Студенческий проект "Я имею право..."
Оценка 4.8

Студенческий проект "Я имею право..."

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
25.05.2017
Студенческий проект "Я имею право..."
При разработке данного проекта мной была проанализирована литература по защите прав ребенка, нормативно-правовые и законодательные акты, как международного значения, так и на уровне РФ, сайты по защите прав ребенка, проведен опрос граждан в возрасте от 15 до 18 лет на территории города Чернушка, также рассмотрена структура построения листа-памятки. Практическая значимость моего проекта заключается в том, что рассмотрев данный вопрос можно точно ориентироваться в законодательстве по защите прав ребенка, знать документы и при необходимости ими воспользоваться, понимать, куда и в какой ситуации следует обратиться. Данные проведенного мной исследования можно использовать на уроках при изучении тем по правам ребенка, на классных часах и для собственного самообразования. Разработанный мной лист-памятку использовать как инструкцию в случае нарушения прав ребенка.При разработке данного проекта мной была проанализирована литература по защите прав ребенка, нормативно-правовые и законодательные акты, как международного значения, так и на уровне РФ, сайты по защите прав ребенка, проведен опрос граждан в возрасте от 15 до 18 лет на территории города Чернушка, также рассмотрена структура построения листа-памятки. Практическая значимость моего проекта заключается в том, что рассмотрев данный вопрос можно точно ориентироваться в законодательстве по защите прав ребенка, знать документы и при необходимости ими воспользоваться, понимать, куда и в какой ситуации следует обратиться. Данные проведенного мной исследования можно использовать на уроках при изучении тем по правам ребенка, на классных часах и для собственного самообразования. Разработанный мной лист-памятку использовать как инструкцию в случае нарушения прав ребенка.
Проект Я имею право.docx
Содержание Введение  1. Обзор теоретического материала по теме проекта 1.1 Основные международные документы, регулирующие права ребенка       1.2 Конвенция о правах ребенка       1.3 Краткая характеристика основных прав ребенка       1.4 Организации по защите прав ребенка существующие в России       2. Практическая часть проекта Заключение Список литературы 3 5 5 6 8 11 13 19 20 Введение Будущее нашего государства, как и мира в целом, зависит от молодого поколения, которое еще не до конца осознает этого. На данный момент, юные 2 граждане,   не   достигшие   совершеннолетия,   являются   одной   из   самых незащищенных   групп   общества,   которая   еще   не   в   силах   полноценно отстаивать свои права.  Российские  дети,  по   данным   официальной   статистики   последних   лет находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет, попадают в спец. интернаты, 348 тысяч потенциально безнадежных детей, из   состоят   на   учете   в   комиссиях   по   делам 148   тысяч   семей несовершеннолетних. На уроках дисциплины «Право» мы изучали права, которыми обладаем в соответствии с Конституцией РФ, но проблема в том, что когда наши права нарушаются, мы не всегда можем отстоять их, так как незнаем, куда нужно обращаться и к кому. В частности мне было сложно сориентироваться, куда обращаться в случае нарушения моих прав как ребенка.  В связи с этим у меня возникла потребность каким­то образом решить данную   проблему.  Решение   данной   проблемы  я   увидела   в   разработке информационного листа­памятки, в котором будет описано, куда и в каком случае необходимо обратиться в случае нарушения прав ребенка. Цель проекта: Повышение правовой грамотности граждан в возрасте от 15 до 18 лет. Задачи проекта: 1. Изучить   ситуацию   правовой   информированности   граждан   в возрасте от 15 до 18 лет на территории города Чернушка. 2. 3. Рассмотреть документы, регулирующие права детей. Разработать информационный лист­памятку. При   разработке   данного   проекта   мной   была   проанализирована литература по защите прав ребенка, нормативно­правовые и законодательные акты, как международного значения, так и на уровне РФ, сайты по защите прав   ребенка,   проведен   опрос   граждан   в   возрасте   от   15   до   18   лет   на 3 территории   города   Чернушка,   также   рассмотрена   структура   построения листа­памятки.  