Суб- и контркультура в современном и академическом искусстве
Оценка 4.6

Суб- и контркультура в современном и академическом искусстве

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
искусство
7 кл—11 кл
14.08.2023
Суб- и контркультура в современном и академическом искусстве
Культура - это особый способ организации и развития человеческой жизни, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и институтов, в духовных ценностях, во всей совокупности отношений людей к природе, между собой и к себе.
Cуб- и контркультура в современном и академическом искусстве.docx

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ                                                       5
1. Высокая элитарная, массовая и народная – три формы культуры              5                     
2. Субкультура и контркультура  - две разновидности культуры               12                                                                    
3. Диалог культур                                                                                                16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                  19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                          21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Культура - это особый способ организации и развития человеческой жизни, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и институтов, в духовных ценностях, во всей совокупности отношений людей к природе, между собой и к себе. Культура - это связь между природой и обществом. Эта связь обеспечивается человеком, который в данном случае является субъектом деятельности, переживаний, познания и так далее.

Интерес к культурным проблемам был очень высок уже в прошлом веке и в настоящее время он только усиливается. И тогда и сейчас это связано со многими историческими и социокультурными факторами. Свою роль сыграли формирование мультикультурной постиндустриальной цивилизации; поиск средств «культурной адаптации» человека к достижениям техногенного мира; распространение феномена массовой культуры; интерес науки к человеку как к творцу культуры, а не как к ее «продукту». Все это стимулировало развитие комплекса культурных и антропологических наук в большинстве стран мира и сформировало культурологию - российский эквивалент подобной науки.

Мир культуры, с которым человек сталкивается ежедневно, многогранен. Культура как явление разнообразна в своих проявлениях: это сложное многоуровневое обобщенное понятие, охватывающее различные классы явлений. В зависимости от того, с какой точки зрения, на каком основании его анализировать, можно выделить отдельные его структурные элементы, различающиеся по характеру носителя, по результату, по видам деятельности и т. д. Эти элементы могут взаимодействовать, противостоять друг другу, менять свой статус.

Все это разнообразие культурного мира укладывается в типологию культуры, образованную делением культуры на разные типы. В рамках определенной исторической эпохи всегда существовали разные культуры: интернациональные и национальные, светские и религиозные, взрослые и молодежные, западные и восточные. И в настоящее время существует множество разнообразных и в то же время уникальных культур, каждая из которых отличается рядом характерных черт. Массовые и элитарные культуры приобрели большое значение в современном обществе. В рамках культуры существуют и активно развиваются такие компоненты, как субкультуры и контркультуры. Эти элементы придают культуре динамизм и обеспечивают ее развитие.

Каждый из нас придерживается определенных моральных норм и ориентируется на определенные идеалы, т.е. является носителем духовной культуры, национальной культуры, а также может быть приверженцем определенной субкультуры. Это определяет как жизнь общества в целом, так и жизнь каждого человека в этом обществе. Все вышесказанное определяет актуальность темы данной работы.

Цель данной работы - выявить роль массовых и элитных субкультур в пространстве современной культуры.

В процессе работы на основе изучения литературы по культурологии будут решены следующие задачи:

- охарактеризовать понятие, сущность и специфику, исторические условия возникновения массовых и элитных субкультур;

- рассмотреть их взаимодействие в диалоге культур.

Структура работы содержит: введение, основную часть – 3 параграфа, заключение и библиографию. Общий объем работы - 19 страниц, список использованной литературы включает 10 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Высокая элитарная, массовая и народная - три формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы - элитную, популярную и массовую, а также две разновидности: субкультуру и культуру.

Элитарная культура

         Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества или - по ее заказу - профессиональными творцами. Формула элитарной культуры - «искусство для искусства» [6]. Неподготовленному человеку сложно понять высокую культуру. Как правило, ее уровень на десятилетия опережает уровень восприятия среднестатистического образованного человека. Не все понимают картины Пабло Пикассо и Анри Матисса, фильмы Андрея Тарковского и Александра Сокурова. Особый тип мышления необходим для понимания произведений Франца Кафки или романа Джеймса Джойса «Улисс». Творцы элитарной культуры, как правило, не пытаются добиться высоких гонораров. Гораздо более ценной для них является творческая самореализация.

