"Суффикс"(2 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Суффикс.Тип урока: открытие новых знаний.Цель: понятие о суффиксе, его словообразовательной роли в слове. На уроке учащиеся знакомятся с понятиями: суффикс, уменьшительно – ласкательное значение, значимые части слова (морфемы). Урок построен с учётом деятельностного подхода в обучении, используются продуктивные задания на формулирование вопросов темы урока, на создание опорного сигнала.
Иконка файла материала Урок рус.яз 2 кл суффикс.docx
Предмет: Русский язык. 2 класс УМК «Планета Знаний» Тема: Суффикс. Тип урока: открытие новых знаний. Цель: понятие о суффиксе, его словообразовательной роли в слове. Задачи: Образовательная: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками:  имеет значение, служит для образования однокоренных слов с новым лексическим значением,  стоит за корнем. Развивающая: развивать творческую самостоятельность учащихся, мышление,  внимание  память.  Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, культуры  общения, чувство взаимовыручки, прилежание. Формируемые УУД Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно  составленному плану, оценивать правильность выполнения: планировать свою деятельность в  соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его  завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё  предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже  известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Основные понятия: суффикс, уменьшительно – ласкательное значение, значимые части слова (морфемы).Ход урока 1.Мотивация учебной деятельности. ­ Пожелаем успешной работы друг другу.  ­ Я надеюсь,что вы будете на уроке: помогать друг другу              (Слайд 1) работать вместе                     (Слайд 2)  открывать что­то новое          (Слайд 3) и работать с хорошим настроением     (Слайд 4) 2.Актуализация знаний. Орфографическая разминка ­ Прочитайте слова. Определите орфограмму в каждом слове, подберите проверочные слова  (устно): грибы      вода    шина     дома (безударная гласная в корне слова, гласные после шипящих) Минутка чистописания ­ Определите букву, которую мы будем писать. Она находится в корне одного из наших слов ( грибы, вода, шина, дома) и обозначает в нём парный глухой твёрдый согласный звук. ­ Какая это буква? В каком слове она находится? (Буква ш. В слове шина.) ­Повторим алгоритм написания буквы.     (Слайд ) ­ Запишите букву 3 раза. ­ Сверьте свои буквы с эталоном, подчеркните самую красиво написанную букву. Словарь:  карандаш, класс, пенал, тетрадь ученик.­ На какую тему эти слова?   ( Школа)      (Слайд 5) ­ Запишите это слово. ­ Подберите и запишите синоним к слову ученик.   (Школьник)        (Слайд 6) ­ Школьники на занятия ходят в форме. Она называется…(Школьная)    (Слайд 7) ­ Запишите слово, обозначающее ребёнка, который только пойдёт в школу. (Дошкольник)  (Слайд 8) ­ Как можно назвать слова: школа, школьник, школьная (форма), дошкольник. (Родственные, однокоренные) ­ Выделите в них корень. ­ Вспомним, что такое корень слова. (На доску вывешиваются опорные слова: Что я знаю! /корень/ главная часть/ однокоренные  слова: общая часть, общий смысл) 3.Постановка учебной задачи ­ Вернёмся к нашим словам. ­ Все ли части слов мы выделили? (Нет) ­ Обозначьте оставшиеся части.  ­ Смогли ли вы выполнить задание? ­Почему не смогли выделить? (Мы их не изучали.) ­На какой вопрос нам предстоит ответить? (Как называются части, для чего служат, где стоят, как обозначаются.) 4.Поиск решения учебной задачи. ­Какие есть предположения? Как определить названия оставшихся частей? ­Где можно найти информацию ? (В учебнике.) ­ Тогда ознакомьтесь с информацией «Ключика» в учебнике стр.86.(Чтение детьми информации на стр. 86.) ­ Как называются новые части слов? (Приставка и суффикс.) ­  Продолжим наблюдения. Выполним упр. 2 стр.86. ­ Рассмотрите рисунки. Какие оттенки значения вносят выделенные части слов – суффиксы? ­ Какой вывод можно сделать?  Дом, домик, домище.  Камень, каменщик, каменный (дом). (Суффиксы образуют новые слова. Эти слова имеют разные значения.) ­ Прочитаем правило на стр.86 и проверим всё ли мы уже узнали о суффиксе? ­ Задайте друг другу вопросы по новой теме.(Что такое суффикс? Для чего он служит? Ит.д.) ­ Какое название дадите теме нашего урока? ( Суффикс слова) 5. Включение нового знания в систему знаний. ­ Продолжим работу по изучению суффикса слова.  а) Образуйте однокоренные слова, обозначающие маленькие предметы. Какую часть слова вы  используете? (упр.3 стр.87)  Стол, гриб, рыба, стул, уголь, огонь. ­ Запишите полученные слова.  ­ Какой оттенок придают словам суффиксы – ёк, ­ чик, ­ик, ­ок, ­к? (Уменьшительный) б) Назови детей ласково: Аня – Анечка, Валя ­ …, Ваня ­ …, Алла ­ …, Дима ­ …;  Коля – Коленька, Оля ­ …, Маша ­ …, Вова ­ …, Света ­ …. ­ Слова с каким значением образуют суффиксы –ечк, ­очк, ­еньк, ­ оньк?(Слова с  ласкательным значением). в) Работа в парах с самопроверкой по эталону .Образуйте названия детёнышей животных с помощью суффиксов и запишите. Обозначьте в  словах суффиксы.                            ( Слайд 8) у лося – лосенок               у волка ­ …             у медведя ­ … у льва –…                          у тигра ­ …              у зайца ­ …. ­ Слова с каким значением образуют суффиксы­онок, ­ ёнок?  (Детёнышей животных) г) Устранение затруднения. ­ Вернёмся к словам : школа, школьник, школьная (форма), дошкольник. ­ Выделите оставшиеся части. Какую часть вы смогли выделить? (Суффикс) ­ Есть ли ещё не выделенные части? ( Да) ­ О них вы узнаете на следующих уроках. 6. Рефлексия. Итог урока. ­ Над какой темой работали ? ­ Какую задачу ставили? ­ Что вы узнали об этой части слова? (При ответах детей на доске вывешиваются опорные слова: Что я узнал!  /суффикс/ значимая часть/ после корня/ образует новые слова/ уменьшительно­ ласкательное/ названия детёнышей/ ) ­ Где можно применить полученное знание? ­Что на уроке у вас хорошо получалось? ­ Оцените свою работу. 7. Домашнее задание. Страница 87 упр.3 или упр.5 ( по выбору)

Посмотрите также