Практическая   значимость   моего   проекта   заключается   в   том,   что рассмотрев данный вопрос можно точно ориентироваться в законодательстве по   защите   прав   ребенка,   знать   документы   и   при   необходимости   ими воспользоваться, понимать, куда и в какой ситуации следует обратиться. Данные проведенного мной исследования можно использовать на уроках при изучении тем по правам ребенка, на классных часах и для собственного самообразования. Разработанный   мной   лист­памятку   использовать   как   инструкцию   в случае нарушения прав ребенка. 1. Обзор теоретического материала по теме проекта 4 Говоря о правах человека, мы чаще всего имеем ввиду взрослых людей. Именно их права были первыми зафиксированы во Всеобщей декларации прав и   свобод   человека   в   1948   г.   Но   у   детей   то   же   есть   права   и   есть международный документ, в котором они зафиксированы. Обеспечение прав ребенка   относится   к   глобальным   проблемам   современности,   в   решении которых   заинтересовано   все   мировое   сообщество.   Это   объясняется определяющей   ролью   подрастающего   поколения   в   гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. 1.1 Основные международные документы, касающиеся прав детей Международные документы: 1. Декларация прав ребенка (1959). 2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989). 3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) В   нашей   стране,   кроме   этих   документов,   принят   ряд   законодательных актов: 1. Семейный кодекс РФ. 2. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». 3. Закон «Об образовании». В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту   и   возможность   получать   образование,   развиваться   физически, умственно,   нравственно   и   духовно   в   условиях   свободы.   Особое   место уделяется   защите   прав   ребенка.   Указывается,   что   ребенок   должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. 5 Для   настоящей   Конвенции   ребенком   является   каждое   человеческое существо до достижения 18­летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. 1.2 Конвенция о правах ребенка Человечество  осознало  необходимость  принять  международные  акты, обеспечивающие права и интересы детей, только в середине ХХ в. Главную роль в их разборке сыграла Организация Объединенных Наций. В1959 год Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка. Она   стала   основой   дальнейших   усилений   в   этом   направлении.   В   1959   г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждалось,   что   некоторые   права   человека   имеют   непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботах и внимании. В Декларации сформулированы 10 основных принципов, ключевым из которых является, пожалуй, тот, что содержится в статье 6: «Ребенок для полного   и   гармоничного   развития   его   личности   нуждается   в   любви   и понимании.   Он   должен,   когда   это   возможно,   расти   на   попечении   и   под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме   тех   случаев,   когда   имеются   исключительные   обстоятельства,   быть разлучаем  со своей матерью.  На обществе  и на  органах  публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи,   и   о   детях,   не   имеющих   достаточных   средств   к   существованию. Желательно,   чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей». Декларации   носят   лишь   рекомендательный   характер,   их   нормы   не обязательны   для   исполнения.   Другое   дело   конвенция:   договор,   который должен исполняться теми, кто его подписал, неукоснительно.  6 Приняв   краткую   Декларацию   прав   ребенка,   ООН   поставила   цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать.  В   Международный   год   ребёнка   (1979)   Комиссия   ООН   по   правам человека   приступила   к   разработке   проекта   Конвенции   о   правах   ребёнка. Сложная   работа   продолжалась   10   лет.   Наконец,   20   ноября   1989   года Конвенция   о   правах   ребёнка   была   единогласно   принята   Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной. Конвенция   является   самым   полным   документом,   в   котором   права ребенка обладают силой норм   международного права. Конвенция ценна и тем,   что   представляет   собой   обязательство   на   будущее;     она   призвана создавать   благополучные   условия   для   развития   детей,   которым   предстоит построить   справедливый,   гуманный   мир.   