Сущность, содержание науки «Управление».

  • docx
  • 08.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-002250.docx

Сущность, содержание науки «Управление».

Понятие «управление» применимо к любым системам - био­логическим, техническим, социальным. Поэтому выделяют три вида управления: в живой природе, технических системах и в об­ществе. Управление процессами, происходящими в живой приро­де, изучается биологическими науками, в неживой - технически­ми, в обществе - общественными с использованием данных дру­гих отраслей знаний.

Под управлением любой системой понимается процесс воздей­ствия на нее для поддержания в определенном состоянии или пе­ревода в новое состояние в соответствии с присущими данной сис­теме объективными свойствами и закономерностями.

Наиболее сложным видом управления является социальное управление, то есть воздействие на деятельность людей, объеди­ненных в группы, коллективы, классы с различными интересами. Существуют три вида социального управления: экономическое (производством); социально-политическое (государством); духов­ной жизнью общества.

Управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объедине­нием, предприятием и внутри системы каждого уровня. Управле­ние сельскохозяйственным производством - составная часть об­щественного производства, то есть отраслевого управления. В общественном производстве решающая роль принадлежит главной сфере - непосредственному производству. Именно управ­ление этой сферой и является объектом науки управления сель­скохозяйственным производством.

Субъектом управления выступает человек, который обладает необходимыми знаниями и способнос­тями для сознательного определения целей и осуществления про­цессов управления.

Управление производством как специфический вид деятельно­сти - объективный и неизбежный результат превращения инди­видуальных производственных процессов в комбинированный об­щественный труд. С развитием производительных сил общества, сопровождающемся разделением труда, возникла объективная не­обходимость координировать труд людей в масштабе предприя­тия, отрасли экономики, отдельной страны или их сообщества.

 

Процесс производства сельскохозяйственной продукции представляет собой процесс взаимодействия между управляющей и управляемой системой:

 

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ

Сущность управления производством в литературе определяет­ся по-разному с позиций философии, политэкономии, кибернети­ки, психологии, права и других наук. Например, отдельные фило­софы рассматривают управление как область целенаправленных организационных мероприятий по практическому использованию объективных экономических категорий и закономерностей. Сам термин «управление» соответствует латинскому «administratio», что в переводе означает «деятельность под (чьим-то) руковод­ством, служба в подчинении».

П. Друкер, ведущий теоретик в области управления и организа­ции, отмечает: «Управление - это особый вид деятельности, пре­вращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенап­равленную и производительную группу. Именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значи­мый социальный феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше высококвалифицированных людей, тем в большей мере зависят они от организации». Другой видный специалист в области управления Б. Карлоф отмечает, что управление - это вся дея­тельность, связанная с контролем движения ресурсов. Есть про­стое американское определение управления: «Делать что-либо ру­ками других и приводить их к успеху». Однако следует иметь в виду, что управление производством - особая функция, прису­щая процессу труда как таковому. Любое производство предпола­гает управление средствами труда, которое Ф. Энгельс называл «управлением вещами»: это процесс непосредственного воздей­ствия человека на предмет труда с помощью средств труда. Произ­водство предполагает управление работниками на основе согласо­вания их действий со стороны других работников, которое опре­деляется как «управление людьми» и рассматривается как наибо­лее сложная область человеческой деятельности. Для лиц, обеспечивающих управление людьми, предметом их труда являет­ся информация, а также различные связи и отношения между от­дельными лицами или группами работников, которые выполняют определенные виды деятельности в общественном производстве. В целом управление производством можно охарактеризовать как область трудовой деятельности, направленную на обеспечение со­гласованной и эффективной работы людей с целью выполнения поставленных перед ними задач.

Рассматривая сущность управления производством, Анри Файоль, которого иногда называют «отцом научного ме­неджмента», отмечал: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать: предвидеть - то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действий; организовывать - то есть строить двойной, материальный и соци­альный организм предприятия; распоряжаться - то есть застав­лять персонал надлежаще работать; координировать - то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия; контролировать - то есть заботиться о том, чтобы все соверша­лось согласно установленным правилам и отданным распоряже­ниям». Таким образом, сущность управления производством зак­лючается в обеспечении целенаправленного, планомерного воз­действия управляющей системы (субъекта управления) на управ­ляемую (объект  управления),  осуществляемого различными методами по определенной технологии в целях поддержания сис­темы в устойчивом равновесии или переводу ее в новое (желаемое) состояние.

Общество - самоуправляемая система, и ее главным компонентом является человек, точнее, индивидуумы и их различные группы. Человек в обществе не только субъект, но и объект управ­ления, и функции такого управления весьма многообразны. Для этого, в частности, следует:

- определить место каждого человека в общественной системе, его права и обязанности, его социальную роль;

- научить его выполнять свою социальную роль, в том числе обу­чить профессии и навыкам общественной деятельности;

- создать каждому благоприятные условия (прежде всего на ра­боте, а также в быту) для наилучшего выполнения своих обязанно­стей, воздействовать на человека таким образом, чтобы его дела отвечали интересам коллектива и общества в целом;

- эффективно контролировать, как человек выполняет свою роль, при необходимости поправлять его действия, по достоинству оценивать результаты его работы.