Сущность и структура финансовой системы в общественном воспроизводстве
Изучение экономической структуры любого современного общества невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и институтов, регулирующих эти отношения. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.
Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в многообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным и безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.
В то же время нам хорошо известно выражение «финансы поют романсы», означающее недостаточное количество или даже отсутствие денежных средств у человека, семьи, предприятия. Так что в быту, а иногда и в производственной сфере финансы понимают как денежные средства. Но с теоретических позиций, рассматривая соотношение между денежными средствами и финансами, корректнее говорить о том, что отдельные виды денежных средств представляют финансовые ресурсы, тогда как финансы есть понятие более широкого плана.
Финансы возникли впервые в XIII-XV веках в Италии, города которой - Флоренция, Генуя, Венеция - являлись крупными центрами торговли, денежных расчетов и банковского дела. В дальнейшем термин стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношении, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих функций.
На первых этапах развития общества подавляющая часть государственных расходов и доходов имела натуральный характер. Ресурсы монарха не были отделены от государства. При рабовладении основная часть потребностей государства удовлетворялась в форме личного труда рабов, продуктов их груда, натуральных податей и повинностей. В составе расходов выделялись затраты на содержание армии, ведение войн и выкуп пленных; строительство военных укреплений, судов, общественное строительство (храмы, водопроводы, дороги, содержание двора монарха). Основными доходами служили поступления от земель, регалий (отдельных промыслов), военные трофеи, дань с народа, трудовые и личные повинности крестьян, ремесленников, налоги.
В Древней Руси формой эксплуатации населения, возникшей еще в дофеодальный период, была дань, которая нередко взималась в виде контрибуции с покоренных племен. Во второй половине IX века и в период раннего феодализма (IX-XII века) дань становится одним из основных источников дохода княжеской власти. В дальнейшем роль финансов значительно возрастает. Они выступают материальной основой выполнения государством своих функций, таких, как охрана частной собственности, воспроизводство общественного продукта. Важнейшим методом аккумуляции финансовых ресурсов становятся налоги, которые выступают главным видом доходов государственного бюджета. В конце XIX — начале XX века на долю налогов приходилось 80-90% всех доходов государственного бюджета. Особую роль в настоящее время приобретают государственные финансы. Если в начале XX века в ведущих странах перераспределялось через финансовую систему 9-18% национального дохода страны, то сейчас этот показатель превысил 50%. При этом резко возросли и объемы государственного бюджета.
Финансы - это денежные фонды, которые образуются в процессе воспроизводства.
Финансовые отношения - это система отношений по поводу образования, распределения и перераспределения, накопления и использованием фондов денежных средств (финансовых ресурсов).
Финансовые отношения - это отношения между:
· государством и юридическими и физическими лицами;
· физическими и юридическими лицами;
· юридическими лицами;
· отдельными государствами.
Система этих отношений получила название финансовой системы. Звенья финансовой системы: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды.
Различают финансы:
- хозяйствующих субъектов;
- населения;
- государства;
- областей (регионов) и органов местного самоуправления;
- внебюджетные фонды.
Финансы хозяйствующих субъектов - это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, физическими и юридическими лицами, возникающие в процессе хозяйственной деятельности в связи с формированием и использованием денежных фондов (в том числе и за счет прибыли), что обеспечивает процесс производства и воспроизводства в пределах предприятия (фирмы).
По форме собственности финансы хозяйствующих субъектов разделяют на: частные, смешенные и государственные.
Доходную часть финансов населения образуют первичные доходы семей, расходную часть - все расходы и сбережения. Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а ведущим звеном финансов государства является государственный бюджет доходов и расходов государства. С его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП). ВВП — суммарная стоимость всех произведенных страной за определенный промежуток времени товаров и услуг, в т. ч. на факторах производства, находящихся за рубежом; совокупный доход всех граждан страны.
Финансы областей (регионов) и органов местного самоуправления. За счет средств местных бюджетов финансируются расходы по решению проблем местного уровня. Источниками доходов являются: средства от приватизации, арендная плата, дивиденды от предпринимательской деятельности, местные налоги. Отчисления от общегосударственных налогов и бюджетных сборов областей осуществляются на основе утвержденных нормативов.
Тем областям (регионам), в которых доходная часть не покрывает минимальные расходы, предоставляются дотации (в %), субвенции или субсидии (в денежных единицах). Внебюджетные фонды классифицируются по таким принципам:
· по определению статуса их собственности (государственные, негосударственные);
· по территориально-отраслевой принадлежности (общегосударственные, региональные, к примеру, внебюджетные фонды местных Советов, отраслевые, благотворительные);
· по целенаправленности (социальная помощь, техническое развитие, содействие предпринимательству, а также общегосударственной и региональной программами и т.п.).
Государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, охраны окружающей среды, приватизации, поддержки предпринимательства, инновационный, развития дорожного хозяйства и др.) создаются за счет установленных источников (в том числе и госбюджета).
Функции государства и общественных финансов в условиях рыночной экономики впервые были сформулированы Р. Л. Масгрейвом в работе «Теория и практика государственных финансов» (1978 г.). Финансы выполняют три функции:
· предоставление общественных товаров и услуг или регулирование процесса, соответственно с которым определяется состав общественных товаров и происходит распределение ограниченных производственных факторов (рабочей силы и капиталов) между общественным и частным секторами (алокативная функция);
· корректировка распределения доходов и имущества (дистрибутивная функция);
· поддержание высокого уровня занятости при достаточно стабильных ценах (стабилизационная функция). Можно выделить еще одну функцию финансов - контролирующую.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.