Нормы,   зафиксированные   в   ней, служат ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках изменить к лучшему жизнь детей, мобилизовать все необходимые ресурсы для достижения этой цели. Правам ребенка  в конвенции посвящено 40 статей. Их принято делить на несколько групп: 1.  Основные права: на жизнь, имя, гражданство и др. 2.  Права, призванные обеспечить детям нормальную семейную жизнь. 3. Права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка: право на свободу мнений, свободу совести, религии и др. 4.   Права,   сохраняющие   здоровье   и   содействующие   физическому развитию детей.   5.   Права,   обеспечивающие   нормальное   культурное   развитие   детей,   в частности право на образование. 6.   Права,   защищающие   ребенка   в   необычных,  опасных   ситуациях:   на войне, в заключении и др. 7 Рисунок 1 – Классификация прав ребенка Львиная   доля   положений   Конвенции   обращена   к   правительственным органам   и   организациям,   обладающим   реальными   возможностями   принять необходимые и действительные меры для защиты детства. Ребёнком признаётся лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте (ст. 1, ч. I). 1.3 Краткая характеристика основных прав ребенка В Конвенции провозглашено неотъемлемое право ребенка на жизнь, на   Государства   обеспечивают имя   и   на   приобретения   гражданства. осуществление каждым ребенком всех прав без какой­либо дискриминации и различий. Государство   должно   делать   всё   возможное   для   осуществления   прав, содержащихся в Конвенции (ст. 4). 8 Дети и их родители имеют право покидать любую страну и выезжать в собственную   с   целью   воссоединения   или   поддержания   личных   отношений между ребёнком и родителями (ст. 10). Дети имеют право свободно выражать свое мнение, соблюдая при этом нормы вежливости, уважая собеседников, родителей, учителей. Государство   уважает   право   ребенка   на   свободу   мысли,   совести   и религии. Отношение к ребенку со стороны школы, органов власти не может зависеть от того, верующий он или атеист. Государства признают право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний. Важно помнить, что школа должна быть свободна от политической деятельности учащихся. Государства должны защищать детей от   нанесения им физического и психологического   ущерба.   Государства   обеспечивают   уход   за   детьми, лишенными   родительской   опеки.   Усыновление   должно   осуществляться   в соответствии со строгой  юридической процедурой, которая обезопасит детей от злоупотребления. Ребенок   имеет   право   пользоваться   наиболее   совершенными   услугами системы здравоохранения. Медицинскую помощь необходимо оказывать всем детям без исключения. Начальное   образование   должно   быть   бесплатным   и   обязательным. Школьную   дисциплину   следует   поддерживать   с   помощью   методов,   не унижающих человеческого достоинства ребенка. Государства должны защищать детей от употребления наркотических средств и привлечения к их производству и торговле. Дети должны знать как реагировать   на   попытки   взрослых   втянуть   их   в   преступную   деятельность, связанную с наркотиками. Обращение   с   детьми,   причастными     к   нарушениям   уголовного законодательства,   должно   способствовать   развитию   у   них   чувства достоинства и значимости. 9 Государство обязано предотвращать похищение или удержание ребёнка за границей одним из родителей или третьей стороной (ст. 11). Дети­инвалиды имеют право на особый уход, образование и подготовку с тем, чтобы  помочь ему в ведении полноценной жизни (ст.23).  Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению, имеют право   пользоваться   своей   культурой,   разным   языком   и   исповедовать   свою религию (ст.30). Государство должно защищать ребёнка от сексуальной эксплуатации и совращения, включая порнографию и проституцию (ст.34). Всего в конвенции 54 статьи. Главные   защитники   прав   ребенка   –   родители.   Но   родители   не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи общества, государства. Государство   обязано   выделять   необходимые   денежные   средства   на нужды образования, здравоохранения, создание бытовых удобств, на питание, культуру   детей.   