Потребителями элитарной культуры становятся люди с высоким образовательным уровнем и развитым эстетическим вкусом. Многие из них сами являются творцами произведений искусства или их профессиональными исследователями. Прежде всего, речь идет о писателях, художниках, музыкантах, искусствоведах, литературных и художественных критиках. Сегодня к потребителям этого культурного сегмента относятся те, кто имеет доступ к творчеству и восприятию ценностей высокой культуры. Для масс эти произведения обычно кажутся слишком сложными, часто даже скучными и потому ненужными.

С ростом образованности населения круг потребителей высокой культуры расширяется. Обычно высокая культура изначально носит экспериментальный или авангардный характер. Ее представители пробуют в своем творчестве те художественные приемы, которые через много лет будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов. Специалисты иногда называют точные сроки - 50 лет. На такой срок образцы высочайшего мастерства опережают свое время [7].

          Платон, а позже философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше пытались научно осмыслить отношения и взаимодействие элиты с массами общества. В своей книге «Мир как воля и представление» Шопенгауэр пишет, что общество состоит из «людей гения» (тех, кто имеет доступ к эстетическому созерцанию и художественному творчеству) и «людей пользы» (способных работать только под руководством других). Ницше в своих знаменитых произведениях «Рождение трагедии от духа музыки», «Человеческое, слишком человечное», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра» представляет человека элиты как «сверхчеловека». «Сверхчеловек» Ницше занимает привилегированное положение в обществе и обладает незаурядной чувствительностью к искусству [8].

В ХХ веке к данной проблеме обращались многие известные философы и социологи, в том числе В. Парето, Г. Моска, Ч.Р. Миллс и др. В 1925 г. вышла в свет книга испанского мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства». Автор утверждал, что новые формы искусства, возникшие во второй половине XIX - начале XX веков, адресованы не массовой публике, а элите. Более того, Ортега-и-Гассет считает, что искусство двадцатого века сознательно делит публику на тех, кто способен ее воспринимать, и на тех, кто к этому не готов. Правда, вхождение в элиту, по его мнению, определяется не аристократическим происхождением и не принадлежностью к привилегированным слоям общества, а природным наклонностям, «даром Божьим». Поскольку именно элита обеспечивает социальный прогресс, то и искусство адресовано ей [9].

В противовес элитарной массовая (или общественная) культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков людей. Появившаяся в середине 20 века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, граммофонные пластинки, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев, она быстро завладела умами человечества. Популярная и эстрадная музыка - яркий образец массовой культуры. Он понятен и доступен для всех возрастов, для всех слоев населения, независимо от уровня образования [10]. Данная форма культуры может быть международной и национальной.

Понятие «массовая культура» охватывает разнообразные культурные явления 20-го века. Эта форма культуры получила широкое распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой информации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры очень широк - от примитивного китча (ранние комиксы, мелодрама, поп-хит, «мыльная опера») до сложных содержательных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив, поп-арт) [10].

          Массовая культура в современных культурных исследованиях ассоциируется с социальными группами со «средним» уровнем духовных потребностей. Она, как правило, имеет меньшую художественную ценность, чем элитарная или народная культура. Но при этом она отличается наиболее широкой аудиторией. Массовая культура удовлетворяет сиюминутные потребности людей, реагирует на современные события и отражает их. Поэтому образцы массовой культуры, в частности хиты, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. Этого не происходит с произведениями элитарной и народной культуры.

Массовая культура - это в самом широком смысле субкультура самых широких слоев населения. Она близка к так называемой «народной культуре», то есть культуре сельского населения, из которой она произошла. В довольно далеком историческом прошлом именно среди преобладающей крестьянской массы формировались мифы, из поколения в поколение, составляя фонд народной культуры, передавались мелодии и стихи, танцы, сказки, саги, былины, легенды, пословицы и др. произведения.

          Но в ХХ веке термин «массовая культура» приобретает новое содержание. Это связано с формированием промышленного массового производства и широким использованием технических средств массовой коммуникации. Массовое искусство нашло свое воплощение в кинематографе, на телевидении, в массовой художественной литературе (глянцевые журналы, «женские» романы и детективные рассказы, телесериалы, развлекательные музыкальные произведения, боевики, мелодрамы и триллеры в кинематографе, мюзиклы в театре, комиксы и т. д.). Высокая, серьезная культура, ставшая доступной благодаря новой технике массового воспроизводства, в массовой культуре свелась к серии популярных хитов, скрывающих настоящую сложность искусства. Большая часть новой музыки и пьес, которые были созданы для фильмов и радио, а затем и для телевидения, были поверхностными по сравнению с классическими произведениями. Культура, став демократичной, стала слишком легкой.

