Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского
Оценка 4.6

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
классное руководство
4 кл
07.05.2019
Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского
Разработка имеет патриотическую и краеведческую направленность В предверии праздника Памяти и Славы 9 мая все чаще обращаемся к великой истории тех дней. А большое начинается с малого - познаем историю своего села. В данной разработке использованы работы моих учеников, выполненные под моим руководством. Веревкина Вера Викторовна учитель начальных классов МБОУ СОШ №21 с.Пушкинского МО Гулькевичский район
знанино.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 с.Пушкинского муниципального образования Гулькевичский район История села Пушкинского Подготовила и провела учитель начальных классов  Веревкина Вера Викторовна История первая Жизнь села во время войны Я хочу рассказать о жизни села в военное время по воспоминаниям моих прабабушек. Ведь сколько будет жить наше старшее поколение, оно  никогда не забудет, что пережила страна с того трагического утреннего рассвета 22 июня 1941 года. Как гром среди ясного неба Страшная весть разнеслась. Села, города и веси Услышали слово – война. Моя прабабушка Пушкарева Надежда Николаевна до сих пор держит в памяти эти слова, сочиненные ею в то далекое время. Когда началась война, ей было 11 лет. Отец ушел на фронт в первые дни войны, как и все мужское население села. Остались старики, женщины и дети. Все заботы о селе, о доме легли на их хрупкие плечи.  Женщины   выполняли   всю   работу:   пахали,   сеяли,   убирали   урожай.   Жизнь   в   селе   не остановилась. Мама моей прабабушки почти сутками работала в поле вместе с другими женщинами. Поле перепахивали, впрягая в плуг своих личных коров. И ни одна женщина даже   в   мыслях   не   держала,   чтобы   не   дать   свою   корову.   Вручную,   серпами,   они   жали пшеницу, ячмень, связывали в снопы, молотили. Они твердо знали, для чего это нужно: «все для фронта – все для Победы».  В   поле   вместе   с   женщинами   всегда   находился   старый   дедушка   Кипец   (единственный мужчина на все село). Он старался им помогать, как мог: тяпку поточит, держак починит или просто что­то подскажет.  Детство моей прабабушки Нади поглотила война. Все домашние дела легли на плечи детей. Они готовили траву для скотины, собирали желуди, заготавливали стебли подсолнечника и кукурузы.   Ими   зимой   протапливали   печки.   Лето   переживали   легче,   а   вот   зимы   были тяжелые: холодные и голодные, особенно 1943­1944 годы. Одежды было мало, поэтому дети в основном сидели на кое­как протопленных печках. Из желудей, перемолотых в муку, пекли лепешки. Собирали замерзшую картошку, оставшуюся на полях с осени.  При всех трудностях недетской жизни, ребята еще ходили в школу. Писали на старых книгах, обрывках бумаг. Вот так и жили: трудились, не покладая рук, не жалея сил в тылу, превозмогая   боль   и   страдания,   голод   и   холод,   своим   трудовым   подвигом   приближая Победу. Моя   прабабушка   Черникова   Надежда   Алексеевна   была   еще   ребенком,   когда   началась война. Но и на ее долю выпало испытать трудности военного лихолетья. Ее отец ушел на фронт в первый день войны. Они остались с мамой и братом. Мама, как и все женщины в селе,   с   раннего   утра   до   позднего   вечера   работала   в   поле.   В   деревне   были   небольшие трактора,   на   которых   женщины­трактористки   обрабатывали   землю.   Убирали   урожай вручную. Работа эта была очень тяжелая, но никто не жаловался. Дома   «хозяйничали»   дети:   доили   коров,   выпасали   их,   пропалывали   грядки   в   огороде. Зимой женщины убирали кукурузу, клещевину, так как  в теплое время года не успевали закончить все полевые работы. А еще зимними вечерами  при тусклом свете керосиновой лампы или каганца они пряли шерсть, вязали теплые носки, рукавицы и отправляли эти вещи на фронт. Прабабушка Надя помнит, как пришли немцы, гонимые красноармейцами. Пробыли они дня три. Поселились в хатах, как на квартире. Дети сидели на печке и оттуда испуганно за ними наблюдали. Один немец достал из кармана конфеты и дал их маме: «На, матка, на». А сам   рукой   показывает   на   детей.   