В данной статье мы представляем результаты исследования готовности студенческой молодёжи к родительству, которое проводилось на вазе учреждение высшего образования – Барановичский государственный университет, который даёт возможность эффективного взаимодействия педагога и учащегося, а также института семьи. «Образование и культура – это те инструменты, с помощью которых общество готовит новое поколение к жизнедеятельности, к реализации своих биологических, социальных, духовных потребностей» [1, с. 21]. Для того, чтобы стать грамотной и развитой личностью и индивидуальностью, необходима среда, которая дала бы возможность освоить накопленный предшествующими поколениями опыт с помощью общения, игровой, учебной деятельности, ощутить и осознать многообразие мира, его объектов, явлений, оценить их значение, приобрести компетентность в использовании различных жизненных стратегий поведения. На сегодняшний день в психолого-педагогической науке образование рассматривается с нескольких позиций: как образовательная система, как образовательный процесс, как образовательная деятельность, как индивидуальный или совокупный результат процесса и как образовательная среда.
Цель исследования – выявление готовности студенческой молодёжи к родительству на базе Барановичского государственного университета.
Материал и методы. Исследование проводилось в учреждении образования «Барановичский государственный университет» среди студентов 2 и 4 курса факультета славянских и германских языков Выборка составила 84 человека: 21 мальчик и 21 девочка из каждого курса. Для реализации цели исследования были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование.
СТУДЕНТ КАК БУДУЩИЙ РОДИТЕЛЬ – КАКОЙ ОН?
Святощик М.И. (магистрант 1 курса БарГУ, г.Барановичи, Республика Беларусь)
В данной статье мы представляем результаты исследования готовности студенческой
молодёжи к родительству, которое проводилось на вазе учреждение высшего образования –
Барановичский государственный университет, который даёт возможность эффективного
взаимодействия педагога и учащегося, а также института семьи. «Образование и культура –
это те инструменты, с помощью которых общество готовит новое поколение к
жизнедеятельности, к реализации своих биологических, социальных, духовных потребностей»
[1, с. 21]. Для того, чтобы стать грамотной и развитой личностью и индивидуальностью,
необходима среда, которая дала бы возможность освоить накопленный предшествующими
поколениями опыт с помощью общения, игровой, учебной деятельности, ощутить и осознать
многообразие мира, его объектов, явлений, оценить их значение, приобрести компетентность в
использовании различных жизненных стратегий поведения. На сегодняшний день в психолого
педагогической науке образование рассматривается с нескольких позиций: как
образовательная система, как образовательный процесс, как образовательная деятельность,
как индивидуальный или совокупный результат процесса и как образовательная среда.
Цель исследования – выявление готовности студенческой молодёжи к родительству на
базе Барановичского государственного университета.
Материал и методы. Исследование проводилось в учреждении образования
«Барановичский государственный университет» среди студентов 2 и 4 курса факультета
славянских и германских языков Выборка составила 84 человека: 21 мальчик и 21 девочка из
каждого курса. Для реализации цели исследования были использованы следующие методы:
наблюдение, беседа, анкетирование.
Результаты и
их обсуждение. После проведения анкетирования на базе
Барановичского государственного университета и обработки анкет по блокам готовности к
родительству, мы выявили проблему – не готовность студенческой молодёжи к родительству.
Анкета состояла из 16 вопросов, как закрытого характера, так и открытого. После того, как
студенты прошли анкетирование, мы приступили к обработке анкет. Обработка была
разделена на блоки в соответствии с ответами студентов на вопросы. Первый блок был –
целесообразность подготовки к родительству. Результаты, в процентной составляющей,
показали, что студенты не готовы к родительству. 2 блок представление о роли семьи вжизни человека показал, что студенческая молодёжь имеет представление о семьи, и все
знания были получены от их родителей, родственников, но при этом студенты, в свои 1921
год не осознают всю ответственность. 3 блок – готовность иметь детей, в процентном
соотношении 80%: 20% показал, что респонденты совершенно не готовы иметь детей. Что же
могло бы на это повлиять? Почему в стране все больше и больше неблагополучных семей, или
семей, где присутствует только один родитель, а также повышается показатель разводов. Это
нам удалось выяснить в блоках 4 и 5: «Представления о родительских компетенциях» и «
Представления о собственной родительской компетентности». Большая половина
респондентов, а именно 76% студенческой молодёжи не готовы стать родителями, так как не
хватает теоретических знаний о том, как воспитывать ребёнка, что с ним делать и как стать
хорошим родителем, ведь наше будущее – это наши дети. В нашем исследовании мы также
учли гендерный аспект: отдельно проанализировав ответы девушек и парней. По результатам
исследования и анализа по разработанным нами блокам, мы выяснили, что девушки, как
будущие мамы совершенно не возлагают на себя большой ответственности как будущие мамы.
