Суффиксальное образование существительных, обозначающих названия профессий.
Оценка 4.6

Суффиксальное образование существительных, обозначающих названия профессий.

Оценка 4.6
doc
26.12.2020
Суффиксальное образование существительных, обозначающих названия профессий.
названия профессий.doc

Логопедическое занятие с группой обучающихся 4 класса с нарушением процесса письма, обусловленным

 общим недоразвитием речи IV уровня.

Тема. Суффиксальное образование существительных, обозначающих названия профессий.

Цель. Формирование умения образовывать существительные, обозначающие названия профессий.

Задачи

Познавательные

  1. На основе анализа морфемного состава существительных подвести обучающихся к способу образования названия профессий.
  2. Упражнять в образовании существительных, обозначающих названия профессий от существительных и глаголов.
  3. Учить определять и объяснять способы образования слов.
  4. Создать условия для формирования речевых умений по использованию в речи названий профессий, уточнять лексическое значение слов.

Коррекционно-развивающие

  1. Создать условия для формирования умений выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать, моделировать, доказывать.
  2. Обогащать, уточнять и активизировать словарный запас.
  3. Анализировать значение слов, используя прием развернутого толкования.
  4. Увеличивать количество смысловых связей для формирования семантических полей.
  5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе образцов.

Воспитательные

  1. Формировать мотивацию к учебной деятельности.
  2. Учить понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
  3. Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
  4. Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.

 

Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, презентация «Знаешь ли ты эти профессии?»,  лото «Составь названия профессий по составу», карточки с заданием.

Использованные технологии: технология формирования лексико-грамматической стороны речи, технология развития связной речи, проблемно-диалогическая, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений.

 

 

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Используемый дидактический и наглядный материал

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность обучающихся

Формируемые способы деятельности

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Этап

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Актуализация знаний

 

Игра «Знаешь

 ли ты эти профессии?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загадки о профессиях

(презентация на компьютере).

Вызов уже имеющихся знаний.

- Как называется эта профессия? Составьте предложение с этим существительным.

 

-Как вы думаете, что надо знать, чтобы не ошибаться и говорить правильно?

Определение темы занятия.

 

Положительный настрой на работу и сотрудничество.

Воспроизводят необходимые знания. Используют в речи названия профессий. Коррекция неверных ответов.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

 

 

 

 Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели

Умение оформлять свои мысли в устной форме

 

 

Умение использовать речь для регуляции своего поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя

 

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

 

 

3.Этап

Первичное усвоение новых знаний

 

Речевой материал:

Печь, двор, охота.

Возит, летит, грузит.

Печь – печник

Возит - возчик

Организация учебного взаимодействия и последующего обсуждения возникающих вопросов.

- Понаблюдаем, как образованы названия этих профессий. От каких частей речи? Каким способом?

 

Образуют существительные по образцу. Выделяют суффиксы. Анализируют и делают вывод об используемых  частях речи и суффиксах.

Умение слушать, слышать,  анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий.

 

Выстраивать логическую цепь рассуждений

Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность,  рефлексия своих действий

 

Умение оценивать правильность своих действий

 

Умение самостоятельно анализировать условия задания на основе учета выделенных ориентиров

 

 

Работа по карточке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация первичного обобщения и систематизации учебного материала.

- Прочитайте, какие суффиксы используются?

Организация письменной коллективной работы.

-Читаем названия профессий, объясняем, чем занимается человек, данной профессии.

 

-Выписать названия профессий, образованные при помощи разных суффиксов.

Организация проверки.

-Анализируем существительные, выделяем суффиксы, делаем выводы.

 

Наблюдают за образованием существительных.

Объясняют значения слов, используя  прием развернутого толкования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

При проверке – выделяют корни и суффиксы. Делают выводы.

 

Проводить сравнения по заданным критериям.

Умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий.

Умение самостоятельно анализировать условие задания.

Обобщать, делать выводы.

 

 

Умение критично относиться к своему мнению и принимать точку зрения другого человека.

 

Умение корректировать и оценивать выполнение задания.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

 

4.Этап

Проверка понимания

Речевой материал:

Крановщик управляет подъемным краном.

 Писатель пишет книги.

Сварщик сваривает детали. Шахтер добывает уголь. Переплетчик переплетает книги.

Водопроводчик меняет трубы.

Организация фронтально-индивидуальной работы, обсуждение возникающих вопросов.

-Запишите предложения под диктовку.

-Как образуются названия профессий? Каким способом?

-Назовите профессии образованные другими способами?

 

 

 

 

Записывают предложения под диктовку. Проверяют написание.

 Обсуждают ошибки, корректируют.

Анализируют существительные, разбирают по составу. Определяют и объясняют способ образования слов. Делают выводы.

Умение действовать по заданному алгоритму.

Умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Умение обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы.

 

 

Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

5.Этап

Закрепления новых знаний

Лото «Составь названия профессий по составу»

 Сохранение интереса к теме.

Выработка соответствующих навыков и умений.

 

Организация игры.

-Прочитайте, полученные существительные. Назовите способ образования слов.

Выполняют игровые действия. Анализируют морфемный состав слов, составляют слова из морфем.

Определяют способ образования слов.

Отвечают на вопросы.

 

 

Умение сравнивать   объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

 

 

 

Умение участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Критично относиться к своему мнению.

 

 

 

 

Умение учитывать сложность задания

 

Умение контролировать свои действия в ходе работы.

 

 

6.Подведение итогов.

Рефлексия

 

Проведение рефлексии:

-При помощи каких суффиксов образуются названия профессий?

 - Какие задания понравились, какие

вызвали затруднения?

-Оцените свою работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу.

Умение обобщать знания,  анализировать, контролировать и оценивать результат.

Рефлексия своих действий

Умение осуществлять пошаговый контроль по результату

 

Приложение.

1. Прочитать суффиксы и названия профессий, при помощи которых они образованы.

Выписать из каждой строчки по слову, разобрать по составу.

-арь – токарь библиотекарь пекарь слесарь

-чик – летчик грузчик переплетчик переводчик

-щик – стекольщик сварщик часовщик точильщик каменщик

-ер – шахтер контролер

-ник – сапожник пограничник художник проводник

-яр – маляр столяр

-ист – журналист танкист связист

-тель – строитель учитель писатель испытатель

2. Лото «Составь названия профессий по составу»

Составляют названия профессий из морфем, данных вразбивку.


Логопедическое занятие с группой обучающихся 4 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи

Логопедическое занятие с группой обучающихся 4 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи

Содержание педагогического взаимодействия

Содержание педагогического взаимодействия

От каких частей речи? Каким способом?

От каких частей речи? Каким способом?

Наблюдают за образованием существительных

Наблюдают за образованием существительных

Этап Закрепления новых знаний

Этап Закрепления новых знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2020