Мужчин   в   деревне   не   было,   женщины   находились   в состоянии страха, но немцы никого не тронули. Вскоре сюда пришли красноармейцы и выгнали их. Вот такие воспоминания, хранимые детской памятью, о жизни села в военное время. Все тяготы сельской жизни лежали на женских и детских плечах. На фронте самоотверженно воевали, а здесь, в тылу, шла упорная борьба за хлеб, чтобы было чем кормить армию. Дорогие мои прабабушки! От имени своего поколения Хочу Вам «спасибо» сказать. За величайшее Ваше терпение  Долгих лет жизни Вам пожелать!  Учащаяся школы Баркова Ангелина ИСТОРИЯ ВТОРАЯ Память сердца свята Куда б ни шел, ни ехал ты, Но здесь остановись! Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись! И для меня, и для тебя Он сделал все что мог: Себя в бою не пожалел, А Родину сберег.                           М Исаковский. Завтра я буду писать сочинение «Память сердца свята!» в преддверии великой даты – Дня  Победы.  Выхожу из школы – а передо мной памятник. Что такое памятник? Что означает это слово? Дома открываю словарь В.И.Даля: «Память – способность помнить, не забывать   прошлого,   свойство   души   хранить,   помнить   о   былом».     И   слово   «памятник» входит   в   ту   же   словарную   статью,   что   и   память.   Памятник   –   все,   что   сделано   для облегчения памяти, для того чтобы помнить, не забывать. Памятник – архитектурное или скульптурное сооружение в честь какого­нибудь лица или события.  А как появился этот памятник? Много памятных мест есть   в нашем крае.   Но есть события, над которыми не властно время,   они   навсегда   останутся   в   памяти   народной.   Именно   таким   событием   является Великая Отечественная война 1941­1945  годов.  Она вошла  в историю нашей страны, в историю   человечества   как   эпопея   небывалая   по   своим   масштабам,   трагизму,   бедам   и лишениям, массовому героизму на полях сражений, самоотверженному подвигу народа на трудовом фронте.                   И для того чтобы помнили, не забывали об этой трагедии, погибших земляках, о ветеранах войны в каждом городе, в каждом поселке, в каждой деревне есть памятники погибшим солдатам.           Самый светлый,          Самый летний день в году,          Самый длинный день Земли­          Двадцать второго.          Спали дети,          Зрели яблоки в саду. Но   пламя   войны   опалило   и   всю   кубанскую   землю.     И   уже   в   июне   участились   налеты фашистских самолетов. Несмотря на все усилия не допустить фашистов на землю Кубани, они все­таки ступили. По воспоминаниям местных жителей было решено спрятать хлеб, убрать его из амбаров. Мешками развезли его по домам. Зерно сохранить удалось! …   Но   раненых   солдат,   также   спрятанных   женщинами,   нашли   в   домах   по   доносу. Измученных   солдат,   избитых,   голодных   вывели   за   село   и   живьём   сбросили   в   яму   для погибших животных. Несколько дней к этому месту не мог подойти ни один житель хутора. Везде была охрана, но ночью были слышны стоны солдат и хохот врага…   Недолго чувствовали себя хозяевами оккупанты, в 1943 году  их вытеснили с кубанской земли! Местные жители уже в этом году установили обелиск в память 11   схваченных советских солдат, которые были расстреляны и захоронены в братской могиле.      Старожилы рассказывали, что 9 Мая не всегда был официально признанным праздником Победы. До 1964 года это была обычная дата календаря. Наши люди, которые ещё очень живо помнили страшные годы войны, в этот день просто поминали павших, радовались одержанной   Победе,  по­своему  чествовали  тогда  ещё   молодых   ветеранов.  Но  даже  без официального статуса праздник уже тогда  был всенародным. Руководство   страны   решило   узаконить   праздник   во   многом   благодаря   ходатайству писателя Сергея Сергеевича Смирнова, который писал письма в ЦК КПСС, чтобы 9 Мая был объявлен нерабочим днём в память всех ветеранов Великой Отечественной войны. После того как правительство объявило 9 Мая нерабочим выходным днём, повсеместно стали появляться и памятники павшим во время войны.       