сценарий внеурочного занятия

  • Мероприятия
  • doc
  • 15.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова» Цели и задачи: 1. Познавательная: познакомить с понятием фразеологизм, крылатые слова. 2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость. Ожидаемые результаты: Предметные УУД: Знать: понятие фразеологизма, крылатые слова. Уметь: находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова. Метапредметные УУД: Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану. Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах . Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Основные понятия: Крылатые слова. Фразеологизмы Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари, смайлики, конверты с заданием, жетоны. Аудиозапись: «Крылатые слова» 1. Организационный момент. - Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем внимание. Мы рады приветствовать вас в классе нашем, Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко! Поручено нам вас сегодня встречать, Но, начнём же урок, не будем зря время терять. - Мы надеемся, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем доме-классе и порадуются за наши успехи. 2. Мотивация. Начнем свою работу «с разминки ума». Развивающие задания «Чудесные превращения слов» 1 слайд -I-й конкурс «Отгадай слово» 1. Корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыба» (Завязка) 2. Корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъезжал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «стол». (Подснежник) 2 слайд - II -й конкурс : Анаграммы Переставь местами буквы и образуй новые слова. лучок , лышима, гадрупо, инкаснеж, касум(чулок, малыши, подруга, снежинка, сумка) 3 слайд - III-й конкурс: «Грамматическая арифметика» Череп – п + муха =? (Черемуха) Куртка – тка +ица=? (Курица) Черный – ый + о + слива – а = ? (Чернослив) Чистый – ый + о + тело –о = ? (Чистотел) Сосна – на + ка = ? (Соска) 3. Введение в новую тему. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас. Предлагаю послушать стихотворение. «Как работает слово» Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмем хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство ушло, С тех пор уже много воды утекло. Случилось, что в школе я правил не знал, Молчал при опросе: воды в рот набрал. Зато болтуну мы заметить не прочь: - Не хватит ли воду-то в ступе толочь. Не прочь и другому сказать невзначай: Довольно лить воду! Ты дело давай! О смелом мы вправе сказать наперед: Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»! А гуси и утки – сухие всегда, Заметили люди: «Как с гуся вода». Лентяй отдыхает, а время идет: «Под камень лежачий вода не течет». Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего, На чистую воду выводят его. Работать впустую?.. Что скажут потом? Не дело, мол, «воду носить решетом»! Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!…» (В.Суслов) -У. Что использует поэт в своем стихотворении для большей выразительности? -Д. Крылатые выражения. Какие выражения вы запомнили? 3. Информационный блок. -Ребята, а много ли вы знаете крылатых выражений? (Нет) -Я думаю, вы догадались, какая тема урока у нас? (Учащиеся называют тему занятия.) Слайд 5 -Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему? (Познакомиться с крылатыми выражениями и украсить свою речь.) Действительно, русский язык богат выразительными средствами. Одно из средств – крылатые слова или фразеологизмы. ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ— устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение. Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. С крылатыми выражениями мы встречались в сказках, баснях Крылова, рассказах, стихотворениях. Предлагаю вам познакомиться с фразеологизмами в баснях Крылова. Слайды 6,7 (басни) Не все крылатые слова понятны детям. Но эту проблему можно решить с помощью….? Как вы думаете чего? (фразеологического словаря) Каждой команде раздаются словари. Словари нам сегодня пригодятся для работы. Сейчас мы начнем с вами интересную и познавательную работу. Согласны? Каждая команда постарается проявить смекалку, находчивость и дружелюбное отношение к партнерам и соперникам. За каждый конкурс команды будут получать жетоны разного цвета. Если ответ верный, то зеленый жетон, если есть ошибки –синий, а если ответ не верный , то красный. 1 конкурс «Домашнее задание» (2 балла) Каждой команде нужно было приготовить одно крылатое выражение и проиллюстрировать. (Выступление команд) - Ребята, мне тоже было интересно поучаствовать в этом конкурсе. Предлагаю познакомиться с крылатым выражением «ободрать как липку». А может, быть кто-то знает это выражение? 2 конкур «Найди соответствия» Слайд 8 - обманывать (водить за нос…) - замолчать (прикусить язык…) - засыпать (клевать носом…) - преувеличивать (делать из мухи слона…) - сплетничать (чесать языки…) - бездельничать ( бить баклуши, сидеть сложа руки) Проверка задания 3 конкурс «Замени выражение одним словом» (словари). По 2 выражения каждой команде. Слайд 9 Во весь дух – (быстро), морочить голову – (обманывать), рукой подать – (близко), зарубить на носу – запомнить; куры не клюют – много; душа в пятки ушла – испуг. Проверка задания. Физминутка «Ёлка» 4 конкурс «Вспомни сказку». По 3 выражения каждой команде. Слайд 10 - встань передо мной, как лист пред травой;(Сивка-бурка) - битый не битого везет;(Лиса и волк) - по щучьему велению, по моему хотению.