Органы   местного   самоуправления   призваны   обеспечивать работу   школ,   детских   поликлиник   и   других   учреждений.   Судам   и прокуратуре   необходимо   проявлять   активность   в   защите   прав несовершеннолетних, выявлять факты ущемления их интересов. Велика роль общественных организаций, национальных и международных.  Возможности для реализации положений Конвенции о правах ребёнка в различных   государствах   неодинаковы.   Тем   не   менее,   все   государства, подписавшие Конвенцию, обязаны выполнять её положения в соответствии с их   «духом»   и   «буквой».   А   «дух»   Конвенции   о   правах   ребёнка   в   самом кратком виде можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему». «Наши   дети   –   это   наша   старость.   Правильное   воспитание   –   это   наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы,   это   наша   вина   перед   другими   людьми,   перед   всей   страной».   (А.С. Макаренко) 10 1.4 Организации по защите прав ребенка существующие в России В странах Западной Европы и США права и интересы ребенка защищает специальная   судебно­правовая   ветвь   власти   –   ювенальная   юстиция.   Она включает   в   себя   полицию,   суды,   прокуроров,   обвинителей   и   социальные службы,   занимающиеся   защитой   прав,   свобод   и   законных   интересов несовершеннолетних.   С   2010   года   ведется   обсуждение   необходимости введения   подобной   системы   в   России.   Однако   из­за   большого   числа противников этой инициативы единого мнения в этом вопросе нет. В настоящее время защиту прав ребенка в России осуществляют:  1. Органы опеки и попечительства ­ осуществляют опеку над детьми, оставшимися без попечения родителей, участвуют в устройстве таких детей в семьи   или   специализированные   учреждения;   контролируют   права   детей   в некоторых   видах   судебных   споров   между   родителями;   защищают   права несовершеннолетних   при   сделках   с   недвижимостью,   ипотечных   сделках; участвуют   в   подборе   и   подготовке   граждан,   выразивших   желание   стать опекунами, попечителями или взять ребенка на воспитание в семью. 2.   Комиссия   по   делам   несовершеннолетних   занимается   вопросами профилактики   безнадзорности   и   правонарушений   несовершеннолетних граждан Российской Федерации. 3. Органы прокуратуры и суды защищают права и законные интересы ребенка в соответствии с законодательством РФ, рассматривают гражданские, уголовные   и   административные   дела,   в   которые   вовлечены несовершеннолетние. 4.   Уполномоченный   по   правам   ребенка   (омбудсмен)   –   независимое должностное   лицо,   контролирующее   соблюдение   прав   ребенка   со   стороны общества. К омбудсмену можно обратиться в случае, если права ребенка были 11 нарушены органами государственной  власти, местного самоуправления или должностными лицами и работниками детских учреждений. Уполномоченный по правам ребенка вправе проводить проверку обстоятельств нарушения прав несовершеннолетнего и при необходимости обращаться в суд с просьбой о возбуждении   дела.   Итогом   работы   омбудсмена   является   восстановление нарушенных прав ребенка. Региональные Уполномоченные по правам детей существуют в каждом субъекте   РФ   и   назначаются   главами   регионов.   На   национальном   уровне интересы   детей   защищает  Уполномоченный   при   Президенте   РФ  по   правам ребенка П.А. Астахов. Астахов в 2009 году, был назначен президентом   РФ «Уполномоченным по правам ребёнка». Сайт   Уполномоченного   по   правам   ребенка   при   президенте: http://www.astakhov.ru .   5.   Уполномоченный   по   правам   ребенка   в   Пермском   крае   –   Миков Павел   Владимирович.   Адрес:   Пермский   край,   г.   Пермь,   ул.   Ленина,   д.51. Официальный сайт:  http://ombudsman.perm.ru/. Телефон/факс: +7 (342) 217­ 67­94/ +7 (342) 235­14­57. E­mail: pvmikov@uppc.permkrai.ru График   приема   граждан   Уполномоченным   по   правам   человека   в Пермском крае: Сотрудники аппарата ведут приём граждан каждый вторник с 10.00 до 13.00 и каждый четверг с 17:00 до 20:00 по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 8. Миков П.В так же приезжает в г.