Заведующая   местным   музеем   П.П.Рябкова   вспоминала,   что   на   заседании   правления колхоза  было  решено поставить   памятник    в  память  об 11­ти погибших и о  погибших солдатах, не вернувшихся в родное село Пушкинское.  Решили возвести мемориал на том самом месте, где разворачивались события тех времен.     И в 1972 году появился памятник в центре села. Высота скульптуры солдата в каске и плаще в полный рост ­ 2 м, постамента ­ 2,5 м. Фигура солдата дана в полный рост, в руках он держит  автомат.    В грязь, в  дождь,  снег, мороз, жару  солдат готов  защищать   свою страну,   свою   Родину.   И   лицо   у   него   мужественное,   решительное,   уверенное   в   победе. Памятник   выполнен   из   бетона.   Автор   скульптуры   неизвестен,   т.к.   в   те   годы   такие памятники появлялись во многих населенных пунктах.    За монументом находятся плиты с высеченными фамилиями погибших односельчан. 323 человека   ушли   защищать   свою   родину,   а   вернулись   победителями   161   человек. Невернувшихся – 163. Щемит сердце, когда, перечитывая фамилии, видишь одинаковые – значит, из одной семьи: Аладин Н.М, Аладин И.М., Алейников П.Я., Алейников Н.И. и многие другие. Фамилий хватает почти на весь наш алфавит, а если точно – на 23 буквы алфавита. Эти плиты установлены в день пятидесятилетия Великой Победы над фашизмом. В день всенародного праздника 9 мая ежегодно у мемориала проводится митинг. Сюда   идут   благодарные   потомки,   школьники,   родственники   павших   в   войну,   ветераны войны, которые вспоминают о былых походах и дают напутствие призывникам ­ будущим солдатам.  Скульптура воина стала памятником, данью уважения всем землякам, отдавших жизнь   за   свободу   и   независимость   Родины   в   Великую   Отечественную   войну,   их   имена навечно высечены на мраморных плитах.  С грустью и болью понимаешь, какой нелёгкой ценой был завоёван мир на планете, и что   огромные   силы   нужно   приложить   сегодня,   чтобы   сберечь   этот   мир   для   наших потомков, не допустить развязки новой войны.  Хорошо просыпаться  и знать, что у тебя впереди – длинный прекрасный день, что тебе ничего не угрожает и что все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым. Это напутствие нам, живущим на земле.  Пусть никогда не зарастёт тропа к памятным местам. Пусть всегда на братских могилах будут   живые   цветы.   Вечная   память   павшим   в   боях   при   защите   Отечества   –   нашим сыновьям,   отцам,   дедам,   братьям,   сестрам,   родным,   друзьям.   Пусть   всегда   на   планете Земля будет мир и спокойствие!  Учащийся школы Костарной Дмитрий История третья Память сердца…. Однажды мы всем классом дружно решили не принимать участие в акции по уходу за мемориалом. Мы так и сказали заместителю директора, что «памятники должна убирать специальная служба в поселении».  Наступила тишина. Не знаю, какие у кого мысли были в голове, но я уже жалела, думала: «Стоило сходить, ведь от нас бы не убыло. А сейчас будут лекцию читать, потом отправят убирать памятник, а позже еще какое­нибудь наказание придумают». К реальности меня вернул голос нашего заместителя директора: «Вы можете не принимать участие в акции, можете развернуться и пойти домой. Но вы навсегда должны запомнить: мемориал – это не просто памятник, это история. За каждым мемориалом стоит чья­то судьба, а иногда и не одна». Нас тогда поразили эти слова.  Для  нас в тот  момент  наш  мемориал  был  чем­то  очень  простым и обыденным. Есть – замечательно, не будет – мы только порадуемся. Мы тогда этот памятник расценивали как что­то, куда нас непременно выгоняют несколько раз в год наводить порядок, нести вахту памяти и принимать участие в митингах. А еще место, мимо которого мы ходим каждый день,   и   ценности   у   него   никакой   нет.   