корень Подлежащее Сказуемое Антоним Такие же плакаты на доске Члены предложения Где есть антонимы? Что такое антонимы? Для чего антонимы используются в речи? Роль прилагательных­антонимов в речи. Запись на доске П…дл…ж…щ… …, су… …икс, к…р…нь, ск…зу…м… …, …нт…ним. Карточка №1 для 1 ряда. Хороша верёвка длинная, а речь короткая. Маленький мир лучше большой драки. Корень учения горький, а плод его сладкий. Новых друзей наживай, а старых не теряй. Карточка №1 для 2 ряда. Слабый дождик еле смочил, а сильный поломал ветки. Грязный двор приводил в уныние, а чистый радовал глаз. Скучный рассказ расстроил ребят, а интересный зажёг ребячьи глаза. Карточка №1 для 3 ряда. Толстый тонкого побьёт, тонкий что­нибудь прибьёт. Бывает он холодный, бывает он и знойный, Бывает он и добрый, бывает он и злой. В открытые окна нежданно влетит, В закрытые окна полночи стучит. Карточка №2  Самостоятельная работа Основная часть  Подберите к словам антонимы, запишите. Широкий ­ ____________________________________________ Твёрдый ­_____________________________________________ Старый ­______________________________________________ Скучный ­ ____________________________________________ Бесполезный ­ _________________________________________ Неряшливый­  _________________________________________  Подберите прилагательные­антонимы, запишите. Устно объясните  Дополнительная часть разницу. Лёгкая ноша ­ __________________________________________ Лёгкая задача ­ _________________________________________ Лёгкий ветер ­ __________________________________________ Чёрная ткань ­ __________________________________________ Чёрная работа ­ _________________________________________ Чёрные мысли ­ _________________________________________ Карточка №3 Образец для проверки самостоятельной работы  Подберите к словам антонимы, запишите. Широкий ­ узкий Твёрдый ­ мягкий Старый ­ новый Скучный ­ весёлый Бесполезный ­ нужный Неряшливый ­ аккуратный  Дополнительное задание  Подберите прилагательные­антонимы, запишите. Устно объясните  разницу. Лёгкая ноша ­ тяжёлая Лёгкая задача ­ трудная Лёгкий ветер ­ сильный Чёрная ткань ­ белая Чёрная работа ­ чистая Чёрные мысли – светлые На доске критерии отметки Количество «+» Отметка 5­6 4 3 «5» «4» «3» Карточка №4 Текст для этапа открытия нового знания         Сыплет   белый   снег   на   чёрную   землю.   Всё   кругом   преображается6   лес полосатый, как бока у зебры.       На белых речках – чёрные полыньи, на чёрных дорогах – белые лужи.  Чёрные озёра и белые берега. Чёрные пни в белых шапках. Чёрные галки над белым полем. Чёрный дым с белой крышей. Белый дым валит из чёрной трубы. Чёрный стог стоит с белым боком.     Одно небо ровное – серое и глухое. Карточка №5          Долго   я   был   плохим   учеником.   Тетради   у   меня   были   грязные,   работы небрежные. Грустный я плёлся домой после уроков. Мама всегда была очень огорчена,   когда   видела   мой   дневник.   Надоело   мне   всё   это!   Что   же   я   хуже других?   я   Стал   я   ________________ученик. внимательный,   старательный.   Теперь 1. Мотивация к учебной деятельности. ХОД УРОКА Цели: ­ организация деятельности обучающихся по установке тематических рамок («могу»). ­ создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в новую учебную деятельность («хочу»).  (Умный,   активный,   способный, ­   Прочитайте   слова   на   доске. самостоятельный.) ­ Что общего у этих слов? (Это имена прилагательные.) ­ Почему именно имена прилагательные я вам предложила? (На прошлом уроке мы начали тему «Имена прилагательные».) ­ Эта тема для вас новая? (Нет, мы уже знаем имена прилагательные.) ­   При   изучении   этой   темы   у   вас   возникали   трудности?  (Да,   но   мы   с   ними справлялись.) ­   Слова,   которые   написаны   для   вас   на   доске   могут   быть   на   уроке   вашими помощниками? (Могут, мы постараемся быть такими.) ­ Значит сегодня всё у нас получиться! 2.   