Сценарный план урока "Глагол как часть речи" (5 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На данном уроке показаны приемы овладения приемами смыслового чтения. За основу взята книга Н.Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Организована смена видов деятельности, что позволяет сделать урок динамичным, оптимальным по темпу и создает условия для развития познавательной и творческой активности учащихся.
Иконка файла материала Глагол как часть речи.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА «Глагол как часть речи» Подготовила: учитель русского языка и литературы Талдыкина Елена Александровнас. Вышние Деревеньки, 2017 г. Предмет русский язык Класс 5 Тема. Глагол как часть речи. Цели:  Образовательные:  создать   условия   для  повторения   изученного   о   глаголе   в   начальной школе, для закрепления знаний об основных грамматических признаках глагола, его роли в предложении; способствовать развитию навыков лингвистического разбора, анализа текста обучающимися; Развивающие:  способствовать   развитию  мотивации   к   учебной   деятельности   у обучающихся;   Воспитательные:  ориентированной личности, знающей и уважающей свою родную литературу. способствовать   воспитанию   духовно   богатой,   нравственно Планируемые результаты: Личностные:  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Предметные: учащиеся научатся 1) находить глаголы в тексте; 2) определять грамматические признаки глагола; 3) определять синтаксическую роль глаголов; 4) строить текст. Метапредметные: учащиеся научатся 1) умеют самостоятельно определять цель и задачи обучения; 2) осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 3) владеть основами самооценки; 4) классифицировать,   самостоятельно   выбирая   основания   и   критерии   для классификации; 5) создавать схемы для решения учебных задач; 6) овладевать культурой активного использования словарей; 7) владеть навыками смыслового чтения; 8) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; 9) формулировать свою точку зрения. Тип урока: актуализация знаний и умений.Оборудование: компьютер, проектор. Материалы к уроку: презентация, таблички для рефлексии, толковый словарь, книга Н.Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Ход урока 1. Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности. Учитель. Добрый день. Я рада вас видеть на уроке и очень надеюсь на нашу плодотворную работу. Ну, чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него. Откройте тетради и запишите число и название работы. А теперь внимательно прослушайте небольшой текст.     В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там   даже   улицы   назывались   именами   цветов:   улица   Колокольчиков,   аллея   Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.   ­ Кто придумал этот сказочный город? Как называется это произведение? Учитель. Правильно, ребята. Этот сказочный город придумал Николай Николаевич Носов. В  сказочной повести  «Приключения Незнайки и его друзей» он знакомит своих читателей с жизнью и  необыкновенными приключениями коротышек.  2. Актуализация знаний. 1) Подготовка к рефлексии урока. Учитель. Итак, продолжим знакомство. (Учитель читает отрывок из книги).         В   одном   домике   на   улице   Колокольчиков   жило   шестнадцать   малышей­коротышек. Самым главным из них был малыш­коротыш по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он потому, что читал разные книги. В этом же домике жили известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от разных болезней, знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахаринович Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Жил еще в этом доме охотник Пулька и его маленькая собачка Булька. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата –Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка. Его прозвали Незнайка за то, что он ничего не знал. ­   Какие   антонимы   встретились     в   данном   отрывке?  (Знайка   и   Незнайка).  Вспомните, почему   их   так   назвали?   В   конце   урока   вы   должны   оценить   себя,   используя   данные антонимы. 2) Лингвистическая разминка. Работа с текстом.   (слайд 1)   Этот Незнайка носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски.  ­ К какому типу текста можно отнести  данные предложения? ­ Что помогло определить тип текста? ­ В первом предложении встретилось слово «канареечные». Предположите, какой это цвет? ­ Определите грамматические признаки данных прилагательных? (яркую,   голубую  –   в   ж.р.,   в   В.п.,   в   ед.ч;  желтые   канареечные  –   в   В.п.,   во   мн.ч.; оранжевую – в ж.р, в В.п., в ед.ч.; зеленым – в м.р., в Т.п., в ед.ч.; яркие – в В.п., во мн.ч.) ­ Определите синтаксическую роль прилагательных в предложении. (Все прилагательные являются определениями). ­ Каким членом предложения реже всего является прилагательное? (сказуемым) ­ Приведите примеры. (Незнайка не послушен) 3. Построение проекта. 1) Беседа. ­ Какой частью речи чаще всего выражено сказуемое? (глаголом) ­ Что вам известно о глаголе из курса начальной школы? ­ Предположите, о чем пойдет речь на уроке? Запишите тему урока в тетрадь. (слайд 2)      2)  Постановка цели и задач урока. 4. Реализация проекта. 1) Третье лишнее.   Задание: найдите лишний глагол и объясните, почему вы так решили.            (слайд 3,4)  Прозвали, жили, знает, были, сделался,  (знает – лишний, так как это глагол настоящего времени, а остальные  глаголы – прошедшего);        (слайд   5,6)    Считают,   придумают,   называли,   встречала,   попадались  (встречала   – единственного числа, а остальные – множественного);(слайд 7,8)   Ходил, покатился, улетел, затерялась  (затерялась – женского рода, а остальные – мужского рода);      (слайд 9,10)      Выдумываешь,   заревет,   умеешь,   уходит  (уходит   –   2   спряжения,   а остальные – первого)       (слайд 11,12) Мою, лечу, кричу, прячется (прячется – 3 лицо, остальные – 1 лица) 2) Составление кластера «Грамматические признаки глагола» Время Глагол Лицо Род в прошедшем времени Число Спряжение Физминутка Выходите по порядку, Становитесь на зарядку. Начинай с зарядки день, Разгоняй движеньем лень. Эту песенку о зарядке, которую сочинил поэт Цветик, распевали Винтик и Шпунтик.  Шел я лесом, шел я лугом Со своим хорошим другом.Мы взбиралися на кочки, Любовались на цветочки. Вдруг с лягушкой повстречались И скорей домой помчались. Прибежали мы домой И сказали «ой!» 3) Первичное закрепление. Работа с текстом.  Задание: прочитать записанные на доске предложения.  (слайд 13)  1) В котел начал поступать свежий воздух, а нагретый воздух по трубке проходил прямо в шар. 2) Он соединил котел с шаром длинной трубкой и приказал качать насос, который был приделан к котлу. 3) Но Знайка и на это раз не обратил на насмешки внимания. 4) Постепенно шар под сеткой становился все больше и больше и уже начал вылезать из корзины. ­ Являются ли данные предложения текстом? Почему? (нет последовательности) ­ Как надо расположить предложения, чтобы получился текст? Работа в группах. ­ (слайд 14)  Сравните с эталоном. (3,2,1,4) (слайд 15)  1) Но Знайка и на это раз не обратил на насмешки внимания. 2) Он соединил котел с шаром длинной трубкой и приказал качать насос, который был приделан к котлу. 3) В котел начал поступать свежий воздух, а нагретый воздух по трубке   проходил   прямо   в   шар.   4)   Постепенно   шар   под   сеткой   становился   все больше и больше и уже начал вылезать из корзины. ­Выпишите в 2 столбика глаголы. Почему вы так распределили глаголы? ­ Какими общими грамматическими признаками обладает первая группа глаголов? ( эти глаголы прошедшего времени, мужского рода ед.числа, 3 лица) ­ Чем интересны глаголы второй группы?  ­ Какой грамматический признак можно выделить в данных глаголах? ­ Каким членом предложения являются глаголы первой группы?   (слайд   16)  1   группа:   не   обратил,   соединил,   приказал,   был,   начал,   проходил, становился, начал. 2 группа: качать, поступать, вылезать.Если останется время, то учащимся можно предложить составить синквейн к слову «книга», если нет – задать в качестве домашнего задания. 5. Информация о домашнем задании: п.106, упр. 607. 6. Рефлексия. ­ Оцените работу свою работу на уроке (дети должны поднять табличку со словом «Знайка» или «Незнайка»).