(По щучьему велению, по моему хотению) Проверка задания. 5 конкурс «Самый внимательный слушатель» Аудиозапись «Крылатые слова». Ученики записывают услышанные фразеологизмы. Какая команда больше запишет крылатых выражений 6 конкурс «Узнай животного» (вопрос – ответ). По 2 выражения каждой команде. Слайд 11 - голоден, как …(волк) - хитер, как … (лис) !- надут, как … (индюк) !- труслив, как…( заяц) - неповоротлив, как …( медведь) !- нем, как …(рыба) - Как вы понимаете отмеченные выражения? 7 конкурс «Закончи выражение» (устно) Сколько лет…(сколько зим) Добро…(пожаловать) Не тут-то …(было) Идти нога…(в ногу) Не по дням…(а по часам) Мастер на все…(руки). 8 конкурс « Крылатые слова в стихах» Слайд 12 Простая истина Живите ближнего любя! Ведь это просто и понятно: Не трудно выйти из себя, (лишиться самообладания, душевного равновесия, сильно раздражаться А как войти потом обратно? Вход и выход В жизни есть тропинки, есть пути… Выбирай их очень осторожно! Тяжело в доверие войти – ( чтобы верили и доверяли) Выйти из него мгновенно можно! - Какие фразеологизмы вы услышали? 4. Подведение итогов. Подсчет баллов в командах. Все участники молодцы! Я рада, что вы « не ударили лицом в грязь», «не лезли за словом в карман», во время игры «голова была на плечах», «ловили все на лету» и «язык был хорошо подвешен». - Ребята, дайте оценку нашему занятию. - Что понравилось? Что вызвало затруднение? - Ребята, достигли ли мы цель нашего урока? 5. Рефлексия У каждого есть смайлики – веселые и грустные. Если вам было интересно и познавательно, то положите в кармашек веселый, а если ничего нового не узнали и было скучно, то грустный смайлик. Кому хочется еще побывать в мире фразеологизмов, то возьмите конверт с заданием. 6. Задание по желанию “Как об этом говорят?” (замени фразеологизмом, крылатым выражением) 1. Об очень большой тесноте. 2. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении. 3. Об очень счастливом человеке. 4. О полной тишине.
Иконка файла материала Сценарий внеурочного занятия.doc
Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова» Цели и задачи: 1. Познавательная: познакомить с понятием фразеологизм, крылатые  слова.  2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость.  Ожидаемые результаты:  Предметные УУД: Знать: понятие фразеологизма, крылатые слова.  Уметь: находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания  слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова.  Метапредметные УУД:  Личностные: положительно относиться к учению, познавательной  деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми  умениями, совершенствовать имеющиеся.  Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в  сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия,  действовать по плану.  Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать,  извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных  материалах . Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы  других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать  свою точку зрения.  Основные понятия: Крылатые слова. Фразеологизмы Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари,  смайлики, конверты с заданием, жетоны. Аудиозапись: «Крылатые слова» 1. Организационный момент.  ­ Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем  внимание. Мы рады приветствовать вас в классе нашем, Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко! Поручено нам вас сегодня встречать,  Но, начнём же урок, не будем зря время терять. ­ Мы надеемся, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с  удовольствием отдохнут в нашем доме­классе и порадуются за наши успехи.2. Мотивация.  Начнем свою работу «с разминки ума». Развивающие задания «Чудесные превращения слов» 1 слайд ­I­й конкурс «Отгадай слово»  1. Корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове  «сказка», окончание в слове «рыба» (Завязка) 2. Корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъезжал», суффикс в  слове «лесник», окончание в слове «стол». (Подснежник) 2 слайд ­ II ­й конкурс : Анаграммы Переставь местами буквы и образуй новые слова.   лучок , лышима, гадрупо, инкаснеж,  касум(чулок, малыши, подруга,  снежинка, сумка) 3 слайд ­ III­й конкурс: «Грамматическая арифметика» Череп – п + муха =? (Черемуха) Куртка – тка +ица=? (Курица) Черный – ый + о + слива – а = ? (Чернослив) Чистый – ый + о + тело –о = ? (Чистотел) Сосна – на + ка = ? (Соска) 3. Введение в новую тему. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна,  каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая  речь» ­ гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или  увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо  знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас. Предлагаю послушать стихотворение.   «Как работает слово»                                    Бывает частенько, что слово одно,  Но очень по­разному служит оно.  Примеры тут можно найти без труда,  Возьмем хоть короткое слово «вода».  Вот был я мальчишкой, да детство ушло,  С тех пор уже много воды утекло. Случилось, что в школе я правил не знал, Молчал при опросе: воды в рот набрал.