СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. В законе "Об образовании" в ст. 18 сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное образовательное учреждение существует в помощь семье. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника. ФГОС ДО задает стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если образовательное учреждение поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества. В современном дошкольном учреждении необходим поиск новых, альтернативных форм партнерства, взаимодействия с семьей, чтобы сделать их настоящими союзниками, а в некоторых случаях и первооткрывателями новых идей в вопросах формирования основ здоровой личности дошкольников и общего развития детей и безопасного образа жизни дошкольников. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Педагоги нашей группы считают, что очень важно, что бы родители совместно с педагогами помогали своему ребёнку развиваться. Поэтому мы ищем новые формы и методы работы с семьёй. Основной нашей целью взаимодействия с семьей является приобщение родителей к процессу развития и воспитания ребёнка путём организации содержательного взаимодействия педагоги-родители. Задачами: 1. повышение педагогической и правовой культуры родителей; 2. изучение семей, их воспитательных возможностей; 3. вовлечение родителей в воспитательно-образовательную работу группы; 4. организация помощи родителям в обучении умению играть и общаться со своим ребёнком, адекватно оценивать его и определять оптимальные пути взаимодействия с ним
Принципы взаимодействия с семьёй: 1. целенаправленность, систематичность, плановость. 2. дифференцированный подход к родителям с учётом специфики каждой семьи 3. возрастной характер работы с родителями 4. доброжелательность, открытость 5. сотрудничество (общение на «равных») 6. взаимодействие (личностное взаимодействие педагога и родителя в процессе воспитания ребёнка) Методы изучения семьи, используемые нами в работе: 1. анкетирование 2. наблюдение за ребёнком 3. посещение семьи ребёнка 4. изучение семейных традиций 5. беседы с ребёнком 6. беседы с родителями Формы сотрудничества 1. родительские собрания 2. консультации, семинары, тренинги, мастер - классы 3. беседы 4. посещение семьи ребёнка 5. посещение родителями группы, занятий 6. информирование в родительском уголке 7. совместная деятельность (занятия досуг) 8. совместные праздники, развлечения 9. выполнение домашних, игровых заданий 10. привлечение родителей к хозяйственным делам в группе 11. совместные творческие выставки 12. приобщение родителей к участию в проектной деятельности. Виды взаимодействия с семьей 1. ситуативные (беседы связанные с особенностями жизнедеятельности ребёнка) 2. организационные: помощь, поручение Так же нас волнует вопрос: какими должны быть взаимоотношения дошкольного учреждения и семьи? Некоторые родители считают, что, отдав своего ребёнка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует всё происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребёнка. Для того, чтобы семьи умели воспитывать ребёнка и понимали, зачем это нужно необходима квалифицированная помощь детского сада. В основе взаимодействия семьями детей лежит сотрудничество. Инициаторами установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку мы профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимаем, что её успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей. Это сотрудничество требуется в интересах ребёнка, и в этом необходимо убедить родителей. Важно чтобы родители были уверены в хорошем отношении ребёнка к педагогу. Чувствовали компетентность его в вопросах воспитания. Но главное ценили его личностные качества. В настоящее время важно, чтобы детский сад учитывал различные влияния, которые могли бы обогатить воспитательно-образовательный процесс. Поэтому наша группа дошкольного образования всегда открыта для родителей и других членов семьи. Так как они могут значительно разнообразить жизнь детей в детском саду. Внести свой вклад в образовательную работу. Привлечении родителей, других членов семьи к воспитательно-образовательной работе в нашей группе необходима, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому, но и потому, что они по - новому начинают смотреть на своих родителей. Мы имеем возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять её сильную и слабую сторону в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда и самим поучиться у них. Педагогическое взаимодействие детского сада и семьи позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки. Сотрудничество заключается не в морализаторстве и насильственном исправлении «неудобных» родителей, а в оказании им психолого-педагогической помощи и поддержки в воспитании и развитии детей. Успешность такой работы во многом зависит от комплексного, системного подхода к организации работы с родителями. Я расскажу о формах и методах, используемых нами и направленных на повышение педагогической культуры родителей. Родительское собрание. Родительское собрание является местом обсуждения актуальных проблем воспитательно-образовательной работы, проведения бесед педагогического содержания, организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных задач и т.д. Подготовка и проведение собрания требуют учета особенностей взрослой аудитории. Необходима тщательная его подготовка, чтобы конечный результат оправдал ожидания всех его участников. Вот основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при подготовке к собранию: - тщательно продумать «сценарий» собрания; - подготовить вопросы, которые будут обращены к родителям; - продумать оформление группы, чтобы она соответствовала проблеме обсуждения; - заранее провести анкетирование родителей и (или) детей, чтобы посмотреть на проблему их глазами; - подготовить материалы, которые раскрывают отдельные моменты жизни детей в группе; - расставить столы по кругу, чтобы все чувствовали себя в одинаковых условиях; - продумать персональные приглашения для родителей; - можно привлечь к подготовке собрания активных родителей; Организуя таким образом родительские собрания, нам в короткий период времени удается добиться хороших результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни группы, принимают активное участие в ее жизни. Эта форма позволяет родителям получать более широкую информацию о жизни детей в детском саду, сплачивает коллектив родителей, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей. Вечер вопросов и ответов. Эту форму мы используем для сбора информации по разным проблемам. Ответы на вопросы часто носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение. Такие вечера проходят как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов. В зависимости от обсуждаемых вопросов, на таких вечерах присутствуют психолог, медики, юрист и т.