Общедоступность культурных ценностей и массовое потребление «облегченных» произведений культуры и искусства привели к изменению самосознания масс. Этот процесс ярко описан в философском эссе «Восстание масс» (1939 г.), автор которого - уже упомянутый выше Ортега-и-Гассет. По его словам, масса - это набор посредственных людей. Но, благодаря демократическому устройству общества и высокому уровню материального потребления люди масс чувствуют себя совершенными. «В 19 веке цивилизация позволяла среднему человеку утвердиться в избыточном мире, воспринимаемом как обилие благ, но не забот. Он оказался среди сказочных машин, чудесных лекарств, полезных правительств, уютных гражданских прав. Но у него не было времени подумать о том, как трудно создавать эти машины и лекарства и обеспечивают их появление в будущем, и насколько шатка сама структура общества и государства, и, не заботясь о трудностях, он почти не чувствует ответственности» [5].

          Как только предприимчивые люди поняли, что массовое потребление искусства – это потенциальный источник больших прибылей, возникла целая индустрия развлечений. Кроме того, реклама потребительских товаров была очень эффективной. Таким образом, контроль над массовой культурой в значительной степени перешел в руки рекламодателей и производителей облегченной культуры, предназначенной только для выкачивания денег из карманов масс.

Следует отметить, что феномены массовой культуры создаются профессиональными людьми, которые сознательно сводят сложные смыслы к примитивным. Это не означает, что такого рода инфантилизацию просто выполнить: техническое мастерство многих звезд шоу-бизнеса вызывает искреннее восхищение представителей «художественной классики».

При этом массовая культура - это больше, чем просто средство развлечения и отдыха. Она дает людям эстетический опыт, отвечает потребностям массовой аудитории, предоставляя эмоциональную компенсацию, возможности для отдыха, развлечений. Массовая культура поддерживает связи с народной культурой. Лучшие образцы массового искусства отвечают высоким требованиям профессионального мастерства. Отмечается своеобразный обмен между высоким и массовым искусством, когда создатели сложных форм искусства используют находки массовой культуры, а массовая публика воспринимает произведения, например, симфонической или камерной музыки, фрагментарно и облегченно. Таким образом, массовая культура способствует демократизации общества.    

          Среди основных направлений массовой культуры современности можно выделить:

- индустрия «субкультура детства» (произведения искусства для детей, игрушки и товары специального назначения для детей, детские клубы и лагеря, военизированные и другие организации, технологии коллективного обучения детей);

- массовая общеобразовательная школа, знакомящая учащихся с основами научных знаний, философскими и религиозными представлениями об окружающем мире с помощью стандартных программ;

- СМИ (печатные и электронные), транслирующие текущую информацию, «разъясняющие» обычному человеку смысл событий, различных точек зрения и т.д.;

- система идеологии и пропаганды, формирующая политические ориентации населения;

- массовые политические движения, инициированные элитой с целью вовлечения широких слоев населения в политические действия, по большей части далекие от политических интересов, слабое понимание смысла политических программ;

- индустрия развлечений и досуга, которая включает массовую художественную культуру, массовое производство и зрелищные представления, профессиональный спорт, структуры для организации развлечений и другие виды шоу-программ.

          Также массовая культура включает в себя:

- индустрию оздоровительного отдыха, физической реабилитации человека и коррекции его телесного облика (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, бодибилдинг и аэробика, спортивный туризм, а также система медицинских, фармацевтических, парфюмерно-косметических услуг по коррекции внешности);

- индустрию интеллектуального досуга («культурный» туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, творческие объединения, научные и образовательные учреждения и ассоциации, интеллектуальные игры, викторины и др.), знакомящую с научно-популярными знаниями, развивающие общую «гуманитарную эрудиции» граждан;

- систему управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как для индивидуального, так и для коллективного использования (реклама, имиджмейкинг и т. д.), формирующая эталон социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, типов внешности;

- игровые комплексы - от механических игровых автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и др. до систем виртуальной реальности;

- всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и другие банки информации, специальные знания, Интернет и др., рассчитанные на массового потребителя.