Им кажется, что быть матерью – это совсем просто, но на самом деле – это огромный труд, в
то время как будущие отцы – мужская половина респондентов, осознаёт всю ответственность,
но не имеют желания и готовности стать родителем.
Образовательная среда является неотъемлемой частью общественной системы. Связь
образования и среды подчеркивалась в различные исторические периоды. Так, Я. А.
Коменский обозначал взаимовлияние образования и среды друг на друга [2, с. 53]. Он
утверждал, что невозможно стать образованным без воспитания и обучения. Об организации
данного процесса заботится государство, общество, семья. В то же время образование
непосредственно влияет на мирный либо конфликтный образ жизни общества, государства.
На сегодняшний день очень востребована подготовка студентов в аспекте их будущего
родительства, а также подготовка студентов к работе с родителями. Студенты углубленно
изучают теоретические положения курсов «Педагогика»,
«Основы педагогики»,
«Теоретические основы социальной работы», практические занятия, связанные с тематикой
работы с семьей, помогают решить вышеназванные вопросы. Готовность человека к любой
деятельности можно выразить следующим образом: готовность – это желание + знание +
умение.
На семинарских занятиях развиваются в частности аспекты формирования
ответственности за благополучие своей семьи, ведь это одна из целей будущего родителя.
Студенты обсуждают закономерности построения и развития семьи, пути ее создания,определение правил, традиций, норм поведения в семье, методы нахождения своей
родословной, проблемы ценностных отношений в семье сегодня и завтра. В работе
используются различные коммуникативные технологии, тренинги, практикумы, ролевые игры.
Знакомят студентов также с методами наблюдения, анкетирования, с методикой и тематикой
проведения индивидуальных консультаций с родителями, родительских собраний.
Цель таких занятий состоит в том, чтобы студенты понимали всю ответственность
будущих родителей, знали как поступить в той или иной ситуации, как решить конфликтные
вопросы, наладить семейные взаимоотношения, получить умения решать практические
педагогические задачи, связанные с воспитанием детей в семьях с различными традициями.
Занятия рассчитаны на определенный жизненный опыт студентов, приобретенный ими в семье
родителей или в процессе создания своей семьи. Полученные на занятиях знания помогают
студентам найти ответы на интересующие их вопросы, которые появляются у молодых
супругов, создавших семью в ходе обучения в университете.
На практических занятиях в первую очередь рассматриваются вопросы семьи на
макроуровне, в контексте социальных институтов. Затем обсуждаются социально значимые
проявления жизненного цикла и далее – микроуровень межличностных взаимодействий
внутри семьи с выделением аспектов родительства как особого феномена в структуре
различных функций семьи.
В ходе обучения реализовывается принцип «от общего к частному», осуществляется
обращение к личному опыту студентов, их ориентация на выполнение своей будущей
родительской и педагогической миссии как способа преобразования мира.
Заключение. Знания, приобретенные студентами в процессе обучения, позволяют им
поиному взглянуть на развитие своей родительской компетентности, что, надеемся, в
будущем поможет им стать хорошими супругами и родителями, правильно реализовывать
свои гендерные роли.
Литература:
1. Кошевой, О.С. Организация управления образовательной средой вуза на основе
системного подхода // Образовательные ресурсы и технологии. – №1, 2012. – С. 68–71.
2. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В. В. Чечет. – Минск:
Пачатковая школа, 2007. – 184 с.