Существительные на -мя

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными. 2. Показать особенности склонения существительных на –мя. 3. Повторить типы и стили речи; сведения об имени существительном как части речи, падежные окончания существительных, безударные гласные в корне. 4. Развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей. 5. Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку. Оборудование: учебник, толковый словарь русского языка, компьютер, проектор, презентация, аудиозапись песни А. Хайта о разносклоняемых существительных (Уроки «Радионяни»), интерактивная доска.
Иконка файла материала конспект.docx
Урок русского языка в 6 классе Тема: «Разносклоняемые имена существительные» Цели:  1.  Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными. 2. Показать особенности склонения существительных на –мя. 3. Повторить   типы и стили речи; сведения об имени существительном как части речи, падежные окончания существительных, безударные гласные в корне. 4. Развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей. 5. Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку. Оборудование: учебник,   толковый   словарь   русского   языка,   компьютер,   проектор, презентация,   Хайта   о   разносклоняемых существительных (Уроки «Радионяни»), интерактивная доска.   аудиозапись   песни   А. 1. Организационный момент. Ход урока: 2. Языковая разминка, направленная на актуализацию опорных знаний. (Распечатанный текст выдан учащимся   и   проецируется на интерактивной доске).   текст   про   себя,   затем   один   из   учащихся   читает Я долго шёл по тропинк…зимнего леса и любовался его красотой. Зимний день свернулся и погас, ночь подошла быстро и стала на порог... . Воробьи взметнулись стайкою и рассыпались по алле... . В лесу я потерял всякое представление о времен... . Учащиеся   читают   выразительно вслух.  Работа с текстом по вопросам:  Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?  Какова тема этого текста?  К какому типу текста и стилю речи он относится?  Спишите   текст,   вставив   пропущенные   буквы,   объясните   орфограммы (учащиеся вписывают пропущенные буквы, один ученик выполняет задание на интерактивной доске). 3.  Индивидуальная работа. Два ученика в классе выполняют индивидуальную работу: морфологический разбор имени существительного в предложениях  1.  Лёгкий ветерок гонит облака3 по небу. 2.Оставляют свои болота журавли3. 1Один ученик у   доски выполняет   синтаксический разбор предложения, все остальные учащиеся в тетрадях: Время   от   времени   в   порыжелых   камышах   слышался   плеск,   и   в зарослях кувшинок медленно проплывал карась4. Новая тема. 4. На интерактивной доске даны слова:   Плач, путь, слава, имя, поклон, верность, болото, сумрак, темнота,   относятся   данные   существительные? пламя, россыпь, звездопад.  К   каким   склонениям   Распределите  их по склонениям.  особенность у этих слов?  презентации). Понаблюдайте,   У   всех   ли   слов   вам   удалось   определить   склонение?   Почему?   Какая   как   склоняются   слова  «имя»  и  «путь»   (слайд И. Р. Д. В. Т. П. путь пути  пути путь путём о пути имя имени имени имя именем об имени  Самостоятельно просклоняйте  несколько слов из данного ряда:  семя, пламя, знамя.   Сравните   их окончания в одном и том же падеже. Что вы заметили? Какой вывод вы можете сделать?   ­и? (слайд презентации). Существительные какого склонения имеют в Р.П., Д.п., П.п. окончание Падеж Р.п. Д.п. П.п. 1­е ­и (ы) ­е ­е Склонение 2­е ­ ­ ­е 3­е ­и ­и ­и  Существительные какого склонения имеют в Т.П. окончание ­ем? 2(слайд презентации). Падеж Склонение Разносклоняемые Р.п. Д.п. Т.п. П.п. 2 поля полю полем о  поле 3 степи степи степью о степи времени времени временем о времени Какую ещё особенность в склонении слов на ­ мя вы заметили?   (суффикс ­ен­)  Обобщающая схема на слайде презентации, запись схемы в тетрадь. Р.п. Д.п.      + ­ен­ + и  (по 3­му скл.)               Т.п.  + ­ен­ + ем (по 2­му скл.) П.п. Как   вы   думаете,     почему   10   сущ.   на   ­мя   и   слово   «путь»   получили  название «разносклоняемые»?  Какие корни в этом сложном слове? Формулировка темы и целей урока(в соответствии с технологией проблемного обучения учащиеся формулируют тему и цели урока самостоятельно). Тема:   «Разносклоняемые   имена   существительные»   (записываем   на   доску, учащиеся записывают тему в тетради). Цель   сегодняшнего   урока   –   познакомиться   с   особой   группой существительных   –     разносклоняемых;   понять,   в   чем   их   особенность, научиться склонять и правильно употреблять в речи. Чтение правила по учебнику. Знакомство с полным списком разносклоняемых существительных.  Словарная работа: Найдите   в   толковом   словаре   значения   следующих   слов:  бремя,   стремя, темя, племя  (работа учащихся с толковым словарем). 5. Закрепление   знаний   о   разносклоняемых   существительных   и   их правописании:  Прослушайте     песню     на   слова   А.Хайта   о   разносклоняемых   словах (Уроки   «Радионяни»).   Выпишите   упомянутые   в   ней   разносклоняемые существительные. О каких правилах употребления в речи разносклоняемых существительных вы узнали?  Выполнение заданий в группах, проверка заданий. 31 вариант Спишите.   Слова,   стоящие   в   скобках,   поставьте   в   нужном   падеже. Вставьте пропущенные буквы. 1. Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад_. 2. Мальчик пот_рял всякое представление о (время). 3. Татьяна тр_п_тала при одном (имя) барыни. 3. И пусть под (знамя) науки союз наш крепнет и р_стёт. 4. Синим (пламя) пылают стаи туч_ над бе_дной моря. 5. С тех пор прошло немало (время).                                                      2 вариант Спишите.   Слова,   стоящие   в   скобках,   поставьте   в   нужном   падеже. Вставьте пропущенные буквы. 1. До поры до (время) не сеют (семя). 2. Одинцова (не) теряла (время) в уединении.   3.   В   отбл_сках   (пламя)   м_тались   птиц_.   4.   Выр_сли   мы   в (племя).   5.   Мечтайте,   чтобы   стать   героями   своего   (время).   6.   В_ются флаги у ворот, (пламя) пылают. 7. Нет т_желее (бремя), чем бе_делье. 8. Он (не)знал своего (имя).  Прочитайте письмо Аркадия Хайта к ребятам (текст письма на слайде презентации).   Найдите   разносклоняемые   существительные.   В   каких   они падежах? Какую особенность можно наблюдать при их склонении? Дорогой друг! Прости, не знаю твоего им… .Задумывался ли ты над   вопросом:   почему   у   отличников   на   всё   хватает   врем…?   И   по ботанике  заняться   изучением   сем…  пшеницы,   и  в   конно   –спортивной секции покачаться в стрем… . То ли они из другого плем…. ? Говорят, что всё дело в каком­то особом духовном плам… . О каком особом духовном пламени идёт речь в данном тексте? 6.  Итоги урока. Рефлексия. 1. Сегодня   на   уроке   звучал   термин   «разносклоняемые   существительные». Почему существительные на ­мя и существительное «путь» получили такое название? 2. Почему падежные формы слова «путь» подходят для проверки орфограмм в падежных окончаниях существительных на ­мя? 3. С какими трудностями вы столкнулись на уроке? 4. А что показалось вам простым и легким? 5. Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке? 7. Домашнее задание:  Составить  с разносклоняемыми существительными маленький текст (сказку, историю). 4