Потребитель различных направлений массовой культуры, как правило, выступает не только как пассивный наблюдатель, но и постоянно провоцируется на активное включение или на эмоциональную реакцию на происходящее. К сожалению, массовая художественная культура склонна к тиражированию и сокращению уникального до банального, а также часто пытается достичь эффекта через особую эстетизацию пошлого, уродливого, физиологического, т.е. действуя по принципу средневекового карнавала и его смысловых «оборотней».

Но, хотя массовая культура, несомненно, является «эрзац-продуктом» специализированных областей культуры, она не порождает собственных смыслов, а только имитирует явления, нельзя оценивать ее сугубо отрицательно. Она порождается объективными процессами модернизации общества в те периоды, когда социализирующие функции традиционной культуры теряют свою эффективность. В такой ситуации массовая культура фактически берет на себя функции инструмента обеспечения первичной социализации.

Однако произведения массовой культуры сиюминутны и лишь имитируют приемы настоящего искусства, рассчитаны исключительно на внешнее воздействие, в них преобладает чувственное выражение, получение удовольствия. Но возможно предположить, что массовая культура является зачаточным предшественником новой повседневной культуры.

Народная культура

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессионального образования. Авторы произведений народной культуры в большинстве своем неизвестны. Народную культуру также называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. В нее вошли мифы, легенды, легенды, былины, сказки, песни и танцы. В исполнительском плане элементы народной культуры могут быть индивидуальными (представление легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор - еще одно название народного творчества, которое создают различные слои населения. Фольклор локализован, то есть связан с традициями местности, демократичен, так как в его создании участвует каждый.

Народную культуру можно разделить на два типа:

а) популярная - культура современности, включающая современные обычаи, танцы, нормы поведения. Такая культура постоянно меняется: новые элементы постоянно добавляются, а устаревшие исключаются;

б) фольклорно - народная культура, созданная в прошлом и прошедшая испытание временем. Национальные песни, танцы, костюмы, музыкальные инструменты, традиции и верования, сказки, былины, мифы, легенды, веками складывающийся уклад жизни, - историческое и культурное наследие, которое существует у каждого народа. Этот тип культуры способствует отождествлению человека с его нацией.

 

2. Субкультура и контркультура - две разновидности культуры

Субкультура

Термин «субкультура» обозначает культуру определенного сообщества, входящего в состав этноса или нации, или выделенного в составе населения страны, если это сообщество (социальная группа) достаточно заметно отличается от остального общества по своим ценностям, интересы, традиции, обычаи, стиль и образ жизни [1].

          При этом эти ценности, традиции и так далее порождаются культурой общества (страны, нации) в целом, в широком смысле принадлежат к этой культуре: субкультура продолжает, в целом, культуру народа. нация, принимает ее базовые ценности. На самом деле культура каждой большой страны состоит из разных субкультур; они взаимодействуют друг с другом, даже в некоторых аспектах и ​​направлениях противоречат основной культуре, но в большинстве случаев они остаются составными частями общей (доминирующей) культуры [2].

Доминирующей культурой принято называть набор ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Но, поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), то каждая из них постепенно формирует свою культуру, свою систему ценностей и правил поведения. Подобные малые культуры называются субкультурами. Субкультура - культурные явления, отличающие определенную группу, сообщество от большинства общества. деление на субкультуры может иметь религиозное, возрастное, региональное, профессиональное начало.

Субкультура - это часть общей культуры, системы ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе. Можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру пожилых людей, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры, криминальную субкультуру и пр. Субкультура может отличаться от доминирующей языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, одежде, обычаям. Различия могут быть очень сильными, но субкультура при этом не противопоставляется доминирующей культуре. У любой выделенной из общества группы людей - наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких людей - своя культура. Дети аристократии или среднего класса очень отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, руководствуются разными идеалами. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

         Субкультура определяется тем, что культура человечества исключительно богата и разнообразна. Культура объединяет в себе всю совокупность духовного опыта человечества, выраженного как в духовных, так и в материальных памятниках культуры. Иными словами, культура - это гуманитарное пространство, созданное человеком, это противостояние природы и природы, это особая искусственная среда, созданная человеком для своего существования. В этой интерпретации культура воспринимается как материальная проекция умственной деятельности человека, проекция духовной и производственной деятельности.

Выбор критериев (признаков) для выделения субкультур определяется познавательной ситуацией так же, как и при построении типологии культуры в целом. Сообщества - носители (субъекты) субкультур обычно различаются по этнической принадлежности, демографическим характеристикам (пол и возраст), профессии, образованию, месту жительства, вероисповеданию и многим другим характеристикам.