Чернушку 21 марта 2017 состоялся выездной прием Уполномоченного по правам ребенка в Чернушку по адресу: г. Чернушка, ул. Юбилейная, 9, каб. 512. 12 2. Практическая часть проекта В   самом   начале   данного   проекта   мной   было   проведено   небольшое исследование на вопрос знают ли студенты и школьники о правах ребенка и куда в случае нарушения следует обратиться. В   ходе   данного   исследования   было   опрошено   289   человек,   из   них подростков – 192 человека и взрослых – 97 человек. Это школьники 9 и 10­х классов, студенты колледжа города Чернушки и прохожие на улицах.   Сначала вопрос задавался взрослым. На вводный вопрос анкеты о том, кто, согласно законодательству РФ считается ребенком, взрослые ответили следующим образом (Рисунок 1). Лишь чуть больше половины опрошенных — 50,6 % — ответили верно (ребенком является лицо, не достигшее 18 лет). Остальные 49,4 % дали неверные ответы. 17,4 % полагают, что ребенком в нашей стране считается человек, не достигший 16 лет, а 32 % — 14 лет. Рисунок 1 ­ Мнение взрослых о возрасте, при достижении которого наступает совершеннолетие 13 Большая   часть   опрошенных   подростков   знают,   с   какого   момента несовершеннолетние   обладают   правоспособностью   (Рисунок   2).   68,5   % подростков ответили верно, правоспособность человека наступает с момента его рождения, и 31,5 % ответили иначе (с 14 лет — 12,8 %, с 16 лет — 9,6 % и с 18–9,1 %) Рисунок 2 ­ Момент, с которого, по мнению подростков, наступает правоспособность В тоже  время,  подростки  не до  конца  осведомлены  о  том,  с  какого возраста наступает полная дееспособность (Рисунок 3). То, что она наступает во всех предложенных в анкете вариантах, знают лишь 22,9 % подростков. 38,8 % ответили, что дееспособность наступает лишь со вступления человека в совершеннолетие, 33,5 % — при законном объявлении несовершеннолетнего лица   полностью   дееспособным.   И   только   4,8   %   опрошенных   знают,   что дееспособность также наступает при предусмотренном законом вступлении в брак. 14 Рисунок 3 ­ Условия наступления полной дееспособности Согласно результатам исследования, подростки г. Чернушки не очень хорошо знают  свои права (Рисунок 4). 84,6 % знают, что с момента рождения любой гражданин РФ обладает правом на имя, фамилию и гражданство, 63,7 % — что несовершеннолетние имеют права на защиту личного достоинства и законных интересов. Наконец, чуть более половины опрошенных знают, что имеют право на защиту от экономической эксплуатации (51,4 %) и на свободу выражения   мнения   (54,9   %).   При   этом,   1   %   подростков   ответили,   что несовершеннолетние имеют право на приобретение алкогольных и табачных изделий. Рисунок  4 ­ Осведомленность подростков о своих правах 15 Результаты опроса показали, что подростки не знают, во сколько лет они   начинают   нести   административную   ответственность.   Более   половины опрошенных   —   61   %   —   ответили   неверно   (52,6   %   ответили,   что административная   ответственность   наступает   с   14   лет,   а   8,4   %   —   что несовершеннолетние   вообще   не   несут   административной   ответственности). Только   39   %   знают,   что   несовершеннолетние   несут   административную ответственность с наступления 16 лет (Рисунок 5). Рисунок 5 ­ Возраст, с которого наступает административная ответственность На   вопрос,   касающийся   того,   куда   можно   обратиться   в   случае нарушения прав несовершеннолетних, около трети опрошенных ответили, что не   знают   —   35,8   %.   Четверть   подростков   написали   в   ответе,   что   нужно обращаться   в   полицию   (25   %),   19   %   указали   суд,   и   лишь   6   %   —   к уполномоченному по делам несовершеннолетних (Рисунок 6). 16 36% 25% 19% 40.00% 35.00% 30.00% 25.00% 20.00% 15.00% 10.00% 5.00% 0.00% 6% 5% 3% 2% Рисунок 6 ­ Инстанции, куда несовершеннолетние обращаются в случае нарушения их прав Таким образом, по итогам проведенного мной опроса можно сделать вывод о том, что данные результаты нельзя назвать положительными, так как большая часть несовершеннолетних граждан города Чернушки, к сожалению, плохо знакомы с положениями о своих прав и в случае необходимости не знают, куда им обращаться. Вторым   этапам   практической   части   проекта   стала   разработка информационного листа­памятки. Но для того чтобы разработать данный лист и   оформить   его   со   всеми   правилами,   мне   необходимо   было   рассмотреть правила   расположения   информации   на   листе.   