Сущность понятий «универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия»

  • docx
  • 02.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сущность понятий «универсальные учебные действия»,.docx

Сущность понятий «универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия»

 

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Выделяется четыре вида универсальных учебных действий:

- личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация); В процессе обучения слабослышащих учащихся необходимо развернуть педагогические условия организации работы по формированию универсальных учебных действий

- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);

- познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы);

- коммуникативные (учёт позиции собеседника либо партнера по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Универсальные учебные действия коммуникативного блока занимают особое место в общей системе УУД. Во-первых, главной в активной мыслительной деятельности учащихся является способность верно воспринимать информацию и передавать ее другим. От качества коммуникации, от способности ученика работать с разными видами текстов зависит его успеваемость обучения. Следовательно, формирование умений коммуникации, на мой взгляд, должно стать первостепенной задачей каждого учителя. Во-вторых, данные умения особенно существенными становятся в условиях организации разных видов сотрудничества между учащимися, без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения. Учащийся готовится сотрудничать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в совместном обсуждении проблем, обосновывать собственные высказывания, точно формулировать свои идеи, принимать мнения других людей. Это требует от учащихся умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.

Видами коммуникативных действий являются:

1.проектирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками формулирование цели, роли участников, способов сотрудничества;

2.формулирование вопросов - активная совместная в поиске и сборе информации;

3.разрешение конфликтов - обнаружение проблемы, поиск и оценка различных способов разрешения конфликта, утверждение выводов и их реализация;

4.регулирование действия партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

5.способность точно и правильно формулировать свои идеи согласно задачам и условиям коммуникации.

Коммуникативные универсальные учебные действия в отличие от познавательных, связаны с методами организации учебно-воспитательного процесса, а не с содержанием обучения. Для усвоения коммуникативных УУД необходимы процедуры, отличающиеся от освоения предметных знаний. Учащийся постигает коммуникативные УУД через включенность в необходимую деятельность и последующую рефлексию своих действий.

Коммуникативные УУД обладают значительным потенциалом для саморазвития школьника, проявляющимся в следующих аспектах:

•                     обучающий: владение диалогической и монологической формами речи согласно грамматическим и синтаксическим нормам языка; обеспечение обменом знаний между членами коллектива для принятия результативных общих решений; умение с помощью вопросов получать нужную информацию: работа с информацией; способность излагать собственные мысли в устной и письменной форме; осознанное чтение;

•                     развивающий: предвидение разных вероятных мнении других людей; развитие способности к самосознанию и рефлексии;

•                     воспитательный: формирование критичности; способность взять инициативу на себя в организации коллективного действия; уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; готовность адекватно реагировать на нужды других; стремление устанавливать доверительные отношения и достигать взаимопонимания.

•                     социальный: понимание возможности существования различных мнений, не совпадающих с личной; формулирование цели и ролей участников, методов сотрудничества; готовность к рассмотрению различных точек зрения и выработке общей (коллективной) позиции; умение обосновывать свое мнение, спорить и бесконфликтно защищать свое мнение; способность организовывать деловые отношения; создание результативного сотрудничества с ровесниками и взрослыми: обеспечение бесконфликтной коллективной работы в команде.

 


 

Скачано с www.znanio.ru