          Субкультуры выполняют две важные функции в рамках общей культуры. Во-первых, они помогают людям устанавливать и взаимодействовать с другими людьми, с обществом в целом, чтобы быть вовлеченными в общество, в его культурную жизнь. Субкультуры предлагают определенные способы решения ряда социальных и других проблем, порожденных противоречиями данного общества. Поэтому говорят об адаптивном характере субкультур. В то же время субкультура позволяет человеку осознать свое место в обществе, свое ваша культурная самобытность, чтобы отличаться от других.

Во-вторых, субкультуры при всей своей относительной «обособленности» и изолированности внутри доминирующей культуры, тем не менее, взаимодействуют с ней и становятся известными большому количеству людей, принадлежащих к другим субкультурам. В этом случае может происходить усвоение одних ценностей, норм, особенностей определенной субкультуры представителями других субкультур, так что, в конечном итоге, эти ценности и особенности воспринимаются доминирующей культурой [3]. Субкультура, таким образом, может влиять на доминирующую культуру, изменять ее. В этом смысле субкультуры являются источниками развития, обновления господствующей культуры.

          Достаточно широко известны субкультуры, выделяющиеся на основе творческого вклада их носителей в развитие культуры, а также развития и сложности создаваемых и потребляемых культурных ценностей. Понятно, что далеко не всем людям дарована способность к интенсивному творчеству в любой сфере культуры, в любой деятельности. Еще меньшему количеству людей удается реализовать такие способности и таланты. Соответственно и чувствуется потребность овладеть так называемой высокой или классической культурой.

          Участие в культурной жизни связано с деятельностью носителей субкультур. Разделение на массу и элиту определяется тем, что элита обладает знаниями и творческими способностями, недоступными для большинства других, часто властью и богатством, и поэтому они чувствуют свое положение «над» массами. Это деление восходит к глубокой древности человечества. Элита выделялась и развивалась в качестве правящей группы, торговых и финансовых сословий. Часто все эти функции выполняла одна и та же социальная группа [4].

          В настоящее время элитой общества принято называть носителей высокого творческого потенциала, лидеров, ведущих специалистов в каком-либо бизнесе, активных собственников и политиков. Остальных людей, в основном потребляющих культуру, но не создающих ее – принято называть «масса».

           «Двигатель» социального прогресса общества - высокие моральные и эстетические стандарты элиты. Именно элита способна реализовывать нетривиальные подходы к проблемам, критически относиться к установленным нормам и стандартам и предлагать новые. Главный вклад элиты в культуре, в жизни общества - это организация и упорядочение жизни. Отсюда идея культуры (по сути, субкультуры) массы и элиты.

     Важно отметить, что критерием различения является не количественное соотношение названных социальных групп, а их участие в культурной жизни, характер предпочтений в культуре, в образе жизни и поведении. Размер масс и элиты - лишь следствие существенных черт этих групп [5].

Контркультура

                Данный термин обозначает субкультуру, которая не только отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями. Авторство термина «контркультура» принадлежит социологу Дж. М. Йингеру. Далее он был популяризирован американским социологом Т. Роззаком. Первоначально Роззак использовал его для обозначения новых течений в искусстве, которые противопоставляли себя традиционной культуре.

Контркультура, как правило, создаёт свою собственную систему норм и ценностей, отрицая при этом существующую парадигму. Тому пример «контркультурная революция» 1960-х гг., произошедшая на Западе и явившая миру много новых религий. Одна из них  - трансцендентальная медитация – даже спустя десятилетие насчитывала несколько миллионов поборников. В этот же период контркультура проявила себя в «молодёжной революции». Движение хиппи отрицало доминирующие американские ценности - упорный труд, материальный успех и прибыль, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм, а в 1970-е их поддержала субкультура панк. Несмотря на «железный занавес», пример контркультуры можно привести и из искусства советского прошлого: андеграундная рок-культура вполне вписывается в это понятие.

Но ошибочным будет считать, что контркультура — явление, свойственное только известным молодёжным движениям XX века. Дело в том, что доминирующая культура не способна охватить всё символическое пространство общества. Поэтому пространство для суб- и контркультуры всегда имеет место. В некоторых исследованиях даже раннее христианство и другие религии, а также коммуны утопистов и движение большевиков относят к данным разновидностям культуры.