Зато болтуну мы заметить не прочь:                    ­ Не хватит ли воду­то в ступе толочь. Не прочь и другому сказать невзначай: Довольно лить воду! Ты дело давай! О смелом мы вправе сказать наперед:  Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!  А гуси и утки – сухие всегда,  Заметили люди: «Как с гуся вода». Лентяй отдыхает, а время идет:                                  «Под камень лежачий вода не течет».  Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего, На чистую воду выводят его. Работать впустую?.. Что скажут потом?  Не дело, мол, «воду носить решетом»!  Стихи я пишу, не жалея труда,  Чтоб вы не сказали: «В стихах­то вода!…»  (В.Суслов) ­У. Что использует поэт в своем стихотворении для большей  выразительности? ­Д. Крылатые выражения. Какие выражения вы запомнили? 3. Информационный блок.  ­Ребята, а много ли вы знаете крылатых выражений?  (Нет) ­Я думаю, вы догадались, какая тема урока у нас? (Учащиеся называют  тему занятия.) Слайд 5 ­Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему? (Познакомиться с  крылатыми выражениями и украсить свою речь.) из средств – крылатые слова или фразеологизмы.  Действительно, русский язык богат выразительными средствами. Одно  ФРАЗЕОЛОГ ЗМИИ — устойчивое словосочетание, имеющее  определенное лексическое значение. Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть  ко времени и к месту. Очень многие  крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые  пришли к нам из какого­нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а  потом стали употреблять все. С крылатыми выражениями мы встречались в  сказках, баснях Крылова,  рассказах, стихотворениях. Предлагаю вам  познакомиться с фразеологизмами в баснях Крылова. Слайды 6,7 (басни)  Не все крылатые слова понятны детям. Но эту проблему можно решить  с помощью….? Как вы думаете чего? (фразеологического словаря)                     Каждой команде раздаются словари. Словари нам сегодня пригодятся для работы.Сейчас мы начнем с вами интересную и познавательную работу. Согласны?  Каждая команда постарается проявить смекалку, находчивость и  дружелюбное отношение к партнерам и соперникам. За каждый конкурс команды будут получать жетоны разного цвета. Если  ответ верный, то зеленый жетон, если есть ошибки –синий, а если ответ не  верный , то красный. 1 конкурс «Домашнее задание» (2 балла) Каждой команде нужно было приготовить одно крылатое выражение и  проиллюстрировать. (Выступление команд) ­ Ребята, мне тоже было интересно поучаствовать в этом конкурсе.  Предлагаю  познакомиться с крылатым выражением «ободрать как липку». А  может, быть кто­то знает это выражение? 2 конкур  «Найди соответствия» Слайд 8 ­ обманывать (водить за нос…) ­ замолчать  (прикусить язык…) ­ засыпать  (клевать носом…) ­ преувеличивать  (делать из мухи слона…) ­ сплетничать (чесать языки…) ­ бездельничать ( бить баклуши, сидеть сложа руки) Проверка задания 3 конкурс «Замени выражение  одним словом» (словари). По 2 выражения  каждой команде. Слайд 9 Во весь дух – (быстро), морочить голову – (обманывать), рукой подать – (близко),  зарубить на носу – запомнить;  куры не клюют – много;  душа в пятки ушла – испуг.  Проверка задания.  Физминутка «Ёлка» 4 конкурс «Вспомни сказку». По 3 выражения каждой команде. Слайд 10 ­ встань передо мной, как лист пред травой;(Сивка­бурка) ­ битый не битого везет;(Лиса и волк)­ по щучьему велению, по моему хотению.(По щучьему велению, по моему  хотению) Проверка задания.  5 конкурс «Самый внимательный слушатель» Аудиозапись «Крылатые слова». Ученики записывают услышанные  фразеологизмы. Какая команда больше запишет крылатых выражений 6 конкурс «Узнай животного» (вопрос – ответ). По 2 выражения каждой  команде.  Слайд 11 ­ голоден, как …(волк) ­ хитер, как … (лис) !­ надут, как … (индюк) !­ труслив, как…( заяц) ­ неповоротлив, как …( медведь) !­ нем, как …(рыба)  ­ Как вы понимаете отмеченные выражения? 7 конкурс «Закончи выражение» (устно) Сколько лет…(сколько зим) Добро…(пожаловать) Не тут­то …(было) Идти нога…(в ногу) Не по дням…(а по часам) Мастер на все…(руки). 8 конкурс « Крылатые слова в стихах» Слайд 12 Простая истина Живите ближнего любя! Ведь это просто и понятно: Не трудно выйти из себя, (лишиться самообладания, душевного равновесия, сильно раздражаться    А как войти потом обратно? Вход и выход В жизни есть тропинки, есть пути… Выбирай их очень осторожно!Тяжело в доверие войти –  ( чтобы верили и доверяли) Выйти из него мгновенно можно! ­ Какие фразеологизмы вы услышали? 4. Подведение итогов.  Подсчет баллов в командах. Все участники молодцы! Я рада, что вы « не ударили лицом в грязь»,  «не лезли за словом в карман», во время игры «голова была на плечах»,  «ловили все на лету»  и «язык был хорошо подвешен».  ­ Ребята, дайте оценку нашему занятию. ­ Что понравилось? Что вызвало затруднение? ­ Ребята, достигли ли мы цель нашего урока? 5. Рефлексия  У каждого есть смайлики – веселые и грустные. Если вам было интересно и  познавательно, то положите в кармашек веселый, а если ничего нового не  узнали и было скучно, то грустный смайлик. Кому хочется еще побывать в  мире фразеологизмов, то возьмите конверт с заданием. 6. Задание по желанию “Как об этом говорят?” (замени фразеологизмом, крылатым выражением) 1. Об очень большой тесноте. 2. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении. 3. Об очень счастливом человеке. 4. О полной тишине.