д. Круглый стол. Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и педагогов. Их тематика различна. Можно обсудить различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей. Эта форма интересна тем, что практически ни один родитель не остается в стороне, все принимают активное участие, делясь интересными наблюдениями и высказывая отдельные советы. Деловая игра. Деловая игра максимально приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Темой деловых игр могут быть разного рода конфликтные ситуации. Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации. Консультация. Основной задачей консультации является расширение знаний родителей о психологии воспитания, о педагогических приемах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания. На консультациях родители учатся адекватно воспринимать друг друга, у них зачастую меняется представление о своем ребенке, расширяется спектр воспитательных приемов, которые затем применяются ими в повседневной жизни. Они вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, в ходе обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов. В процессе консультирования можно выделить следующие факторы эффективности работы с родителями: - создание психолого-педагогического климата. Педагог должен убедить родителей, что он проявляет искренний интерес к проблеме и хочет помочь в ее разрешении; - педагог задает наводящие вопросы, которые вызывают родителей на откровенный разговор; - педагог должен вникнуть в суть проблемы, осмыслить сложившуюся ситуацию и увидеть в ней то положительное, чего не заметил родитель; - не называя причин конфликта, педагог старается подвести родителей к ее пониманию; - родитель осознает причину конфликта, а педагог ненавязчиво подсказывает пути его решения, чтобы родитель был уверен, что он сам нашел их; - педагог подтверждает правильность находки родителя (или корректирует) и закрепляет мотивацию на выполнение принятого решения. Групповое консультирование назначается педагогом для родителей, чьи дети имеют общие особенности в воспитании, в состоянии здоровья и т.д. Консультация состоит из небольшого сообщения педагога и ответов на вопросы родителей. Здесь мы часто используем игровые приемы работы: разыгрываем ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми. Консультация может носить либо выраженный инструктивный характер, либо проходить в форме обсуждения сложных воспитательных ситуаций, которые вызывают затруднения у родителей. Это делает консультирование важным элементом в общей системе работы с родителями. Наглядная информация. Она позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., а также непосредственно показать им воспитательнообразовательный процесс, помогает доступно и убедительно донести необходимую педагогическую информацию. Родители с удовольствием рассматривают работы детей, представленные на выставках рисунков, лепки, аппликации. Мы постоянно обновляем содержание информации о повседневной жизни группы. Тематика материалов стендов зависит от возрастных особенностей детей и их семей. Большое значение уделяем оформлению тематических выставок, посвященных праздникам и определенным темам (например, «Мамины руки не знают скуки», «Самые сильные, ловкие, смелые», «Что нам осень принесла» и т.д.) Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересмотреть свои методы и приемы воспитания. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. День открытых дверей. Родители получают возможность - наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной; - сравнивать умения и поведение своего ребенка с умениями и поведением других детей; - перенимать у педагога приемы воспитательных воздействий. Родители видят, как сложен и ответственен труд воспитателя, наблюдают, чем располагает сад для воспитания и обучения детей. Это очень эффективный путь наглядного, конкретного обучения родителей. Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.). Фотостенды о прожитом событии, в которых отражаются все основные интересные моменты, происходящие в течение пребывания детей в ДОУ, даются небольшие рекомендации. Родители с удовольствием рассматривают предложенную информацию, просят детей пояснить, чем они занимались, дети хорошо раскрывают все события, отраженные на снимках. Использование презентаций PowerPoint на родительских встречах. С помощью презентаций можно донести до родителей самую различную информацию: отчеты о прожитых событиях, интересные факты из жизни ребенка в группе, новая учебная информация. Родители с удовольствием ищут своих детей на фотоснимках. Информация наглядно воспринимается намного лучше. Анкетирование, с целью определения трудностей в вопросах воспитания детей, что позволяет мне наиболее глубоко изучить интересующие родителей темы по организации воспитательно-образовательного процесса детей. Мастер – класс от родителей. Привлечение родителей к созданию дидактических пособий с дальнейшим представлением правил игры детям. Дети с удовольствием играют в эти игры в самостоятельной деятельности. Благодаря названным формам практически все родители стали активными соучастниками образовательного процесса и жизни группы. Сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы воспитателя, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями (не только по необходимости, профессиональному долгу) как с равными партнерами, заинтересованными в успехе воспитания и образования собственных детей. Заключение Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу. Семья является институтом первичной социализации. Детский входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой. В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.). Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. В заключении отмечу, что все формы работы с родителями, используемые в детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Опыт работы с родителями показал, что в результате использования нетрадиционных форм работы позиция, как родителей, так и воспитателей стала наиболее гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Таким образом, объединение усилий воспитателей и родителей является обязательным условием успешного решения воспитательных задач. Список литературы: 1. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей / Управление дошкольным образовательным учреждением.-, 2002 №4- с. 33-38 2. Давыдова О.И., Работа с родителями в ДОУ. Творческий центр, 2005. 3. Дронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья. – М.;Линка-Пресс, 2001г. 4. Зверева О.Л., Родительские собрания в ДОУ; Методическое пособие – М.; Айриспресс, 2007. 5. Козлова А.В., Работа ДОУ с семьей. – М.; Сфера, 2007. 6. Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.