Также показательным примером контркультуры является уголовная среда или субкультура террористов, в которой общепринятые ценности — честность, трудолюбие, семейная жизнь и т. д. – не просто изменены, а перевернуты «с ног на голову».

 

3. Диалог культур

Рассмотренные выше формы культуры не существуют обособленно, а взаимодействуют друг с другом. Результат этого диалога рассмотрим на примере взаимодействия национальных культур.

          Истоки национально-культурных различий следует искать в исторических условиях их формирования. Эти различия имеют глубокие корни: они отражают особенности общественной жизни, социально-исторических или этнических общностей людей, их взаимоотношений с природой. Культурные различия - один из источников разнообразия исторического процесса, делающего его красочным и многомерным. Каждая национальная культура уникальна, неповторима. С одной стороны, бережное отношение людей сохраняет неповторимость, незаменимость каждой из них. С другой - уже в древней цивилизации происходил процесс взаимодействия культур.

          Постепенно возникли предпосылки для взаимного обогащения культур как в рамках отдельных многонациональных государств, так и в масштабах всего человечества. Научно-технический прогресс, общие тенденции развития образования, огромная мобильность населения, мировое разделение труда - эти и другие факторы способствуют дальнейшей интернационализации культуры и общественной жизни, укреплению и углублению взаимопроникновения культур. Но в то же время этот процесс порождает определенные проблемы.

          В условиях интернационализации проблемы сохранения культуры обостряются. Поэтому интернационализация встречает активное сопротивление там, где ее насильно навязывают. В странах, переживших период колониальной зависимости, стремление граждан максимально изолировать национальную культуру является протестом против неоколониализма и засилья «массовой культуры». Особенно это касается проблемы сохранения культуры малых народов. К примеру, у некоторых народов Севера нет собственной письменности: родной язык постепенно забывается в процессе постоянного общения с другими народами.

          Безусловно, подобные проблемы могут быть решены только благодаря диалогу культур. Но должно быть соблюдено главное условие: это должен быть диалог «равных и разных». Положительным примером в этом аспекте может служить наличие в Швейцарии нескольких государственных языков. Это создает равные возможности для развития культур всех народов, населяющих государства.

          Диалог предполагает также взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Неслучайно культурный обмен (выставки, концерты, фестивали и т. д.) стал доброй традицией в жизни современной цивилизации. Таким образом, в результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимодействие и взаимосвязь между старым и новым в культуре, их гармоничное сочетание определяют содержание и качество культурной жизни, ее актуальность для общества и людей и, как следствие, стабильность всей социокультурной системы. Культура должна отвечать двум противоречивым требованиям: с одной стороны, она сохраняет духовные ценности для настоящего и будущего, с другой стороны, она адаптирует культурные универсалии к потребностям нашего времени, создавая новые образцы культуры.

Человек, оказавшийся в высокоурбанизированной, поликультурной среде, ищет свое социокультурное пространство. На первый взгляд такое пространство (или его иллюзию) - комфортное, развлекающее, предоставляющее необходимую информацию, обеспечивающее психологическое расслабление - создает массовая культура.

          Массовая культура хорошо адаптируется к различным условиям; она использует эстетические нормы, технологические методы многих разновидностей культуры и даже вытесняет их, так как имеет более серьезную техническую и финансовую базу. Но она также может взаимодействовать с этими культурными разновидностями.

          Массовая культура выступает в большей степени как система коммуникации, одна из основных функций которой – передача и трансляция социально значимой для общества информации. Нельзя не отметить: часто уровень продукта массовой культуры весьма низкопробен и рассчитан на крайне невзыскательного потребителя. К сожалению, сказанное в полной мере относится в том числе к современной российской ситуации. Но не следует сбрасывать со счетов и положительные моменты. Массовая культура способна объединять людей разных социальных и культурных слоев и при этом осуществлять обмен информацией с элитарной культурой, производящей основные смыслы культуры. Таким образом, популярная культура стремится не ограничивать, а расширять сферу своего действия.

Так, недавно, по мнению современных философов, появилась еще одна новая форма культуры - экранная (виртуальная) культура, связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехнологиями. Возникнув в индустриальном обществе, эта культура в полной мере проявляется в процессе формирования информационного общества, оснащаясь новыми техническими средствами и становясь ключевым культурообразующим явлением современности. Все вышесказанное определило актуальность выбранной для данной работы темы.