Актуализация   знаний   и   фиксация   затруднения   в   индивидуальной деятельности. Цель: ­   организация   актуализации   изученных   способов   действий,   достаточных   для   проблемного изложения нового знания; ­ актуализация мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового знания: зафиксировать актуализированные способы в речи зафиксировать актуализированные способы в знаках организовать обобщение актуализированных способов действий     мотивировать к выполнению индивидуального задания ­ организация самостоятельного выполнения индивидуального задания на новое знание; ­ организация фиксации индивидуальных затруднений в его выполнении или обосновании. ­ Что написано на доске? (Много букв, несколько букв, многобуква.) ­ Какие буквы её образовали? ( е о а ь ф х) Учитель пишет на доске. ­   Запишите   слоги,   которые   вы   можете   составить   из   этих   букв,   обратите внимание на соединения. Обучающиеся выполняют в тетради работу самостоятельно. ­ Какие слоги у вас получились? (фе фо фа хе ха хо) На доске записаны слова. П…дл…ж…щ… …, су… …икс, к…р…нь, ск…зу…м… …, …нт…ним. ­   Вы   узнали   слова,   которые   написаны   на   доске?  (Подлежащее,   сказуемое, суффикс, корень, антоним.) ­ Какие из написанных букв выпали из этих слов? (ф е о а) ­ Запишите эти слова в тетрадь. Обучающиеся записывают слова в тетрадь. ­ Какие задания для работы с этими словами вы могли бы предложить?   Указать, сколько букв и звуков в словах  Расположить слова в алфавитном порядке  Указать часть речи, род, число, склонение  Обозначить графически орфограммы  Разделить слова на группы Последнее задание может предложить учитель. ­ Ребята, у вас у каждого на парте карточки с этими словами. Разделите их на группы самостоятельно. Три человека будут выполнять эту работу на доске. Обучающиеся работают индивидуально. ­ Сравните свою работу с работой на доске. Кто согласен с 1 учеником? Кто согласен со 2 учеником? Кто согласен с 3 учеником? Кто ни с кем не согласен? Обучающиеся поднимают руки. Варианты детских работ на доске. 1. Подлежащее Сказуемое Антоним Суффикс Корень 3. Подлежащее Сказуемое 2. Подлежащее Сказуемое Суффикс Корень Антоним Суффикс Корень Антоним 3. Выявление причины затруднения. Цель: ­ организация соотнесения своих действий с используемым эталоном, алгоритмом, понятием; ­ на этой основе и организация выявления и фиксации во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний и умений, которых не достаёт для решения исходной задачи и задач такого класса вообще. ­ Что вы заметили?  (Разногласия со словом антоним, у всех троих разные мнения.) ­ Почему это могло произойти? Почему вы не можете убедительно обосновать свой выбор? (Мало знаем об антонимах, забыли прошлый материал.) 4. Проблемное изучение нового знания. Цель: ­ организация постановки цели урока; ­ организация уточнения и согласования темы урока; ­ организация подводящего или  побуждающего диалога  по проблемному введению  нового знания; ­ организация действий с алгоритмами, моделями, свойствами; ­ организация фиксации нового знания в громкой речи; ­ Организация фиксации нового знания знаково; ­ соотнесение нового знания с правилом в учебнике; ­ организация преодоления затруднения. ­ Обобщите слова в первом столбике. (Члены предложения.) ­ Где находятся подлежащее и сказуемое? (В предложении.) ­ Где находятся суффикс и корень? (В слове.) ­ Какой вопрос возникает? (Где есть антоним?) На доске открывается плакат. Где есть антоним? ­   Чтобы   найти   антоним,   что   нужно   в   первую   очередь   знать?  (Что   такое антоним?) На доске открывается плакат.  Что такое антоним? ­   Каково   значение   подлежащего   и   сказуемого   в   предложении?  (Это   основа предложения.) ­   Какую   роль   играет   корень?   Суффикс?  (Корень   –   главная   часть   слова, суффикс служит для образования новых слов.) ­ Возможно, у вас возник вопрос про антоним?  (Для чего используют в речи антонимы?) На доске открывается плакат.   Для чего антонимы используются в речи? ­ Какую цель поставим на урок?  (Что такое антоним? Где есть антоним? Для чего антонимы используются в речи?) ­   Есть   среди   вопросов   такой,   на   который   вы   можете   ответить   сразу?  (Что такое антоним?) ­ Кто напомнит определение? (Это слова противоположные по смыслу.) ­ Где можно найти антонимы? (В предложении, в тексте.) ­ Давайте попробуем найти антонимы. Берите карточку №1 и в предложенном вам материале подчеркните антонимы. Каждый обучающегося работает индивидуально, на   каждом ряду – свой текст. Карточка №1 для 1 ряда. Хороша верёвка длинная, а речь короткая. Маленький мир лучше большой драки. Корень учения горький, а плод его сладкий. Новых друзей наживай, а старых не теряй. Карточка №1 для 2 ряда. Слабый дождик еле смочил, а сильный поломал ветки. Грязный двор приводил в уныние, а чистый радовал глаз. Скучный рассказ расстроил ребят, а интересный зажёг ребячьи глаза. Карточка №1 для 3 ряда. Толстый тонкого побьёт, тонкий что­нибудь прибьёт. Бывает он холодный, бывает он и знойный, Бывает он и добрый, бывает он и злой. В открытые окна нежданно влетит, В закрытые окна полночи стучит. ­ Теперь каждый ряд соберитесь вместе и согласуйте ответы. ­ Прочитайте, какие антонимы вам удалось найти. Представитель от ряда зачитывает подчёркнутые слова. ­ Вам удалось согласовать ответы? (Да.) ­ Они совпали? (Совпали. Поняли, где ошиблись и исправили.) ­   Почему   они   оказались   одинаковыми   на   ряду   и   разными   во   всём   классе? (Каждый ряд работал со своим материалом.) ­ Где вы искази антонимы? (В пословицах, в поговорках, в загадках.) ­ Я тоже работала вместе с вами. Послушайте, в моём материале есть антонимы? Учитель зачитывает текст. ­   Сыплет   белый   снег   на   чёрную   землю.   Всё   кругом   преображается6   лес полосатый, как бока у зебры.  ­   Какие   у   неё   бока?  (Борозды   пашни,   клавиши   у   рояля.   Представили? Покажите.)  ­ На белых речках – чёрные полыньи, на чёрных дорогах – белые лужи.  Чёрные озёра и белые берега. Чёрные пни в белых шапках. Чёрные галки над белым полем. Чёрный дым с белой крышей. Белый дым валит из чёрной трубы. Чёрный стог стоит с белым боком.     Одно небо ровное – серое и глухое. ­ Представили эту картину? (Представили.) ­ Какие антонимы вам помогли? (Чёрный, белый.) ­ Где же вы их нашли? (В тексте, в рассказе.) ­ На какой вопрос мы ответили? (Где есть антонимы?) ­ Где же они есть? Дайте полный ответ. ­ Посмотрите на антонимы, которые вы подчеркнули. Что их объединяет? (Это имена прилагательные.) ­ Какую большую тему мы начали на прошлом уроке? (Имена прилагательные.) ­ Кто уточнит последний наш вопрос?  (Для чего антонимы­прилагательные используются в речи?) ­ Для чего же автор текста постоянно использовал  антонимы белый­чёрный? (Более наглядно показать противоположность.) ­ А помните в 3 классе автор стихотворения постоянно нас путал: то погода была ужасная, а принцесса прекрасная, то наоборот. Зачем?  Создание комического эффекта  Усиление выразительности и эмоциональности речи  Возможность сравнить предметы и отличить друг от друга  Усилить различие, противоречие Ответы обучающихся фиксируются на доске. ­   Давайте   вернёмся   в   начало   урока.   Так   в   какую   же   группу   нужно   было поместить   табличку   «АНТОНИМ»?  (В   отдельную   группу.   Это   не   член предложения, не часть слова. Это средство выразительности.) ­   Ребята,   отвечая   на   все   эти   вопросы,   какую   тему   мы   раскрыли?  (Роль антонимов в речи.) ­ Уточним тему урока. (Роль прилагательных – антонимов в речи.) Оформление доски Роль прилагательных­антонимов в речи 5. Первичное закрепление нового знания во внешней речи. Цель: ­   организация   усвоения   обучающимися   нового   знания   при   решении   данного класса задач с проговариванием во внешней речи:  фронтально  в группах  в парах ­ Нашим помощником всегда был учебник. Откройте с.120 упр.206. Прочитайте предложенные слова. Какая это часть речи? (Имена прилагательные.) ­ Какова тема нашего урока? (Роль прилагательных­антонимов в речи.) ­ Что для этого будет нужно? (Точно их подбирать.) ­ Давайте попробуем их подобрать. Упражнение выполняется с комментированием «цепочкой». ­ А сами вы можете придумать прилагательные­антонимы?  (грязный­чистый, светлый­тёмный…) ­  Это   просто  набор   слов.  А   в  нашей  теме   есть  слово  «Речь».  Связная   речь. Давайте   поработаем   с   предложением.   С.120   упр.207.   Спишите   предложение. Проверьте правильное написание. Открывается дополнительная доска. По узкой дорожке шли пешеходы, а по широкому шоссе  мчались машины. ­ Есть ли в этом предложении прилагательные­антонимы? (Узкий­широкий.) ­ Какую роль они здесь выполняют? (Усиливают различие, противоречие.) ­ Попробуйте сами придумать и записать одно такое предложение. Вам помогут антонимы из упр.206. ­ Прочитайте предложение друг другу, поясните роль антонимов. Обучающиеся работают в парах. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону. Цель: ­ проверка на основе сопоставления с образцом (эталоном) своего умения применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; ­   организация   рефлексии   усвоения   нового   способа   по   результатам   выполнения самостоятельной   работы   (особое   внимание   принципам   минимакса   и   психологической комфортности). ­ Трудно? (Нет, не всегда, всё получается.) ­   Когда   работаем   вместе   получается   легко   и   быстро.   Хотите   каждый   сам проверить свои знания и умения? (Хотим.) ­   Я   предлагаю   выполнить   самостоятельную   работу.   Возьмите   карточку   №2. Очень внимательно прочитайте задание основной части. Обратите внимание, что есть дополнительная часть. Она предусмотрена для тех, кто справился с работой быстрее, но главная задача качественно выполнить задания основной части. Обучающиеся выполняют работу самостоятельно. ­ Возьмите образец выполнения работы и самостоятельно проверьте её.  Там, где ответ совпал, ставьте «+». Обучающиеся проверяют работу по образцу. – Любой труд должен быть оценен. Оцените и вы свой. Критерии оценки на доске.   Количество «+» Отметка 5­6 4 3 «5» «4» «3» ­ Кто поставил себе «5»? «4»? Молодцы!  ­ У кого были ошибки? Какие? (Неточно подобрали антонимы, подобрали не антонимы.) ­   Причина?  (Не   воспользовались   определением,   невнимательно   прочитали задание.) ­ Вы смогли исправить ошибки? (Да.) Молодцы! 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: ­ организация выявления типов заданий, где используется новый тип действия; ­   организация   повторения   учебного   содержания,   необходимого   для   обеспечения содержательной непрерывности. ­   Когда   и   где   вам   могут   пригодиться   знания,   которые   вы   получили?  (При составлении описаний.) ­ Это можно использовать при написании писем? (Можно.) ­ У вас в папке письмо. Это карточка №5. Оно уже начато. Прочитайте это начало и подчеркните имена прилагательные. Обучающиеся выполняют работу на карточке №5. ­ Кто писал это письмо? (Плохой ученик.) ­ Какие прилагательные вы приведёте в доказательство? Обучающиеся зачитывают подчёркнутые прилагательные. ­ Какое слово вы вставили в последнее предложение? (Хороший.) ­   Теперь,   чтобы   продолжить   письмо,   что   нужно   сделать?  (Заменить прилагательные антонимами.) ­ Начните переписывать в тетрадь с последнего предложения. ­ Кто хочет прочитать своё письмо? Обучающиеся зачитывают, учитель отмечает тон чтения в начале и в конце письма. ­   С   какой   целью   мы   воспользовались   прилагательными­антонимами? (Противопоставить, усилить различие.) ­ Где мы использовали антонимы? (В тексте.) 8. Рефлексия деятельности на уроке. Цель: ­ организация фиксации нового знания на уроке; ­ организация фиксации степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности; ­   по   результатам   анализа   работы   на   уроке   организация   фиксации   направлений   будущей деятельности; ­ организация проведения  самооценки  деятельности  учениками  работы  на уроке (лично и класса); ­ организация обсуждения и записи домашнего задания. ­   Какие   цели   ставили   на   уроке?  (Узнать,   что   такое   антоним,   где   есть антонимы,     для   чего   антонимы   используются   в   речи,   какова   роль прилагательных­антонимов в речи.) ­ Нам удалось достичь этих целей? (Удалось.) ­ Что помогло? (Предыдущие знания, упражнения, рассуждения.) ­ К данной теме можно больше не возвращаться? (Надо закрепить.) ­ Закрепить полученные сегодня знания вам поможет с.121 упр.208, а форму выполнения этого задания вы выберите сами. ­ оцените свою работу на уроке. ­ Кто хочет поделиться своими рассуждениями? ­ Оцените работу класса на уроке. Кто хочет поделиться своими рассуждениями? ­ Самый главный итог: каждый из вас знает, над чем ему нужно ещё  поработать для  достижения   хорошего  и   отличного   результата.  Спасибо   за  работу.  Урок окончен.

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе

Сценарий урока русского языка в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2018