Каким   образом   из   большого объема информации выбрать самое главной и расположить все это так, чтобы было всем понятно. Как выяснилось, в разных источниках предлагаются разные варианты, но я для себя выбрала оптимальный, который и использовала при разработке своей памятки. Правила составления памятки 17 Памятка   (алгоритм)   ­   краткое   нормативное,   производственно­ практическое или справочное издание (пособие), содержащее самые важные сведения, которыми надо руководствоваться, выполняя какую­либо операцию или осуществляя некоторую деятельность. Для составления памятки по заданной теме нужно найти информацию с разных   источников   (сеть   Internet,   энциклопедии,   практические   пособия, учебная   литература),   изучить   ее   и   выписать   тезисы   (основные   мысли   или основные действия). Памятка   составляется   индивидуально.   Работа   должна   быть представлена   на   бумаге   формата   А4   в   печатном   (компьютерном)   или рукописном варианте. Составление перечня действий: 1.   Предварительно   изучите   информацию   по   заданной   теме   с   разных источников   (сеть   Internet,   энциклопедии,   практические   пособия,   учебная литература), продумайте цель, которую вы ставите, приступая к работе над ней. 2. Внимательно изучите информацию, определите ее основную мысль. 3.   Разделите   информацию   по   заданной   теме   на   смысловые   части, определите микротемы. 4. Сформулируйте пункты плана, логически и последовательно связав их между собой. 5. Воспринимая текстовую информацию, стремитесь четко представить себе, что является главным для автора, а что для вас. 6. Выберите для тезисов основные идеи и положения, отделив важные детали   от   подробностей,   запишите   их   словами   автора   или   собственными словами, разместив в определенной последовательности. 7.   Руководствуйтесь   основным   принципом   тезирования   текста   ­   не допускайте искажения содержания. 8.   Составьте   тезисы,   а   затем,   используя   эти   материалы,   оформите памятку­алгоритм на листе А4. 18 Заключение Подводя   итоги   работы   над   проектом   можно   сказать,   что   детство   – надежда и будущее человечества; ребенок – существо, которому еще только предстоит стать человеком. Основная   идея   проекта   –   это   признание   ребенка   полноценной   и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция   провозглашает   ребенка   самостоятельным   субъектом   права   и задача взрослых донести до сознания детей конвенцию в доступной форме.  Повышение   правовой   грамотности   помогает   установить   доверительные отношения с подростками, они комфортно чувствуют себя дома и в учебном заведении, знают, куда и в каких случаях необходимо обращаться. 19 Цель и задачи, поставленные в работе выполнены. В рамках проекта была изучена ситуация правовой информированности граждан в возрасте от 15   до   18   лет   на   территории   города   Чернушка,   рассмотрены   документы, регулирующие права детей и разработан  информационный лист­памятка.  Список литературы 1. А.   М.   Нечаева.   Брак.   Семья.   Закон   –   М.,   1984   Конституция (основной закон) Российской Федерации. М., 1992.  2. Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.) «Новая газета», № 2, 08.06.1997, «Нарушаются права детей».  3. «Психологическая   газета»,   №3(18)   1997,   «Дети   насилия».   Д.М. Чечет. «Как защитить свое право (Юридические советы) гражданам)» – М., 1987. Юридический словарь­справочник для населения – М., 1982.  4. Декларация прав ребенка (1959). 5. Конвенция ООН о правах ребенка (1989). 6. Всемирная   декларация   об   обеспечении   выживания,   защиты   и развития детей (1990) 7. Семейный кодекс РФ. 20 8. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». 9. Закон «Об образовании в РФ». 10. http://www.maam.ru/detskijsad/proekt­ja­rebenok­i­ja­imeyu­ pravo.html 11. http://www.psychologies.ru/observers/latyipov­ilya/ya­est­i­ya­imeyu­ pravo­byit/ 21

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."

Студенческий проект "Я имею право..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017