В процессе работы на основе изучения литературы по культурологии были решены следующие задачи:

- охарактеризованы понятие, сущность и специфику, исторические условия возникновения массовых и элитарных субкультур;

- рассмотрено их взаимодействие в диалоге культур.

Таким образом, цель данной работы - выявить роль массовых и элитных субкультур в пространстве современной культуры - достигнута.

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Костина А.В. Национальная культура - этническая культура - массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. - М.: УРСС, 2009. - 214 с.

2. Костина А.В. Проблемы массового и элитарного искусства. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 172 с.

3. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М.: УРСС, 2004. - 352 с.

4. Лалетин Д.А. Культурология: учебное пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - 264 с.

5. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. - 592 с.

6. Хрестоматия по культурологии: Учебник / Составители: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А. - М.: Центр, 1998. - 592 с.

7. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2001. - 725с.

8. Кравченко А.И. Культурология: хрестоматия для высшей школы. - М.: Академический проект, 2003. - 704 с.

9. Культурология: учебник для студентов технических вузов / Н.Г. Багдасарьян, А. Литвинцева, И. Чучайкина и другие; изд. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая школа, 2007. - 709 с.

10. Культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Феникс, 1995. - 451 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ Культура - это особый способ организации и развития человеческой жизни, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и институтов, в…

ВВЕДЕНИЕ Культура - это особый способ организации и развития человеческой жизни, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и институтов, в…

Массовые и элитарные культуры приобрели большое значение в современном обществе

Массовые и элитарные культуры приобрели большое значение в современном обществе

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Высокая элитарная, массовая и народная - три формы культуры

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Высокая элитарная, массовая и народная - три формы культуры

На такой срок образцы высочайшего мастерства опережают свое время [7]

На такой срок образцы высочайшего мастерства опережают свое время [7]

Популярная и эстрадная музыка - яркий образец массовой культуры

Популярная и эстрадная музыка - яркий образец массовой культуры

Но в ХХ веке термин «массовая культура» приобретает новое содержание

Но в ХХ веке термин «массовая культура» приобретает новое содержание

Кроме того, реклама потребительских товаров была очень эффективной

Кроме того, реклама потребительских товаров была очень эффективной

СМИ (печатные и электронные), транслирующие текущую информацию, «разъясняющие» обычному человеку смысл событий, различных точек зрения и т

СМИ (печатные и электронные), транслирующие текущую информацию, «разъясняющие» обычному человеку смысл событий, различных точек зрения и т

Интернет и др., рассчитанные на массового потребителя

Интернет и др., рассчитанные на массового потребителя

Фольклор - еще одно название народного творчества, которое создают различные слои населения

Фольклор - еще одно название народного творчества, которое создают различные слои населения

Доминирующей культурой принято называть набор ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества

Доминирующей культурой принято называть набор ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества

Выбор критериев (признаков) для выделения субкультур определяется познавательной ситуацией так же, как и при построении типологии культуры в целом

Выбор критериев (признаков) для выделения субкультур определяется познавательной ситуацией так же, как и при построении типологии культуры в целом

Еще меньшему количеству людей удается реализовать такие способности и таланты

Еще меньшему количеству людей удается реализовать такие способности и таланты

Контркультура, как правило, создаёт свою собственную систему норм и ценностей, отрицая при этом существующую парадигму

Контркультура, как правило, создаёт свою собственную систему норм и ценностей, отрицая при этом существующую парадигму

Истоки национально-культурных различий следует искать в исторических условиях их формирования

Истоки национально-культурных различий следует искать в исторических условиях их формирования

Диалог предполагает также взаимопроникновение, взаимообогащение культур

Диалог предполагает также взаимопроникновение, взаимообогащение культур

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Взаимодействие и взаимосвязь между старым и новым в культуре, их гармоничное сочетание определяют содержание и качество культурной жизни, ее актуальность для общества и людей…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Взаимодействие и взаимосвязь между старым и новым в культуре, их гармоничное сочетание определяют содержание и качество культурной жизни, ее актуальность для общества и людей…

Так, недавно, по мнению современных философов, появилась еще одна новая форма культуры - экранная (виртуальная) культура, связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с…

Так, недавно, по мнению современных философов, появилась еще одна новая форма культуры - экранная (виртуальная) культура, связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2023