До   этого   дня   мы   даже   не   задумывались,   какое мемориал носит название. Мы знали, что у него должна быть история… История создания ни больше. А что за ним стоит судьба какого­то человека… Домой   идти   расхотелось.   Мы   пошли   к   мемориалу,   навели   на   нём   порядок.   Самое поразительное, что наш обычно очень шумный класс, молчал. Первый раз за сколько лет, нас   почему­то   заинтересовали   памятные   доски,   нам   стало   интересно   чьи   фамилии выгравированы на них. С   того   дня   началась   моя   поисково­исследовательская   работа   о   мемориале,   который находится в нашем селе Пушкинском. В 1943 году фашисты ступили на Кубанскую землю. Пришли они и в наше родное село, которое тогда еще было хутором Левандовским.  Старожилы   говорят,   что   о   приближении   немцев   узнали   по   охваченному   огнём   городу Кропоткину. Кропоткин от нас расположен в 40 километрах, но фашисты бомбили его так, что зарево от горящего города, видно было в хуторе. Мои прабабушки рассказали, как всем хутором прятали все, что можно. В первую очередь прятали хлеб. А еще в разных хатах спрятали 11 раненных солдат.  Наш   хутор   немцы   взяли   без   единого   выстрела,   защищать   его   было   не   кому,   мужчины воевали на передовой, в хуторе были только женщины, дети и старики.  Кто и зачем донёс о наших раненных солдатах и их местонахождении мне не понятно. Старожилы, с которыми мне удалось побеседовать, тоже не смогли ответить на мой вопрос. Немцы, как только узнали, где прячут раненых солдат, сразу отправились туда. Солдат измученных, избитых вывели за село и сбросили в яму для погибших животных. Возле ямы фашисты выставили охрану и никого к ней не подпускали. Из ямы несколько дней были слышны стоны. Потом всё стихло… Фашисты сняли охрану, но подойти к месту гибели наших солдат еще несколько дней было невозможно.   Прабабушка   говорит:   «Самое   страшное,   что   запомнилось   мне,   это   запах умерших солдат…». Бабушка молчит… Нет, не молчит, плачет.  В этом же 1943 году, когда наши советские солдаты прогнали фашистов, а на месте, где были замучены воины, местные жители установили обелиск. В   1965   году,   когда   9   мая   вновь   стал   выходным   днём   и   во   всех   населенных   пунктах возобновились парады Победы, на заседании правления колхоза было решено поставить памятник в память об 11­ти погибших и о погибших солдатах, не вернувшихся в родное село Пушкинское, рассказала Рябкова Полина Петровна. (Полина Петровна долгое время была   заведующей   музеем   боевой   и   трудовой   славы   колхоза   «Прогресс».)     Мемориал решили возвести на том же месте,  где были замучены наши солдаты. А уже в 1972 году появился памятник в центре села. Высота скульптуры солдата в каске и плаще в полный рост – 2 м, постамента – 2,5 м. На мемориале солдат стоит в полный рост, в   руках   защитник   Родины   держит   автомат.   Мемориал   выполнен   из   бетона.   Автор скульптуры неизвестен, т.к. в те годы такие памятники появлялись во многих населенных пунктах. За монументом находятся плиты с высеченными фамилиями. Там перечислены все, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. Это было самое тяжелое испытание в моей жизни, узнать правду о нашем Мемориале. Для тех, с кем я разговаривала, это было еще тяжелее. Все плакали, подолгу молчали… Но это было надо. Это было нужно им, это было нужно мне. Это нужно всем жителям. Чтобы наш Мемориал перестал быть памятником, а стал историей. Историей, за которой стоят судьбы 11, погибших солдат в 1943 году; 162 погибших и невернувшихся   воинов в 1941­1945 годах. Историей, за которой мы теперь ухаживаем не потому что нам сказали, и не потому что идёт акция «Мемориал». А потому что мы знаем, что это судьбы и люди, которые легли на полях сражений, ради того, чтобы мы сегодня жили. И они достойны того, чтобы и через 70 лет мы помнили о них, мы гордились их подвигом, мы бережно хранили свою историю.  Учащаяся Баркова Ангелина

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского

Судьба и гордость моя, Кубань. История села Пушкинского
Скачать файл